Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Пейзаж 30-50-х годов XIX века

Михаил Иванович Лебедев (1811 — 1837)

 Одним из самых талантливых пейзажистов второй трети XIX века был Михаил Иванович Лебедев (1811 — 1837), создавший за недолгую жизнь ряд превосходных произведений. В Академии художеств Лебедев учился у М. Н. Воробьева, очень рано обнаружив большую творческую самостоятельность. В пейзажах художника, написанных в Италии, влияние его учителя уже мало отражается.
    Учась в Академии, Лебедев свои каникулы часто проводил в имении Фаль в Эстонии, откуда привозил тщательно выписанные деревенские пейзажи, изображавшие невысокие холмы, покрытые деревьями, или лужайки с отдыхающими коровами. Особенно плодотворным оказалось для Лебедева пребывание летом 1833 года в Ладожском уезде, Петербургской губернии, где он написал простой, скромный, овеянный поэтическими настроениями «Пейзаж с прудом», или, иначе, «Вид села Василькова» (1833, Третьяковская галерея). Одновременно художник написал «Вид в окрестностях Ладожского озера», За который Академия присудила ему Большую золотую медаль. Этот пейзаж изображает лесную чащу, освещаемую кое-где лучами закатного солнца, пробившимися сквозь листву.
    В том же 1833 году Лебедев уехал в качестве пенсионера Академии в Италию и поселился в Риме. Его итальянские пейзажи своеобразны по живописи, отличаясь плотной кладкой глубоких по цвету красок. Больше всего он писал близлежащие окрестности «вечного города» с их роскошными парками, монументальными вековыми деревьями и широкими дорожками, вымощенными камнем. В пейзажах Лебедева Эти дорожки манят зрителя в прохладную тень, открывая перед ним свою глубину; солнечный свет ложится трепетными пятнами на землю, листва и стволы деревьев Занимают почти все живописное поле, и только наверху маленьким кусочком виднеется небо, чаще всего золотистое от закатных лучей.
    Таков был, судя по описанию современников, вид лесной чащи в окрестностях Ладожского озера (1833), таковы же и итальянские пейзажи Лебедева: «В парке Гиджи» (1837, Третьяковская галерея),  «Аллея в Альбано» (1837, Третьяковская галерея) и др.

М.А. Лебедев. Аллея в Альбано (1837)

    Иногда в пейзажах Лебедева фигурирует и архитектура, как, например, в самом известном пейзаже Лебедева, «В парке Ариччиа» (1835, Третьяковская галлерея; 1836, Русский музей), где над купами деревьев возвышается здание. Появляются иногда и человеческие фигурки; впрочем, у Лебедева они никогда не приобретали того особого значения, какое они имели в пейзажах Щедрина. Художник вводит их как оживляющий стаффаж, обогащающий ярким цветом платьев колорит картины. Однако, судя по некоторым рисункам и особенно по литографии с одной из последних работ Лебедева («Художественная газета», 1841), можно предположить, что у Лебедева к концу жизни появились и чисто жанровые мотивы.                     
    Современника возлагали огромные надежды на талант Лебедева, но холера, свирепствовавшая в Неаполе в 1837 году, унесла Лебедева. Он умер на двадцать шестом году жизни.
    Необычайно продолжительная и плодотворная деятельность Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900) в самом начале носила отчетливо выраженный романтический характер.
    Айвазовский как бы всегда стремится слиться со стихиями, с водой, воздухом и светом. В тех случаях, когда художник изображал сухопутный, а не морской пейзаж, он увлекался не столько характеристикой той или иной местности, сколько изображением красочных симфоний, разыгрывающихся в просторах неба.
Лев Феликсович Лагорио (1827—1905) представляет собой менее яркую фигуру, чем Айвазовский. Он так же, как и Айвазовский, в своем раннем творчестве близок к Сильвестру Щедрину и даже к Лебедеву, хотя более грандиозен по масштабам своих горных и морских пейзажей.
    Его творчество, так же как и деятельность Айвазовского, удобнее рассматривать в пределах искусства второй половины XIX века, когда в его живописи уже вполне установились реалистические черты.
    Пейзаж 30—50-х годов характеризуется усиливающимся стремлением художников к реализму. Наряду с романтическими картинами раннего Айвазовского, интимными лирическими пейзажами Лебедева создаются добросовестные работы Чернецовых, самоотверженных патриотов, поставивших перед собой вполне реалистическую проблему трактовки пейзажа как «портрета» местности.
    Школой Воробьева были заложены прочные основы для дальнейшего развития русского реалистического пейзажа, отмеченного во второй половине XIX века выдающимися достижениями.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Заходите, смотрите, участвуйте: летний конкурс  «В поисках дворянского гнезда».

На www.gogol.ru выставка работ пользователей в разделе ИЗО "Нарву цветов и подарю букет..."   У нас всегда рядом профессионалы и любители.


В избранное