Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Александр Андреевич Иванов (1806—1858)

 

Александр Андреевич Иванов (1806—1858) — один из величайших русских художников XIX века, стремившийся соединить в своем творчестве прогрессивные, гуманистические идеи с великими традициями мирового искусства и глубоким изучением натуры.
    Отец Иванова Андрей Иванович Иванов был профессором Петербургской Академии художеств. Выученик той же Академии, он был скромным тружеником, для которого искусство было делом, требовавшим прежде всего добросовестного к себе отношения.
    В 1817 году, одиннадцати дет от роду, Александр Иванов, до того воспитывавшийся дома, был отдан в Академию. Скоро успехи его стали настолько блестящими, что учителя, и прежде всего Егоров, взяли работы молодого художника под сомнение. Так как, учась в Академии, он продолжал жить, а главное, работать дома, а не в академическом общежитии, то враги отца распустили слух, что он работает не сам, а с помощью отца. В этой неприветливой жизненной шкоде складывался характер молодого художника.
Жить одному, вдали от казенного Петербурга и ненавистной Академии, жить только для того, чтобы творить, а не для того, чтобы создавать свое материальное благополучие, —вот те идеалы, которые постепенно вырабатывались в Иванове. Они созрели в нем намного раньше, чем созрел он сам как художник.
    В 1824 году Иванов написал свою первую крупную картину масляными красками— «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (Третьяковская галерея), за которую подучил Малую золотую медаль.

А.А. Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824)

    Сюжет картины взят из двадцать четвертой песни «Илиады»: «Старец, никем не примеченный, входит в покой к Пелиду. В ноги упав, обнимает колени и руки целует...» Иванову, несомненно, была целиком известна вся гомеровская поэма — так широко использовал он все указания текста, относящиеся не только к изображаемому моменту, но и к облику героев и ко всей обстановке. Уже в этой своей самой ранней вещи Иванов обнаруживает стремление к психологической выразительности и археологической точности. Когда картина появилась на выставке, то критика отметила внимательное отношение Иванова к тексту Гомера и сильную экспрессию действующих лиц картины.
    На выставке 1827 года появится вторая картина Иванова — «Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и виночерпию» (Русский музей), удостоенная Большой золотой медали. Здесь экспрессия лиц и несравненная пластика фигур далеко превосходит «Приама», свидетельствуя об исключительном даровании художника и быстром его развитии. Освещенные фигуры на темном фоне производят впечатление статуй. Плавные складки античной одежды Иосифа трактованы с поразительным совершенством. Иосиф вещает ужасную участь хлебодару, указывая ему на рельеф с изображением казни, высеченный на стене темницы. Виночерпий нетерпеливо, со светлой надеждой ожидает, что скажет о нем прорицатель. Хлебодар и виночерпий похожи, как братья, тем отчетливее поэтому выступают на их лицах выражения противоположных чувств: надежды и отчаяния. Египетский рельеф,   сочиненный самим Ивановым, показывает, что он уже тогда был знаком с египетской археологией и обладал тонким чувством стиля. Во всех своих ранних работах Иванов стремился к сильным душевным движениям, выраженным в предельно ясной форме.
    Однако картина эта чуть было не повлекла за собой крушение карьеры Иванова, столь блистательно начатой. Изображение (в виде барельефа) казни на стене темницы было истолковано как дерзкий намек на кровавую расправу Николая I с декабристами. Художнику едва удалось избежать Сибири. И, несмотря на то, что Иванову была присуждена Большая золотая медаль, вопрос о его командировании за границу затянулся. Академическое начальство решило еще раз проверить его способности, задав новую тему: «Беллерофонт, отправляющийся  в   поход  против   Химеры»   (1829, Русский музей).
    Иванов начал писать, горя вдохновением, но картину испортили официальные советчики, вмешивавшиеся в его работу и упрекавшие художника в медлительности. Какой свободной и пламенной кистью исполнен ее первый эскиз (Русский музей) и как вяло и безразлично написана она сама! Новая картина Иванова оказалась слабее предыдущей. Однако заграничная командировка после многих проволочек все же была присуждена Иванову.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Заходите, смотрите, участвуйте: летний конкурс  «В поисках дворянского гнезда».

На www.gogol.ru выставка работ пользователей в разделе ИЗО "Нарву цветов и подарю букет..."   У нас всегда рядом профессионалы и любители.


В избранное