Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Александр Иванов

Рождение замысла. Разбег   

 В Риме Иванов сближается с Н. М. Рожалиным, членом кружка московской передовой молодежи и другом поэта Веневитинова. Рожалин помог началу формирования в художнике нового чувства родины. Россия больше не ассоциировалась в представлении художника с казенным Петербургом. В сознании Иванова возникает огромная Россия и ее средоточие, сердце ее, — Москва.
    Перечитывая евангелие, Иванов нашел наконец сюжет, до него никем из художников не бравшийся: первое появление Мессии (Христа) перед народом, ожидающим исполнения своих заветных чаяний, возвещенное Иоанном Крестителем. Иванов воспринял этот сюжет как сюжет, вмещающий весь смысл евангелия, могущий воплотить высокие моральные идеалы всего человечества так, как понимали их передовые русские люди начала XIX века. Работа над эскизами картины началась осенью 1833 года.
    Нахождение темы Иванов переживал как событие, призванное определить все дальнейшее течение его творческой жизни. Замысел картины он подробно излагает в письмах к отцу и к начальству. Суждения его поражают своей ясностью и глубиной. В нем впервые зарождается чувство собственной значительности как художника, которому «вверено» огромное, национального значения дело, долженствующее стать вкладом в национальную и мировую культуру. Так в свете этих новых задач искусство открывает перед Ивановым свои самые далекие перспективы. У него созревает отчетливое представление о возможностях и о границах живописи, перед ним возникает ряд художественно-практических задач, связанных с решением темы.
    С самого начала работы художник трактовал свой сюжет как исторический, а не религиозный, устраняя все черты его мистического истолкования. Он составил план, рассчитанный на десятилетие в соответствии с чрезвычайной сложностью замысла. Этот план испугал  недоверчивых   петербургских   «благодетелей» Иванова своей продолжительностью и дороговизной. Несмотря на угрозы лишить художника всех средств, Иванов не сдался. Он осуществил глубокое изучение памятников античного искусства и монументальной живописи итальянского Возрождения. Не имея возможности совершить путешествие в Палестину для изучения народных типов и пейзажа мест, связанных с евангельской легендой, Иванов искал соответствующую натуру в Италии.
    Летом 1834 года он предпринимает продолжительное путешествие по Северной Италии, главной целью которого было изучение венецианских колористов, сосредоточенных в Венеции и сравнительно слабо представленных в Музеях Рима. В Венеции Иванов пробыл месяц, сделав копию маслом с центральной части «Ассунты» («Взятие на небо Богоматери») Тициана. Кроме того, следами этого путешествия являются многочисленные зарисовки на страницах «Путевых записок» — драгоценного документа, свидетельствующего, как глубоко уже в то время Иванов понимал специфику живописи и как умел извлекать из виденного практические уроки для себя.
    Результатом путешествия было резко критическое отношение художника к болонской школе и ее подражателям, которых превозносила Академия, признание высоких достоинств монументалистов раннего Возрождения (Джотто) и настоятельное стремление разгадать существо колорита и композиционные приемы венецианцев (главным образом Тициана, Паоло Веронезе и Тинторетто) в связи с проблемами, которые необходимо было разрешить ему самому в ходе работы над большой картиной.
    Прежде чем приступить к исполнению задуманной большой картины, Иванов решает предварительно укрепить свои силы в менее сложной, двухфигурной композиции.
    В 1835 году Иванов закончил и отправил в Петербург на академическую выставку «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (Русский музей); успех картины превзошел ожидания художника: ему дали звание академика и еще на три года продлили срок его пребывания в Италии, к тому времени уже истекший.

А.А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине (1835)

    В статуарности фигур этой картины (особенно фигуры Христа, напоминающей статую Христа Торвальдсена), в условных драпировках и пейзаже, который служит для фигур почти нейтральным фоном, Иванов отдал последнюю дань академизму. Это полностью отвечало первоначальному замыслу картины, в которой художник предполагал показать свое умение изображать обнаженное человеческое тело и драпировки. Однако наряду с этим его уже увлекла здесь Задача изобразить плачущее прекрасное женское лицо и движение фигуры. Он не решился на более радикальные перемены в картине, хотя виденная им в Падуе композиция Джотто на тот же сюжет натолкнула его на мысль вовсе отказаться от «казенного куска наготы».
    Сложное выражение лица Магдалины (улыбка сквозь слезы) и удачно найденное положение ног Христа (основанное на глубоком знании анатомии и сообщающее его фигуре иллюзию движения) — вот наиболее реалистические черты картины в общем ее академическом строе.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Заходите, смотрите, участвуйте: летний конкурс  «В поисках дворянского гнезда».

А у нас для вас новость:  конкурс СЛОГАНОВ в разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь". Читайте условия и подключайтесь!


В избранное