Действие картины происходит среди разнообразной природы, чем и вызваны были первоначально многочисленные пейзажные работы художника. В творчестве Иванова они образуют совсем особую отрасль. Трудные задачи художник ставил перед собой. Он стремился передать всю невообразимую сложность и разнообразие форм растительного мира, причудливую анатомию древесных стволов и ветвей, игру солнечного света на трепещущей листве, поверхность земли, природу камня и движение воды. Во взаимной
связи различных явлений природы обнаруживается все красочное ее богатство. Под действием света в природе пробуждаются краски и возникают нежные цветовые рефлексы. Человек и окружающая природа должны были войти в картину со всей могучей выразительностью объемной формы и глубиной, присущей пространству. Иванов понял возможность средствами живописи связать воедино пространство и форму. Вслед за великими венецианцами он открывает в природе и неиссякаемый источник колорита.
На многочисленных эскизах можно проследить, как все более и более возрастало в картине значение пейзажа. В окончательном варианте пейзаж уже не ограничивается только деревьями, а включает огромное пространство, замыкающееся цепью гор. Подножия их окутаны туманом, подымающимся над долиной, покрытой виноградником. Художник изучал пейзаж в парках и окрестностях Рима, в Альбано и Субиако. Лишенный возможности поехать в Палестину, Иванов писал болотистые пейзажи римской Кампаньи, напоминающие
долину Иордана. В связи с решением пейзажных задач перед художником возникла проблема колорита и еще позднее — освещения. Все это можно проследить на огромном количестве эскизов и этюдов, сопутствующих всей работе над картиной. Неувядаемо новое впечатление производят такие пейзажи Иванова, как «Ветка» (Третьяковская галерея), где все построено на ощущении глубокого контраста освещенной листвы, бесконечно богатой и по своей форме и цвету, с густой и прозрачной синевой небесного свода.
Внизу расстилается берег, полускрытый голубым туманом.
А.А. Иванов. Ветка.
С каким неослабным напряжением прослеживает художник уходящие в глубину пространства виноградники, которыми покрыта холмистая поверхность земли. Замечательны также этюды, связанные с левым углом картины, где изображены обнаженный юноша, выходящий из воды, и старик, опирающийся на палку. Густая листва, поверхность воды с волнообразным отражением и мокрое человеческое тело, блистающее рефлексами, — вот та совершенно новая для живописи область,
которую открыл гений Иванова в своем неустанном наблюдении природы. Есть какая-то особая радость в том, как во всем прослеживает он проявление растительных сил природы, обнаруживающих себя в структуре древесного ствола, в ветвях и листьях, равно как и в структуре человеческого тела, его костяке и мышцах, его движениях и цвете. К 40—50-м годам относятся замечательные мальчики среди пейзажа (Третьяковская галерея и Русский музей), несомненно написанные на открытом воздухе. В этих этюдах
художник ставил перед собой сложнейшие задачи пленэра, связанные с размещением фигур в пространстве. 3емля на первом плане уже покрыта вечерней тенью. Последние лучи заката мягко освещают дали и верхнюю часть торса стоящего мальчика. Кроме освещения художник преследовал задачу изображения основных положений человеческой фигуры, своего рода «спектра» движения. Некоторые из этюдов прямо связаны с последней стадией поисков колорита «Явления Христа народу», другие же (и их большинство) являются натурной разработкой
библейско-евангельских эскизов.
А.А. Иванов. Мальчик среди пейзажа (1840-1850-е гг.)
А.А. Иванов. Аппиева дорога (1845)
Теперь у него появляются пейзажи и не связанные с картиной. Так, в 1845 году он написал знаменитую «Аппиеву дорогу» (Третьяковская галерея), ведущую к Риму через пустыню между древними гробницами, — подлинный исторический пейзаж. В письме к Н. М. Языкову Иванов дал замечательное описание этого пейзажа: «...Древняя дорога Аппия, имеющая по обеим сторонам развалины гробов римских вельмож; на втором плане акведук, половина дороги от Альбано.. за
ним древний Рим в развалинах, потом самый Рим и в середине купол Петра, царствующий над всеми развалинами, потом Витербские горы за 60 миль, и все это при закате солнца. Пожалуй, могут толковать, что торжествующий Петр или католицизм над древним миром находится при своем закате». Великолепен написанный Ивановым «Неаполитанский залив у Кастелламаре», ограниченный гористым, покрытым виноградниками берегом (1846, Третьяковская галерея). Море у берегов окаймлено беловатой пеной. Краски его
глубоки и цветосильны, как прозрачные драгоценные камни.
А.А. Иванов. Неаполитанский залив у Кастелламаре (1846)
Не будет преувеличением сказать, что в пейзаже Иванов создает новую эру. Он решительно вступил на дорогу пленэра. В живописи Иванова природа предстала не через миф, как в произведениях классиков, но как реальность. В ней есть то «равнодушие» и немеркнущее «вечное сияние», какое видел в ней Пушкин и которое впервые познал умом художника Леонардо да Винчи. В этом, заключается новое слово, сказанное Ивановым в области пейзажа.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).