Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


  Карл Брюллов

К.П. Брюллов. Автопортрет (1848)



    Но подлинным шедевром, вершиной мастерства Брюллова является «Автопортрет»   (1848,   Третьяковская  галерея),   написанный в короткий промежуток, когда болезнь временно оставила художника. По свидетельству ученика Брюллова Железнова, портрет был написан в течение двух часов. Он как бы подводит итог всему созданному и перечувствованному художником в России. Он написан с увлекающим зрителя творческим подъемом, с несравненным мастерством в свидетельствует о том, какой могучей творческой энергией обладал, несмотря на болезнь, художник и каких вершин достиг он в овладении всеми элементами живописи. В портрете есть чувство физической усталости, явны следы болезни. Утомленные веки и кисть руки, бессильно повисшая, словно истаявшая до костей, говорят о перенесенной болезни. Голова устало покоится на красной подушке; этот цвет образует колористическую доминанту, это постоянный, не изменяющийся в оттенке, излюбленный Брюлловым цвет, присутствующий почти во всех его работах, цвет, который кажется выражением его творческого темперамента. В исхудалом лице Брюллова есть страдание, но оно в большей степени страдание нравственное, чем физическое. Об этом говорит внимательный, все понимающий взгляд художника, устремленный на окружающих.
    Большая работа в Исаакиевском соборе —одной из последних монументальных построек русской архитектуры XIX века — была и последним значительным плодом творчества художника. Начертав предварительные картоны всей росписи и уже начав работу в самом куполе собора, Брюллов заболел и не смог закончить плафон. Работа была передана художнику П.В.Басину, который не сумел воспроизвести замысел Брюллова. О том, какой должна быть эта роспись, мы можем судить только по эскизам и картонам самого Брюллова и по раздвижной модели собора, интерьер которой был расписан самим Брюлловым (хранится в Музее Академии художеств СССР   в Ленинграде).
    Физическое напряжение подорвало здоровье Брюллова. Он начал страдать сердечными припадками. В 1849 году, больной и слабый, он покинул Россию вместе с двумя ближайшими учениками. По совету врачей, он поселился на острове Мадейре, где жил в постоянном страхе за свою жизнь, потом переехал в Рим. Припадки продолжались. Один из них оказался смертельным — Брюллов скончался 23 июня 1852 года.

К.П. Брюллов. Портрет Микельанджело Ланчи (1851)


    Портреты, исполненные Брюлловым незадолго до смерти, сохраняют всю силу его ума и весь блеск живописи; таковы портрет археолога Микельанджело Ланчи, написанный уже в Риме (1851, Третьяковская галерея) и портреты семейства Титтони (находятся в Италии). Эти произведения наполнены живым интересом художника к волевым, энергическим личностям. Какая активность ума, пытливость мысли ученого во взгляде Ланчи! Какая воля, энергия и независимость в портрете Титтони!
    Брюллов превосходно понимал, куда дальше должно идти развитие русского искусства; это ясно из его последнего разговора с Федотовым. «Вы обогнали меня», — сказал он Федотову. В этих горьких словах — признание, передового значения жанровой живописи. В Италии Брюллов создал ряд бытовых сценок из жизни простых людей, изображающих рыбацкие семьи. Они отмечены огромным мастерством рисунка, но это только этюды, не могущие претендовать на нечто большее.
    Один из самых близких к Брюллову людей, его ученик А. Н. Мокрицкий, опубликовал в 1855 году замечательные воспоминания, дающие не только живой портрет. Брюллова, но, что еще важнее, единственный материал о его системе преподавания.
    Вопреки укоренившемуся мнению, что в преподавании Брюллов придерживался старой академической системы, оказывается, что он наставлял учеников к тому, чтобы внимательно изучать и передавать действительность так, как ее видит человеческий глаз. Об этом очень ясно сказано  у Мокрицкого.
Таким образом, то, на чем держалась прежняя академическая система, то есть исправление живой натуры по канонам, вытекающим из образцов античного искусства, вовсе не рекомендовалось Брюлловым, считавшим, что изучение натуры есть главная основа обучения искусству. Только приняв во внимание эти взгляды Брюллова, можно понять, почему его профессорская деятельность была таким новаторством, которое стало предпосылкой дальнейшего развития реализма.
    Брюллов раскрывал перед своими учениками содержание натуры, умел заставить их не только видеть, но и воспроизводить натуру на бумаге или на холсте. То, что мы наблюдаем в личном искусстве Брюллова, особенно в некоторых жанрах итальянского периода, и то, что с такой могучей силой обнаруживается в его портретах, — это любовь к действительности, это реалистическое начало искусства. Это начало было главным и в его преподавании. Тем не менее большинство его непосредственных учеников пошло все же по линии внешнего подражания учителю, умножая собой кадры «академических художников» (как, например, Пимен Орлов).                    
    Лишь сравнительно небольшая группа учеников и последователей Брюллова сумела усвоить ценные стороны его творческого метода. Это позволило им сделать следующий шаг в искусстве по пути развития реализма.
    Так, одним из приватных учеников Брюллова был Григорий Григорьевич Гагарин (1810—1893), одаренный художник, не прошедший систематического обучения в Академии.
Недостаточная штудировка натуры отзывается дилетантизмом в его работах 30-х годов. Однако уже в это время выявляется особая приверженность Гагарина к бытовой тематике, на что» можно думать, натолкнул Гагарина не кто иной, как сам Брюллов. Гагарин имел возможность наблюдать за тем, как работает Брюллов, и вместе с ним путешествовал от Афин до Константинополя. К числу наиболее интересных работ Гагарина 30-х годов принадлежит замечательная автолитография, изображающая популярный в Москве цыганский хор Ильи Соколова (1838). Позднее, в 40-х годах, художник делает очень серьезный шаг в сторону бытовой темы, исполнив реалистические иллюстрации к «Тарантасу» В. А. Соллогуба, вызвавшие горячее одобрение Белинского.
    С начала 40-х годов Гагарин служит на Кавказе, где дружит с Лермонтовым и много работает как художник. Можно сказать, что именно он открыл для живописи своеобразный быт кавказских народов. В кавказских рисунках, таких, как «Группа в Кисловодске» (1840, Русский музей), как отдельные пейзажи, типы казаков, солдат, офицеров, горцев,  Гагарин обнаруживает большое мастерство и полную творческую зрелость. Особенно замечательна созданная им в эти годы (в акварели) делая галерея поэтических женских образов — грузинок и казачек.
    Участие в походах против горцев дало толчок развитию батальной живописи Гагарина, создавшего в этой области значительные произведения («Сражение при Ахатли, 1841, Русский музей; «Свидание Шамиля с генералом Клюкке  фон  Клюгенау»,  1849, Третьяковская галерея, и др.).
    Также и другие ученики Брюллова занимались жанром. К их числу нужно отнести прежде всего Тараса Григорьевича Шевченко,  а также замечательного рисовальщика, первого иллюстратора «Мертвых душ» — Александра Алексеевича Агина (1817—1875). Несчастная жизнь помешала развитию его удивительного таланта. Мы совсем не знаем его живописи, но в рисунках к поэме Гоголя он высказался с полной определенностью.
    Последователем Брюллова был рано умерший Василий Иванович Штернберг (1818—1845), близкий друг Шевченко; самое привлекательное в его творчестве — народные сцены, особенно зарисовки, сделанные на Украине, и многофигурная автолитография «Сенной рынок в Петербурге»   (1837).
    Все перечисленные ученики и последователи Брюллова принадлежат к числу самых передовых, самых прогрессивных художников 30—40-х годов, действительно двинувших русское искусство вперед. Все они принадлежат к основоположникам бытовой живописи.                                                    
    Одним из самых талантливых последователей Брюллова был К.Д. Флавицкий,    автор  нашумевшей    «Княжны   Таракановой».
    Влияние Брюллова сказалось и на первоначальном направлении живописи             Н. Н. Г е. Когда Ге учился в Академии, Брюллов уже был прикован к постели, а вскоре затем уехал в Италию, но Ге оценил его творчество прежде всего за те реалистические начала, которые всегда наличествуют в портретах Брюллова. Ге писал в своих записках, что, будучи учеником Академии, он учился на портрете Самойловой, как нужно писать обнаженную женскую руку.
    Если при жизни Брюллова оценка его творчества была вполне единодушной и никто не сомневался в его великом значении, то уже в 60-х годах XIX века наступил резкий перелом. Главным выразителем этого перелома был Стасов. Нельзя забывать, что в одной из самых ранних своих статей, написанных вскоре после смерти Брюллова, в результате посещения Италии и изучения оставшегося там художественного наследия Брюллова, Стасов выступает апологетом его творчества. В сознание критика не закрадывается ни тени сомнения, в его восторженных словах нет ни на йоту критики. Однако, когда Стасов вернулся в Россию, он понял, что передовое общественное движение предъявило к искусству новые требования. Он понял, что та линия, которая в литературе, была начата Гоголем, которую страстно, проповедовал и значение которой так убедительно разъяснил Белинский, эта линия неизбежно должна найти свое выражение и в искусстве изобразительном.
    Стасов с необычайной патетикой поднял на щит жанровую живопись — национальную жанровую живопись, как единственно отвечающую  новым потребностям широких масс, как живопись демократическую в прямом смысле этого слова, отражающую жизнь народа и служащую его интересам. Следующим логическим шагом было полное и безоговорочное отрицание всего, что сделал Брюллов как художник и вождь Академии.
    Два имени — Александра Иванова и Федотова — Стасов противопоставлял Брюллову. Стасов пропагандировал Федотова как великого новатора, провозвестника будущего.                                                                      
    С известными оговорками Стасов признавал только портретное творчество Брюллова.
В настоящее время, когда прошло более ста лет со дня смерти художника. когда в наших музеях так подробно выявлено все его творчество, совершенно отчетливо выступают сильные стороны его таланта, и для нас становится ясным, почему картины и портреты Брюллова так восторженно встречались современниками, почему его творчество оказывало такое могучее воздействие на его учеников, почему еще при жизни за ним утвердился эпитет «великого».
    Теперь стала очевидна реалистическая основа его искусства. Сквозь толщу времени до нас доходят простые и возвышенные чувства людей, изображенных мастером. Проницательный ум художника, четко определяет характеры людей в мужских портретах, вместе с художником мы восхищаемся грацией и обаянием созданных им женских образов, живописной пышностью парадных портретов. Наконец, справедливую и высокую оценку получило беспримерное мастерство рисунка и поразительная слитность всех элементов композиции, сообщающая произведениям Брюллова органическую цельность.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Заходите, смотрите, участвуйте: летний конкурс «В поисках дворянского гнезда». У Вас еще есть возможность попасть в увлекательную поездку "Торжок и усадьбы Новоторжского уезда". Подробности здесь iso.gogol.ru/events/poezdka

На www.gogol.ru выставка работ пользователей в разделе ИЗО "Нарву цветов и подарю букет..."   У нас всегда рядом профессионалы и любители.


В избранное