Закончив картину "Явление Христа Марии Магдалине", художник вновь целиком отдался разработке основного замысла. Работа над «Явлением Христа народу» (Третьяковская галерея) заняла большую часть жизни Иванова. Сохранившиеся многочисленные материалы (эскизы, этюды, рисунки) и обширная переписка художника позволяют восстановить главные этапы этого огромного
труда. Первые эскизы относятся к 1833 году, следовательно, сделаны еще до первого путешествия по Италии. Работа художника над «Явлением Христа Марии Магдалине» едва ли прерывала его занятия композицией большой картины. Во всяком случае, в 1837 году эта композиция была уже настолько разработана, что художник смог перенести ее на большой холст, а в следующем году оттушевал и прописал тердесьеной. Дальнейшая работа шла в двух направлениях: во-первых, в предельной конкретизации характеров
действующих лиц и, во-вторых, в изучении пейзажа по отдельным темам, обусловленным композицией картины (первопланное дерево, земля, камни, вода, деревья дальних планов и горы). Возможно, что всей этой работе предшествовали поиски общего тона картины, для решения которого Иванов написал в Венеции, в непосредственной близости к великим венецианским колористам, небольшой эскиз («Эскиз в венецианских тонах», 1839, Третьяковская галерея), который во многом предопределил колорит «Явления Христа народу».
В конце 1838 года наступил некоторый перерыв в работе. В это время Иванов познакомился с Н. В. Гоголем, прибывшим тогда в Рим. Они стали друзьями. Их дружба ознаменовалась неожиданным обращением Иванова к темам народной жизни. Под влиянием писателя Иванов создал ряд жанровых акварелей, изображающих сцены из быта простого народа. Они поэтичны, жизненны и проникнуты душевной теплотой. Сложные многофигурные композиции объединены действием света. Луна льет свой спокойный свет на группу детей и девушек, хором поющих
«Аве Мария» («Ave Maria», 1839, Русский музей). Теплые огоньки свечей отражаются рефлексами на лицах и одеждах. Под жгучими лучами южного солнца разыгрывается милая сценка: «Жених, выбирающий кольцо своей невесте». Полны непринужденных движений фигуры девушек в «Празднике у Ponte Molle» (1842, Русский музей). В компактной группе иностранных художников легко узнать седовласого Торвальдсена высокого Овербека и приземистого Корнелиуса. В «Сцене в лоджии» (1842, Третьяковская галерея) изображен шутливый танец
«il sospiro». Быстрые движения людей, сопровождающих долговязого англичанина, выражены сложным и красивым силуэтом.
А.А. Иванов. Жених, выбирающий кольцо своей невесте (1838)
А.А. Иванов. Праздник у Ponte Molle (1842)
Вне влияния Гоголя появление этих жанровых сцен необъяснимо. Нужно принять во внимание резко отрицательное отношение Иванова к жанровой живописи, которую он в соответствии с установками Академии (и это единственное, в чем Иванов еще продолжал придерживаться академических взглядов) отрицал как недостойную внимания настоящего художника. Во всех акварелях Иванова, начиная с «Аве Мария», принцип психологической связи между человеческими фигурами решительно
превалирует над принципом классической архитектонической композиции. Иванов явно стремился в них к жизненной правдивости движений фигур и их взаимоотношений. В первых двух жанровых акварелях перед Ивановым практически вставали вопросы освещения. Особенно сложной была эта задача в акварели ее Аве Мария», в которой холодный и ровный лунный свет сочетается с теплым и трепетным светом свечей и мягким светом фонаря перед образом мадонны. Проблема передачи
солнечного света, особенно занимавшая художника в конце 40-х годов, впервые была им поставлена в акварели «Жених, выбирающий кольцо своей невесте» (1838). Сравнение двух вариантов этого рисунка (Третьяковской галереи и Русского музея) убедительно показывает, что Иванов стремился использовать освещение как объединяющее начало, и во втором, более совершенном варианте (Русский музей) не только фигуры, но и солнечный свет решают композицию. Когдам Иванов после короткого перерыва, продолжавшегося
не более месяца, снова вернулся к своей большой картине, то он испытал чувство глубокого разочарования. Упоминая об этом в письме к отцу, он ничего не говорит о том, чем же именно было вызвано это разочарование. По-видимому, прежде, всего перед художником встала проблема освещения.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).