Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Карл Брюллов 

Парадный портрет

В Петербурге портрет стал основным видом творчества Брюллова. Еще в последние годы пребывания в Италии - он написал знаменитую «Всадницу» (1832, Третьяковская галерея),    грациозно   сидящую   на великолепном   скакуне.
    Скромную воспитанницу гр. Самойловой художник осмелился изобразить так, как до него художники превозносили только коронованных особ или прославленных полководцев. Уверенной ловкостью амазонки восхищается маленькая девочка, как бы призывая зрителя разделить ее восторг. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной модели приобрел некоторую условную обобщенность. Этюд лица (исполненный независимо от большой картины), находящийся в Киевском музее русского искусства, вероятно, более портретен и острее передает ее черты, Несравненно живее, чем сама «всадница», девочка, держащаяся за металлические перила. Так же обобщен и потому несколько условен весь колорит портрета, построенный на гармонии локальных цветов — принцип, который в дальнейшем стал преобладающим в живописи Брюллова. Листва парка и серовато-коричневый цвет каменного портала представляют собой цветовой фон, на котором разыгрывается звучная мелодия чистых красок. Замечательно переданы цвет, фактура и характер тканей. Красота цвета развевающейся прозрачной зеленой вуали выявлена зеленым же фоном парка, так же как розовый цвет платья девочки оживает на фоне дикого камня. Таким образом, в этом портрете, как и во всех позднейших своих работах, Брюллов не применял принципа пленэра. Он вовсе не ставил таких задач, которые вызывали бы необходимость пленэрной трактовки натуры.

К.П. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой (1838-1842)


    Линия импозантного, парадного портрета свое наиболее совершенное выражение нашла в портрете знаменитой светской красавицы гр. Ю.П.Самойловой (1838—1842, Русский музей). Брюллов неоднократно ее писал. Во всех этих портретах чувствуется увлечение художника моделью, но в том, где она изображена удаляющейся с бала, художник дал ее образу ясное психологическое истолкование. Горделивая осанка женщины, взгляд, устремленный поверх толпы, снятая маска воспринимаются как вызов, брошенный обществу.
    Портрет прекрасен, по своему колористическому решению. Гармония локальных цветов здесь изумительна. Краски выражают роскошь драгоценных материй, переливающихся самоцветным блеском. Фантастический маскарадный костюм поражает своей красотой. Если вспомнить, что Брюллов с увлечением работал для театра и несомненно сочинял костюмы, то можно, предположить, что и этот в высшей степени оригинальный и художественный костюм Самойловой создан Брюлловым. Красная драпировка и костюм оттеняют пластическую красоту лица, обнаженных плеч и особенно руки, спокойно держащей маску.
    Совсем иное содержание заключает в себе портрет кн. Е. П. Салтыковой (1837—1838, Русский музей). Она изображена сидящей в креслах с опахалом из павлиньих перьев в руке и шкурой тигра под ногами. Целый сад тропических растений создает впечатление теплицы, подчеркивая искусственность всей обстановки, и молодая женщина, задумчивая и даже грустная, кажется пленницей.
   

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Вас наверняка обрадует новая выставка в разделе ИЗО "Нарву цветов и подарю букет..."  Быть может, Ваша новая работа ещё успеет ее украсить? У нас всегда рядом профессионалы и любители.

 На летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»  приходят интересные работы. Заходите, смотрите, участвуйте. Принимаются любые творческие работы: фото, живопись, графика, компьютерная графика, скульптура… Ждем ваше творчество.


В избранное