Хит недели ... Есть ли в Украине перспективы цифровой таможни
Роберт Зелди
Роберт Зелди о том, реально ли оцифровать таможенные процедуры и поможет ли это борьбе с коррупцией
Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия объявил 2016-й годом цифровой таможни. Автоматизация всех процессов, связанных с таможенным контролем и оформлением, позволяет решить ряд важных задач: от упрощения международной торговли и ускорения товарооборота до уменьшения коррупционных проявлений. Пожалуй, не является простым совпадением и то, что в год цифровой таможни Министерство финансов Украины начало реализацию нововведений, связанных с автоматизацией таможенных процедур.
Как сделать таможенные процедуры более прозрачными и эффективными?
Инициативы таможенной автоматизации от Минфина
Одним из первых нововведений было так называемое автоматизированное распределение таможенных деклараций. Теперь инспектор таможни не имеет возможности в ручном режиме выбрать декларацию для оформления. Это уменьшает человеческий фактор, предотвращая сговор инспектора и предпринимателя.
Законопроект о внесении изменений в
Таможенный кодекс (регистрационный номер 4777от 3 июня 2016-го), разработанный Минфином, кроме регулирования деятельности уполномоченных экономических операторов также содержит немало полезных предложений по автоматизации. В частности, предлагается установить возможность выполнения части (или всех) таможенных формальностей без участия человека. В перспективе это может позволить полностью автоматизировать завершение таможенного
оформления и выпуск товара в свободное обращение без всякого вмешательства инспектора.
Однако введение автоматизированных процедур на таможне возможно только в комплексе, любые частичные решения не будут эффективными. Автоматическое выполнение отдельных формальностей требует автоматизированных процедур на всех этапах таможенного оформления. В свою очередь автоматизация процедур ведет к централизации, которая будет гарантировать, что процедуры выполняются унифицированно. В то же время курс на
автоматизацию ведет к внедрению на украинской таможне новых практик, которые доказали свою пользу в глобальной среде, - например, центры компетенций (centers of excellence).
Автоматическая регистрация таможенных деклараций
Автоматизированное распределение таможенных деклараций приобретет реальное содержание, когда будет совмещено с такой же автоматической регистрацией декларации и присвоением ей регистрационного номера в
автоматическом режиме. Тогда декларация становится юридически значимым документом и начинается отсчет 4 часов, установленных Таможенным кодексом для завершения таможенного оформления.
Если декларация будет регистрироваться и приниматься к таможенному оформлению компьютером, а не человеком в ручном режиме, это уменьшит коррупционные риски и устранит возможность манипулировать реальными показателями времени оформления.
Многоканальная система таможенного
оформления
Чтобы после автоматической регистрации таможенной декларации обеспечить автоматический выпуск товаров (который, по логике, возможен только для внешнеэкономических операций с низким уровнем риска), нужно ввести многоканальную систему оформления деклараций. Система управления рисками (СУР) таможенной службы будет распределять декларации в один из трех каналов (красный, желтый или зеленый) в зависимости от необходимого объема таможенных формальностей. О чем речь?
Зеленый канал.Декларации, для которых не обнаружено существенных рисков, фактически оформляются с выполнением механических функций: проставление отметок о завершении таможенного оформления, отправка субъекту электронной копии оформленной декларации. В принципе, декларации, которые попали в зеленый канал, можно оформлять без участия человека буквально за несколько минут.
Желтый канал.Поскольку в соответствии с Таможенным кодексом вместе с
декларацией должен подаваться только инвойс, в некоторых случаях может возникнуть необходимость проверки содержания документов, на основании которых заполнялась декларация (например, для проверки таможенной стоимости). В таком случае инспектор завершает таможенное оформление после получения и проверки запрошенной информации от субъекта ВЭД.
Красный канал. В исключительных случаях, когда СУР рекомендует провести физический контроль товара - осмотр, взвешивание, отбор образцов и т.п., - канал будет считаться "красным".
Единый казначейский счет
Законопроектом № 4777 Минфин предложил внедрить возможность
выполнения части (или всех) таможенных формальностей в автоматическом режиме. Такая практика уже прижилась в странах Евросоюза. Однако полностью автоматическое завершение таможенного оформления и выпуск товара в свободное обращение без вмешательства инспектора невозможны без единого казначейского счета для таможенных платежей.
Дело в том, что до сих пор отдельные таможни имеют свои казначейские счета в областных казначействах, на которые субъекты ВЭД и платят таможенные платежи. Поскольку автоматизация завершения оформления должна проводиться централизованно, невозможно обойти и централизацию этапа уплаты таможенных платежей.
Центры компетенций
Оформление деклараций в электронном виде ведет к тому, что исчезает необходимость непосредственного
взаимодействия между декларантами и инспекторами таможни. В эпоху электронного документооборота обмен документами должен происходить на расстоянии. То есть у таможенных органов появляется возможность создать центры компетенций, своего рода бэк-офисы, которые смогут заниматься четко оговоренными специфическими задачами, освобождая фронт-офис, то есть таможенный пост, от значительной части нагрузки.
Таким образом, декларации, которые были направлены в желтый канал, могут в автоматическом порядке
попасть в тот центр компетенций, который был определен системой управления рисков. Например, в случае возникновения сомнений в таможенной стоимости (особенно в сложных случаях, как-то роялти за ноу-хау, лицензионные платежи за сырье и т.п.) такая декларация в соответствии с рисками может быть направлена в определенный центр компетенции (который территориально может находиться в Киеве), независимо от того, в каком месте декларация была географически представлена к оформлению.
Аналогичным образом при
условии создания единого казначейского счета его сопровождением мог бы заниматься отдельный центр компетенции, который существенно снизил бы нагрузку на региональные отделы таможенных платежей и одновременно упростил бы субъектам ВЭД расчеты по уплате таможенных платежей.
Следовательно, для поддержания динамики реформ необходимы новые шаги в направлении
комплексной автоматизации таможенных процедур. Автоматизация регистрации таможенных деклараций, автоматическое решение о выпуске товаров, внедрение многоканальной системы обработки деклараций и создание центров компетенций должны стать следующими шагами в этом направлении, которые можно реализовать с имеющимся опытом внедрения единого окна - дешево и сердито.
Роберт Зелди, менеджер практики непрямого налогообложения EY в Украине
Хит недели ... ***На форуме MDoffice интересный вопрос ... Сертификат EUR.1 получить в Украине для получателя в Египте
05-10-2016 13:49, Скорый Регион:скрыт Сертификат EUR.1 получить в Украине для получателя в Египте
Добрый день, уважаемые коллеги!
Возник очень щепетильный вопрос – возможность оформления сертификата EUR.1 для получателя в Египте. Египтяне утверждают, что другие поставщики (страну не уточняют) им предоставляли данный сертификат, однако в нашем с ЕС соглашении никакого Египта нет! И еще – поставка по непрямому
контракту. Заранее спасибо за ответы.
Хит недели ... Рада зробила крок до зб╕льшення офшор╕в в Укра╖н╕ - Пинзеник
Верховна Рада у першому читанн╕ схвалила законопроекти про розширення офшорних податкових режим╕в (2554а-д, 2555а-д).
Про це на сво╖й стор╕нц╕ у Facebook написав народний депутат В╕ктор Пинзеник.
"Нагадаю, що офшорами ╓ податков╕ режими, де податк╕в нема╓, або вони нижч╕. ╤ якщо ми звикли в╕дносити до офшор╕в ╕нш╕ кра╖ни, то це далеко не так, бо вони ╓ ╕ в Укра╖н╕. Але на в╕дм╕ну в╕д
╕нших кра╖н, де так╕ режими запроваджують для вс╕х, у нас вони - для обраних", - написав в╕н.
За словами ф╕нансиста, дискрим╕нац╕я в╕дбува╓ться не т╕льки по л╕н╕╖: один платить, ╕нший н╕, але ╕ по л╕н╕╖: укра╖нський продукт, ╕мпортний.
"Справа в тому, що норма в╕дносно ПДВ
(в силу технолог╕╖ стягнення ПДВ) до укра╖нських товар╕в д╕яти не може. Вона стосу╓ться лише ╕мпорту. А тепер проста задача: якщо ╕мпортний товар можна купити, не сплачуючи ПДВ, а нац╕ональний – з╕ сплатою,
то який товар купуватимуть? В╕дпов╕дь очевидна. Це пол╕тика податкового пригн╕чення нац╕онального виробника, а по насл╕дках це все одно, що встановити на ╕мпорт в╕д’╓мне мито, доплату з бюджету за ввезення ╕мпортних товар╕в. У все це робиться п╕д гаслом розвитку нац╕онального виробництва. За таких умов краще вкладати в ╕нших кра╖нах, а пот╕м без податк╕в ввозити в Укра╖ну",- констату╓ Пинзеник.
В╕н зазначив, що прийняття данних законопроект╕в - це податковий рай
для обраних.
"Не можу ╕накше називати прийняття под╕бних закон╕в. ╢дине при╓мно (хоча непросто говорити про при╓мне в прийнятт╕ таких р╕шень): значна к╕льк╕сть депутат╕в, розум╕ючи проблему, не голосувала за це р╕шення. А тому ще один закон щодо зв╕льнення "обраних" в╕д сплати ╕мпортного мита був проголосований п╕сля вже традиц╕йних к╕лькакратних "навчальних вправ" по голосуванню одного й того ж питання", - п╕дсумував
в╕н.
Нагада╓мо, 4 жовтня Верховна Рада проголосувала за основу законопроекти щодо стимулювання залучення ╕нвестиц╕й в реальний сектор економ╕ки через ╕ндустр╕альн╕ парки.
Хит недели ... Боротьба з контрабандою та наведення ладу на митницях вже приносить сво╖ див╕денди, - Володимир Гройсман
Боротьба з контрабандою та наведення ладу на митницях вже приносить сво╖ див╕денди. Про це заявив Прем’╓р-м╕н╕стр Укра╖ни Володимир Гройсман п╕д час зустр╕ч╕ з парал╕мп╕йцями – учасниками та переможцями Парал╕мп╕ади у Р╕о-де-Жанейро.
"Ми почали боротьбу з контрабандою. У травн╕ було шалене зниження доход╕в [надходжень з митниц╕], бо ус╕ думали, що передума╓мо ╕ не будемо боротися. А уже в серпн╕ ми отримали плюс 2 млрд гривень.
Ми оч╕ку╓мо, що в цьому м╕сяц╕ теж буде зростання плюс 2 млрд", – сказав Володимир Гройсман.
В╕н зазначив, зростання платеж╕в на митницях в╕дбулося виключно через боротьбу з негативними явищами у систем╕.
"Це те, що ходило по кишенях, а зараз йде до Державного бюджету Укра╖ни", – наголосив Прем`╓р-м╕н╕стр.
Хит недели ... Разъяснено, когда отказ в принятии временных таможенных деклараций правомерен
ГФС рассказала об отказах таможен в выпуске товаров в свободное использование с использованием временных деклараций при проведении исследований (анализов, экспертиз) таких товаров
ГФС в письме от 26 сентября 2016 года № 31558/7/99-99-18-02-03-17 разъяснила, что законодательством Украины по вопросам государственного таможенного дела четко определены условия предоставления временных таможенных деклараций в рамках
процедур таможенного контроля и оформления, условия определения ставок таможенных платежей, для начисления сумм таможенных платежей по временной таможенной декларации и требования относительно отказа в таможенном оформлении.
Согласно части первой статьи 260 Таможенного кодекса, если декларант или уполномоченное им лицо не обладает точными сведениями о характеристиках товаров, необходимых для заполнения
таможенной декларации в обычном порядке, оно может подать временную таможенную декларацию на такие товары при условии, что она содержит данные, достаточные для помещения их в заявленный таможенный режим, и под обязательство о представлении дополнительной декларации в срок не более 45 дней с даты оформления временной таможенной декларации.
При этом, согласно части 3 статьи 260 Таможенного кодекса если
декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для определения ставок таможенных платежей, для начисления сумм таможенных платежей по временной таможенной декларации применяется наибольшая ставка таможенных платежей из тех, под которую может подпадать товар.
Положениями пункта 29 Положения о таможенных декларациях, в частности, предусмотрено, если в рамках процедур таможенного контроля и оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, по представленной
таможенной декларации на бланке единого административного документа должностным лицом таможенного органа отбирались пробы (образцы) товаров, по желанию декларанта или уполномоченного им лица декларирование таких товаров может быть осуществлено с использованием временной таможенной декларации.
Выпуск таких товаров до получения результатов соответствующих исследований (анализа, экспертизы) может быть осуществлен таможенным органом в соответствии с частью 21 статьи 356 Таможенного кодекса.
Частью двадцать первого статьи 356 Таможенного кодекса определено, что по желанию декларанта или уполномоченного им лица, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с выбранным таможенным режимом, товары, пробы (образцы) которых взяты для проведения исследования (анализа,
экспертизы), выпускаются органом доходов и сборов до получения результатов соответствующих исследований (анализов, экспертиз), если они не подпадают под действие установленных законодательством Украины запретов и / или ограничений относительно перемещения через таможенную границу Украины.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Порядка взаимодействия таможенных органов с Центральным таможенным управлением лабораторных исследований и экспертной работы при проведении таможенного
контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, в своем запросе таможенный орган должен предоставить обоснование и четко определить цель его направления и задания для проведения исследования, то есть указать, какие сведения о товаре (состав, свойства и т.п.) необходимо проверить или установить.
В случае если такой запрос предусматривает возможное изменение кода УКТВЭД товара
и отнесения товаров к таким, которые подпадают под действие установленных законодательством Украины запретов и / или ограничений, выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом с применением временной декларации не осуществляется.
Условия запретов и ограничений относительно перемещения отдельных товаров через таможенную границу Украины определены статьями 196, 197 Таможенного кодекса.
Отказ в принятии или оформлении временных таможенных деклараций возможен в случае невыполнения, в частности, указанных выше норм законодательства. Также, поскольку оформление временной декларации предусматривает выпуск товаров под таможенный режим, в случае отбора образцов товаров, оформление может быть осуществлено исключительно при условии соблюдения требований, установленных
частью 21 статьи 356 и частями 3 и 10 статьи 260 Таможенного кодекса.
Хит недели ... Роман Нас╕ров: Завдяки ╕нновац╕ям в робот╕ ДФС митн╕ платеж╕ зросли на 41%
Завдяки спрощенню митних процедур, покращенню серв╕с╕в та посиленню боротьби з контрабандою митн╕ платеж╕ з початку року зросли майже на 41%. Про це пов╕домив Голова Державно╖ ф╕скально╖ служби Укра╖ни Роман Нас╕ров.
«Митн╕
платеж╕, ключовими з яких ╓ ПДВ на товари, що ╕мпортуються, акцизний податок ╕ мито, у с╕чн╕-серпн╕ 2016 року зросли на 40,8% пор╕вняно з аналог╕чним пер╕одом 2015 року», - наголосив оч╕льник в╕домства.
Роман Нас╕ров також зазначив, що протягом с╕чня-серпня 2016 року вс╕ митниц╕ ДФС забезпечили до державного бюджету 145,5 млрд грн. Таким чином, бюджет
отримав додатково 7,6 млрд гривень.
Кр╕м того, кер╕вник служби додав, що ДФС плану╓ продовжити нарощувати обсяг митних платеж╕в.
«Завдяки робот╕ моб╕льних груп, «╢диного в╕кна», а також спрощенню митних процедур ми спод╕ва╓мося зб╕льшити щом╕сячн╕ обсяги митних надходжень», - п╕дкреслив Голова ДФС.
Хит недели ... Суд в Одессе принял прецедентное решение по вывозу вещей из Крыма
Правозащитники считают, что суд фактически признал незаконным постановление КМУ № 1035 от 16.12.2015, ограничивающее список личных вещей, которые можно ввезти из Крыма.
Окружной административный суд Одессы признал противоправными действия представителя украинской таможни, который запретил вывозить из Крыма на материковую часть Украины личные вещи, которые не вошли в список разрешенных постановлением КМУ № 1035 от 16.12.2015. Об этом сообщают Крым.Реалии со ссылкой на Украинскую Гельсинскую группу по правам человека.
Правозащитники называют решение прецедентным, поскольку в постановлении суд сформулировал вывод, что важно различать вещи, которые перевозят с целью обеспечения обычных нужд, и вещи, которые предназначены для предпринимательской деятельности.
Решение суда не отменяет постановления Кабинета министров, но говорит о том, что
документ противоречит Конституции и незаконно устанавливает ограничения на ввоз личных вещей.
"Теперь все, кто будут подавать иск против этого постановления, будут выигрывать суды. Это важно, поскольку теперь есть серьезный аргумент для отмены постановления вообще", - считает координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник.
В постановлении КМУ № 1035, которое действует с 17 января 2016 года, установлено, что через админграницу с
Крымом можно провозить исключительно личные вещи, а также прописано, что именно и в каком количестве.
Нацком╕с╕я, що зд╕йсню╓ держрегулювання у сфер╕ зв'язку та ╕нформатизац╕╖ внесла смартфони iPhone 7 ╕ iPhone 7+ до ре╓стру рад╕оелектронних засоб╕в та випром╕нювальних пристро╖в. Про це йдеться у пов╕домленн╕ на сайт╕ регулятора.
Внесення до ре╓стру означа╓, що ц╕ смартфони можна використовувати на територ╕╖ Укра╖ни в смугах рад╕очастот загального користування.
Всього НКРЗ╤ внесла до ре╓стр╕в 44 нових тип╕в обладнання. При цьому ре╓стр оператор╕в, провайдер╕в поповнився на тринадцять
позиц╕й.
В к╕нц╕ вересня голова Державно╖ ф╕скально╖ служби Роман Нас╕ров назвав власник╕в iPhone 7 в Укра╖н╕ " злочинцями", бо тод╕ вони не були сертиф╕кованими в Укра╖н╕.
Хит недели ... Нагадування! ДФСУ: Про виконання вимог Закону Укра╖ни [щодо в╕дпов╕дност╕ еколог╕чним нормам транспортних засоб╕в, що ввозяться]
ДЕРЖАВНА Ф╤СКАЛЬНА СЛУЖБА УКРА╥НИ
29.09.2016 р. № 32082/7/99-99-18-03-01-17
Митниц╕ ДФС
Про ви конання вимог Закону Укра╖ни
На доповнення до листа ДФС в╕д 28.12.2015 № 47569/7/99-99-24-0301-17 пов╕домля╓мо таке.
В╕дпов╕дно до статт╕ 197 Митного кодексу Укра╖ни пропуск через митний кордон Укра╖ни та митне оформлення товар╕в, на як╕ встановлюються обмеження щодо ╖х перем╕щення через митний кордон Укра╖ни, зд╕йснюються органами доход╕в ╕ збор╕в на п╕дстав╕ документ╕в, що п╕дтверджують дотримання зазначених обмежень, якщо подання таких документ╕в органам доход╕в ╕ збор╕в передбачено законами
Укра╖ни.
Законом Укра╖ни "Про деяк╕ питання ввезення на митну територ╕ю Укра╖ни та ре╓страц╕╖ транспортних засоб╕в" (дал╕ - Закон) не передбачено вимоги щодо подання до митного оформлення як документ╕в, що п╕дтверджують дотримання встановлених законом обмежень, сертиф╕кат╕в типу транспортних засоб╕в та обладнання й сертиф╕кат╕в в╕дпов╕дност╕ щодо ╕ндив╕дуального затвердження кол╕сних транспортних засоб╕в, виданих
в╕дпов╕дно до вимог Угоди про прийняття ╓диних техн╕чних припис╕в для кол╕сних транспортних засоб╕в, предмет╕в обладнання та частин, як╕ можуть бути встановлен╕ та/або використан╕ на кол╕сних транспортних засобах, ╕ про умови вза╓много визнання оф╕ц╕йних затверджень, виданих на основ╕ цих припис╕в.
У той же час положення Закону щодо в╕дпов╕дност╕ еколог╕чним нормам транспортних засоб╕в, що ввозяться на митну територ╕ю Укра╖ни, ╓ обов'язковими для виконання
юридичними особами та громадянами.
Документом, що засв╕дчу╓ в╕дпов╕дн╕сть транспортних засоб╕в вимогам техн╕чних регламент╕в та нац╕ональних стандарт╕в, ╓ сертиф╕кат або ╕нший документ про п╕дтвердження в╕дпов╕дност╕, виданий зг╕дно ╕з законодавством Укра╖ни, що вказу╓, якому саме р╕вню еколог╕чних норм в╕дпов╕да╓ за конструкц╕╓ю транспортний зас╕б. Позначення р╕вня еколог╕чних норм, якому в╕дпов╕да╓ транспортний зас╕б, ма╓ бути внесено до св╕доцтва про ре╓страц╕ю
транспортного засобу (стаття 3 Закону).
Також для врахування в робот╕ надсила╓мо роз'яснення М╕н╕стерства економ╕чного розвитку ╕ торг╕вл╕ Укра╖ни стосовно сертиф╕кац╕╖ кол╕сних транспортних засоб╕в та документ╕в, що вказують р╕вень еколог╕чних норм, яким в╕дпов╕да╓ за конструкц╕╓ю транспортний зас╕б. ╤нформац╕ю про ц╕ документи до внесення зм╕н до Класиф╕катора документ╕в, затвердженого наказом М╕н╕стерства ф╕нанс╕в Укра╖ни в╕д 20.09.2012 № 1011, необх╕дно зазначати в митн╕й декларац╕╖ за кодами:
9703 - сертиф╕кат в╕дпов╕дност╕ щодо ╕ндив╕дуального затвердження кол╕сного транспортного засобу.
Кр╕м того ╕нформу╓мо, що листом ДФС в╕д 09.06.2016 № 9883/5/99-99-18-03-01-16 до М╕н╕стерства ╕нфраструктури Укра╖ни подано кандидатури посадових ос╕б митниць ДФС (над╕сланих митницями на запит ДФС в╕д 02.06.2016 № 19034/7/99-99-18-03-01-17) для забезпечення ╖х доступу до Державного ре╓стру сертиф╕кат╕в в╕дпов╕дност╕ транспортних засоб╕в або обладнання, виданих уповноваженими органами або органами ╕з сертиф╕кац╕╖.
За ╕нформац╕╓ю
уповноважено╖ особи М╕н╕стерства ╕нфраструктури Укра╖ни Литовченка Ярослава Анатол╕йовича (тел. 044-351-49-88), пов╕домлення про доступ до зазначеного ре╓стру було над╕слано в╕дпов╕дним посадовим особам на вказан╕ е-mail.
Хит недели ... ПРОЕКТ НАКАЗУ М╤НЕКОЛОГ╤╥ УКРА╥НИ «ПРО ЗАТВЕРДЖЕННЯ ПОЛОЖЕННЯ ПРО ЕКОЛОГ╤ЧНИЙ ТА РАД╤ОЛОГ╤ЧНИЙ КОНТРОЛЬ ТОВАР╤В (ВАНТАЖ╤В) ╤ ТРАНСПОРТНИХ ЗАСОБ╤В У ПУ...
Хит недели ... В Китае работают роботы-таможенники
Роботы приступили к работе в качестве таможенников в трех портах провинции Гуандун, Китай.
10 роботов приступили к работе в качестве таможенников в трех портах провинции Гуандун, Китай. Новые работники появились в портах Гонгбэй, Хенгквин и Чонгшан.
Роботы Xiao Hai смоделированы на базе инновационной технологии "активного восприятия", что позволяет им не только двигаться и отвечать на обычные вопросы, но также и обучаться.
В частности, роботы могут ответить на вопросы посетителей
на 28 языках, среди которых кантонский, китайский, английский и японский. С функцией распознавания лиц роботы даже могут указать на подозрительного человека.
Разработчики признают, что Xiao Hai не могут полностью заменить обычный персонал, в некоторых случаях требуется человеческий фактор. Однако в будущем технологический прогресс позволит полностью автоматизировать процесс обслуживания на таможне.