Мясной запрет: почему Россия отвернулась от украинского мяса
Страны, входящие в состав продвигаемого Россией Таможенного союза, приостановили импорт мясных продуктов от более чем двадцати украинских предприятий. Запрет объясняют не подтверждением выполнения некоторыми поставщиками ветеринарно-санитарных требований.
Упреки в отношении украинской продукции со стороны России звучат все чаще, что наводит на мысль о политическом подтексте или, как минимум, влиянии непростых отношений с северным соседом на решения по импорту продуктов
из Украины.
О том, насколько объективны последние ограничения, как в связи с этим изменятся цены на мясо, а также о том, стоит ли Украине принимать ответные меры в мясной войне, в эксклюзивном интервью корреспонденту Л╤ГАБ╕знес╤нформ рассказал генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа.
- Видите ли вы объективные, обоснованные причины
для таких ограничений, или это больше похоже на придирки?
- Вопрос очень сложный и говорить о каких-то однозначных выводах не приходится. Если мы помним историю 2005 года - тогда вообще был запрещен экспорт украинской мясомолочной продукции в Россию и на уровне министров звучали фразы, что это политическое давление на Украину, прессинг новой власти и т.д. Однако, в конце концов, в Украине никто так и не опроверг ряда критических замечаний и фактов в отношении поставок украинской продукции,
которые тогда были опубликованы на сайте Россельхознадзора.
(Следует отметить, что на момент выхода интервью информация о том, что документ с результатами проверки был получен украинской стороной по официальным каналам, отсутствовала; однако позже получение документа было подтверждено, - ред.)
Поэтому я считаю, что здесь присутствует комбинация многих факторов. С одной стороны, в отдельных случаях (и это необходимо открыто признать) Украина время от времени дает
поводы российским контролирующим органам для упреков - или отдельные предприятия, которые не всегда адекватно относятся к необходимости поставок продукции исключительного качества.
С другой стороны, за последние полтора месяца в России развернулась большая информационная кампания относительно того, что украинских сыров поставляется слишком много, и что это сужает место для российских производителей. Снова-таки, в ходе этой кампании использовались утверждения о том, что эта продукция
не всегда производится на 100% из молока. Но главное, чтобы она отвечала нормам качества и безопасности. Этот фон, который был создан в России, в существенной мере влиял на позицию контролирующих органов.
- Все же есть влияние информационного фона...
- Необходимо признать очевидный факт, что во многих странах система качества и безопасности работает не только для удовлетворения требований потребителей, но и для устранения конкуренции со стороны импорта или ограничения
такой конкуренции. И это встречается не только в России, но и в Европейском Союзе и в других развитых странах.
Поэтому в таких случаях необходимо все-таки более внимательно относиться к тому, чтобы было меньше прецедентов. Если даже вводятся такие ограничения, лучше чтобы они касались не 80% предприятий, а, скажем, одного-двух.
Украина и Россия - выходцы из одного лагеря, и я считаю, что на большинстве российских предприятий ситуация не намного отличается от
украинских. То есть здесь все-таки необходимо, чтобы была определенная прозрачность - требования к импортной продукции не должны быть более жесткими, чем к продукции, производимой в России. Мы видим, что и в самой России есть определенный проблемы, в частности, с распространением африканской чумы свиней. Другое дело, что это внутренний фактор, экспортные рынки для них не актуальны.
- Ранее была введена заградительная пошлина на ввоз карамели в Россию. Затем появились обвинения в адрес украинского сыра. И все это - за последний квартал. В чем причина такого ужесточения со стороны России? Это обида за отказ от вступления в Таможенный союз (ТС)?
- Напрямую я бы так не говорил. Но в любом случае, на экономические отношения влияет политический фон. Можно закрывать на это глаза или не закрывать. И когда политический фон не очень благоприятный,
то Россия не закрывает глаза. То есть здесь есть влияние, но не прямое.
- Можно ли сказать, что, по сути, речь идет об ограничении ввоза в Россию, или все же доля мясного экспорта в Беларусь и Казахстан достаточно велика?
- Даже до последнего решения у украинских предприятий были проблемы - не только с экспортом, но и с транзитом по Российской Федерации. А если говорить о масштабах рынка, то в запрете импорта в первую очередь заинтересована Россия.
Поставки
свинины в Россию, насколько я знаю, осуществлялись частично, в основном это была раньше Молдова. А вот по говядине - это однозначно Россия.
- Что означает мясной запрет для украинских компаний? Насколько катастрофично это ограничение, какими могут быть потери?
- Конечно, введение запрета окажет влияние на украинский рынок. Например, закупочные цены на говядину достаточно существенно выросли как раз после того, как увеличились объемы экспорта в Россию. То есть
внутренние цены подтянулись к российским, и это положительно повлияло на экономику производства говядины.
То же самое по молоку. Одно дело, когда производство ограничено внутренним рынком, другое - если есть отдушина в виде экспорта сыров на российский рынок. Это, соответственно, формирует несколько более высокий уровень закупочных цен на молоко на внутреннем рынке.
Если говорить в целом, то Украина является нетто-экспортером достаточно больших объемов молочных
продуктов, в основном за счет тех же сыров. И если эти поставки не будут возобновлены, можно будет ожидать коррекцию внутренних закупочных цен на молоко в сторону снижения.
Мы помним опыт 2005 года, когда цены обвалились, но тогда был полный запрет экспорта. А тут не настолько жестко, и все-таки есть надежды, что те предприятия, которые поставлены под дополнительный контроль, устранят замечания, и экспорт в Россию будет постепенно восстанавливаться.
- Какие ответные
меры может принять Украина? Какие инструменты в продуктовой войне нам доступны сегодня?
- Условно говоря, есть большие вопросы, стоящие приоритетно на повестке дня. Это и газовые отношения, и механизмы взаимодействия в режиме 3+1 (с членами Таможенного союза, - ред.) и т.д. И тут возникает вопрос: если попробовать по таким сегментным вопросам, как экспорт мясомолочной продукции, принимать какие-то жесткие меры, это негативно отразится на тех глобальных вопросах, по которым, с точки зрения
украинского правительства, прогресс более целесообразен. То есть здесь возможности объективно влиять на ситуацию - ограничены.
А для того, чтобы жестко ставить вопросы, необходимо не делать ошибок.
- То есть Украина, по Вашему мнению, не примет в ответ никаких мер?
- Лучшим ответом было бы усиление контроля на тех предприятиях, которые экспортируют в Россию, чтобы продукция в 100% случаев отвечала требованиям, установленным в Таможенном
союзе. Тогда, по крайней мере, возможностей для маневра у Украины будет намного больше.
- Украинский МИД видит участие в Таможенном союзе в формате 3+1, без фактического вступления в союз. При этом Украина держит курс на зону свободной торговли с ЕС. По Вашему мнению, украинским аграриям выгоднее войти в союз с Россией или ЕС?
- В принципе есть опыт Беларуси по вхождению в ТС. И надо сказать, что вхождение в ТС, по крайней мере, на примере Беларуси, не означает
получение доступа к российскому рынку. И по рынку сахара, сыров, молочной продукции речь идет о наличии ограничений, то есть тех или иных квот на поставку продукции.
А если таких формальных ограничений нет, то они есть на неформальном уровне. То есть создаются межгосударственные ассоциации, которые на понятийном уровне договариваются, что такие-то объемы должны экспортироваться, и больше нельзя. Снова-таки, если ты не придерживаешься этих договоренностей, у России всегда есть возможность
применить другие меры.
И в том и другом случае, по сути, речь не идет о полном доступе к рынку, примем ли мы решение о вступлении в ТС или создадим зону свободной торговли с ЕС. И в том, и в другом случае речь будет идти об ограниченном доступе на рынок. Я думаю, с точки зрения Украины было бы неправильно говорить, что нам не интересен рынок России или ЕС. Все-таки нужно искать возможность гармонизировать интересы.
- От кого будет зависеть успешное решение вопроса
с мясным ограничением? При каких условиях украинские производители смогут вернуться на рынок?
- Здесь альтернативы исправлению ошибок там, где они были, нет. Поэтому необходимо уже с исправленными ошибками инициировать проверки.
Я допускаю, что по некоторым украинским предприятиям замечания были не настолько существенными, просто, как говорится, попали под раздачу. В конце концов, система качестве и безопасности в большинстве стран настолько сложная, что при
желании можно найти зацепку на любом предприятии в любой стране. В том же ЕС, где по общему признанию регулирование достаточно комплексное, возникли проблемы с пророщенными бобами.
- Имеют ли возможность украинские производители мяса переориентироваться в краткосрочном периоде на другие рынки?
- Найти новый рынок сбыта это, в любом случае, не неделя и не месяц. Это - более среднесрочная политика. Но при этом объемы экспорта мяса пока не настолько велики, чтобы
как-то критически повлиять на украинский рынок.
По говядине поставки в Россию были неплохим ресурсом, чтобы повысить внутренние цены хотя бы до уровня себестоимости. По свинине (если брать объемы внутреннего рынка и учитывать, что часть продукции поставлялась не в страны ТС, а в другие страны) ситуация менее критическая, также как и по мясу птицы, где львиная доля поставляется на внутренний рынок.
- То есть больше всего пострадают производители говядины?
-
Да. В меньшей мере свинина. По говядине будет влияние не только на мясоперерабатывающую промышленность, но и на непосредственных производителей, так как если не будет российского рынка, не исключено, что цены на говядину подсядут и, соответственно, будут снижаться закупочные цены н крупный рогатый скот. Снижаться цены будут не в виде тенденции, а как некоторая коррекция. С другой стороны, поголовье крупного рогатого скота падает, объемы предложения не такие уж и большие, и это сбалансирует ценовую картину, тем
более что у части предприятий осталась возможность экспорта.
- Может ли это означать, что цены на мясо и мясопродукты в Украине для обычного потребителя несколько снизятся, так как предложение продукции на внутреннем рынке увеличится?
- Для потребителя, если всю украинскую продукцию закрыть на внутреннем рынке, конечно, цены снизятся, но пока о полном запрете речь не идет. С другой стороны очевидно, что должен быть какой-то баланс, потому что если экономики нет
- будут вырезать поголовье, и это все равно аукнется через полгода-год.
- Если говорить о рынке ЕС, когда он станет доступным для украинских производителей мяса?
- По мясу птицы ожидается, что осенью. По крайней мере, на основе той информации, которой мы владеем, европейские коллеги попросили уточнить некоторые технические детали, но в целом инспектирование прошло положительно. Поэтому экспорт в ЕС может начаться уже скоро. А по другим видам мяса речь не идет
о месяцах.
- Речь идет о поставках в ЕС единичных компаний?
- Система в ЕС построена следующим образом: они приезжают с проверками, но они на примере конкретных предприятий проверяют не только предприятие, но и систему качества и безопасности. Если они удостоверяются, что система качества и безопасности в целом и в том числе на примере конкретных предприятий отвечает их требованиям, они дают разрешение на экспорт стране. И потом, если они убедились в возможности
контролирующих органов обеспечивать надлежащий контроль, то тогда они делегируют полномочия по определению предприятий местному уполномоченному органу. Однако, в конце концов, мониторинг происходит, и там нет права на ошибку. Потому что, так же как разрешение дается, таким же образом, если будут замечания, оно пересматривается.
В целом логика такова: украинские инстанции, которые отвечают за качество и безопасность продукции, должны гарантировать соответствие той продукции, которая поставляется
в ЕС, их требованиям.
- Не кажется Вам подозрительным то, что результаты проверок европейскими инспекторами украинских производителей мяса птицы были положительными, а российские инспекторы обнаружили недостатки?
- С одной стороны, определенное противоречие здесь есть, но с другой стороны, россияне часто говорят, что у них требования по качеству и безопасности по некоторым позициям даже выше, чем в ЕС. То есть речь идет о том, что по ряду позиций могут быть более
высокие требования в России, чем в ЕС. Как такового, здесь большого парадокса нет.
Саме за 6 м╕сяц╕в цього року зусиллями Херсонсько╖ митниц╕ перераховано до Державно╖ скарбниц╕ 570.6 млн. грн.
Цей показник в 3.2 рази б╕льше н╕ж за аналог╕чний пер╕од минулого року. на фон╕ зб╕льшення обсяг╕в оподаткованого ╕мпорту на 142 % зростання р╕вня середньоденних надходжень перевищило в╕дм╕тку в 3 рази. Це найб╕льший показник за всю ╕стор╕ю напружено╖ прац╕ митник╕в Херсонщини.
Також за рахунок посилення класиф╕кац╕йно╖ роботи за УКТЗЕД за ш╕сть м╕сяц╕в цього року Херсонською митницею додатково було спрямовано до Держбюджету 1,7 млн. грн., що перевищу╓ загальний показник по цьому напрямку за весь минулий р╕к (за 2010 р╕к – 1,5 млн. грн). Прийнято 466 р╕шень про корегування митно╖ вартост╕. Додатков╕ надходження до Держбюджету при цьому склали 14 млн. грн., що майже на 14 в╕дсотк╕в б╕льше н╕ж
показник за аналог╕чний пер╕од минулого року (6 м╕сяц╕в 2010 року – 12,3 млн. грн. ).
Все оборудование и комплектующие для поддерживаемых государством научных парков освобождены от ввозной госпошлины
Сегодня, 14 июля 2011 года, вступает в силу Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности научных парков"
Соггласно Закону, от налогообложения ввозной пошлиной освобождаются научное, лабораторное и исследовательское оборудование, комплектующие и материалы в соответствии с номенклатурой и объемами, предусмотренными проектами требующих государственной поддержки научных парков, независимо от того, производятся ли это оборудование и т.д.
в Украине.
Для учредителей научных парков, требующих господдрежки, предусмотрена возможность предоставлять научным паркам в аренду государственное имущество, находящееся в их хозяйственном ведении или управлении, а также арендовать по договору (на срок реализации проекта научного парка) помещения и оборудования высших учебных заведений и научных учреждений.
Более 200 грузовиков скопилось на границе России с Украиной – таможня
Ситуация в международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) на границе России с Украиной по-прежнему остается напряженной.
По информации Центрального таможенного управления РФ (ЦТУ), в четверг на въезд в Россию со стороны Украины (пост "Троебортное" и пост "Погар") стояли 150 и 70 грузовых автомобилей соответственно.
Как сообщили в четверг в пресс-службе Брянской таможни, в МАПП "Троебортное" в четверг проходит совещание руководителей Брянской
таможни, представителей региональной администрации, Брянского филиала ФГУП "Росгранстрой". В пресс-службе напомнили, что для разрешения ситуации из других региональных таможенных управлений прикомандированы 39 человек для усиления дежурных смен.
Как сообщалось, образование очередей вызвано передачей с 29 июня таможне РФ полномочий по транспортному, ветеринарному и фитосанитарному контролю. В среду таможня обратилась к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с просьбой корректировать маршруты и пользоваться альтернативными, менее загруженными, пунктами пропуска. В частности, по статистике ЦТУ нет очередей на въезд в Белгородской, Воронежской и Курской таможнях: посты "Грайворон", "Нехотеевка", "Шебекено", "Бугаевка", "Крупец", "Суджа".
Европарламент одобрил новые сборы с грузовиков за загрязнение окружающей среды и шум
Европарламент одобрил новые сборы с грузовых автомобилей за загрязнение окружающей среды и шум. Соответствующее решение было принято на заседании Европарламента, 7 июня в Страсбурге.
За проект доклада Саида Эль Хадрауи (группа Прогрессивного Альянса социалистов и демократов, Бельгия) высказались 505 депутатов,
против 141, воздержались 17.
Согласно принятому решению, дополнительные сборы с грузовиков будут применяться на всех автострадах Европы. При этом в целом уровень сборов с грузовиков возрастет в среднем на 3-4 цента за километр с грузовика.
Определенные льготы получат владельцы новых грузовиков.
Так,
грузовики стандарта EURO V будут освобождены от уплаты дополнительных сборов до 1 января 2014 г, а стандарта EURO VI - до 1 января 2018 г.
Величина дорожных сборов может изменяться в зависимости от времени проезда грузовиков с целью сократить количество грузовиков на дорогах в часы пик, однако не более чем на 175%.
Директива также предполагает, что Еврокомиссия будет публиковать список сборов и время их применения.
Депутаты поддержали
декларирование министерствами финансов доходов от дорожных сборов и определили, что эти деньги должны реинвестироваться в развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
При этом 15% полученных средств должны вкладываться в трансевропейские проекты.
Сектор митного оформлення № 3 в╕дд╕лу митного оформлення № 1
10100 00 12
Сектор митного оформлення № 1 в╕дд╕лу митного оформлення
№ 1 митного поста "Коростень"
10103 00 02
Сектор митного оформлення № 2 в╕дд╕лу митного оформлення № 1 митного поста "Коростень"
10103 00 03
2. У пункт╕ 21 Класиф╕катора вилучити рядок:
В╕дд╕л
митного оформлення № 5 митного поста "Мостиська"
20909 04 27
3. У пункт╕ 36 Класиф╕катора п╕сля рядка:
В╕дд╕л митного оформлення № 3
60000 00 11
доповнити таким рядком:
В╕дд╕л митного оформлення № 4
60000 00 12
4. У розд╕л╕ Класиф╕катора "Спец╕ал╕зован╕ митн╕ установи та орган╕зац╕╖" рядок:
5
Хмельницький
центр п╕двищення квал╕ф╕кац╕╖ та переп╕дготовки кадр╕в
15200 00 00
викласти у так╕й редакц╕╖:
5
Центр п╕двищення квал╕ф╕кац╕╖, переп╕дготовки прац╕вник╕в та к╕нолог╕╖ Держмитслужби
15200 00
00
5. Департаменту митних ╕нформац╕йних технолог╕й та статистики (Пашко П.В.) забезпечити внесення зазначених зм╕н до в╕дпов╕дних програмно-╕нформац╕йних комплекс╕в ╢дино╖ автоматизовано╖ ╕нформац╕йно╖ системи Держмитслужби Укра╖ни.
6. Начальникам рег╕ональних митниць, митниць про╕нформувати суб’╓кт╕в зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕ та громадян про зм╕ни, передбачен╕ цим наказом.
7. Установити, що цей наказ набира╓ чинност╕ через п’ять робочих дн╕в п╕сля його видання.
8. Контроль за виконанням наказу покласти на директора Департаменту орган╕зац╕╖ митного контролю та оформлення Сьомку С.М.
Угода про зону в╕льно╖ торг╕вл╕ м╕ж ╢С ╕ Укра╖ною майже готова
Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Бербель КофлерДепутат Бундестагу Бербель Кофлер (СДПН) у розмов╕ з Deutsche Welle пов╕домила, що ╓ хорош╕ шанси до к╕нця 2011 року п╕дписати угоду про зону в╕льно╖ торг╕вл╕ м╕ж ╢С ╕ Укра╖ною.
Угода перебува╓ в стад╕╖ свого завершення, пов╕домила голова н╕мецько-укра╖нсько╖
парламентсько╖ групи Бундестагу, представниця соц╕ал-демократ╕в Бербель Кофлер. Вона не виключила, що це може статися ще в грудн╕. Але п╕дписання угоди не означатиме, що документ негайно запрацю╓. На угоду ще чека╓ процес ратиф╕кац╕╖ в 27 кра╖нах ╢С, ╕ для цього знадобиться час. «╢вросоюз не може давати вказ╕вки, як швидко кра╖ни, як╕ входять до його складу, повинн╕ працювати з угодою, але буде визначено остаточний терм╕н ратиф╕кац╕╖, якого доведеться дотримуватися», - пояснила Кофлер.
Р╕зн╕
погляди на аграрн╕ питання
Депутат вказала на сп╕рн╕ моменти в переговорному процес╕, як╕ все ще не вдалося остаточно подолати. Передус╕м, за ╖╖ словами, це стосу╓ться аграрно╖ пол╕тики. Водночас вона висловила переконання, що й тут сторони д╕йдуть сп╕льного знаменника. «За минул╕ 17 раунд╕в переговор╕в ╢С ╕ Укра╖на показали свою здатн╕сть знаходити компром╕си ╕ нема╓ необх╕дност╕ зараз загострювати увагу на деталях», - зауважила Кофлер.
╢вросоюз ╕ Укра╖на ╓дин╕
в тому, що сл╕д дотримуватися стандарт╕в, як╕ завжди ╓ частиною угод про зони в╕льно╖ торг╕вл╕. Серед ╕ншого ма╓ться на уваз╕ правова безпека, визнання сторонами загальних правових правил. Н╕мецький парламентар п╕дкреслила, що при цьому важливу роль в╕д╕гра╓ й дотримання прав людини. За ╖╖ словами, цей фактор завжди ма╓ вплив на переговори. «Хоча угода ╓ економ╕чною, п╕д час переговор╕в обговорюються також питання демократ╕╖ та свободи слова», - наголосила н╕мецький депутат.
За двома
зайцями
«Не можна одночасно п╕дписувати угоди про зону в╕льно╖ торг╕вл╕ м╕ж ╢С ╕ Укра╖ною ╕ про при╓днання до Митного союзу Рос╕╖, Б╕лорус╕ й Казахстану», - вважа╓ Кофлер. Як пояснила дал╕ депутат Бундестагу, таке сид╕ння на двох ст╕льцях ╓ неможливим, оск╕льки Митний союз передбача╓ не лише в╕льну економ╕чну зону, але й певне злиття економ╕к. При цьому учасники позбавляються права самост╕йного укладання под╕бних угод з ╕ншими кра╖нами.
Водночас угода з ╢вропейським
Союзом, продовжила н╕мецький депутат, це т╕льки зона в╕льно╖ торг╕вл╕, яка не обмежу╓ ╖╖ учасник╕в у прав╕ самост╕йного ведення справ з ╕ншими кра╖нами-партнерами. «Але Укра╖на врешт╕-решт ма╓ сама вир╕шити, де вона матиме б╕льш╕ вигоди», - п╕дсумувала Бербель Кофлер.
Автор: Олександр Сосновський Редактор: Володимир Медяний
Украине грозит спецпошлина на иномарки в 34 процента
Украинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) проинформировала представительство Евросоюза в Украине о начале спецрасследования в Украине в отношении иномарок, а также о возможных шагах Межведомственной комиссии по международной торговле, которые могут быть приняты в ходе такого спецрасследования.
Руководитель отделения торговли и экономики представительства ЕС в Украине Ульрике Хауэр высказала обеспокоенность началом спецрасследования, тем более что это чуть
ли не единственный случай, когда подобное расследование касается автомобилей.
На встрече в представительстве ЕС гендиректор ВААИД Олег Назаренко, гендиректор ДП "Авто Интернешнл" Елена Дунина, гендиректор "АВТ Бавария" Александр Тимофеев, глава компании "Рено Украина" Марк Леграсье и член Совета директоров холдинга "АВТ " Райнхольд Заллер проинформировали о возможных последствиях для украинского авторынка и инвесторов введения спецпошлины в 34 процента.
Стороны
договорились о совместных действиях по информированию всех заинтересованых организаций, о начале такого спецрасследования и подготовке соответствующей реакции.
В ВААИД отмечают, что и дальше намерены информировать посольства и зарубежные представительства, о попытках передела рынка в Украине.
С 15 июля ГНС вводит Интернет-сервис онлайновых консультаций для налогоплательщиков - "Дежурный по стране"
С 15 июля Государственная налоговая служба вводит Интернет-сервис онлайновых консультаций для налогоплательщиков - "Дежурный по стране".
Об этом говорится в поручении заместителя председателя ГНС Украины Александра Клименка председателям региональных органов ГНС.
Ежедневно специалисты 27 региональных налоговых администраций в режиме онлайн будут отвечать на вопросы налогоплательщиков, предоставлять разъяснение относительно действующего законодательства
и тому подобное. Сервис будет работать с 10 до 17 часов.
В отличие от других форм онлайновых консультаций, которые внедрялись налоговыми органами до этого, общение с работником Службы будет происходить на постоянной основе и в реальном времени.
Воспользоваться услугами "дежурного по стране" можно будет с 15 июля с помощью официального веб-сайта ГНС.
Внеплановые проверки в условиях действия Налогового кодекса Украины
Документальна позапланова ви╖зна перев╕рка ╓ найб╕льш ефективним методом податкового контролю, що дозволя╓ виявити порушення податкового законодавства.
Одн╕╓ю з основних гарант╕й прав платник╕в податк╕в при цьому ╓ законодавче встановлення перел╕ку п╕дстав проведення таких перев╕рок.
Порядок проведення органами державно╖ податково╖ служби документальних позапланових перев╕рок
Порядок проведення документальних позапланових
перев╕рок викладено у статт╕ 78 розд╕лу II Податкового кодексу Укра╖ни. Так╕ перев╕рки не передбачаються у план╕ роботи органу ДПС ╕ проводяться за наявност╕ хоча б одн╕╓╖ з обставин, визначених у статт╕ 78,
а саме:
- за насл╕дками перев╕рок ╕нших платник╕в податк╕в або отримання податково╖ ╕нформац╕╖ виявлено факти, що св╕дчать про можлив╕ порушення платником податкового, валютного та ╕ншого законодавства, контроль за дотриманням якого покладено на органи державно╖ податково╖ служби, якщо платник податк╕в протягом 10 робочих дн╕в ╕з дня отримання запиту не надасть пояснення та ╖х документальн╕ п╕дтвердження на обов'язковий письмовий запит органу державно╖ податково╖ служби;
-
платником не подано в установлений законом терм╕н податкову декларац╕ю або розрахунки, якщо ╖х подання передбачено законом;
- платником подано органу державно╖ податково╖ служби уточнюючий розрахунок з в╕дпов╕дного податку за пер╕од, який перев╕рявся органом державно╖ податково╖ служби;
- виявлено недостов╕рн╕сть даних, що м╕стяться у податкових декларац╕ях, поданих платником податк╕в, якщо платник податк╕в протягом десяти робочих дн╕в ╕з дня отримання запиту
не надасть пояснення та ╖х документальн╕ п╕дтвердження на письмовий запит органу державно╖ податково╖ служби;
- платником податк╕в подано в установленому порядку органу державно╖ податково╖ служби заперечення до акту перев╕рки або скаргу на прийняте за ╖╖ результатами податкове пов╕домлення-р╕шення, в яких вимага╓ться повний або частковий перегляд результат╕в в╕дпов╕дно╖ перев╕рки або скасування прийнятого за ╖╖ результатами податкового пов╕домлення-р╕шення у раз╕, коли платник податк╕в
у сво╖й скарз╕ (запереченнях) посила╓ться на обставини, що не були досл╕джен╕ п╕д час перев╕рки, та об'╓ктивний ╖х розгляд неможливий без перев╕рки. Така перев╕рка проводиться виключно з питань, що стали предметом оскарження;
- розпочато процедуру реорган╕зац╕╖ юридично╖ особи (кр╕м перетворення), припинення юридично╖ особи або п╕дпри╓мницько╖ д╕яльност╕ ф╕зично╖ особи-п╕дпри╓мця, порушено провадження у справ╕ про визнання банкрутом платника податк╕в або подано заяву про зняття з обл╕ку
платника податк╕в;
- платником подано декларац╕ю, в як╕й заявлено до в╕дшкодування з бюджету податок на додану варт╕сть, за наявност╕ п╕дстав для перев╕рки, визначених у розд╕л╕ V кодексу, та/або з в╕д'╓мним значенням з податку на додану варт╕сть, яке становить б╕льше 100 тис. гривень.
Документальна позапланова ви╖зна перев╕рка з п╕дстав, визначених у цьому п╕дпункт╕, проводиться виключно щодо анал╕зу законност╕ декларування заявленого до в╕дшкодування з бюджету
податку на додану варт╕сть та/або з в╕д'╓много значення з податку на додану варт╕сть, яке становить б╕льше 100 тис. гривень;
- щодо платника податку подано скаргу про ненадання таким платником податково╖ накладно╖ покупцю або про порушення правил заповнення податково╖ накладно╖ у раз╕ ненадання таким платником податк╕в пояснень та документального п╕дтвердження на письмовий запит органу державно╖ податково╖ служби протягом десяти робочих дн╕в ╕з дня його отримання;
-
отримано постанову суду (ухвалу суду) про призначення перев╕рки або постанову органу д╕знання, сл╕дчого, прокурора, винесену ними в╕дпов╕дно до закону у крим╕нальних справах, що перебувають у ╖х провадженн╕;
- органом державно╖ податково╖ служби вищого р╕вня в порядку контролю за д╕ями або безд╕яльн╕стю посадових ос╕б органу державно╖ податково╖ служби нижчого р╕вня зд╕йснено перев╕рку документ╕в обов'язково╖ зв╕тност╕ платника податк╕в або матер╕ал╕в документально╖ перев╕рки, проведено╖
контролюючим органом нижчого р╕вня, ╕ виявлено нев╕дпов╕дн╕сть висновк╕в акта перев╕рки вимогам законодавства або неповне з'ясування п╕д час перев╕рки питань, що повинн╕ бути з'ясован╕ п╕д час перев╕рки для винесення об'╓ктивного висновку щодо дотримання платником податк╕в вимог законодавства, контроль за дотриманням якого покладено на органи державно╖ податково╖ служби.
Р╕шення про проведення документально╖ позапланово╖ перев╕рки в цьому випадку прийма╓ться органом державно╖ податково╖
служби вищого р╕вня лише у раз╕, коли стосовно посадових ос╕б органу державно╖ податково╖ служби нижчого р╕вня, як╕ проводили документальну перев╕рку зазначеного платника податк╕в, розпочато службове розсл╕дування або порушено крим╕нальну справу;
- у раз╕ отримання ╕нформац╕╖ про ухилення податковим агентом в╕д оподаткування виплачено╖ (нараховано╖) найманим особам (у тому числ╕ без документального оформлення) зароб╕тно╖ плати, пасивних доход╕в, додаткових благ, ╕нших виплат та в╕дшкодувань,
що п╕длягають оподаткуванню, у тому числ╕ внасл╕док неукладення платником податк╕в трудових договор╕в з найманими особами зг╕дно ╕з законом, а також зд╕йснення особою господарсько╖ д╕яльност╕ без державно╖ ре╓страц╕╖. Така перев╕рка проводиться виключно з питань, що стали п╕дставою для проведення тако╖ перев╕рки.
Про проведення документально╖ позапланово╖ перев╕рки кер╕вник органу державно╖ податково╖ служби вида╓ наказ, коп╕я якого вруча╓ться платнику податк╕в п╕д розписку п╕д час виходу
на перев╕рку.
Сл╕д звернути увагу, що на в╕дм╕ну в╕д документально╖ планово╖ перев╕рки попередн╓ пов╕домлення платника податк╕в про проведення документально╖ позапланово╖ ви╖зно╖ перев╕рки не передбачено.
Тривал╕сть документальних позапланових перев╕рок (кр╕м перев╕рок з приводу в╕дшкодування ПДВ) не повинна
перевищувати: 15 робочих дн╕в - для великих платник╕в податк╕в, 5 робочих дн╕в - для суб'╓кт╕в малого п╕дпри╓мництва, 10 робочих дн╕в - для ╕нших платник╕в податк╕в. Продовження строк╕в таких перев╕рок можливе за р╕шенням кер╕вника податкового органу не б╕льше, як на 10 робочих дн╕в - для великих платник╕в податк╕в; на 2 робоч╕ дн╕ - для суб'╓кт╕в малого п╕дпри╓мництва; на 5 робочих дн╕в - для ╕нших платник╕в податк╕в.
За наявност╕ достатн╕х п╕дстав, як╕ св╕дчать, що розрахунок суми
бюджетного в╕дшкодування зроблено з порушенням норм податкового законодавства, орган державно╖ податково╖ служби ма╓ право провести документальну позапланову ви╖зну перев╕рку платника для визначення достов╕рност╕ нарахування такого бюджетного в╕дшкодування протягом 30 календарних дн╕в, що настають за граничним терм╕ном проведення камерально╖ перев╕рки (п. 200.11 кодексу).
Сл╕д в╕дм╕тити, що в╕дпов╕дно до статт╕ 82 розд╕лу II кодексу проведення документально╖ позапланово╖ ви╖зно╖ перев╕рки
великого платника податк╕в також може бути зупинено на 30 робочих дн╕в.
Умови допуску посадових (службових) ос╕б податкових орган╕в до проведення документальних ви╖зних (планових та позапланових) перев╕рок
Умови допуску посадових (службових) ос╕б податкових орган╕в до проведення документальних ви╖зних (планових та позапланових) перев╕рок визначен╕ у статт╕ 81 Кодексу.
В╕дпов╕дно до них посадов╕ особи податкового органу ДПС мають право
приступити до проведення документально╖ ви╖зно╖ перев╕рки за умови пред'явлення направлення на проведення тако╖ перев╕рки, в якому зазначаються:
- дата видач╕;
- назва органу державно╖ податково╖ служби;
- рекв╕зити наказу про проведення в╕дпов╕дно╖ перев╕рки;
- найменування та рекв╕зити суб'╓кта (об'╓кта), перев╕рка якого проводиться (пр╕звище, ╕м'я, по батьков╕ ф╕зично╖ особи-платника податку, який перев╕ря╓ться);
-
мета;
- вид (планова або позапланова);
- п╕дстави;
- дата початку та тривал╕сть перев╕рки (у робочих днях);
- посада та пр╕звище посадово╖ (службово╖) особи, яка проводитиме перев╕рку.
Для проведення документально╖ планово╖ та позапланово╖ ви╖зно╖ перев╕рки платника податк╕в випису╓ться направлення на перев╕рку в одному прим╕рнику окремо на кожну посадову (службову) особу, яка буде проводити
перев╕рку. Зразок форми направлення наведено у додатку 1 до Методичних рекомендац╕й щодо порядку орган╕зац╕╖ та проведення перев╕рок платник╕в податк╕в, затверджених наказом ДПА Укра╖ни №213 в╕д 14.04.2011 р.
Направлення на проведення документально╖ планово╖ або позапланово╖ ви╖зно╖ перев╕рки п╕дпису╓ться кер╕вником (заступником кер╕вника) органу
ДПС, який очолю╓ таку перев╕рку та прийняв р╕шення (наказ) про проведення, ╕ скр╕плю╓ться гербовою печаткою цього органу (у тому числ╕ у раз╕ залучення до перев╕рки прац╕вник╕в ╕нших орган╕в ДПС).
При пред'явленн╕ направлення платнику податк╕в та/або посадовим (службовим) особам платника податк╕в так╕ особи розписуються у направленн╕ ╕з зазначенням свого пр╕звища, ╕мен╕, по батьков╕, посади, дати ╕ часу ознайомлення.
В╕дмова платника податк╕в розписатися у направленн╕
на перев╕рку не позбавля╓ податковий орган права на ╖╖ проведення. У такому випадку посадовими (службовими) особами органу ДПС склада╓ться акт, який засв╕дчу╓ факт в╕дмови та ╓ п╕дставою для початку проведення тако╖ перев╕рки.
По материалам: В╕дд╕л орган╕зац╕╖ перев╕рок п╕дпри╓мств стратег╕чних галузей економ╕ки управл╕ння податкового контролю юридичних ос╕б ДПА у Донецьк╕й област╕
Госкомпредпринимательства согласовало проект постановления Кабинета министров, согласно которому предприятия, которые будут соответствовать критериям таможни, получат дополнительные привилегии.
Так, Кабмин предлагает для соответствующих субъектов:
- снять запреты по ввозу и перемещению по территории Украины подакцизных товаров без изменения транспортного средства; - предоставить возможности осуществлять таможенное оформление товаров без представления
декларации таможенной стоимости; - для товаров, ввозимых по предварительной таможенной декларации, не применять меры обеспечения доставки товаров до таможни назначения, в частности, в виде денежных залогов, финансовых гарантий и т.д.
Напомним, "режим благоприятствования" предусматривает упрощенный порядок применения процедур таможенного контроля и таможенного оформления для предприятий, которые отвечают критериям таможенной службы.
Разработаны критерии, определяющие позитивную историю плательщика
Государственная налоговая служба Украины (ГНСУ) разработала проект правительственного постановления, согласно которому предлагается утвердить критерии, определяющие историю плательщика налога на добавленную стоимость (НДС) как позитивную.
Текст проекта постановления размещен на официальном сайте ГНСУ.
Согласно
критериям, история плательщиков НДС считается позитивной, если на протяжении предыдущих 36 последовательных месяцев такие плательщики отвечали одновременно указанным критериям: против них не принимались решения об аннулировании регистрации плательщика НДС; налоговая отчетность подавалась в установленный законом срок; не установлено взаимосвязей с контрагентами
- субъектами хозяйствования, деятельность которых имеет признаки фиктивности; сумма налогового кредита, сформированного контрагентами, местонахождение которых не установлено, составляет меньше 10% всего налогового кредита; доначисленные суммы налогов и сборов и суммы НДС, заявленные к бюджетному возмещению, не находились в административном или судебном
обжаловании.
Предусматривается, что данные критерии будут действовать с 1 января 2014 года. «Начиная с 1 января 2014 года, камеральная проверка налоговой отчетности плательщиков налога, которые имеют позитивную налоговую историю, проводится органами государственной налоговой службы на протяжении 5 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС», - отмечается в проекте постановления.
╢С погодив безмитний ╕мпорт м╕льйона тонн укра╖нсько╖ пшениц╕
У в╕второк, 12 липня, у Ки╓в╕ в╕дбувся 19-й раунд переговор╕в Укра╖ни та ╢вросоюзу щодо пол╕тично╖ частини угоди про асоц╕ац╕ю. Одночасно у Брюссел╕ пройшов м╕жраунд стосовно економ╕чно╖ частини угоди. «У нас прогрес за вс╕ма напрямками, ╕ ╓ перша м╕льйонна квота — ╢С погодив безмитний ╕мпорт м╕льйона тонн укра╖нсько╖ пшениц╕», — розпов╕ло «КоммерсантЪ-Украина» джерело з укра╖нсько╖ сторони переговор╕в. Неузгодженим залиша╓ться розд╕л, присвячений енергетиц╕.
Що
стосу╓ться пол╕тично╖ частини договору, то ╕снують два проблемн╕ питання. Зокрема, Ки╖в вимага╓ згадати у документ╕ про ╓вропейську перспективу Укра╖ни або ж про статтю 49 Договору ╢С, яка опису╓ процедуру подання заявки на членство в ╢вросоюз╕. Брюссель у свою чергу наполяга╓, щоб укра╖нська сторона взяла на себе зобов'язання ратиф╕кувати статут М╕жнародного крим╕нального суду. Дос╕ Укра╖на в╕дмовлялася це робити, посилаючись на необх╕дн╕сть вносити зм╕ни до Конституц╕╖.
Решта питань
буде обговорюватися на зустр╕ч╕ президента Укра╖ни В╕ктора Януковича ╕ президента ╢вроком╕с╕╖ Жозе Мануела Баррозу, яка повинна в╕дбутися 20 жовтня у Брюссел╕.
За ╕нформац╕╓ю учасника переговор╕в, на зустр╕ч╕ 12 липня не п╕дн╕малося питання про судов╕ справи щодо л╕дер╕в укра╖нсько╖ опозиц╕╖. Сп╕врозмовник видання в ╢вропейськ╕й служб╕ у зовн╕шн╕х справах запевнив, що ╕ на пол╕тичному р╕вн╕ в рамках переговор╕в щодо угоди про асоц╕ац╕ю Брюссель не ╕н╕ц╕юватиме обговорення ц╕╓╖ теми.
«Проблема виборчого правосуддя в Укра╖н╕ ╕ переговори за угодою — це два р╕зних питання, ╖х не можна зм╕шувати», — запевнив ╓вропейський дипломат. З його висловлювань випливало, що ╢С ма╓ нам╕р завершити переговори з Укра╖ною незалежно в╕д п╕дсумк╕в судового розгляду.
Представники кра╖н-член╕в ╢С вважають, що проблеми з угодою виникнуть у Ки╓ва п╕сля формального завершення переговор╕в.
«Щоб догов╕р про асоц╕ац╕ю набув чинност╕, потр╕бна його ратиф╕кац╕я. Я не
впевнений, що парламент мо╓╖ кра╖ни проголосу╓ „за“, якщо Тимошенко сяде за р╕шенням суду, яке ми визна╓мо несправедливим», — в╕дзначив один з ╓вропейських дипломат╕в, що зустр╕чалися вчора з журнал╕стами в ╤нститут╕ св╕тово╖ пол╕тики.
«Я не можу уявити соб╕, що у кра╖н╕, асоц╕йован╕й з ╢С, при кожному голосуванн╕ в парламент╕ порушу╓ться Конституц╕я», — додав ╕нший дипломат.
Российский союз начал торговую войну против Украины
Таможенный союз ввел временные ограничения на право поставок продукции животного происхождения с 28 украинских предприятий.
Об этом сообщает пресс-служба Россельхознадзора.
Как отмечается, такое решение стало результатом переговоров представителей национальных ветеринарных органов России, Беларуси и Казахстана относительно итогов инспекции украинских предприятий, заинтересованных в поставках продукции.
Временные ограничения
приняты "в связи с не подтверждением выполнения ветеринарно-санитарных требований и норм Таможенного союза и России", говорится в сообщении.
Ограничения будут действовать "до представления в течение одного календарного месяца материалов об устранении отмеченных в ходе инспекции недостатков и гарантий ветеринарной службой Украины о соответствии их ветеринарно-санитарным требованиям и нормам Таможенного союза".
Также было решено сохранить право поставок продукции
в страны Таможенного союза с трех украинских предприятий.
В то же время, в отношении этих предприятий также будут введены ограничения в случае не предоставления в течение одного календарного месяца ветеринарной службой Украины гарантий устранения отмеченных в ходе инспекции недостатков.