* Документ дня: Наказ вiд 12.12.2007 № 1048 Про затвердження в╕домчих класиф╕катор╕в з питань митно╖ статистики, як╕ використовуються в процес╕ оформлен...
Количество просмотров: 92 (за период c 00:00 по 18:00 11/11/08), всего просмотров: 618
З 01.01.2009 року в’╖зд до кра╖н ╢С буде зд╕йснюватись т╕льки за умови попереднього ╕нформування митних орган╕в кра╖н ╢С (в’╖зду/ви╖зду).
Система електронного попереднього декларування МСАТ (TIR EPD). Шановн╕ учасники Асоц╕ац╕╖! Як неодноразово пов╕домлялось з 1 с╕чня 2009 року ╢вропейський Союз вимагатиме в обов’язковому порядку надавати ╕нформац╕ю про перевезення МДП
до митних орган╕в кра╖н ╢С (в’╖зду, ви╖зду) засобами електронного зв’язку!
Таким чином, починаючи з 0 годин 0 хвилин 01.01.2009 року, пропуск транспортних засоб╕в на митну територ╕ю кра╖н ╢С буде зд╕йснюватись виключно за умови завчасного направлення перев╕зником до митного органу кра╖ни ╢С (в’╖зду/ви╖зду) попередньо╖ електронно╖ декларац╕╖ про вантаж.
Митн╕ органи кра╖н ╢С, не прийматимуть до оформлення документи, якщо не отримано електронно╖ попередньо╖ декларац╕╖.
В таких випадках вод╕й буде змушений в пункт╕ пропуску кра╖ни ╢С звертатись до посередника, який за в╕дпов╕дну плату п╕дготу╓ таку декларац╕ю.
Процедура передач╕ попередньо╖ ╕нформац╕╖ до митного органу в’╖зду/ви╖зду до кра╖н ╢С в електронному вигляд╕ може зд╕йснюватись за допомогою р╕зних ╕нструмент╕в, як наприклад, E-mail, Website, FTP з’╓днання ╕ т.д.
З метою надання можливост╕ Користувачам самост╕йно направляти ╕нформац╕ю, яка м╕ститься в книжц╕ МДП в електронному вигляд╕ до митних орган╕в кра╖н ╢С, ще до прибуття автомоб╕ля в пункт пропуску на кордон╕ з ╢С, М╕жнародний союз автомоб╕льного транспорту на баз╕ Internet-технолог╕й також розробив свою програму, яка назива╓ться TIR EPD.
Зазначена програма уже неодноразово
нами презентувалась, але нажаль не була сприйнята належним чином учасниками Асоц╕ац╕╖.
TIR EPD МСАТ функц╕ону╓ в експериментальному режим╕ вже б╕льше року ╕ да╓ ряд переваг учасникам Асоц╕ац╕╖, а саме:
м╕н╕м╕зац╕я зусиль митних орган╕в щодо введення в електронному вигляд╕ даних по книжц╕ МДП, зменшуючи таким чином
час оч╕кування на кордон╕; надання переваг для транспортних оператор╕в, як╕ використовують книжки МДП в якост╕ митно╖ декларац╕╖ та гарант╕йного документа; можлив╕сть самост╕йного виконання попереднього декларування користувачем книжки МДП
без втручання трет╕х ос╕б та додаткових витрат. З метою прискорення процедури допуску укра╖нських перев╕зник╕в до ц╕╓╖ процедури, президент Асоц╕ац╕╖ в ход╕ Генерально╖ Асамбле╖ погодив ╕з кер╕вництвом МСАТ питання отримання лог╕н╕в та парол╕в одноразово для вс╕х учасник╕в Асоц╕ац╕╖ допущених до системи МДП.
Таким чином, найближчим часом
учасникам Асоц╕ац╕╖ з правом роботи в систем╕ МДП будуть надан╕ пароль та ╕м’я користувача для входу у програму, яка розм╕щена на веб-стор╕нц╕ www.nctstir.org.
Для доступу до програми, користувач книжки МДП вносить св╕й ╕ндив╕дуальний ╕дентиф╕кац╕йний номер, номер книжки МДП, яка знаходиться в його розпорядженн╕, а також строк д╕╖, зазначений в книжц╕ МДП.
Дана ╕нформац╕я перев╕ря╓ться системою Cute-Wise, п╕сля чого нада╓ться доступ до вводу даних по книжц╕ МДП.
В електронн╕й форм╕ необх╕дно вказувати наступн╕ дан╕: Кра╖на в╕дправлення, кра╖на призначення, ре╓страц╕йний номер транспортного засобу, св╕доцтво про допущення, номер контейнера, номер книжки МДП, користувач, додатков╕ документи, маркування, тип та нумерац╕я упаковок, вага вантажу, дата та м╕сце декларування, в╕дправник вантажу та одержувач.
Вказан╕ дан╕ можна отримати з книжки МДП та м╕жнародно╖ товарно-транспортно╖ накладно╖ CMR.
П╕сля заповнення електронно╖ форми, файл з даними переда╓ться через МСАТ до митного органу в’╖зду/ви╖зду ╢С, вибраного перев╕зником. Коп╕я електронно╖ попередньо╖ декларац╕╖, за бажанням користувача, направля╓ться йому на електронну пошту.
Автопроизводители предлагают увеличить ввозные пошлины на авто
Украинские автопроизводители предлагают повысить ввозные пошлины на автомобили, ввести стимулы для финансового лизинга, развития рынка «Trade-in» (обмен б/у на новые) и кредитования покупок автомобилей с высокой долей локализации.
Об этом шел разговор на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко в понедельник, 10 ноября.
Как сообщил один из участников рынка, на встрече по вопросам преодоления кризиса в отрасли было принято решение подготовить
до среды законопроект о неотложных мерах по поддержке отечественного автомобилестроения.
Планируется поручить Министерству экономики проведение переговоров о повышении ввозной пошлины с недавно введенного в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию пониженного уровня 10%, соблюдая при этом процедуры ВТО для такого временного
повышения.
Так же ведется речь о возможности рефинансирования Нацбанком краткосрочных обязательств автопроизводителей.
Президент Украины пообещал автопроизводителям максимальное содействие.
На минувшей неделе в ходе круглого стола, в котором приняли участие как автопроизводители, так и автоимпортеры, участники посчитали позитивным решение о квотирование импорта автомобилей, при условии выделения квот только официальным представителям
заводов-изготовителей. В то же время автоимпортеры высказались категорически против регулирования рынка тарифными методами, в частности, повышением пошлины.
Ранее, в ходе заседания СНБО на минувшей неделе Ющенко обратил внимание Министерства экономики на то, что импорт автомобилей и комплектующих не является сегодня приоритетом, который нужно поддерживать.
В то же время, по данным генерального директора ВААИД Олега Назаренко, импорт автомобилей, запчастей и грузовиков
составляет только 14% в структуре импорта в Украину, что не является критическим объемом.
Таможенные органы Беларуси сообщили о досрочном выполнении плана текущего года
Таможенные органы Беларуси досрочно выполнили план 2008 года. Как сообщает пресс-служба Государственного таможенного комитета, по состоянию на 10 ноября таможенными органами республики в государственную казну перечислено более 13 трлн. рублей, что составило 102,5% от планового задания на 2008 год.
В сравнении с аналогичным периодом 2007 года указанная сумма возросла более чем в 1,5 раза.
По данным ГТК, наибольшая доля поступлений за данный период приходится на вывозные таможенные пошлины, которые составили 53,3% всех поступлений, НДС — 30,6% и импортную пошлину на ввозимые в Беларусь товары, предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, — 12,7%.
Специалистам ВЭД , новым пользователям «MD OFFICE» -
Уважаемые господа, для более эффективного использования Вашего рабочего времени предлагаем Вам профессионально освоить программный комплекс “MD OFFICE”.
Тренинг-лаборатория НПО “Поверхность” приглашает Вас принять участие в специальной образовательной программе для новых пользователей. Во время интенсивных практических занятий Вы познакомитесь со всеми возможностями системы и приобретете навыки работы, необходимые для профессионального роста и работы по новым правилам.
Мы предлагаем Вам:
проведение занятий сертифицированными инструкторами и специалистами НПО “Поверхность”;
использование
оригинальных методик обучения;
индивидуальный подход к каждому слушателю;
высокий уровень технического оснащения учебных классов;
обеспечение слушателей фирменными учебными материалами;
выдача сертификатов о прохождении обучения;
занятие в группах от 6 до 10 человек;
процесс обучения построен на решении реальных задач;
Учебная программа состоит из 2-х курсов учитывающих желания и уровень
подготовки клиентов:
MD STANDART
– подготовка специалистов по декларированию грузов (декларант, таможенный брокера). Программы MD Info + MD Declaration.
MD PROFESSIONAL – подготовка и переподготовка специалистов широкого профиля, повышение квалификации, обучение по расширенной программе. Программы MD Info + MD Declaration + MD Form+… +WWW.MDOFFICE.COM.UA
Вы можете выбрать любой из предложенных курсов.
Продолжительность курса MD STANDART 20 часов, стоимость 648 грн, MD PROFESSIONAL 32 часа, стоимость 792 грн.
Приглашаем Вас в группу, по курсу MD STANDART (20 академических часов, в течение 5 рабочих дней по 4 академических часа в вечернее время) и в группу по курсу MD PROFESSIONAL (32 академических часа, в течение 8 рабочих дней).
Каждый слушатель имеет возможность прослушать весь курс в целом или выбрать модули по своему усмотрению.
Предлагаем особые условия участия для специалистов, использующих версию программы под DOS «PST-broker».
Выражаем надежду, что тренинг будет способствовать профессиональному росту специалистов Вашего предприятия.
Для контактов: тел/факс: (044) 332-66-91, 332-66-92, 332-66-93
[ Экономические известия, №203, 11 ноября 2008 ] Украина попытается приостановить свои тарифные обязательства перед ВТО в связи с угрозой платежному балансу страны. Как стало известно, данный механизм, применяемый странами ВТО лишь в экстренных случаях, будет выгоден отдельным отраслям промышленности, но поставит под удар весь импорт новых автомобилей. На все импортные иномарки может быть введен временный дополнительный импортный сбор, а также применен режим квотирования и лицензирования.
Как сообщил глава комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин, сейчас правительство, парламент и Секретариат президента согласовывают
комплексную программу преодоления кризиса платежного баланса, а также рассматривают меры по минимизации проблем отдельных отраслей экономики. “В соответствии с 12-й статьей ГАТТ и другими нормами ВТО, при критическом
состоянии платежного баланса стране разрешено временно налагать ограничения на импорт, — отмечает депутат. — Мы отправили запрос в Женеву (штаб-квартира ВТО) и в субботу получили ответ, что для поддержки занятости в отдельных отраслях мы в теории имеем такое право. Этот ответ пока неформальный”.
Антикризисный пакет №2 может быть рассмотрен
в парламенте уже в ближайший четверг, и он будет включать в себя комплексные меры поддержки приоритетных отраслей экономики: металлургии, химии, ТЭК, финансового сектора, а также машиностроения. В частности, по предварительной информации, особое внимание будет уделено поддержке отраслей через либерализацию амортизационной политики.
Как стало известно, вместе с автопроизводителями в настоящее время обсуждается вопрос ограничения импорта новых автомобилей через предоставление правительству
права вводить временный дополнительный импортный сбор (помимо нынешних пошлин в 10%), а также режим квотирования и лицензирования. На вчерашнем совещании с представителями автомобильной отрасли президент Виктор Ющенко заявил о необходимости разработки плана поддержки отечественного автопрома в условиях мирового финансового кризиса и спада внутреннего спроса в Украине. Детали возможных мер, по его словам, будут рассмотрены на очередном совещании президента и Кабмина в среду.
На прошлой
неделе президент напомнил, что около 60% негативного торгового сальдо Украине формируют операции, связанные с импортом автомобилей и комплектующих: “У нас за девять месяцев текущий счет минус 9 млрд долл. Импорт автомобилей, моторов и кузовов составляет 7,9 млрд долл.”. (Также на формирование негативного сальдо всерьез влияет импорт энергоресурсов — 16,1 млрд долл., из которых на импортный газ ушло 6,5 млрд долл., на нефть — 3,5 млрд долл.). По его словам, автомобили — это не критический товар, импорт которого
следует поддерживать.
О возможном ограничении импорта авто на полгода-год уже заявили премьер-министр Юлия Тимошенко и глава совета НБУ Петр Порошенко, который также руководит автоконцерном “Укрпроминвест” (управляет, в частности, корпорацией “Богдан”). Тариэл Васадзе (фракция БЮТ), почетный президент корпорации “Укравто” (Запорожский автозавод), отметил, что если этого не сделать, в условиях падения спроса на новые авто в Украине завод пойдет на сокращения персонала и снижение производства
на 40%. Ассоциация “Укравтопром” ранее обратилась с открытым письмом к министрам экономики и промполитики с просьбой исключить автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1 тыс.-2,2 тыс. куб. см и с дизельными двигателями объемом до 2,5 тыс. куб. см из режима свободной торговли со странами ЕС.
Дмитрий Святаш (Партия регионов), член комитета по налоговой и таможенной политике и почетный президент корпорации “АИС” (Кременчугский автосборочный завод), заявил, что в условиях, когда Евросоюз
готовится выделить на поддержку своего автопрома более 40 млрд долл., а США — не менее 25 млрд долл., говорить о нарушениях норм ВТО в сфере конкуренции неуместно. “Не нужно смотреть на нормы ВТО как на догму. США и
Германия плевать хотели на ВТО, когда речь зашла о сохранении целых отраслей, — сказал депутат. — В нынешней ситуации никто не думает о соблюдении каких-либо норм, работает принцип экономического эгоизма”. В целом господа Терехин и Святаш прогнозируют очень высокую вероятность принятия закона в Раде по временному тарифному и количественному ограничению автомобилей.
Впрочем,
импортеры согласны пойти на квотирование и даже преференции для отечественного автопрома, в частности, в сфере госзакупок. “По нашей информации из Женевы, в ВТО не считают, что Украина находится в состоянии угрозы платежному балансу (особенно с учетом получения кредита МВФ). Более того, из-за кризиса импорт и так упал, — отмечает президент Всеукраинской ассоциации
автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. — Но если будут введены высокие пошлины, это приведет лишь к буму серого импорта и, как итог, потерям доходов в бюджет — во всю заработают давно работающие схемы полулегального импорта, который теперь просто начнет процветать”.
АсМАП: НБУ должен поручить коммерческим банкам пролонгировать кредитные соглашения для международных перевозчиков.
Напиши свой комментарий
Президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Леонид Костюченко считает, что Нацбанк должен дать поручение коммерческим банкам пролонгировать кредитные соглашения для международных перевозчиков.
Об этом он заявил сегодня журналистам, передает корреспондент РБК-Украина. По словам Костюченко, этот вопрос будет
обсуждаться сегодня на встрече с министром транспорта и связи Иосифом Винским.
Костюченко также подчеркнул, что нерешенным остается вопрос нулевой ставки НДС на внутреннюю часть международных перевозок.
Он отметил, что АсМАП хотела бы заручиться поддержкой Министерства транспорта и связи, чтобы проработать
указанные предложения и вынести их на рассмотрение Кабинета министров 12 ноября 2008 г.
Депутаты планируют поднять цены на конъячные спирты
В течение ближайшие трех лет планируется повысить акциз на коньяк и бренди с действующих 10 грн за литр 100%-го спирта до 19 грн/литр 100%-го спирта.
Соответствующий законопроект, представленный народными депутатами Николаем Кругловым (фракция Партии регионов Украины), Екатериной Ващук (фракция «Блока Литвина») и Екатериной Самойлик (фракция КПУ) зарегистрирован в парламенте.
В частности, документ предполагает, что в 2009 году ставка акциза
на «спиртовые напитки, полученные перегонкой виноградного вина или отжимки винограда» (коньяк и бренди) составит 13 грн за литр 100%-го спирта, в 2010 - 16 грн за литр 100%-го спирта, в 2011 - 19 грн за литр 100%-го спирта.
Украина взяла на себя обязательства перед Всемирной торговой организацией повысить акциз на коньячные спирты до 21,5 грн/л 100%-го спирта через год после вступления в эту организацию.
В настоящее время ставка акциза составляет 10 грн/литр
100%-го спирта.
Сп╕льна нарада за участю представник╕в прикордонно╖ та митно╖ служб рег╕ону в╕дбулася 6 листопада у Луцьку. У нарад╕ взяли участь кер╕вники Волинсько╖, Р╕вненсько╖ та Ягодинсько╖ митниць та Луцького прикордонного загону. Основне питання, яке виносилося на розгляд – це анал╕з ефективност╕ застосування введено╖ з 19 вересня цього року Технолог╕╖ прикордонного
та митного контролю у пунктах пропуску через державний кордон для автомоб╕льного сполучення, затверджено╖ сп╕льним наказом Адм╕н╕страц╕╖ Держприкордонслужби та Держмитслужби в╕д 11.06.08 №505/642. Кер╕вники митниць та прикордонного загону детально обговорили порядок застосування у пунктах пропуску розроблених технолог╕чних схем пропуску через державний кордон Укра╖ни громадян,
транспортних засоб╕в, товар╕в. Зокрема, торкнулися особливостей прикордонного та митного контролю транспортних засоб╕в та громадян, що рухаються по смугах «червоний» та «зелений» коридор. Учасники зустр╕ч╕ констатували, що запроваджене нововведення не вплинуло на ефективн╕сть правоохоронно╖ роботи в пунктах пропуску та не створило черг, як на укра╖нсько-б╕лоруському, так ╕ на д╕лянц╕ укра╖нсько-польського кордону. Також, на нарад╕ йшлося про злагоджен╕сть д╕й митник╕в та прикордонник╕в, дотримання часових терм╕н╕в
проведення контролю транспортних засоб╕в та громадян, посилення пильност╕ задля протид╕╖ порушенням митних правил, недопущення виникнення конфл╕ктних ситуац╕й. Учасники наради торкнулися проблемних стор╕н роботи, викликаних запровадженням ново╖ технолог╕╖, зокрема, в частин╕ дублювання функц╕й прикордонно╖ та митно╖ служби п╕д час контролю автотранспорту та пасажир╕в, ч╕ткого розмежування повноважень митник╕в та прикордонник╕в, потреб матер╕ального забезпечення митно╖ служби для запровадження автоматизованого
зчитування даних паспорт╕в та св╕доцтв про ре╓страц╕ю транспортних засоб╕в, належного обладнання пункт╕в пропуску техн╕чними засобами, ╕нформац╕йними матер╕алами.
В ц╕лому учасники наради з╕йшлися на думц╕, що запровадження нововведення ма╓ певн╕ переваги, як для громадян, так ╕ для контролюючих служб. Так, прим╕ром, громадянам, що перетинають кордон по смуз╕ «зелений коридор», тепер не потр╕бно виходити з автомоб╕л╕в, а це скорочу╓ час перебування транспортних засоб╕в у пунктах пропуску.
Сторони
обм╕нялися думками щодо покращення роботи на м╕сцевому р╕вн╕ та прийняли р╕шення про звернення до Держмитслужби та Держприкордонслужби щодо вир╕шення окремих питань, що потребують розгляду на р╕вн╕ кер╕вництва служб.
Правительство Украины разрешило Госкомветмедицины устанавливать тарифы на платные услуги
Правительство Украины разрешило Государственному комитету ветеринарной медицины устанавливать по согласованию с министерствами экономики, финансов и аграрной политики тарифы на платные услуги, предоставляемые государственными учреждениями ветмедицины. Соответствующее постановление КМУ №977 от 5 ноября т.г. подписала премьер-министр Украины Юлия Тимошенко.
При этом указанное разрешение не распространяется на тарифы по проведению экспертиз, являющихся основанием для выдачи
документов разрешительного характера, утверждаемых правительством Украины.
[ Деловая столица, №45, 10 ноября 2008 ] Чтобы не сделать страну банкротом, правительству придется в пожарном порядке выравнивать торговый баланс. Стабильно ухудшавшийся в последние три года внешнеторговый баланс поставил страну на грань катастрофы. По информации НБУ, сентябрьские поступления по финансовому счету едва перекрыли отрицательное сальдо по внешней торговле. В результате страна вышла в плюс всего
с 40 млн долл. Это заставило правительство перейти к решительным мерам. На минувшей неделе Кабмин утвердил план мероприятий по уменьшению негативного сальдо во внешней торговле. Его внедрение в жизнь потребует солидных финансовых вливаний, найти которые в бюджете будет очень непросто.
Импорт в загоне
По данным Госкомстата, к октябрю отрицательное внешнеторговое сальдо достигло 12,489 млрд долл (экспорт — 46,88 млрд долл, импорт — 59,37 млрд долл). По прогнозам
экспертов, к концу года эта цифра может дойти до 15—18 млрд долл. Министр экономики Богдан Данилишин признает, что правительство может повлиять далеко не на все факторы, способствующие стремительному росту импорта. Главный из них — рост стоимости энергоносителей, на долю которых приходится почти треть всех поставок на отечественный рынок. Кроме того, к “обстоятельствам непреодолимой силы” главный экономист страны отнес проводимое до недавнего времени отечественными предприятиями активное обновление производственных
мощностей за счет импортного оборудования. Впрочем, еще совсем недавно в Кабмине серьезно рассматривали возможность замещения импортного оборудования отечественными аналогами. Теперь же правительство намерено сдерживать рост импорта за счет ограничения поставок, рассчитанных на конечного потребителя.
Достичь этого Кабмин намерен путем установления более жестких процедур контроля над соответствием ввозимых товаров действующим в Украине ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам.
Иными словами, правительство хочет сократить импорт, отсеяв некачественную продукцию. Эксперты восприняли эту идею скептически. “Такой контроль устанавливается не для ограничения импорта, а для обеспечения безопасности потребительских товаров. Все процедурные моменты согласованы с нормами ВТО. Конечно, многие ВТОшные законы у нас не выполняются, например относительно
маркировки продукции, содержащей ГМО. Но в таком случае нужно говорить не об ужесточении, а об установлении должного контроля. Ужесточить же его, не натолкнувшись на претензии ВТО, не получится. С другой стороны, выполнение всех взятых обязательств в рамках международного торгового клуба, по идее, наоборот, должно способствовать наращиванию импорта. Поскольку, к
примеру, согласно нормам ВТО, у нас не должно быть обязательной сертификации всех продовольственных товаров”, — говорит аналитик центра БЕСТ Светлана Таран. Наблюдатели сомневаются, что в ближайшей перспективе страна сможет обеспечить должный уровень контроля ввозимых товаров. По подсчетам правительства, на расширение сети лабораторий, налаживание выпуска украинских
тест-систем и прочие мероприятия, позволяющие оценить качество импортных товаров, понадобится порядка 322,6 млн грн., выделить которые бюджет сейчас просто не в состоянии. Поэтому Кабмин пока решил ограничиться точечными ударами по импорту.
Первым на очереди оказался секонд-хенд, объемы ввоза которого в прошлом году в сравнении с 2006 г. увеличились в 10 раз. Во многом такой динамике способствовало то, что бэушная одежда и обувь импортировались как давальческое сырье (при такой схеме
импортеры уплачивают меньшие пошлины). Чтобы не разводить антисанитарию и не мешать развиваться отечественной легкой промышленности (в 2007 г. она произвела в четыре раза меньше одежды, чем было импортировано), правительство на прошлой неделе запретило ввоз секонд-хенда по давальческой схеме.
Как считают эксперты, следующим шагом в этом направлении может стать ограничение или пересмотр правил ввоза в Украину сырья для производства мясной и молочной продукции. “У нас контроль над импортом
мяса и молокопродуктов достаточно лояльный. К примеру, те же россияне постоянно выискивают нарушения санитарных норм. И таким образом более агрессивно защищают свой рынок”, — говорит аналитик Клуба аграрного бизнеса Андрей Товстопят. Однако, как считает аналитик ИК Dragon Capital Виталий Ваврищук, эффект от любых вводимых Кабмином ограничительных мер, скорее всего, будет минимальным. “В результате могут увеличиться объемы серых поставок. Правда, в условиях напряженного плана по сбору налогов таможня может более
тщательно их пресекать”, — пояснил он.
Действенным способом отсечь низкосортный импорт является повышение внутренних стандартов качества. Но по правилам ВТО их должны будут придерживаться и отечественные изготовители. “Нормы международного торгового клуба допускают возможность субсидирования местных производителей в размере до 20% от затрат
на переоснащение, которое проводится для улучшения качества продукции. Но пока наш бюджет не может себе этого позволить. Поэтому повышение внутренних стандартов ударит прежде всего по украинским предприятиям. В будущем же, когда наша продукция будет конкурентоспособной, мы сможем закрыть рынок для некачественного импорта, который составляет до 2/3 всех ввозимых потребительских товаров”, — говорит президент Центра развития внешнеэкономических отношений Анатолий Пинчук.
Деньги на экспорт
Мировой
кризис заставил правительственных чиновников пересмотреть приоритеты освоения внешних рынков. Если ранее Кабмин декларировал своей целью увеличение доли экспортных поставок в ЕС, то теперь задачей номер один считает сохранение позиций украинских производителей на рынках стран — участниц СНГ. По итогам января—августа в этом направлении было поставлено 35% всей отечественной продукции, идущей на экспорт. По мнению Богдана Данилишина, именно эти рынки в ближайшее время будут оставаться “весомым и доступным” источником
поступления валюты в страну. Перспективными в Минэкономики считают Алжир, Марокко, Ливию, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Бразилию. Во-первых, они в меньшей степени пострадали от финансового кризиса. Во-вторых, как и страны постсоветского пространства, могут жертвовать качеством ради приемлемых цен.
Чтобы расширить географию поставок высокотехнологичной продукции отечественного производства, Минэкономики предлагает ежегодно тратить из госбюджета 650 млн грн. (около 4% от общего экспорта товаров).
Об этом говорится в подготовленном министерством законопроекте “Об экспортном страховании и кредитовании”, на скорейшем принятии которого намерено настаивать правительство в рамках мероприятий по сокращению отрицательного торгового сальдо. Документ оговаривает создание государственной Украинской компании страхования экспорта, которая будет страховать значимые для государства внешнеэкономические контракты. При невыполнении иностранным покупателем условий договора нашему экспортеру может быть выплачено до 90%
его стоимости. На эти цели в бюджете ежегодно предлагается закладывать 350 млн грн., еще 50 млн — на обеспечение текущей деятельности страховщика. Также законопроект оговаривает возможность компенсации процентных ставок по привлекаемым экспортерами кредитам через Укрэксимбанк на обновление и расширение высокотехнологичного производства, а также кредитование через уполномоченный банк зарубежных контрагентов отечественных компаний под покупку их продукции. На это предлагается ежегодно расходовать 100 млн грн.
Еще 150 тыс. грн. планируется выделять из госбюджета на финансирование участия украинских компаний в зарубежных тендерах. Как ожидают в правительстве, все это позволит ежегодно дополнительно увеличивать экспорт отечественных товаров на 3% (или 500 млн долл). Впрочем, учитывая объем денег, которые предлагается дать на эти мероприятия, достичь заявленных целей вряд ли удастся.
“Существует опасность, что выделяемые государством средства на поддержку экспорта будут осваиваться ограниченным
кругом крупных компаний, что может привести к злоупотреблениям. Украине нужно уменьшать расходы на перевозки, создавать логистические решения. Это окажет влияние на гораздо больший круг экспортеров”, — считает Светлана Таран. По мнению Анатолия Пинчука, кроме финансовой поддержки экспортеров государству нужно активнее лоббировать интересы наших предприятий. “Пока же за встречами с главами торгово-экономических миссий ничего не следует, остаются пустые разговоры”, — констатирует он.
[ Деловая столица, №45, 10 ноября 2008 ] Чтобы выполнить план, таможня взяла на вооружение опыт налоговиков по организации массовых переплат налогов. На прошлой неделе Министерство финансов отчиталось об успешном наполнении бюджета в октябре. По информации министерства, в казну было перечислено 15,6 млрд грн., что составляет 100,4% от плана. Такой результат оказался полной неожиданностью, если учесть, что
к 27 октября ГНАУ выполнила план на 41,5%, Гостаможслужба — на 73,2%. решила выяснить секрет успеха фискалов.
Как сообщает Минфин, в прошлом месяце таможенники принесли казне 7,81 млрд грн. при плане в 7,76 млрд (перевыполнение составило 0,6%), налоговики — 8,51 млрд грн. при требуемых 8,33 млрд (перевыполнение — около 2,2%). Хотя накануне руководство фискальных ведомств предупреждало, что снижение экономической активности негативно отразится на налоговых поступлениях. В ответ на эти
заявления правительство, как утверждает источник в центральном аппарате ГНАУ, в ультимативной форме потребовало от фискалов не просто выполнить план, а показать хотя бы минимальное его перевыполнение. Поставленной задачи, по его утверждению, удалось достичь традиционным способом — за счет авансовых платежей по налогу на прибыль, что автоматически ухудшит ситуацию с его сбором в последующие месяцы. По словам главы ГНАУ Сергея Буряка, до конца года ведомство может недобрать 5,9 млрд грн. “Кроме снижения поступлений
от налога на прибыль и НДС в ноябре—декабре следует ожидать значительного сокращения отчислений от налога на доходы физических лиц, поскольку предприятия сейчас уменьшают расходы на оплату труда (урезают премии и разнообразные бонусы), переводят персонал на сокращенную рабочую неделю либо вообще сокращают штат. Поступления от подоходного налога стоят на
третьем (после налога на прибыль и НДС) месте по значимости для казны: в прошлом году их доля в консолидированном бюджете составила около 15%. Неминуемое сокращение работников также уменьшит поступления в Пенсионный фонд и повысить расходы Фонда соцстраха на случай безработицы, что в свою очередь увеличит нагрузку на казну”, — говорит исполнительный директор
Центра экономических и социальных исследований “Case Украина” Дмитрий Боярчук.
Чтобы выполнить указание “сверху”, чудеса изворотливости пришлось проявить и таможенникам. Дабы компенсировать провалы в платежах из-за снижения импорта, инспекторы начали активнее прежнего отслеживать правильность декларирования стоимости ввозимых товаров. При малейших сомнениях она пересматривается в сторону увеличения, что автоматически повышает и размер налогов. “В последнее время к нам стали массово обращаться
импортеры, которые жалуются на препятствия со стороны таможенной службы при ввозе в страну металлопродукции. Сотрудники ГТСУ в принудительном порядке устанавливают завышенную таможенную стоимость товаров, не учитывая нынешних рыночных реалий, произошедшего снижения цены и ее фиксацию в законно оформленных контрактах”, — констатирует глава Украинской ассоциации металлотрейдеров Андрей Федосеев.
Однако только за счет этого быстро нагнать план ГТСУ было бы не под силу. По сути, 27% им пришлось
выполнить всего за четыре дня, тогда как в предыдущие месяцы таких скачков не наблюдалось. По информации Госказначейства, в сентябре было собрано 77,8% от плана к 22 сентября, а по состоянию на 29 сентября он был выполнен на 98%. “Под конец месяца могли быть растаможены несколько крупных импортных поставок”, — предполагает эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий. По свидетельствам же опрошенных “ДС” таможенных брокеров, в октябре подопечные Валерия Хорошковского
приняли на вооружение опыт налоговиков и начали убеждать импортеров заплатить пошлины и НДС, рассчитанные от взятой с потолка таможенной стоимости. Мол, по окончании месяца ее можно будет с легкостью оспорить в суде и вернуть переплаченные деньги. “Часть предприятий из тех, кто слабо знает процедуру определения таможенной стоимости, либо те, для кого играла
роль скорость оформления товара, пошли на то, чтобы уплатить требуемые платежи”, — поведал один из брокеров, работающих на Киевской региональной таможне.
Возможность оспорить решение об определении стоимости товара предусмотрена Таможенным кодексом, однако перспективы пересмотра октябрьских действий ведомства брокеры оценивать пока не берутся. В любом случае, такая практика сокращает шансы таможенников выполнить план в оставшиеся два месяца. Если суды отменят решения ГТСУ об определении
новой стоимости ввозимых товаров, это поставит ведомство перед необходимостью вернуть переплаченные налоги, что снизит объем перечислений в бюджет. К аналогичному результату приведут и отказы служителей Фемиды удовлетворить иски импортеров. Ведь в таком случае желающих исполнять просьбы таможенных инспекторов резко поубавится.
Украина импортировала за 10 мес. 2008 г. российской электроэнергии на 44 млн долл.
Украина импортировала за 10 месяцев 2008 г. российской электроэнергии на 44 млн долл., по данным Минтопэнерго. За этот период получено из РФ 637,5 млн кВт.ч электроэнергии, в том числе в октябре - 410,1 млн кВт.ч.
Предлагается ужесточить ответственность за "фиктивные обороты по НДС".
Президент Украины Виктор Ющенко предлагает ужесточить ответственность за "фиктивные обороты по НДС". Об этом он заявил во время совещания по вопросам выполнения бюджета 2008 г. в Налоговой администрации, передает корреспондент РБК-Украина. В.Ющенко
призвал ужесточить налоговые действия, "чтобы люди, которые совершают фиктивные обороты по НДС, несли криминальную ответственность". "Проблему необходимо решить до конца года", - подчеркнул Президент.
По его словам, "за 10 мес. 2008 г. собрано 38 млрд грн НДС. 28 млрд грн возмещено. Сальдо составляет 10 млрд грн. Остались невозмещенными 11,7 млрд грн".
"Объемы поступлений налога меньше, чем возмещения… Уверен, что за этим стоят преступные модели", - сказал глава государства, отметив, что "эти структуры "вымывают" из госбюджета 4 млрд грн".
Он призвал Государственную налоговую администрацию совместно с Таможенной службой и Госказначейством создать временный
координационный совет, который должен сформировать новую методику для обеспечения "нормальных отношений в этой сфере".
Нормами Закону "Про Нац╕ональний банк Укра╖ни" на НБУ покладено функц╕╖ банк╕вського регулювання ╕ нагляду за д╕яльн╕стю банк╕в.
На виконання вказаних функц╕й Правл╕ння Нацбанку постановою в╕д 07.11.2008
N 356 внесло зм╕ни до сво╓╖ постанови в╕д 11.10.2008 N 319 "Про додатков╕ заходи щодо д╕яльност╕ банк╕в", в╕дпов╕дно до яких на гот╕вковому валютному ринку Укра╖ни уповноважен╕ банки встановлюють курс продажу гот╕вково╖ ╕ноземно╖ валюти, який не повинен перевищувати оф╕ц╕йний курс гривн╕ до ╕ноземних валют, що встановлю╓ться НБУ, б╕льше н╕ж на 1,5 %.
Украина и США подписали Меморандум о взаимопонимании
Министр экономики Украины Богдан Данилишин и Чрезвычайный и Полномочный посол США в Украине Вильям Тейлор подписали Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и правительством США, который создает основания для возвращения в Украину государственной корпорации США по гарантированию частных инвестиций за границей (Overseas Private Investment Corporation -OPIC).
"В Украине Соединенные Штаты Америки рассматриваются как один из важнейших экономических партнеров,
который занимает 11-е место по объемам товарооборота среди стран-партнеров", - подчеркнул Данилишин. Его цитирует пресс-служба Министерства экономики Украины.
Руководитель экономического ведомства отметил, что Украинская сторона приветствует намерения правительства США по дальнейшему сотрудничеству, привлечению инвестиций, передовых технологий и управленческого опыта. Однако, увеличение объемов привлечения частных инвестиций в экономику Украины сдерживается отсутствием на рынке Украины
Корпорации частных инвестиций за границей (OPIC). Она приостановила свою деятельность на территории Украины в связи с выплатой страхового покрытия в пользу компании "Елаэнт Тексистемз" (США).
Подписание Меморандума о взаимопонимании между правительством Украины и правительством США, по мнению Данилишина, будет первым шагом для осуществления дальнейших мер по практическому внедрению механизмов урегулирования спорных вопросов с OPIC.
"На сегодня Украина заинтересована
в дальнейшем привлечении частных американских инвестиций, которые будут страховать свои риски в OPIC", - резюмировал Министр.
В свою очередь, посол США отметил, что подписание Меморандума является важным шагом в направлении возвращения Корпорации OPIC в Украину и важным признаком того, что Соединенные Штаты Америки верят в Украину и украинскую экономику.
"Возвращение OPIC, вместе с пакетом поддержки от МВФ и другими положительными экономическими шагами, в частности,
недавнее принятие Закона об акционерных обществах, является свидетельством способности Украины к мерам по улучшению экономического и инвестиционного климата", - подчеркнул Тейлор.