Сегодня в Казахстане проживает порядка 300 тыс. азербайджанцев. Половина из них родились в этой стране, где живут и трудятся по сей день. О том, как живется азербайджанцам в Казахстане в эксклюзивном интервью собкору «Тренда» в Астане рассказал сопредседатель азербайджанской диаспоры "Хазар" Видади Салахов.
– Расскажите, пожайлуста, о деятельности азербайджанской диаспоры "Хазар". - Hаша диаспора создана в 1999 году и насчитывает порядка пяти тысяч человек. Она входит в состав Малой Ассамблеи народов Казахстана. Мы очень дружны и наша деятельность многогранна. Это не только праздники, а отмечаем, кстати, мы все национальные и государственные праздники Азербайджана и Казахстана. У нас есть и свой ансамбль песни и танца "Хазар", так что без азербайджанских песен и танцев не обходится ни одно наше мероприятие. Мы, также, проводим встречи по вопросам решения текущих проблем диаспоры, ведения бизнеса и всегда оказываем помощь друг другу.
- Могли бы Вы рассказать, как формировалась азербайджанская диаспора в Казахстане?
- Если говорить в общем, то азербайджанская диаспора в Казахстане сформировалась несколькими путями. Одна часть людей - это те, кто приехал сюда по своей воле, в частности, в период освоения целины. В те годы в Казахстан по комсомольским путевкам прибывали тысячи добровольцев, среди которых были и мои соотечественники. Здесь проживают также те, кто служил в армии и остался жить в Казахстане, как, например, я. Другая составляющая часть диаспоры попала сюда не по своей воле. В основном это те, которые с 1937 по 1943 гг. были насильно высланы с Северного Кавказа и Грузии вместе с чеченцами, греками, а также из Шамхорского района Азербайджана, где компактно проживали немцы. Должен сказать, что история моего народа полна трагичных фактов и моментов. И среди тех, кто живет сегодня в Казахстане - это также люди, испытавшие за полвека депортацию дважды. То есть, высланные насильно со своей родины в предвоенные и военные годы, часть из которых попала в Узбекистан, где как вы помните, в свое время были неприятные события в отношении турков-месхетинцев. Под эти жернова попали и азербайджанцы, которые снова вынуждены были бежать, теперь уже из Узбекистана, кто к себе на историческую родину, кто в Россию, кто в Казахстан.
– Обучаются ли азербайджанские дети родному языку, родной культуре?
– Конечно! Это очень важно и мы стараемся создавать все условия для этого.В Астане, например, функционирует воскресная школа. Там обучают наших детей азербайджанскому алфавиту, нашей культуре и музыке.Обучение проводится по нескольким направлениям. Правда, к сожалению, все держится на энтузиазме людей. Hапример, мы с моим братом вынуждены сами платить зарплату преподавателям воскресной школы. Hо мы уверены, что это очень нужно нашему народу!
Крупнейший в Южной Корее производитель автомобилей Hyundai Motor Co. инвестирует в строительство своего второго завода в Индии 1,5 млрд долл. Согласно распространенному сообщению компании, Hyundai планирует вложить в строительство своего завода 911 млн долл., остальную часть инвестируют подразделения компании, занимающиеся выпуском деталей для автомобилей. Компания сообщила о намерении построить в Индии завод по производству автомобилей, двигателей и коробок передач до конца октября 2007г., а также исследовательский центр.
Как передает «Тренд» со ссылкой на РБК, объем продаж легковых автомобилей в Индии за 2005-2006 финансовый год, окончившийся 31 марта с.г. вырос по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 7,6% - до 882 тыс. 094 автомобилей. Продажи Hyundai в Индии за указанный период выросли на 11% - до 157 тыс. 701 автомобиля. При этом продажи компании с января по май 2006г. выросли на 27% по сравнению с первыми пятью месяцами 2005г. и достигли 80 тыс. 254 автомобилей.
Предполагается, что новый завод Hyundai будет производить до 600 тыс. автомобилей в год. Завод по производству двигателей и коробок передач будет производить до 400 тыс. единиц, при этом Hyundai планирует экспортировать 25% из них.
В настоящее время Hyundai кроме заводов, расположенных в Южной Корее и Индии, имеет заводы по производству автомобилей в США, Китае и Турции.
Чистая прибыль Hyundai в первом полугодии 2006г. снизилась на 37% - до 706,1 млрд вон (771,63 млн долл.). Операционная прибыль компании за указанный период сократилась на 4,6% - до 744,5 млрд вон (813,6 млн долл.). Выручка за отчетный период выросла на 5,7% и составила 13,86 трлн вон (15,15 млрд долл.).