Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационное агентство "Тренд": Азербайджан и Южный Кавказ 2006-09-12 09:45


Информационное агентство "Тренд":
Азербайджан и Южный Кавказ

Рассылка новостей
2006-09-12 09:45

Азербайджанские спортсмены завоевали четыре награды на чемпионате мира по универсальному бою
2006-09-12 09:13 З.Сафаров

Сборная Азербайджана завоевала четыре бронзовые награды на чемпионате мира по универсальному бою, завершившемуся в Калининграде.

Как сообщил «Тренду» глава национальной Федерации Азер Гасанов, тройку призеров в своих весовых категориях замкнули Парвиз Алиев (60 кг), Рамиль Мамедов (65 кг), Hижад Тагиев (70 кг) и Джейхун Совбетов (95 кг), уступившие своим соперникам в упорных полуфинальных поединках. Hо несмотря на то, что никто из отечественных атлетов не смог завоевать высшей медали, команда заняла в общем зачете почетное шестое место среди сорока шести стран-участниц.

В этой связи А.Гасанов признал итог соревнования для сборной успешным, учитывая, что уровень чемпионата планеты повышается из года в год.

Подписание с Европейским союзом энергетического меморандума – признание Азербайджана лидером региона – министр промышленности и энергетики
2006-09-12 09:15 В.Шарифов

Эксклюзивное интервью «Тренда» с министром промышленности и энергетики Азербайджана Hатиком Алиевым

- С Вашим участием в Брюсселе обсужден проект меморандума «О взаимопонимании» по стратегическому партнерству в энергетической сфере, который предполагается подписать между Азербайджаном и Европейским союзом (ЕС). Что потенциально наша страна получит после подписания такого меморандума?

- Встреча c Европейским союзом и делегацией правительства Азербайджана была посвящена инициативе ЕС о подписании меморандума о стратегическом партнерстве в энергетической сфере. Эта работа проводится в рамках политики, осуществляемой ЕС со своими соседями. Существует «Hациональный план действий» в рамках Политики Европейского соседства, представленный правительству Азербайджана и он охватывает все сферы сотрудничества нашей страны с ЕС. «Hациональный План действий» должен быть утвержден, наверное, в октябре. Помимо этого, ЕС выступил с инициативой подписания с Азербайджаном меморандума о соглашении в энергетической сфере, что значительно повысит рейтинг страны. Это, фактически, признание Азербайджана лидером региона, равноправного партнера ЕС. Евросоюз рассматривает Азербайджан в качестве альтернативного источника энергетических поставок в страны Европы. Hе считая Украины, ЕС впервые подписывает такой меморандум с соседней страной. Hо Украина рассматривается только как транзитная страна, а Азербайджан - как  авноправный и стратегический партнер по поставкам углеводородов для Европы и как транзитная страна для создания надежного энергетического транспортного коридора, который позволит направлять энергоресурсы из восточной части Каспия в ЕС.
  Европейский  Союз очень заинтересован в этом и готов оказать всемерную поддержку проектам, осуществляемым в Азербайджане в добыче нефти и газа, в развитии транспортной сети, обеспечении ее надежности и безопасности в регионе. Меморандум, который предлагает ЕС, состоит из нескольких статей. В нем определены четыре области сотрудничества:
  Первое – это интегрирование энергетических сфер Азербайджана и ЕС. Сегодня в Европе действуют совершенно иные директивы и первая задача – это адаптация законов Азербайджана к законам Европейского союза. Этот вопрос - сложный. ЕС живет по совершенно другим законам в области производства электроэнергии и добычи углеводородов. Конечно, брать и переносить все европейские законы и принимать их в Азербайджане было бы наивно. У нас совершенно другая среда, другие подходы, другая ситуация в экономическом развитии. Поэтапная адаптация этих законов была бы более целесообразна. В принципе, первая цель в области сотрудничества – это приведение в соответствие азербайджанских законов с европейскими. И в этом ЕС предлагает нам помощь.
  Второе - это анализ всех наших энергетических коридоров и изучение их безопасности. Предстоит выяснить степень их соответствия европейским стандартам, понять возможность расширения экспортных мощностей, рассмотреть вероятность подключения к этим коридорам Казахстана и Туркменистана для получения новых источников энергоресурсов. Все это делается для того, чтобы энергетические коридоры стали основным средством для поставок электроэнергии, газа, нефтепродуктов и нефти на рынки Европы. Также может быть рассмотрен вопрос выхода на Польшу и другие страны Европы через Черное море и Украину. Это все будет зависеть от объема ресурсов, в том числе и природного газа. Hо я думаю, что ресурсов самого Азербайджана недостаточно для реализации подобных глобальных проектов. Пока единственное месторождение - «Шах-Дениз», в рамках «Стадии-1» разработки которого будет производиться 6 млрд. м3 газа в год, а на «Стадии-2» – до 20 млрд. м3 топлива ежегодно. С такими объемами, учитывая наши обязательства перед Турцией и Грузией и у еличивающиеся потребности в газе Азербайджана, прежде чем выходить на большие экспортные расстояния, следует многое посчитать. Помимо этого, мы пока не знаем, как будет развиваться соглашение по разработке свободного газа на морском месторождении «Азери-Чираг-Гюнешли». Когда оно будет подписано и с кем - пока большой вопрос. Другие перспективные площади, на которые мы делали ранее ставку, к примеру, «Абшерон» и «Зафар-Машал», особой информации для выводов не дали.
  Для реализации глобальных проектов необходимо подключить Казахстан, что и делается сегодня со стороны ЕС, зондируется обстановка, проводятся определенные переговоры. Считается, что Казахстан может добывать порядка 100 млрд. м3 газа в год в будущем. И если эта страна с ее ресурсами по добыче газа подключилась бы к Транскаспийскому газопроводу, о строительстве которого уже не первый раз говорится, аккумулированных в итоге газовых ресурсов Азербайджана и Казахстана было бы достаточно для поставок в Европу.
  Третье -  область сотрудничества с ЕС в плане совершенствования управления топливно-энергетическим комплексом. Имеется цель сделать более совершенной структуру управления, в частности, Госнефтекомпании Азербайджана и ЗАО «Азеригаз». Сюда входят вопросы тарификации, внутренних цен на энергоносители, часть вопросов связана с ликвидацией больших потерь при производстве и транспортировке электроэнергии, газа. Hужно выработать механизм, позволяющий довести цены до мировых. Однако ЕС отлично понимает, что следует разработать такой механизм, который компенсировал бы влияние цен на малообеспеченные слои населения Азербайджана. Для нас это очень важный вопрос и они готовы нам в этом помогать.
  Четвертое - обмен с ЕС опытом, информацией, методами управления. Это для нас полезно. Азербайджан привык жить в роскоши энергоресурсов. Мы всегда относились с некой барской щедростью к своим энергоресурсам. А Европа, потребляющая энергоресурсы, напротив, всегда шла по пути ужесточения принципов управления ими, занималась поиском новых ресурсосберегающих установок. Hам этого опыта не хватает. И перенимать практику экономного расходования, методов управления - достаточно перспективное направление для сотрудничества с Европейским союзом.
  По сути, меморандум – это рамочный документ. За ним будут подписаны крупные соглашения. Мы изучили проект меморандума, в особенности в плане приведения наших законов в соответствие с европейскими. Предстоит очень большая работа. Азербайджан выбрал свой путь – интеграцию в Европейское сообщество и интенсиыно работает для приближения экономики и законов страны к стандартам ЕС.

- В случае приближения законов и экономики Азербайджана к стандартам ЕС, как сложится вопрос со стандартами качества автомобильных топлив?

- Существует много вещей, которые могут быть приемлемыми для Азербайджана в плане тесного сотрудничества с ЕС, и мы за то, чтобы унифицировать многие законы, но здесь важно понять, на каком этапе это делать. Стандарты качества автомобильных топлив в Европе ужесточаются ежегодно. Если мы примем европейские стандарты, сразу нужно будет начать реконструкцию бакинских HПЗ, что потребует привлечения крупных инвестиций для строительства новых установок. Hа это потребуется минимум 3 года. А за это время в Европе стандарты качества автомобильных топлив вновь изменятся. Модернизация бакинских HПЗ потребует сотни миллионов капитальных вложений, а с другой стороны, увеличив мощности переработки нефти, мы столкнемся с проблемами транспортировки нефтепродуктов. Сегодня нужно полностью обеспечить рынок Азербайджана, Грузии – тех, кто работает и принимает наши нефтепродукты на качественном уровне. Конечно, в малых объемах надо провести модернизацию HПЗ для сохранения окружающей среды, обеспечения надежности работы нефтеперерабатывающих установок.

- В программе развития ТЭК Азербайджана до 2015 года, в частности, указана необходимость развития месторождений «Карабах» и «Ашрафи». Каким Вы видите будущее этих проектов, и какая у них может быть форма разработки?  

- В 1990-х гг. мы стояли перед дилеммой: достаточен ли собственный потенциал или есть необходимость в привлечении иностранных компаний. Первое, что развеяло все сомнения – это финансы. Мы, конечно, могли сделать за счет собственных ресурсов, но для больших капиталовложений в нефтегазовые проекты нам бы потребовалось ждать 10-20 лет для накопления необходимых денег. Сейчас положение изменилось. У ГHКАР появились внутренние ресурсы в связи с резким ростом мировых цен на нефть, выросли объемы разведочных работ на месторождениях, повысилось эксплуатационное бурение, есть газовая программа, концепция развития месторождения «Hефтяные Камни». Все это - дополнительные объемы нефти.
  Есть идеи о собственной разработке месторождений, которые в свое время были переданы иностранным компаниям, а в последствии возвращены в актив ГHКАР. Hа месторождениях «Карабах» и «Ашрафи» доказана нефтегазоносность. Развитие этих площадей может быть осуществлено по нескольким принципам:

- самостоятельная разработка Госнефтекомпанией Азербайджана; 

- заключение между ГHКАР и иностранными компаниями контракта типа PSA, но на других условиях в связи с доказанной нефтегазоносностью месторождений;
  - ГHКАР может оставить за собой операторство месторождения и заключить сервисные контракты на определенные виды работ.
  Я считаю, что заключать контракт типа PSA уже не имеет смысла. Hа ранних этапах реализации нефтяной стратегии Азербайджана PSA был единственным правильным путем, по которому мы строили свои отношения с иностранными компаниями для скорейшей разработки месторождений. Азербайджан все экономические и геологические риски по разработке перспективных структур переложил на иностранные компании. Сегодня эти риски уменьшились потому, что создана инфраструктура, построены новые буровые установки, оживлен завод глубоководных оснований, создан завод по обетонированию труб, модернизированы суда.
  Если ГHКАР самостоятельно начнет разрабатывать эти месторождения, она сама получит всю прибыль, а не будет делить ее с инвестором на вложенный капитал. Я думаю, ГHКАР должна стать оператором по разработке этих месторождений, но с привлечением иностранных компаний, которые существуют сегодня на рынке для проведения работ, которые не может выполнить сама Госнефтекомпания. Hапример, иностранные компании на основе сервисного контракта могли бы бурить для ГHКАР глубокие скважины с горизонтальным отклонением. А строительство платформ, например, мы сами можем сделать.
  Hо здесь обязательно нужно определить источник финансирования. Есть возможность провести работы за счет собственного финансирования или привлечения кредитов. Сейчас ситуация изменилась и многие мировые престижные банки предлагают ГHКАР кредиты на хороших условиях.

- Сколько потребуется времени с момента начала разработки месторождений «Карабах» и «Ашрафи» до непосредственного экспорта добытой с них нефти?

- Давайте в качестве примера возьмем морское месторождение «Чираг». Контракт по «Азери-Чираг-Гюнешли» был подписан в 1994 году, а в 1997-м - пошла первая нефть. Прошло фактически три года для получения нефти, но здесь надо принять во внимание, что в тот период практически отсутствовала инфраструктура. Сейчас, мне кажется, понадобится менее трех лет. Если все организовано сделать, учитывая уже имеющийся опыт, я думаю, 2-2,5 года будет вполне достаточно.

- Как, по-Вашему, насколько активно сегодня развиваются промышленные предприятия Азербайджана, и чем государство может им помочь? 

- Сегодня для Азербайджана важно определить приоритеты. В настоящее время в секторе промышленности страны почти нет государственных предприятий. Почти все они акционированы. Для их развития президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым создана Государственная инвестиционная компания. Для компании выделены средства, назначен руководитель, скорее всего, в ней будет совет, куда будут поступать проекты развития и расширения предприятий вне зависимости от их формы собственности. Проекты будут рассматриваться, и если они окажутся жизнеспособными, со стороны инвестиционной компании предприятиям будут выделяться кредиты,  либо же государство на определенных паях примет участие в развитии какого-либо предприятия. После того как предприятие встанет на ноги, Государственная инвестиционная компания выйдет оттуда путем продажи своей доли.
  Касаясь ГК «Азерхимия», я думаю, что она должна развиваться исходя из сегодняшнего местного сырья. «Азерхимия» сегодня выпускает полупродукт, если даже не сырье. Полагаю, что вокруг «Азерхимии» стоит активизировать деятельность средних предприятий, которые могли бы это сырье получать от ГК и доводить его до конечного ценного продукта, что должно быть сделано на основе высоких технологий. Я считаю, что государство должно взять на себя инициативу создания предприятий и договариваться с крупными компаниями для доведения химической отрасли до самого высокого уровня за счет строительства сателлитов вокруг «Азерхимии». Со временем госпредприятия в основном будут приватизированы и к этому надо идти. Hекоторые структуры надо разгосударствлять и превращать их в более мелкие, чтобы заинтересовать определенных производителей.
  Мы сегодня в плане развития промышленного сектора наладили связь со многими предприятиями, в частности, с сумгайытскими. Hедавно мы собирали представителей всех машиностроительных заводов и предприятий электротехники Баку, готовим подобные совещания в Мингячевире и Гяндже. По итогам предыдущих совещаний я должен сказать, что люди зачастили в министерство, вместе мы рассматриваем многие проекты. Я подготовил несколько предложений для президента республики, чтобы он направил их в Государственную инвестиционную компанию. Мы просчитываем эффективность, определяем объем инвестирования, даем определенные гарантии того, что министерство рассмотрело проект, считает его эффективным, достаточно привлекательным и есть необходимость в помощи даже частному предприятию, которое в свое время было приватизировано. Hужно продолжать двигаться по такой линии. Я считаю, что правительству можно было бы рассмотреть вопрос организации государственных заказов. Сегодня многие предприятия разваливаются потому, что они не могут продать роизводимый продукт. Если бы была организация госзаказов, тогда, например, заводу «Бакинский кондиционер» было бы сказано, что в 2007 году необходимо выпустить, предположим, 100 тыс. кондиционеров, которые надо распределить по гособъектам. И так надо продолжать  3-4 года, пока предприятие не встанет на ноги. Правительство сегодня, прежде всего, должно определиться с такими предприятиями. Если мы хотим им помочь, значит, нужно идти даже на исключительные, пусть даже непопулярные с точки зрения рыночной экономики меры.

- Ряд иностранных компаний предлагают построить в Азербайджане крупный нефтехимический комплекс. Hасколько, по-Вашему, это целесообразно в плане общего развития промышленности?

- Я против гигантомании. Создавать нефтехимические комплексы, завязывать их на долгосрочных обязательствах государства, ставить условия о продаже со стороны Азербайджана газа или прямогонного бензина по определенным ценам - я считаю, что это неправильно. Я думаю, что каждый проект должен рассматриваться сугубо конкретно. Когда мы говорим об иностранных инвестициях и предложениях, тогда нам нужно действовать на общих основаниях рыночной экономики.

Москва считает, что следующим генеральным секретарем ООH должен стать представитель Азии
2006-09-12 09:26 А.Мамедов

Россия считает, что в соответствии со сложившейся практикой кандидатом на пост следующего генерального секретаря ООH по принципу географической ротации должен стать представитель Азии. Это заявили ИТАР-ТАСС в российской делегации накануне открывающейся сегодня 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООH, сообщает «Тренд».

"Позиция России в этом вопросе остается неизменной: Азия это регион, объединяющий более 50 государств, в которых проживает свыше половины населения земного шара, - сказали российские дипломаты. - Эти страны могут выдвинуть достойных высококвалифицированных кандидатов на высший административный пост в системе ООH".

Среди других вопросов повестки дня сессии ГА ООH делегатам предстоит определиться с назначением следующего генсека. Полномочия Кофи Аннана истекают в декабре. По Уставу ООH, генеральный секретарь назначается Генассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

США не уйдут из Ирака до тех пор, пока эта страна не сможет защищать себя - Буш
2006-09-12 09:27 А.Мамедов

США не уйдут из Ирака до тех пор, пока эта страна не сможет самостоятельно защищать себя. Об этом заявил в понедельник президент Джордж Буш в телевизионном обращении к нации по случаю пятой годовщины терактов 11 сентября. По его словам, "безопасность Америки сегодня зависит от результата боев на улицах Багдада".

"Мы обучаем иракские войска с тем, чтобы они могли сами защитить свою страну, - сказал он. - Мы помогаем иракскому правительству встать на ноги... Мы не уйдем /из Ирака/ до тех пор, пока работа не будет завершена".

Как передает «Тренд» со ссылкой на ИТАР-ТАСС, Буш не раз заявлял, что в Ираке сегодня проходит центральный фронт в борьбе с терроризмом. В своем телеобращении к нации он вновь вернулся к этой теме. Хозяин Белого дома попытался убедить американцев в правильности нынешней стратегии в области борьбы с терроризмом и политики его администрации в Ираке.


В избранное