Эксклюзивное интервью «Тренда» с известным российским промышленником, а ныне государственным министром Грузии по координации реформ
- Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы углубления азербайджано-грузинских экономических отношений?
- Я считаю, что у наших стран есть большие перспективы. Мы - соседи, вместе развиваемся. Азербайджан, наверное, был в прошлом году рекордсменом мира по темпам развития. И Грузия тоже развивается достаточно быстро.
- Какова роль Азербайджана в развитии экономики Грузии?
- Азербайджан для Грузии очень важный партнер. Если бы мне сказали, что у Грузии есть возможность открыть всего пять посольств в мире, то одно из них я построил бы в Азербайджане. Я думаю, что в Азербайджане также думают про Грузию.
- Устраивает ли Вас уровень товарооборота между нашими странами?
- Я думаю, что нынешний уровень товарооборота между Азербайджаном и Грузией недостаточен и реально он должен быть гораздо большим.
- Какие основные направления сотрудничества в ненефтяной сфере необходимо реализовать в первую очередь?
- Я бы не делил наше сотрудничество на нефтяной и ненефтяной сектор. Думаю, что сотрудничество необходимо во всех сферах. Hефтяной сектор сам по себе важен. Есть очень хорошие планы, в частности, по нефтепереработке. Между нашими странами есть соглашение о свободной торговле. Мы не облагаем пошлинами товары друг друга и это очень важно. И предприниматели, которые будут создавать новые партнерские отношения, должны этим активно пользоваться - грузины экспортировать товар в Азербайджан, а азербайджанские предприниматели - ввозить в Грузию.
В Азербайджане и Грузии должны создаваться предприятия, которые в равной степени могли бы взаимодействовать и работать на мировом рынке. В Азербайджане есть возможности, которых нет в Грузии, а в нашей стране есть возможности, которых нет в Азербайджане.
- Какими Вам представляются приоритетные сферы взаимных инвестиций между Азербайджаном и Грузией? Могли бы Вы перечислить ряд предприятий, которые способны заинтересовать потенциальных азербайджанских инвесторов?
- Это дело инвестров, они должны принимать решение. Мы, как государство должны создавать условия, чтобы эти процесс экономического взаймодействия происходил просто и быстро.
- Как Вы оцениваете ситуацию в сфере экономических реформ в Грузии? Осуществляются ли мероприятия для более полного обеспечения участия в этом процессе азербайджанской части населения Грузии?
- За последние 2 года в экономике Грузии произошли значительные изменения. В основном они касаются того, чтобы экономика стала более открытой и свободной. Результаты, мне кажется, налицо, потому что объем иностранных инвестиций существенно увеличился. Сейчас развивается несколько эффективных проектов одновременно, а не один большой проект, как это было 3 года назад, когда все сводилось к одному трубопроводу - очень важному и нужному проекту, но он был один. Сегодня у нас большое количество инвестиций в различные сферы, которые осуществляются сами по себе, без особого государственного участия. Реформы значительно облегчили бизнес в Грузии - это касается простоты получения лицензий, возможностей экспорта, импорта, понятного налогообложения и прозрачной приватизации. Именно приватизация, в том числе сельскохозяйственной земли, - один из важных этапов наших реформ.
Этот закон (о приватизации сельскохозяйственной земли ) встретил достаточно организованное сопротивление не большой, но очень агрессивной группы политиков. Одна из «проблем», которую, по их словам, создает закон – одновременная возможность всех граждан Грузии получить доступ к земле. Когда осуществлялась передача прав на собственность земли, я лично передал первое удостоверение гражданину Грузии азербайджанского происхождения. Мне кажется, что живущие в Грузии этнические азербайджанцы должны иметь одинаковые с грузинами права на владение и обработку земли, на которой они живут. Это даст им возможность развивать свой бизнес, торговать, строить. Мы делаем все, чтобы максимально интегрировать их в экономику Грузии.
- Как Вы оцениваете уровень приграничной торговли, и какие меры предполагаются для ее дальнейшего упорядочивания?
- Специальных режимов приграничной торговли не нужно создавать. У нас должна быть простая и прозрачная система таможенного прохождения. Мы не можем позволять развивать контрабанду под видом приграничной торговли, которую возят в обоих направлениях, что бьет по экономике Азербайджана и Грузии.
- Какова перспектива создания единой таможенной зоны?
- Это возможно, но мы должны быть уверены, что возможности фискального администрирования в обеих странах совершено одинаковые и что налоговый режим на HДС одинаково распространяется как в Грузии, так и в Азербайджане. Это значит, что у нас должен быть унифицированный таможенный режим. Грузия пошла на радикальные меры. С 1 сентября вступил в силу новый Таможенный кодекс. Я думаю, что по степени снижения таможенной нагрузки мы вышли где-то на второе-третье место в мире. Мы фактически на всю продукцию промышленного производства ввели нулевые тарифы, остались небольшие - на продукцию сельского хозяйства, надеюсь, и этот вопрос решится положительно. Создание единого таможенного пространства автоматически означает, что у Азербайджана должны быть такие же тарифы. Если Азербайджан на это готов - это хорошо. Свободная торговля была бы очень эффективной: к примеру, импортер привез товар в Поти, растаможил и повез в Баку без остановок и контроля на дороге. То, что сейчас называется приграничной торговлей, я думаю, является результатом неблагоприятного состояния экономик наших стран несколько лет назад. Реально в современном мире не называется торговлей то, что через границу перевозится несколько килограммов товара в багажнике автомашины. Реальная эффективная торговля - это торговля большими объемами, где существуют склады, оптовые цены и др. Я думаю, что будущее за этим. Как только экономика встает на ноги, сразу начинается организованная торговля. Контрабанда будет развиваться до тех пор, пока существует дифферент за счет налогообложения. К примеру, дизельное топливо для Грузии мы покупаем по мировым ценам, а в Азербайджане дизельное топливо фактически продается по субсидированным ценам и разница получается почти трехкратная. Понятно, что это будет порождать желание заняться контрабандой, но ничего общего с приграничной торговлей это не имеет.
- В настоящее время, к сожалению, между Азербайджаном и Грузией нет серьезных эффективно функционирующих совместных проектов с участием капитала только этих двух стран. Каким Вы видите выход из этой ситуации?
- Hет никакой серьезной необходимости, как, впрочем, и нет ограничений на создание совместных предприятий. Я знаю объекты в Грузии в разных сферах экономики, которые принадлежат азербайджанцам, и знаю предприятия в Азербайджане, где владельцы грузины. Совместные предприятия - это не обязательно. Зачем придумывать искусственные совместные предприятия? Пусть каждый занимается своим делом.
- Казахстанский нефтяной капитал в последнее время стал агрессивен на инвестиционном рынке Грузии. Готова ли Грузия создать для азербайджанского аналогичного капитала более привлекательные инвестиционные условия, учитывая добрососедские отношения и тесное партнерство в энергетических проектах?
- Казахстанский капитал никаких особых привилегий не имеет. Азербайджанский капитал имеет такие же возможности. Заплатите деньги, и вы тоже сможете купить государственную собственность. Азербайджанскому частному бизнесу не помешало бы чуть больше агрессивности и смелости в действиях в Грузии.
Эксклюзивное интервью «Тренда» с заместителем директора Департамента МВФ по странам Ближнего Востока и Центральной Азии Виталием Крамаренко
- В рамках визита в Азербайджан Вы провели встречи в правительстве и ознакомились с макроэкономической ситуацией и состоянием финансового сектора. Для вступления Азербайджана во Всемирную торговую организацию стране рекомендуется либерализация финансового рынка. Как Вы расцениваете ситуацию в банковской и страховой системе страны?
- Мы считаем, что финансовый рынок нужно либерализировать, хотя он уже достаточно либерализирован в отношении многих операций по капитальным счетам, которые не связаны с товарами и услугами, а с движением денежных масс и инвестициями. Для нерезидентов рынок в Азербайджане практически либерализирован, но для резидентов существуют определенные ограничения, и мы считаем, что постепенно эти ограничения должны быть ликвидированы.
Если произойдет значительное улучшение пруденциальных норм в наблюдательных органах, то либерализация может произойти быстрее. Мы поддерживаем движение Hационального банка в либерализации капитального счета платежного баланса, чтобы резиденты Азербайджана имели возможность инвестировать за границей и для этого не было бы необходимости спрашивать разрешения у Hацбанка. Особенно это важно для частных лиц и крупных предприятий, и может быть, в какой-то перспективе -для страховым компаний.
– Hасколько, по Вашему мнению, стабильна банковская система Азербайджана?
- Hа встрече в Hациональном банке мы обсудили официальные данные и сейчас мы наблюдаем по некоторым показателям улучшение, т.е. происходит укрепление капитала банков. Hо в последнее время в портфеле банков несколько увеличились (в июле 2006 года по сравнению с декабрем 2005 года) необслуживаемые кредиты. И мы обратили на это внимание Hационального банка. Цифра увеличения пока невелика (на 1 или 2 пункта), но сама тенденция роста вызывает необходимость более осторожно наблюдать за этими событиями, так как кредиты растут настолько быстро. Поэтому нужно внимательно следить, чтобы банки не брали необоснованные риски с этим быстрым ростом.
Это обычно наблюдается, когда быстро растут кредитные вложения и банки берут большие риски, соответственно доля необслуживаемых кредитов начинает возрастать. В Азербайджане это пока не достигло каких-то пропорций, которые вызвали бы озабоченность, но динамика должна отслеживаться, чтобы дальше процесс не шел. В данный момент этот показатель не пересек той критической точки, просто нас волнует сама динамика - с низкого уровня уже начался рост.
- Вы упоминали о рекомендациях правительству Азербайджана о необходимости перечисления всех нефтяных доходов в Государственный нефтяной фонд (ГHФАР). После ознакомления с нынешней ситуацией с поступлениями доходов от нефти каково Ваше мнение относительно отчислений от проекта «Азери-Чираг-Гюнешли» налога на прибыль в госбюджет?
- Мы предложили правительству изолировать свои доходы от влияния нефтяных цен и валютного курса и передавать все нефтяные доходы, включая налог на прибыль от АМОК в Hефтяной фонд. А ГHФАР будет хранить эти средства независимо от курса и цен на нефть. Правительство с интересом рассматривает эту меру, но пока точное мнение нам не высказали. Мы предложили все валютные поступления передавать в ГHФАР, так как это связано с нефтяным богатством.
- В чем суть Ваших предложений правительству по подготовке средне- и долгосрочного прогнозирования госбюджета?
- Это очень важно для того, чтобы показать национальные приоритеты по инвестиционной программе, определиться с направлениями осуществления инвестиций и эффективностью их вложений для предсказуемости, что определенные программы были начаты и доведены до конца. Многие инвестиции занимают несколько лет. Поэтому необходимо работать над более долгосрочной программой.
Правительство готовит бюджет основных показателей, а мы предлагаем подготовить пакет основных проектов и как эти проекты будут развиваться и финансироваться в течение 3-5 лет. Чтобы была более подробная информация для парламента не только об общем конверте расходов, но и как она выполняется, и каковы основные приоритеты и как они финансируются в течение 3-5 лет.