Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Святой Грааль у Эшенбаха в <<Парцифале>>. Часть 2



Святой Грааль у Эшенбаха в «Парцифале». Часть 2
2016-08-24 18:14
Оригинал взят у tvsher в Святой Грааль у Эшенбаха в «Парцифале». Часть 2
Если вдруг, кто пропустил то начало здесь.


Мы остановились на том, что у Эшенбаха в романе «Парцифаль» Святой Грааль ассоциируется с камнем. Данная аллегория встречается довольно часто. Возьмём того же Петра - ученика Иисуса. Пётр - скала, на которой Иисус воздвиг свою церковь. Сам Иисус - «камень, который отвергли строители», основа Храма, скала Сион...

13882356_1783990411876388_592355194466210033_n.jpg

В дальнейшем камень заменяется распятием, затем появляется Магдалина в образе голубки:
«Сегодня Страстная Пятница; это день, когда можно увидеть голубку, плавно спускающуюся с неба; она несёт маленькую просфору и кладёт её на камень. Каждую Страстную Пятницу приносит она священный предмет, который даёт камню силу доставлять самые лучшие напитки и явства, аромат которых когда-либо распространялся в этом мире. Кроме того, камень достаёт для его хранителей различную дичь. Это доход, который благодаря своим тайным силам Грааль доставляет рыцарственному братству».

Кого же Грааль призывает к себе на службу?
«Что касается тех, кто призван предстать перед Граалем, я хочу сказать Вам, как их узнать. На краю камня появляется таинственная надпись, которая называет имя и род тех, кто, будь то юноша или девушка, предназначены свершить это блаженное путешествие. Счастлива мать, произведшая на свет ребёнка, коему судьбой назначено однажды послужить Граалю! Бедные и богатые радуются одинаково, когда им сообщают, что им надлежит послать детей своих в ряды святого воинства; с тех пор и навсегда они защищены от греховных мыслей, которые рождают стыд, и они получают на небесах чудесное вознаграждение».

Владельцы Грааля являются членами особенного семейства с многочисленными ветвями, рассеянными по всему миру. Об одной из этих ветвей и рассказывает Эшенбах. Представители этой ветви живут в замке Грааль, Мунсальвеше, в последствии - легендарной крепости катаров Монсальва, у которого была та же судьба, что и у замка Монсегюр. Замок населён загадочными людьми: Репанс де Шой - хранительница и носительница Грааля, и Анфортас - король-рыбак, дядя Парцифаля, владелец этих мест. Он имел такую рану, что не мог ни родить, ни умереть. Парцифаль станет наследником замка Грааля только после того, как будет снято проклятие.

Служители Грааля должны быть посвящены в некую тайну. Иногда их посылают в мир, чтобы действовать во имя его, а в будущем занять трон, ибо Грааль обладает властью создавать королей:
«Счастливую долю часто дарует рыцарям Грааль: они помогают другим, и им самим помогает судьба. Они принимают в свой замок молодых людей, красивых лицом и происходящих из знатного рода. Иногда какое-нибудь королевство оказывается без хозяина; если народ этого королевства подчиняется Богу и если он желает иметь короля, выбранного из войска Грааля, его желание выполняется. Нужно, чтобы народ почитал таким образом выбранного короля, ибо его защищает благословение Божье».

Похоже, что семейство Грааль в прошлом навлекло на себя божественный гнев, об этом говорят много текстов, что были написаны в Средние века о евреях. Среди них выделяется работа, связанная с именем Никола Фламеля: «Священная Книга Авраама, Иудея, Принца, Священника, Левита, Астролога и Философа иудейского племени, которое вследствие гнева Божьего было рассеяно среди галлов». Предполагаемый автор оригинального рассказа о Граале, Флегетанис по Эшенбаху был потомком Соломона. В следствие чего можно предположить, что семейство Грааль имело еврейские корни.

Было ли семейство проклято или нет, но во времена Парцифаля оно наслаждается божественной милостью и огромной властью. Женщины этого семейства могли раскрывать своё происхождение, а мужчинам это было запрещено. Они не должны были разрешать ни одного вопроса на этот счёт. Эшенбах на этой детали делает в конце поэмы акцент:
«На Граале появилась надпись. Она гласила: если когда-либо Бог укажет на одного из тамплиеров, чтобы он стал царём другого народа, то этот рыцарь должен будет потребовать, чтобы никто не пытался узнать ни его имени, ни из какой семьи он происходит. Как только ему зададут подобный вопрос, он уйдёт и не вернётся».

Да да, это история Лоэнгрина, сына Парцифаля. Он уехал от своих подданных, когда его жена спросила о его происхождении. Конечно возникает вопрос: почему и какова причина такой секретности?

В романе Робера де Барона, как и в «Перлесваусе», Персеваль является потомком священного еврейского рода Иосифа Аримофейского. В романе Вольфрама фон Эшенбаха эта деталь так же упоминается.

Парцифаль приходится племянником королю-рыбаку, соответственно связан кровными узами с семейством Грааль и в результате наследует замок, став его новым Лордом.

Эшенбах в своих произведениях уделяет особое внимание роду Грааль. Для него хранители Грааля и их генеалогия имеют большее значение, чем сам Святой Грааль.

На первый взгляд можно легко проследить генеалогическое древо героя - племянника короля-рыбака Анфортаса, владельца замка Грааль, который, в свою очередь, является сыном Фримутеля и внуком Титуреля. И вот тут род запутывается. Есть мнение, что возможно данный род восходит к некоему Лазильезу, а быть может и к самому Лазарю из Нового Завета, брату Марфы и Марии. Родителей Лазильеза предположительно звали Мазадан и Теределашой.

К сожалению имена членов семьи Грааль не могут сообщить ничего в историческом плане. У нас есть главный «ориентир» этого рода в лице Готфрида Бульонского, о предкам которого практически ничего не известно. Если верить Эшенбаху, Киот Прованский нашёл рассказ О Граале в архивах дома герцогов Анжуйских. В жилах Парцифаля также текла анжуйская кровь. Этот дом был очень тесно связан с тамплиерами и Святой землёй. Фальк Анжуйский, хоть и частично, станет тамплиером, а в 1131 году женится на племяннице Готфрида Бульонского, Мелузине, и станет королём Иерусалима. Кроме того, согласно «документам Приората», владельцы Анжуи - Плантегенеты - были связаны с меровингским родом и возможно, что их имя образовалось от имени «Плантар».

Кроме того, Эшенбах действие поэмы переносит во Францию, а двор Артура, Камелот, помещает в Нанте, на западной границе старого меровингского королевства. И герой у Эшенбаха явился из «Валейса», что многие исследователи отождествили с Уэльсом. Но тогда возникает вопрос: как объяснить, что персонажи курсируют между Валейсом и Нантой, не пересекая нигде водной преграды, т.е.рек, и повсюду слышат один язык.

Если учесть, что имеется ввиду регион старой Франции, то он не подходит под описание местности, что есть у Эшенбаха. Тогда некоторые исследователи, подумав, поместили Валейс в горный район в Швейцарии, Вале, подходящий под описание Эшенбаха. Он находится на берегу Женевского озера. Древней столицей Вале была Сидоненсис, современное название которой звучит как Сьон.

Получается, что двор короля Артура находился в Бретани, в районе Нанта и Парцифаль мог спокойно родиться в Швейцарии. А по поводу замка и самой семьи Грааль Эшенбах ответил в другом своём произведении, к сожалению незаконченном при жизни - «Младший Титурель». Там замок расположен в Пиренеях.

Интересно и то, что Эшенбах по отношению к своим персонажам, вроде бы неисторическим, довольно точен. И ссылается на реальные семьи, действительно существовавшие. И одна из последних поэм, также незаконченная, «Виллехальм» посвящена Гиллему де Желлону, меровингскому главе небольшого княжества близ Пиренеев.

Есть мнение, что «Парцифаль» не простой роман, а посвященческий. Кто знает: может он и откроет свои тайны когда-нибудь...












Ремарочка от меня.
2016-08-31 17:37
Оригинал взят у rainhard_15 в Ремарочка от меня.

Чёрный Человек у Серёги Есенина - вообще-то, его ангел-хранитель. Прогнав его, дурачина погиб. Перечитайте - то, что говорит Чёрный, скажет охломону только друг, которому не пофиг, что придурок погибнет. Ну, а капризному инфантилу правда не нравится - и вот он начинает выпендриваться, тростью кидается... А что, собственно, он может предъявить собеседнику? Только то, что эти оскорбления в его адрес так никем и не подтверждены. И ничем, ведь ничего реально прескверного Чёрный так и не сказал. Ни разу. А потом - парня завалили, и он не смог спасти свою жизнь, хотя честно дрался за неё. Понятно, почему мундир имперца - чёрный? Это защита. Ну, а кто какого хранителя заслужил... того и получает. Не надо их обижать. Хуже будет.




Быдло в блогосфере - 5.
2016-08-31 17:55
Оригинал взят у rainhard_15 в Быдло в блогосфере - 5.

Я заметил, что последнее время у меня обозначилось много читателей по тэгам "бабы" и "уроды". Там очень много общего, увы. И вот сегодня мы посмотрим на лобби типажей, что были там рассмотрены. Да-да, сторонники агрессивного матриархата, жаждущего испохабить жизнь всей человеческой популяции на планете, в рунете есть. С кем поведёшься - от того и наберёшься, говорят на Руси, и оттого приёмчики в жизни эти особи используют схожие.Самые общераспространённые их них - превентивный бан и наушничанье в личку. В известном смысле о подобных особях говорил ещё старик Сальвадор Дали, когда критиковал сюрреалистов. "Они говорят, что их не интересуют деньги. В действительности они просто никогда не могли их заработать". Это неудивительно, ибо в этих людях живы идеи Камю, Сартра и прочих ублюдков шестидесятничества. "Они мечтали о неком идеальном человеке, который бы питался воздухом и не испражнялся". Таким образом, главный постулат в идеологии атакующих - обвинение нормальных людей в обязательной ущербности и обязательное обливание помоями исподволь.

Они неплохо умеют это делать в прямом диалоге, рассчитанном на собеседника, который ОБЯЗАН чувствовать себя перед ним виноватым. Если это условие не выполнено, на него обижаются, и страшно. Следующий шаг уже напоминает поведение ТП - такого человека сразу запишут в подозрительные, потом - во враги, найдя в его профиле пару страшных слов каких-нибудь. За неимением оных сгодится любое нейтральное - "империя", "традиция", "вера". Поскольку с врагами уже не церемонятся, а уничтожают, то начинается активное измысливание разных ужасных образов и проекция их на того, с кем довелось поговорить, и если на этом этапе кто-нибудь заметит этому деятелю, что не стоит злиться на незнакомого человека без существенных на то причин - сам попадёт во враги.

При этом такой кадр не понимает, что вымышленные им ужасные типажи есть не те, кого он хочет теперь видеть такими, и даже не некие иные персонажи - а просто отражение собственного желания быть таким, как придумано. На Руси в таком случае говорят "судит по себе". Дальше следует серия мелких и не очень провокаций, цель которых - спровоцировать если уж не скандал, то хотя бы найти те темы, которые по каким-то причинам болезненны для собеседника, дабы в дальнейшем бить по нервам именно с этой стороны. Отличие поведения лобби ТП от самой ТП заключается в том, что в этом случае с человеком будут ханжески нудеть о некой абстрактной добродетели, тогда как ТП резко, "искренне" заявит, что она отлично знает, с кем общается, а таких следует... варианты будут разные, но смысл один - уничтожить, в идеале. В сущности, лобби не возражает, но декларация таких намерений в их роль не входит.

Тем не менее, цель и смысл действий ТП и её лобби - уничтожение людей. Это широкое понятие, которое имеет убийство лишь конечным и не всегда обозначаемым пунктом назначения. Неслучайно в христианской парадигме под заповедь "не убий" входят столь неочевидные на первый взгляд понятия, как генерация отрицательных эмоций (излучение злобы по любому адресу и без него), порча душевного покоя других людей (а это обыкновенный садизм, ибо рецепторы, выдающие физическую и душевную боль, у человека работают одинаково, и часто второе - сильнее), причинение себе и другим даже мелких травм, словесные оскорбления. Именно этим ТП со своим лобби и заняты везде и всегда, это - цель и смысл их существования. Радоваться жизни они не умеют и не хотят, и оттого неутомимо работают над тем, чтоб никому не позволить этим заниматься.

Повторюсь, если человек общался с этим человеческим материалом спокойно, не давая себя спровоцировать на конфликт - во враги он будет записан поистине мгновенно. Дальше в ход идёт чудовищная клевета, угрозы на пустом месте, без каких-либо причин, вопли к общественности с сообщениями о якобы имевших быть преследованиях. Это их свойство, как и фантастическая неутомимость в этих действиях, тоже придётся запомнить и учитывать.

Что с этим делать?

Главное - не позволять себе в разговоре с кем-либо ставить себя в положение человека, за что-то оправдывающегося. Вы ничего не должны объяснять никому, даже если он очень желал бы этого - на самом деле нужно не объяснение, а текст, к которому можно докопаться. Докапывания, прыжки с темы на тему - снова переход на личности, это всё, чего Вы дождётесь. Важно не то, что Вы сказали, цель - устроить конфликт, любой ценой.

"Вы интересно пишете про Северную Америку, а Вы знаете, что в Южной...?" -

вот такой заход обрывайте сразу, это то же самое, о чём я только что сказал.


"Как известно, такие-то (тут любое определение, что подходит Вам) - ущербны в том-то и том-то, и потому..."

СТОЯТЬ! Сейчас Вы скажете, что это неправда, и с этих слов превратитесь во врага, с которым будут очень эффективно и тщательно бороться. Я не запрещаю Вам победить здесь, ни в коем случае, я желаю Вам победы. Более того, Вы это сможете сделать, сделаете это с удовольствием, и, вероятно, даже считаете себя обязанным сделать. В путь, только учтите, что это - война, без правил. Со всеми вытекающими. Но никак не спокойный разговор адекватных людей.

Всего-то.

Удачи.

О ТП у меня написано много по тэгу "пляшем на гробах". Лобби я Вам ещё не показал, да. Оно в штанах, что самое противное. И с ясными глазами сразу говорит Вам, к примеру, что ВСЯКИЙ мужчина - никудышный отец, сразу. Или начинает нуделовку про ЗОЖ, веганство и прочие подобные премудрости, сопровождая это осторожными ахами об общем несовершенстве окружающего мира. Нашли таких в ленте? Задумались, откуда они берутся ? Отвечаю:

Я не зря так пошутил. Настоящих, нормальных мужчин эти - ненавидят. А к гомосексуалам относятся спокойно и с искренней симпатией.


Список ТП и лобби конечно, пополняется. Однажды придётся всех загнать в один список - вместе с живодёрками и слэшерами. Ибо одно и то же болото.


Верочка
2016-08-31 18:09
Оригинал взят у rainhard_15 в Верочка


А у меня осы - очень хорошие друзья. Я их просто не гонял с веранды, где они нападали на сгуху и варенье - но, разумеется, объесть меня не могли. Они были вот такие, аккуратные. Называются бумажными, ибо сладкоежки и дома свои из похожего на бумагу материала строят.

Кусаются только в случае, если испугаются резкого движения, угрожающего им. Есть ещё лесные - не такого яркого лимонного цвета, живут в дуплах, крупные и очень дикие. Не будут ползать по рукам и весело жужжать над кружкой. У них усы не рыжие, а ярко-красные. В общем, разница во нраве как между собакой и волком. Вопреки тиражируемому бреду про аллергию на их яд скажу одно - враньё, больно только от укуса, ибо у них зубы, а не жала, грубо говоря. Ну так смазать одеколоном - и порядок. Остальное - девАчковые понты, либо мама в детстве запугала - такая же... девАчка.

А однажды приехали ко мне гости нехорошие - по мою душу, четыре рыдвана. А у меня ствол в доме лежит, а я на клумбах своих шарахаюсь... Поздно бежать, короче, по-любому. И вдруг - осы... роем, да на каждого, и хрен отстреляешь их, право, и кусаться, как истые камикадзе... Так и уехали быстро восвояси гости эти мои. И не приезжали больше.
А теперь прочтите, и Вам будет понятно, ЧТО я захотел сделать с Верочкой. Но говорю заранее - виноват не ребёнок. А мама его. Лечить ей надо немотивированную агрессию - тогда и ребёнок не будет делать этакие вещи. Потому что дети сдерживаться не умеют, как взрослые. Всё по ним видать, что внутри родителей живёт.
Оригинал взят у sergedid в Верочка
В православной гимназии в одном классе с моей внучкой училась девочка, с которой они подружились – и стали встречаться также и во внеучебное время. Вместе гуляли, вместе делали уроки.
Девочка эта производила необычное впечатление – и явно хорошее. Своей серьезностью, умением сосредоточиваться, развитым умом. О таких говорят – «с лица необщим выраженьем». И еще она была очень тихой и скромной.
У ее родителей, кроме нее, было еще 8 детей (редкий случай в наше время) – и это прибавляло необычности.
И имя у нее, учитывая православную среду, было символическое – Вера.
Конечно, мы были довольны этой дружбой, которая явно отличалась в лучшую сторону от других вариантов внучкиного общения.
Иногда эта девочка казалась какой-то немножко странноватой, с чересчур выраженной интровертивностью. Неподвижный взгляд, устремленный в себя. Но мы относили это на счет ее необыкновенной серьезности.
Нередко брали ее с собой в походы по каким-нибудь музеям – и тому подобное.
А во время летних каникул решили пригласить ее к себе в деревню. И внучке не скучно, и всем хорошо. Речка, лес... Благодать!

Во второй половине лета осы – это обычнейшее дело. Они любопытны – и суетливо летают вокруг, ко всему принюхиваясь. Садятся то на вазу с вареньем, а нередко и на кусочки мяса – и работают челюстями.
И вот, сидим мы за столом, закусываем, пьем чай. На Верин стакан, в котором на дне оставался недопитый фруктовый сок, села оса, заползла внутрь – и направилась вниз.
Вера быстро взяла блюдечко – и накрыла стакан. Сначала я подумал – для любопытства, чтобы понаблюдать.
И тут внучка вдруг говорит:
– Вера будет ее расчленять.
– ?..
– Она уже и раньше так делала. И это, похоже, доставляет ей удовольствие.
Должен признаться, что я слегка опешил. Пробормотал что-то вроде «Но как же так...». Сказал:
– Ну, ты ее, конечно, всё-таки отпусти...
На Верином каменном лице – никакой реакции. Ни малейшего движения.
Тогда я – уже догадываясь, в чём дело, и без особенной надежды – спросил у нее, как же всё-таки быть с тем, что ведь и это – тоже тварь Божия...
И снова – никакого результата.
Спустя минуту она сказала:
– Они меня бесят! – и в ее неподвижных глазах сверкнул болезненный огонек.
И слово это было очень точное, потому что в сверкнувшем огоньке было что-то бесовское.

Вечером Вера сидела одна на веранде. А внучка куда-то ушла и долго не появлялась – так, что я начал уже безпокоиться. Когда она вернулась, я спросил у нее, в чём дело, где она была. Внучка ответила:
– Вера расчленяла осу, а мне неприятно на это смотреть.

Ладно, если бы какая-нибудь оса ее ужалила. И она, будучи в состоянии аффекта, решила бы ее «наказать».
А если бы и ужалила... Всё равно мстить таким образом было бы и глупо, и странно.
Ничуть не бывало! Ни одна оса не причинила ей никакого вреда. Но она именно мстила. И получала при этом специфическое удовольствие. Которое отражалось на ее лице. Обычно неподвижное, оно начинало отсвечивать чем-то явно небожеским.

Детский садизм... Впрочем – что значит «детский» садизм?
«Детский» – потому только, что сейчас она пока еще дитя. А когда она вырастет и перестанет быть дитятей, то у нее, у взрослой, будет разве какой-нибудь другой? Нет. Тот же самый.
(Только проявится он уже как-нибудь по-другому...)



Не обижайте моих осок. Плохо будет иначе, очень.


А Вы знаете, что иконы можно читать?
2016-08-31 18:23
Оригинал взят у tvsher в А Вы знаете, что иконы можно читать?
До XVI века даже неграмотные люди умели "прочитывать" иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей. Оказывается есть 7 принципов чтения икон.

20131118-004.jpg
Архангел Михаил


1. Снизу вверх

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба - таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это - граница между нашим миром и миром, представленным в иконе - духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу - тоже символичное растение.

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом - чаще всего красным. Эта граница называется "лузга" (как тонкая плёночка в семечках, которые "лузгают"), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход - дался кровью...


2. Внимание к фону

Фон на иконе играет важную роль, как и всё остальное - говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета - самые "высокие" в византийской традиции. Белый цвет - цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет - цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению - на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси - то, среди чего жил этот святой.


3. Символические цвета

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах. Этот цвет - серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, "для красоты", серый цвет не нужен.

Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах - мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет - это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном - знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.

Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.


4. Расшифровка атрибутов

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам "ключи" к их пониманию. Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Часто в руки святым на иконе даётся то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные - четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.

Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто - с орешками в руке, которыми играл перед гибелью. Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова... собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.


5. Понимание фигур

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое - нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник - с Вечностью и так далее.

Круг - фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.


6. Перспектива и стороны

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, - центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чём редко говорят в связи с обратной перспективой - так это о сторонах. Ведь если икона пишется "с другой точки зрения", то ее правая (для нас) сторона становится левой (для неё) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая - с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники - справа, а не наоборот.


7. Центр иконы

В центре иконы обычно изображается самое главное - то, с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной "Троицы" Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является Евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. "Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой", - пишет один из исследователей.


Источник: http://www.liveinternet.ru/journal_proc.php?action=redirect&url=http://russian7.ru/2014/05/7-glavnyx-principov-chteniya-ikon/















В избранное