Финансовые организации улучшают сервис, предлагая
электронный документооборот как дополнительную услугу, отмечает руководитель
проектов компании Directum.
iBusiness.ru публикует фрагменты интервью с Алексеем
Кольмаем, впервые размещенного на сайте «Национального банковского журнала».
О готовности банков к переходу на внешний электронный документооборот
Здесь можно говорить о двух факторах зрелости. Во-первых,
банковский сектор всегда был и остается сегодня одним из наиболее
технологически емких секторов российской экономики, традиционно проявляющих
большой интерес к развитию ИТ. Основную отраслевую специфику формирует наличие
уже зрелой ИТ-среды в кредитно-финансовых учреждениях, высокоразвитой культуры
работы с данными и электронными документами. У банков уже есть практика
автоматизации фронт– и бэк-офиса, они привыкли к решениям «Банк-Клиент» и
электронным платежам, поэтому переход к работе с электронными документами в
банковской сфере происходит обычно с минимальным порогом: для данной сферы это
фактически эволюционный шаг.
Во-вторых, рынок банковских услуг подталкивает
кредитно-финансовую сферу к переходу на ЭДО снизу. Чтобы привлечь новых
клиентов и удержать существующих, банку мало предоставлять выгодные условия по
кредитам и прочим услугам – необходимо постоянно улучшать качество сервиса,
предлагать новые возможности. А ЭДО сегодня выглядит логичным этапом развития
существующей практики. Многие банки не просто обмениваются электронными
документами с партнерами и крупными клиентами, но и предлагают своим клиентам
ЭДО как дополнительную услугу.
Мы уверенно можем говорить о том, что банковский сектор
сегодня демонстрирует высокую степень готовности как к переходу к внешнему ЭДО,
так и к любым другим инновациям в области ИТ.
О трех препятствиях, мешающих банкам переходить на ЭДО
Нехватка ресурсов в части ИТ-служб. Технические
специалисты банков чрезвычайно загружены – ИТ-инфраструктуру учреждения нужно
постоянно поддерживать, развивать и обеспечивать ее отказоустойчивость, поэтому
часто на дополнительные внутренние задачи может не хватать ресурсов.
Трудно выделить финансирование. Эта проблема вытекает
из предыдущей. В условиях жестких рамок ИТ-бюджетов банку приходится делать
выбор – переходить к ЭДО или продолжать развивать свой ИТ-сервис. Чаще всего
руководство учреждения делает выбор в пользу последнего.
Недоверие к ЭДО. Это общая проблема для всего рынка
межкорпоративного документооборота. Процессы, связанные с бумажными
документами, выглядят понятнее и привычнее. Несмотря на развитые технологии
СЭД, до недавнего времени ключевую юридическую информацию доверяли лишь бумаге.
По этой причине очень трудно привыкнуть к тому факту, что акты, счета-фактуры,
накладные теперь можно передавать и хранить в «цифре». Следовательно, главное
препятствие – это старые привычки.
О будущем ЭДО в банковской сфере
В целом ЭДО в банках, разумеется, будет только развиваться.
Сегодня крупнейшие банки уже осваивают эту практику. Скоро они станут
проводниками ЭДО, то есть, потянут за собой контрагентов, партнеров и т.п.
Практика перевода финансово-учетного документооборота в электронный вид тоже
будет расширяться. Он станет неотъемлемой частью ИТ-инфраструктуры.