Gartner определяет модель BPaaS (business process as a service) как предоставление услуг по решению бизнес-задач, когда в основе решения лежат облачные технологии. Возможности для работы по модели BPaaS возникают, если у компании-заказчика есть потребность в автоматизации повторяющихся типовых работ, но нет закрепленных менеджеров. Один и тот же сервис может использоваться несколькими клиентами BPaaS-провайдера. Оплата такого аутсорсинга производится по фиксированной на период цене либо по факту потребления услуги.
Облака плюс разделение труда
Логика возникновения схемы BPaaS – на поверхности.
В основе лежат облачные технологии, развитие которых обуславливается всевозрастающими потребностями в программных продуктах, в том числе и для повышения эффективности бизнеса. Переход на софт, платформы и инфраструктуру, предоставляемые в качестве услуг, диктуется экономической целесообразностью. Среди преимуществ облачных решений – и быстрое развертывание, и прогнозируемая относительно невысокая стоимость, и сокращение внутренних затрат на обслуживание.
Кроме того, работают принципы разделения труда. Зачем покупать программное обеспечение, администрируемое штатным специалистом, которого приходится обучать, переобучать, удерживать в компании и так далее? Можно приобрести софт как услугу, получив при этом также качественное администрирование с гарантиями. Тем более, когда SaaS-провайдер предлагает услуги по обслуживанию системы сотням клиентов, его администраторы должны иметь высокую квалификацию.
BPaaS – логичный шаг вперед, так как схема снимает уже не только ИТ-вопросы, но еще и закрывает вопросы предметной области. Зачем нанимать менеджера по персоналу, пусть даже и работающего в облачной HRM-системе? Можно воспользоваться услугами BPaaS-провайдера, который возьмет на себя решение кадровых вопросов и при этом предоставит доступ в облачную систему, когда, к примеру, от руководителя потребуется рассмотреть резюме интересного кандидата на должность от мидл-менеджера и выше. Объем передаваемых BPaaS-провайдеру компетенций определяется клиентом и может при необходимости меняться. Издержкой передачи станет частичная потеря контроля над процессом, приходится полагаться на SLA, принимая погрешности.
При больших объемах работы, если процесс не является ключевым для компании, смысл в BPaaS есть. Причем резоны передачи бизнес-процесса могут быть разными: относительно небольшая компания может выбрать BPaaS, чтобы сократить затраты на содержание процесса, а крупная корпорация может таким образом отстраниться от непрофильной деятельности, сосредоточиться на стратегических задачах.
В итоге, узкопрофильные специалисты интенсивно работают в своих областях, не отвлекаясь на смежные – администраторы следят за работоспособностью системы, HR-ы занимаются подбором персонала, а сотрудники заказчика BPaaS задействованы только в основной деятельности своей компании.
Принципиальная схема BPaaS
Клиенты работают напрямую с BPaaS-провайдером, который в свою очередь:
- либо заказывает облачный софт, построенный SaaS-вендором на приобретенных или собственных облачных платформе и инфраструктуре;
- либо сам разрабатывает облачное программное обеспечение на базе сторонних PaaS- или даже IaaS-решений.
Роли провайдеров в схеме могут объединяться, но потребителя BPaaS-решения это не касается. Ему принципиально знать, кто поставляет программное обеспечения, платформу и инфраструктуру для решения его задач, в том случае, если он планирует в будущем уйти от схемы BPaaS и самостоятельно заказывать SaaS-решение или даже спуститься еще ниже по ступенькам схемы.
Технологии вторичны по отношению к решению бизнес-задачи. В общем случае клиент снимает со своих плеч все заботы, перекладывая их на BPaaS- и других провайдеров, оплачивая добавочную стоимость. В идеале потребитель имеет финансовые гарантии качества оказания услуг, и перед ним в ответе остается именно BPaaS-провайдер.
Экономическая сторона BPaaS
Появление BPaaS-провайдеров должно быть обусловлено спросом, а спрос, в свою очередь, – выгодой работы по новой схеме. Разные участники: SaaS-вендор, BPaaS-провайдер и конечные клиенты – получают свои выгоды.
Окупаемость с точки зрения клиента
Чтобы обслуживать типовой бизнес-процесс, нужно иметь одного-трех менеджеров. Средняя зарплата менеджера в России составляет 21 000 рублей. Итого решение бизнес-задачи обходится компании в 21 000–63 000 рублей в месяц. Следовательно, если BPaaS-решение стоит менее 500 000 в год оно оказывается в среднем выгодным уже чисто с точки зрения экономии на фонде оплаты труда менеджеров. Кроме того, BPaaS-вариант предполагает экономию на администрировании корпоративной системы (зарплата системного администратора в России также в среднем составляет 21 000 рублей).
Присутствует здесь и «вторичная» экономия – нет необходимости приобретать или даже разрабатывать собственную корпоративную систему в облаке или на собственных мощностях (а строительство собственного дата центра – это уже затраты на уровне сотен тысяч долларов).
Люфт заработка BPaaS-провайдера
BPaaS-провайдер формирует добавочную стоимость, в которой, естественно, заложена чистая прибыль. Он сам экономит, так как покупает не on-premise, а SaaS-решение, и, как правило, даже не задумывается об аренде облачной платформы и разворачивании, кастомизации системы.
При этом рентабельность бизнеса провайдера зависит от стоимости облачной системы, с одной стороны, и от цены, на которую согласен конечный заказчик, с другой стороны. Причем оба ограничения внешние, сам провайдер не может на них влиять.
В итоге он соглашается на какую-то рентабельность своего бизнеса и может зарабатывать на объемах, приобретая все большие мощности для большего числа запросов клиентов. Критичны для BPaaS-провайдера схема лицензирования с выкупом софта, масштабируемость SaaS-решения и архитектура, позволяющая использовать одну базу данных для обслуживания множества клиентов. При этих условиях есть возможность увеличивать удельную прибыль, наращивая объемы.
Возможности экономии SaaS-вендора
Казалось бы, вендор облачной системы может сам выходить на конечного потребителя со своим продуктом, и тут присутствие BPaaS-провайдеров даже создает дополнительную конкуренцию. На практике же кооперация с крупным заказчиком, закупающим лицензии и мощности в оптовом режиме, выгодна для SaaS-вендора.
Можно сосредоточиться на разработке продукта, а не на вопросах маркетинга, продаж и прочих, связанных с поиском клиентов. BPaaS-провайдер дает стабильность, взаимоотношения с ним проще и прозрачней, причем в том числе и с точки зрения администрирования системы.
Экономия возникает также на фонде оплаты труда специалистов, обслуживающих основную деятельность – разработку и предоставление софта как услуги. Здесь опять работает упомянутый принцип разделения труда.
Согласно прогнозу среднегодовой прирост рынка BPaaS до 2016 года составит 10,7%. Совокупный объем рынка достигнет 47,9 млрд долларов США. Это на 15 млрд долларов или на 46% больше, чем должен составить объем рынка SaaS в этом же 2016 году. Опираясь на прогноз Gartner можно сказать, что в будущем накрутка BPaaS-провайдеров относительно их затрат на приобретаемый облачный софт будет существенно превышать 50%.
Тем не менее, темпы прироста рынка BPaaS на общем фоне облачных технологий не выглядят высокими.
Можно предположить, это обуславливается тем, что всем участникам схемы для налаживания работы требуется произвести немалые организационные усилия, изменить привычные принципы работы. Причем все должны двигаться друг к другу, расширять взаимодействие, что занимает немало времени. Поэтому пока перспективнее выглядит позиция SaaS-вендоров, работающих напрямую с клиентами.
В России по прогнозам аналитиков компании Parallels рынок облачных услуг для компаний малого и среднего бизнеса к 2016 году достигнет 55,6 млрд рублей. При сохранении текущей пропорции рынка SaaS к всему рынку облаков, объем рынка SaaS может составить около 20,4 млрд рублей. Соответственно, если BPaaS-схема в России станет использоваться так же активно как и в развитых странах, можно преположить, что потолком объема рынка BPaaS в нашей стране к 2016 году будет сумма около 29,8 млрд рублей. Вероятно, реальный объем окажется ниже.