Обмен электронными документами между контрагентами (прежде
всего B2B) через операторов электронного документооборота (ЭДО) становится
все более распространенным явлением. Операторы набирают всё больше абонентов, и
трафик документов постоянно растёт. Вместе с этим, растёт и потребность в
роуминге, так как абоненты разных операторов хотят обмениваться документами
между собой, не подключаясь к дополнительным сервисам. Но, несмотря на то, что
технология роуминга уже давно описана, у операторов все равно остается много
нерешенных вопросов.
● создание единой
сети доверия для хозяйствующих субъектов, имеющих необходимость обмена
юридически значимыми электронными документами. Обеспечение возможности обмена,
наряду со счетами-фактурами, регламент обмена которыми регулируется
законодательно, другими юридически значимыми документами бухгалтерского учета и
не только.
● выработка
единых требований к процедуре обмена и единых форматов технологических
документов.
Рассмотрим основные проблемные точки роуминга, с которыми
сталкиваются как абоненты, так и сами операторы ЭДО при его организации.
Проблемные точки для абонента
Фактическое отсутствие роуминга. Первое, с чем
столкнётся абонент, которому потребуется роуминг – с его отсутствием. Пока есть
только один пример продуктивного роуминга, но в текущем году таких примеров
станет больше.
Как быть абоненту в связи с отсутствием роуминга? Ответ
известен: необходимо обратиться к своему оператору со своей потребностью, и
оператор запланирует работы по роумингу. Конечно, для этого потребность в
роуминге должна быть реальна, и абонент должен занимать активную позицию в
необходимости роуминга.
Кроме того, абоненту может потребоваться роуминг с более чем
одним оператором. Сама технология роуминга масштабируема, но соглашения о
стоимости и уровне обслуживания между операторами могут существенно отличаться.
Т.е. для организации роуминга с каждым дополнительным оператором потребуется
дополнительное время.
Организация роуминга – это время. Из пункта выше
уже понятно, что организация роуминга может занять приличное время. Настройка
технологии и тестирование происходит достаточно быстро, а вот согласование
стоимости и уровня обслуживания между операторами может растянуться на месяцы.
И возможности влияния абонента на данные сроки сильно ограничены.
Стоимость. Изменится ли цена передачи документов в случае
роуминга?! Абоненту явно хочется, чтобы она не менялась (по крайней мере, не
увеличивалась).
Рассмотрим пример. Вы – абонент, и вы платите за один
исходящий документ два рубля. Оператор вашего контрагента, которому ваш
оператор передаёт документ, хочет за передачу также получить вознаграждение.
Это вознаграждение может быть больше 2 рублей. Соответственно, возникает
ситуация вероятного увеличения стоимости передачи документов в роуминге. Не
факт, что она увеличится, это вопрос переговоров, но и гарантировать, что
документы в роуминге будут стоить так же, как и документы в рамках одного
оператора, вам никто не сможет.
Абоненту необходимо, как минимум, заранее уточнить границы
стоимости передачи документов в роуминге.
Уровень обслуживания. Вы договорились со своим
оператором об определённом уровне обслуживания (доступность сервиса и
техническая поддержка), а у другого оператора они могут быть иными,
соответственно ваш оператор в роуминге, вероятно, не сможет обеспечить
требуемый уровень обслуживания.
Это потребует дополнительных согласований между операторами
или изменения условий обслуживания для абонента в случае роуминга.
Проблемные точки для оператора ЭДО
Реализация роуминга это время и ресурсы на реализацию. А
что даёт роуминг оператору? Оператор реализовывает потребность абонента и
потенциально расширяет доступную для обмена базу абонентов. Непосредственно на
трафике роуминга оператор ЭДО может дополнительно заработать или наоборот,
недополучить денег (в том числе, упустить будущую выгоду). Поэтому, не во всех
ситуациях операторы готовы активно реализовывать роуминг.
Технология роуминга освещает не все вопросы программной
реализации. Технология есть, и она работает, но нераскрытых в технологии
вопросов хватает. Один из основных вопросов – это адресное пространство.
Например, сейчас технология роуминга не даёт ответа, каким образом операторы
обмениваются между собой реквизитами абонентов, поэтому, сейчас это делается
вручную.
Нерешённые технологические вопросы продлевают сроки
реализации роуминга и ограничивают удобство использования роуминга. Но
технология не стоит на месте и постоянно дорабатывается. И это не мешает
запустить роуминг в продуктивную эксплуатацию.
Оператор контрагента может сопротивляться или не спешить
с реализацией роуминга. Как быть в этом случае нашему оператору? Это опять
переговоры.
Также, можно привлекать абонентов с реальной потребностью
роуминга для стимулирования реализации роуминга со стороны другого оператора
ЭДО. Ещё пригодится именитый абонент с хорошим трафиком документов, который
может повлиять на оператора.
Стоимость и соглашение об уровне обслуживания
(доступность сервиса и техническая поддержка). У каждого оператора
есть своё стандартное соглашение об уровне обслуживания и своя система
тарификации. У другого оператора они могут значительно отличаться, а это
значит, что операторам надо будет договариваться о стоимости, и дорабатывать
свои условия обслуживания. В пунктах выше я писал о том, что это значит для
абонента.
***
Роуминг между операторами ЭДО продолжает развиваться, и все
указанные выше вопросы решаемы. Но следует учитывать, что вопросы организации
роуминга лежат не только в плоскости программных продуктов, но и в области
стоимости и процессов обслуживания. А реализация роуминга требует времени. Абонентам
стоит занимать активную позицию в необходимости роуминга, а остальное сделают
сами операторы.
Эксклюзивно для ECM-Journal на вопросы
ответил Клаус Шульц (Klaus Schulz), директор по маркетингу продуктов в регионе
EMEA, PFU Imaging Solutions, отделение компании Fujitsu.
Какие
изменения наметились в стратегии работы вашей компании в связи с изменяющейся экосистемой
рынка электронного документооборота и управления контентом в целом?
Последние несколько лет мы наблюдаем за
тем, что многие клиенты в дополнение к высокопроизводительным сканерам всё чаще
используют настольные. Существует простое правило: если требования к
сканированию достаточно высоки (требуется поддержка различных форматов,
последовательное сканирование и высокое качество) и копии документов
интегрируются в цифровые рабочие потоки или загружаются в облачные сервисы, то
более оправдана установка отдельных настольных сканеров. Если один сотрудник
сканирует в день более пяти документов, то покупка для этого сотрудника
отдельного настольного сканера уже оправдана. Кроме того, такой сканер
исключительно полезен при работе с конфиденциальными документами.
По мере
роста числа пользователей мобильных устройств мы будем добавлять в наш пакет
предложений всё новые технологические решения в поддержку этой тенденции. Сюда
можно отнести мобильные сканеры и подключаемость к облачным приложениям. Пользователи
смартфонов также хотят иметь доступ к своим данным в любое время, находясь где
угодно. В этом случае немаловажную роль играют облачные технологии, а поддержка
сканирования документов в мобильной среде может осуществляться несколькими
способами. И в первую очередь стоит упомянуть что, существует возможность
предоставления специального мобильного сканирующего устройства, достаточно
компактного, чтобы поместиться в сумке для ноутбука вместе с самим ноутбуком.
Такие наши решения, как процесс Scan-to-Mobile позволяют считывать информацию,
просто вложив бумажный документ, и нажатием кнопки получить PDF-файл или
отправить его напрямую на планшет или смартфон.
Ваша
компания является технологической, какие исследования проводятся для того,
чтобы определить потребности крупных компаний при работе с документами? Какие
интересные/показательные результаты таких исследований вы можете привести в
пример.
Например, мы провели опрос среди
руководителей ключевых банков и других финансовых институтов в Европе. Мы
хотели узнать, как им удается выполнять новые правила и нормативы, число и
сложность которых продолжает расти, а также работать в условиях возрастающей
конкуренции на внутреннем и международном рынке. Мы убедились, что переход от
бумажного документооборота к сканированию (захвату изображения) и управлению
электронными ресурсами (ECM) — это эффективное и экологичное решение,
применяемое во многих банках для решения этих проблем. Основываясь на этом, мы
можем помочь руководителям и потенциальным клиентам избежать многочисленных
ошибок, поджидающих их при переходе к цифровому и более эффективному рабочему
процессу.
Какими
должны быть продукты ИТ 3.0? Если подразумевать что ИТ 3.0 – это когда ИТ
переходят в коньсюмерский сектор, и ИТ уже не видно, технологии находятся «под
капотом» и скрыты от глаз пользователей.
Оборудование в эпоху информационных
технологий стало просто товаром. Потребителям нужно, чтобы оно просто выполняло
свою задачу, без объяснения используемых в нем технологий. Пользователи могут
пользоваться им на интуитивном уровне, а инструкции станут ненужными. Именно к
такому положению вещей мы стремимся с первого дня выпуска сканеров документов
семейства ScanSnap. Ими очень просто управлять одним нажатием кнопки. Мы
намерены и дальше следовать по этому пути и делать свои продукты еще более
интуитивно понятными.