Для повышения эффективности работы организации внедряют
информационные системы разного класса (ERP, ECM, CRM и другие). Зачастую это
выливается в следующую ситуацию: в организации больше десятка систем, все эти
системы никак не связаны между собой, либо связаны ограниченно, пользователи
недовольны тем, что им приходится одновременно работать в нескольких системах и
выполнять двойную работы и т.д.
Отсюда возникают вопросы, как выстроить единое
информационное пространство в организации, «подружить» все имеющиеся системы,
сделать работу пользователей более простой и эффективной и тем самым повысить в
целом эффективность и прибыльность организации.
Развитие системы процесс не быстрый, он требует высокой
самоотдачи участников проекта по развитию, слаженной работы команды и поддержки
со стороны руководства.
Из своего опыта предложу несколько шагов к развитию
системы.
Шаг 1. Создайте команду по развитию системы. Один в
поле не воин. Только с сильной командой можно достичь желаемого результата. Я
бы сказала, что на первоначальном этапе нужен костяк команды – это те люди,
которые помогут организовать работы и будут вести их до конечной цели. В
зависимости от направлений развития в команду могут включаться новые люди и
исключаться те, чьи направления уже охвачены общей автоматизацией и чьи цели
достигнуты.
Шаг 2. Подготовить стратегию развития. Для выбора
правильного пути развития корпоративной автоматизации прежде всего нужно определить
цель и проработать стратегический план развития. В плане
необходимо показать в каких областях планируется провести работы и как будут
связаны между собой системы компании. На крупных предприятиях, деятельность
которых максимально завязана на корпоративных информационных системах, имеется
в штате системный архитектор. Конечно, большинство компаний таким
специалистом не располагают, но в любом случае стратегический план и архитектуру
сложной системы в общем виде необходимо разработать. Это позволит в будущем
избавиться от проблем стыковки на верхнем уровне.
Для того чтобы составить такой план необходимо заручиться
поддержкой владельцев процессов и пользователей систем. Необходимо
определить какая система будет источником, а какая приемником информации, каким
образом будет обеспечен трансфер информации из одной системы в другую. Например,
договорной отдел формирует текст договора в своей системе, согласовывает его с
использованием ECM-системы, а по итогам согласования бухгалтерия выписывает
счета у себя в бухгалтерской системе. При этом общий архив документов
организуется в ECM-системе, данные введенные в одной системе отражаются во всех
остальных.
Поддержка со стороны владельцев процессов оказывает существенное
влияние на дальнейшее развитие корпоративной автоматизации. Если вы сейчас
уделите внимание их задачам и качественно улучшите их бизнес-процессы, то с
большой долей вероятности другие владельцы процессов будут более лояльны к
предложенным инновациям.
Для определения целей
и подцелей, можно использовать карты mindmap и построение «дерева».
Шаг 3. Защита плана перед руководством. Вам
необходимо подготовить материалы к защите проекта развития системы, собрать
статистику по текущей ситуации и показать степень улучшений, которых можно
достигнуть.
Также обязательно нужно выделить «фишки» решения. «Фишки»
должны быть предельно простыми в использовании и максимально полезными для
пользователей, в частности для руководства. Это может быть предоставление
отчетной информации за минимальное время, удаленная работа с мобильных
устройств, интеграция с ERP-системами и другое.
Дополнительным плюсом при принятии решения о развитии
системы является планирование и визуализация рисков, с которыми можно
столкнуться. Демонстрацию рисков необходимо обязательно сопроводить четкой
последовательностью действий для их нивелирования, это станет для руководства
показателем степени подготовленности к работам.
Шаг 4. Действовать согласно плану. После того как
определено направление развития, создана проектная команда, согласован план
нужно последовательно идти по этому плану.
Тема развития системы достаточно обширная. Её можно
рассматривать с разных сторон: организационной, технической, методической.
Каждый из рассмотренных мной шагов по развитию вполне может стать темой для
отдельного материала.