На тему совершенствования образования в области управления
контентом на выставке DOCFLOW 2014 нам удалось пообщаться не только с
преподавателями ВУЗов в рамках круглого
стола, но и с представителями ведущих компаний-поставщиков ECM-решений. И
они в свою очередь расставили свои акценты в видении этого вопроса.
В необходимости подготовки специалистов по управлению
контентом сомневаться не приходится. Вадим Ипатов, заместитель
генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса, в своем
интервью заметил:
Нужно нарабатывать и формулировать новые подходы к
обучению. Электронный документ – это совершенно иная сущность, со своими свойствами,
специфическими особенностями, отличными от документа бумажного и любого
материального документа. Начиная от того, что представляет собой электронный
документ, и, заканчивая тем, каким образом он хранится и воспроизводится, –
все это отличает его от бумажного документа.
Электронный документ может быть информационным активом
или свидетельством деятельности или тем, что определяет взаимоотношение сторон
в рамках бизнес-процессов. Должна быть проведена большая и серьезная работа по
их классификации.
Очевидно, помимо классификации существует и ряд других
проблем. Будучи участником нашего круглого стола, директор по маркетингу
DIRECTUM Василий Бабинцев обозначил основные ограничения развития
данного направления в образовании.
Управление корпоративным контентом – это задача
инфраструктурная. И специалисты в этой области, безусловно, нужны. Но
существуют серьезные препятствия для их подготовки в ВУЗах. С одной стороны,
это техническая организация процесса обучения. Многим учебным заведениям,
особенно гуманитарным, крайне сложно организовывать проведение практических
работ со студентами непосредственно в системе электронного документооборота. С
другой стороны, для разных категорий специалистов, будь то делопроизводители,
управленцы или HR-менеджеры, нужны специализированные учебные программы.
Студентам должно быть не просто интересно изучать систему, это должно быть
полезным в первую очередь.
На сегодняшний день ситуация в большинстве ВУЗов такова, что
студент впервые знакомится с системой документооборота на производственной
практике. Но системы, какими бы легкими и интуитивно понятными они не были, это
сложнейшие механизмы работы. В полной мере ознакомиться с возможностями системы
за период практики нельзя, а в дальнейшем столкнуться с ней, скорее всего,
придется. Редкие предприятия вкладывают время и деньги на обучение своих
сотрудников. А рынок требует квалифицированных кадров, которые понимают суть и
внутреннюю структуру особенностей электронного контента, могут на основе этого
максимально эффективно применить информационные технологии в конкретной
бизнес-ситуации. Эти знания должны даваться уже со студенческой скамьи.
ВУЗы, по мнению председателя совета директоров компании
«ЭОС» Владимира Баласаняна, могут дать необходимое образование.
Важно тесное сотрудничество ВУЗов с компаниями, которые
профессионально работают на рынке. Дело в том, что сегодня преподаватели учат
не тому, что востребовано на рынке, а тому, что они сами знают, умеют, что
входит в сферу их интересов. Их интересы и интересы рынка не всегда совпадают.
К сожалению, многие преподаватели именно в области электронного
документооборота не обладают необходимой рыночной компетенцией.
Так или иначе, все участники DOCFLOW 2014, с кем доводилось
беседовать на тему развития образования в области электронного
документооборота, единодушны в том, что ВУЗам необходима методическая поддержка
со стороны вендоров: качественные учебные материалы, интересные и полезные
курсы практических занятий, специализированные конференции.
Вопрос читателя журнала
«Современные технологии делопроизводства и документооборота»: "Какие
существуют особенности репликации данных из распределенных БД?"
Начнем с определения понятия
«репликация». Репликация — это процесс, под которым понимается копирование
данных (например, содержимого базы данных – БД) из одного источника в другой. При
репликации изменения, сделанные в одной копии объекта, могут быть
распространены в другие копии. Таким образом, происходит синхронизация
содержимого нескольких копий. Это нужно в тех случаях, когда, компания имеет
сложную распределенную структуру, но всем филиалам необходимо работать в едином
информационном пространстве. Это дает надежность – в случае поломки канала
связи филиалы имеют возможность продолжения работы независимо. Это дает
экономию – меньше требований к каналам связи между филиалами.
Различают два вида
репликации: онлайн и офлайн (еще их называют синхронная и асинхронная).
Первый тип настраивается
для тех баз данных, которые соединены между собой каналами связи с хорошей
пропускной способностью. И все изменения в этих БД происходят в реальном
времени: как только произошло изменение информации в одной БД, оно
синхронизируется (копируется) в другую базу. Например, документ отредактировали
и сохранили в одном из филиалов компании, а в результате измененный документ
будут иметь все филиалы.
В этом случае нужно
учитывать:
1.
Время выполнения операции будет увеличено
из-за того, что в момент сохранения данных, они реплицируются на другие базы
данных.
2.
Характерны проблемы, связанные с
доступностью данных.
3.
Данный вид репликации возможен только для
каналов связи с высокой пропускную способностью.
Если базы данных соединены каналами
с низкой пропускной способностью, настраивается офлайн репликация, то есть
копирование данных происходит через заданный промежуток времени. Это значит,
что все изменения в базах данных копятся до определенного времени, а потом
передаются все вместе в другую базу данных пакетом. Такой вариант решает
недостатки первого, но увеличивается время между периодами синхронизации.
Для репликации характерны следующие
особенности:
1.
Для однозначного определения записи в
распределенных базах данных должны иметь уникальный идентификатор в рамках
нескольких БД.
2.
Необходима одинаковая структура
хранения данных в БД.
3.
Необходимо учитывать репликацию связанных
записей справочников. Например, при заведении нового контрагента в справочнике
«Организации» мы создаем еще и новую запись в справочнике «Города». При
репликации новой записи справочника Организации также должна быть передана и
запись справочника «Города» (если ранее ее не было в целевой БД) для
обеспечения корректности реплицируемых данных.
4.
При репликации БД могут возникать конфликты
данных
●
удаление используемой записи;
●
удаление изменяемой записи;
●
изменение измененной записи;
●
изменение несуществующей записи;
●
неуникальность кода или наименования
записи справочника;
●
отсутствие записи справочника;
●
отсутствие прав на выполнение действия.
Но надо отметить, что
современные системы позволяют быстро разрешать подобные конфликты, в том числе
автоматически.
5.
Нужно заранее продумывать ситуации
возникновения дублей и стараться их предотвратить. Так как синхронизация
происходит с некоторой задержкой во времени, возможна ситуация, когда в
нескольких базах заведут одну и ту же запись, например, в справочнике
«Организации». Еще пример дублирования: «ООО Альфа» и «Альфа ООО» – для системы
это две разные записи. Избежать дублирования данных возможно, если следовать
единым правилам ведения записей в базах данных и разграничением прав, то есть
это решается организационными мерами.
К недостаткам репликации можно отнести то, что часть
времени копии данных не идентичны базовым данным, поэтому пользователи должны
учитывать, когда именно были синхронизированы эти данные.