On Thu, 22 Feb 2007 13:29:25 +0200
spider <spid***@l*****.by> wrote:
> Первичным является, скажем так, состав предмета преподавания (в данном
> случае непрофильная информатика, назовем ее так), уровень знания его
> учащимися и навыки использования этих знаний. Все остальное, включая
> преподавателей (информатики), книги и методические материалы , лишь
> средство достижения первого и не более. Сами же по себе они вне
> выпускаемого ими продукта -- знаний и навыков тех людей, которых они
> обучают (результат) -- ничего не значат и полезны лишь для обогрева и
> прополки свеклы.
Теперь остается определиться, какого результата мы хотели бы добиться от
школьного курса информатики. Работать с автокадом? Думаю, Вы
согласитесь, что нет. Работа со складской системой, системой управления
технологическими процессами и пр.? Тоже нет. Скорее всего нужна именно
т. н. "компьютерная грамотность". Т. е. умение работать с компьютером в
применении к повседневной жизни. Например работа в интернет. Причем не
просто "нажать кнопку пуск, 2 раза кликнуть по буковке Е на экране" и т.
д. А представление о том, как тот же самый веб функционирует. На
понятийном уровне. Точно так же ребенка учат писать, преподают
литературу, но вот "Степного волка" Гессе он станет читать только если у
него будет такая душевная потребность. И уж тем более, не ставится
задача научить его писать подобные произведения.
Но даже не в этом дело. Мы не находимся в положении демиургов, которые
должны (и могут) построить некий идеальный мир с нуля. Мы имеем дело с
уже сложившимся миром. Увы, крайне несовершенным. Можно, конечно,
размышлять о том, как бы сдорово мы построили совершенный мир, имея
"чистый лист" и полномочия Бога. А можно учесть то, что мир уже
сложился. И что наши возможности повлиять на него очень невелики. И
действовать учитывая свои возможности и улучшать мир в меру своих сил.
Если конкретнее, то школьный курс информатики уже во многом сложился.
Поменять его не в наших возможностях. Но в наших силах сделать что-то,
чтобы положение чуть-чуть улучшилось. Учит учитель работе с MSO. А если
он прислушается к нашим аргументам и охватит предмет немного шире. И
станет учить не работе с MSO, а работе с тектсовыми процессорами вообше.
Не работе с IE, а работе с web-сервисом. Разве не достойная была бы для
нас цель? Есть ли гарантия, что к нашим аргументам хоть кто-то
прислушается? Нет такой гарантии. Но надежда есть. Если что-то делать
для этого.
Вот примерно это я и хотел сказать.
> В свое время с удовольствием прочитал эту книгу на языке оригинала.
> Негативного по отношению к ней у меня лично никакого нет, но считаю,
что
> полезность того материала, который в ней представлен, можно считать
> спорной в рамках среднего и любого непрофильного образования.
Так ведь:
1) средним образованием жизнь не ограничивается
2) я вовсе не призываю всех поголовно заставлять читать именно эту
книгу. Надо дать возможность ее прочесть тому, кто захочет ее прочесть
> 3. Не слишком очевидны результаты, которые можно получить освоив
данную
> книгу. Это самый главный аргумент. Задачей непрофильного образования
> является не подготовка специалиста, а создание некоторого
обязательного
> базового уровня знаний и навыков, без которых, с одной стороны, эта
> дальнейшая подготовка не может состояться, а с другой, этот уровень
> должен быть немного выше прогнозируемого на несколько лет вперед
> среднего уровня развития общества в отношении данного предмета (т. е.
в
> отношении компьютерной грамотности).
Ну во-первых, как оценить что дает прочтение той или иной книги?
А во-вторых, предполагаемая библиотека не ограничится только этой
книгой. Даже ей подобными. Лучше, если там будет вся доступная
литература. И совсем хорошо, если эта литература будет систематизирована
и снабжена аннотацией. Но даже просто собрать всю литературу в одном
месте и сделать ее общедоступной - уже немало.
> Вот тут то и выяснится, что вордпроцессор ни для чего конкретно не
> предназначен -- эдакий булыжник в руках шимпанзе -- все можно сделать
> без него, быстрее и качественнее, с помощью более специализированных и
> простых в использовании инструментов.
К сожалению для многих это неочевидно, даже если они постоянно наступают
на эти грабли. Сам такое вижу очень часто.