Сегодня я публикую рекомендацию Евгении Сухаревой. Читайте!
Инструменты руководителя: как избавиться от
«испорченного телефона».
Продолжаем тему о «наборе» «инструментов
руководителя». Перечень инструментов был приведён в «Рекомендации №158 по
Hubbard Management System».
Одним из инструментов в этом списке, который
достаточно часто вообще не рассматривается и не расценивается как «инструмент
управления» и использование которого зачастую пренебрегают, является такой
инструмент как ПОСЛАНИЯ (в том числе электронные послания).
В Hubbard Management System даётся такое
определение:
«ПОСЛАНИЕ:
это письменное сообщение, в особенности официальная коммуникация. Когда вы
пишете послание, адресуйте его ПОСТУ, а не человеку. На послании поставьте
дату. Направляйте его только посту, указывайте также отдел, секцию и
организацию, в которых он находится [примечание: при необходимости, конечно,
если у вас большая организация]. В верхней части послания
указывайте все промежуточные точки [примечание: если послание должно быть
направлено через руководителей]. Пометьте стрелкой первого получателя.
Подпишитесь своим именем, а также укажите ваш пост, от которого вы пишете
послание [примечание: если вы выполняете функции нескольких постов]. Послания и электронные
сообщения должны быть написаны настолько ясно, чтобы любой другой человек в
организации мог прочитать их и понять. Отправитель берёт ответственность за оба
конца коммуникационной линии. Пишите своё сообщение так, чтобы оно приводило к
исполнению или ответу без последующих вопросов или дополнительного прояснения.
И в электронных сообщениях и в посланиях, передаваемых по коммуникационным
линиям на большое расстояние, запрещено передавать клеветнические,
оскорбительные сообщения».
В Hubbard Management System системе письменной
коммуникации на самом деле придаётся достаточно большое значение! Именно
технология посланий позволяет руководителями и свести к минимуму любые
искажения их распоряжений и приказов. И помогает отслеживать, выполнили ли
сотрудники поставленные задачи.
Хочу немного остановиться на такой части
технологии письменной коммуникации, как система трёх корзин и коммуникационный
центр организации.
Периодически я слышу вопросы (или даже
утверждения) – что «в наш век электронных средств связи», век гаджетов,
электронной почты, Интернета и т.д. как-то «негоже» пользоваться разными
бумажками и коммуникационными корзинками.
Естественно, что не нужно доходить ни в одном
вопросе «до фанатизма» и отвергать «научный прогресс» и веяния времени. Тем не
менее есть моменты, на которые я хочу обратить ваше внимание в связи с системой
коммуникации в организации, а также на то, почему «старые, добрые» «бумажки»
имеют ценность в век электронных коммуникаций.
Как показывает опыт – электронная почта не может
полностью заменить бумажный документооборот. С одной стороны – совершенно
однозначно – есть такие документы, которые (в том числе в соответствии с
требованиями законодательства) должны существовать в бумажной форме. Поэтому
заявления, что «у нас в компании вообще нет бумаг», – просто несостоятельны.
Либо стоит обратить пристальное внимание на юридическую и бухгалтерскую сферы
вашей деятельности (чтобы потом не было «мучительно больно»).
Другой важный момент: часть документов – как
показывает опыт – на самом деле не стоит переводить в электронную форму как бы не
настаивали на этой идее ваши сотрудники, обосновывая это тем, что у них есть
электронная почта (внешняя и даже «внутренняя» (внутри компании)). Почему?
Потому что лучше контролировать определённые документы, приказы и поручения
именно в бумажном виде. Бумага даёт «массу». Ведь на самом деле один из
инструментов руководителя – смотреть, не завалена ли коммуникационная корзинка
сотрудника неотвеченными, необработанными посланиями. Всё-таки бумажную
«версию» документа как-то посложнее уничтожить, чем электронную. Ну и совесть
может «проснуться». А определённые программы, боевые планы, служебные записки
для руководителя вообще более «выгодно» вести в бумажном виде, потому что тогда
«видно», что с ними «происходит», отслеживать их «маршрут», «движение», то есть
работу с этими документами. Проще увидеть заваленную коммуникационную корзину
вашего сотрудника, которая стоит у него столе, чем то, что «происходит» у него
в компьютере.
Конечно, внутренняя почта, электронная почта и
т.д. облегчают работу компании и её сотрудников. Но как руководитель вы просто
можете принять определённые правила и объяснить сотрудникам, что часть
документов должны быть оформлены в бумажном виде. Например, есть различные
заявления, договора и т.д., заявки на финансовое планирование – на самом деле,
когда это написано, подписано и хранится, то это порой очень помогает, когда
надо восстановить «истину» и т.д. В том числе и для самого сотрудника.
Понятно, что если в компании «три» человека,
которые сидят на «трёх квадратных метрах», то они могут «пережить» какое-то
время и без общего коммуникационного центра, просто имея на своих столах
«систему трёх корзин». Но поверьте, что когда компания начинает расти, и в ней
уже не «три человека», то правильно организованный коммуникационный центр компании
реально будет упорядочивать и работу и документооборот в компании.
Ещё один момент – он связан с одним из
инструментов, который мы уже рассматривали – «файлы данных». Это «память»
организации – её прошлое, которое, на самом деле, определяет будущее! Как это
связано с системой коммуникации? Дело в том, что когда переписка, имеющая
отношение к клиентам, партнёрам, программам продвижения, улаживанию каких-то
ситуаций и т.д. осуществлялась разными людьми и разными способами (а их сейчас
может быть много), то эта информация может быть просто утеряна и в следующий
раз (когда возникнет подобная ситуация или нужно будет решать вопрос с тем же
поставщиком/клиентом), вы просто не будете знать, что происходило раньше.
Важная информация будет утеряна. Поэтому лучше всего, если у вас будут правила,
как вносить информацию в CRM систему. Либо все сотрудники пользуются какой-то
единой системой коммуникации, когда все сообщения (отправляемые из разных
программ) могут быть сохранены «для будущих поколений». Здесь вам нужно уже
проконсультироваться с техническими специалистами. И моя задача – просто
обратить внимание на эти моменты!
Главное – внимательно отнеситесь к налаживанию
системы письменной коммуникации в организации. Это поможет вам сохранить время
и «нервы», поскольку:
а). Вероятность возникновения
ситуаций, когда люди «не помнят», что вы им говорили или искажают ваши указания
до неузнаваемости может быть сведена к минимуму. б). Вы можете сохранить
«историю» работы с клиентами, сотрудниками, историю улаживания ситуаций и др.,
и избежать проблем в будущем. в). Вы сможете отслеживать, как
ваши сотрудники выполняют ваши задания, обрабатывают письменные сообщения,
работают с клиентами. Как они, по факту, выполняют свои функции (если
ориентироваться на критерий, завалена у них коммуникационная корзина или
нет). Желаю вам успехов и процветания!
Татьяна Денисенко;business.school.bus-owner@subscribe.ru