Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему много параллельных бизнесов не делают вас успешными и богатыми






Почему много параллельных бизнесов не делают вас успешными и богатыми
2018-02-05 12:26

Партнерский материал

Бизнес-ангел, серийный предприниматель и основатель дизайн-студии «Бюро Пирогова» Василий Пирогов в своей первой авторской колонке объясняет, почему несколько проектов одновременно – это  отнюдь не путь к успеху и процветанию.  

В этой статье я сознательно исключаю цель увеличить уже существующий значительный капитал. Некоторые люди владеют множествами отелей, бизнес центров, торговых центров – капиталоемкими компаниями, которые созданы для того, чтобы показать доходность выше банковской при относительно низких рисках. То есть, мы не рассматриваем случай, когда уже есть миллиард рублей и вам его нужно куда-то пристроить. Мы ищем способ заработать его.

Одна из самых частых стратегий, которой пользуются предприниматели, желающие стать успешными, звучит следующим образом: сейчас у меня есть основной бизнес, далее я ставлю управленца или управленцев, выхожу из операционного управления основного бизнеса, открываю другие компании, нанимаю  директоров – и в итоге у меня много компаний, которые будут генерировать высокий доход (обозначим высоким доход, например, 5 млн рублей в месяц).

Я сам использовал эту стратегию – и весьма неудачно. Также и все мои знакомые – которые пытались использовать ее, – не стали в результате успешными.

История владения несколькими бизнесами

Многие предприниматели, как правило, нанимают управленцев под новые бизнесы. Вначале все работает неплохо, но по мере развития бизнеса и увеличения конкуренции все эти бизнесы, которые казались самостоятельными, начинают требовать внимания, компетенции, времени самого главного собственника, как, наверное, наиболее неординарного в плане ума и серьезно болеющего своей идеей человека. А из-за отсутствия этого самого внимания все  открытые  компании дорастают до определенного уровня, выше которого подняться не могут. В зависимости от конкуренции на рынке это может быть, как и уровень безубыточности, так и убыток или небольшая прибыль. В итоге, собственник мечется между бизнесами, решая разные проблемы.  В результате получается, что у предпринимателя есть основной бизнес, который приносит прибыль, и бизнесы, которые тратят ее. Если все бизнесы связанны друг с другом или находятся в смежных нишах, то ситуация выглядит позитивнее, но всё равно часто оставляет желать лучшего.

Также очень важно отметить, что если вы будете вести и развивать несколько бизнесов, то нужно быть готовым к тому, что будет много стресса, потому что в каждом из них постоянно что-то случается. Никогда вы не уйдете домой счастливым с настроением, что наконец-то всё везде хорошо. Где-то всегда будет плохо. Сможете ли вы с этим справляться, зависит от вас.

Так как быть? 

Немного о рынках и конкуренции

Для начала сделаю небольшую ремарку про рынки и конкуренцию. Дело в том, что с увеличением конкуренции, когда рынок становится все более насыщенным, увеличивается требования к капиталу или/и компетенциям управленцев этого бизнеса. То есть, если рынок низкоконкурентный, то с управлением спокойно справится менеджер по найму. Если же рынок высококонкурентный, то чтобы успешно развивать свой бизнес,  необходимы неординарные умения собственника, либо капитал, если отрасль капиталоемкая. 

Говоря простым языком, конкурируя на большом свободном рынке с двумя-тремя людьми, достаточно просто хоть как-то управлять. Но вот приходят еще 10 человек конкурентов, и уже нужно быть не хуже их. Пришло еще 100 – и чтобы просто выжить, нужно быть уже выше среднего, так как денег на всех на рынке не хватит и из этих 100 человек 50 будут работать в убыток. А чтобы достичь успеха на рынке, где 100 человек (компаний), нужно быть минимум  лучше, чем 95. Это уже требует весьма серьезной работы над собой и включения в этот бизнес собственника. 

И швец и жнец и на дуде игрец

Теперь посмотрим с другой стороны. Если вы хотите заработать много денег, то крайне важно бить в одну точку и сфокусировать усилия на одном бизнесе, в котором у вас наибольшее преимущество, или в одной нише, где есть максимальная возможность развиться.  Если ваш талант «расплескивается» по многим компаниям, то каждая из них получит только маленькую долю того времени, которое она могла бы получить. 

Представьте себе человека с талантом музыканта, который к тому же  танцует,  спортсмен и хорошо готовит. Я уверен,  что большее количество денег он заработает, если будет работать музыкантом. Пример довольно простой, но он лучше всего объясняет факт – если  свои умения распределять по бизнесам, то эффективность и КПД в каждом из них будет ниже среднего. 

Поток и фокус внимания

У любого человека есть такое состояние, как состояние потока. Особенно это проявляется в творческих профессиях, но также актуально и для всей остальной деятельности. Дело в том, что если человек делает одно дело, он намного сильнее концентрируется и получает гораздо лучший результат, нежели распыляясь на несколько областей. Если он торгует книгами, то узнает об этом гораздо больше тонкостей, закономерностей и правил,  свободное от текучки время посвящая изучению торговли книгами, а не, скажем, открытию пивного ресторана. 

Резюмируя

Исходя из предыдущих трех мыслей, можно сделать вывод, что заниматься чем-то одним гораздо эффективнее, чем распыляться на несколько проектов, и особенно это актуально для среднеконкурентных и высококонкурентных рынков, которые требуют очень много внимания и усилий собственников. 

Но что делать в ситуации, когда основной бизнес денег приносит немного, либо уже уперся в потолок, и хочется зарабатывать гораздо больше? Следующая мысль обычно: а что если мы просто откроем еще один стартап и будем развивать его в течение года-двух? Но очевидно, что здесь есть большой риск неудачи и потери времени. Что же делать? 

Ферма стартапов

Можно использовать  такую конструкцию, как «ферма стартапов» (это мой термин). 
Суть очень проста: 

1. Создаем параллельно несколько (3-5) стартапов до момента первых коммерческих тестов либо чуть дольше.
2. Смотрим, какой стартап показывает наиболее хорошие результаты или перспективы.
3. Закрываем/продаем все остальные стартапы. 
4. Сосредотачиваемся на одном, направляя туда все свои компетенции и усилия для быстрого роста. 
5. Покупаем Ferrari и частный самолет (шутка).

В чем преимущества такого подхода? 

1. Снижаются риски неудачного стартапа и потерянного для вас времени. На неудачный стартап может уйти больше года, а то и два. Время для нас очень ценный ресурс и, если мы хотим стать успешными не к 70 годам, а гораздо раньше, его следует экономить.
2. Сразу, не последовательно, а параллельно тестируются несколько гипотез, быстро принимаются решения и оценивается потенциал

В чем недостатки такого подхода? 

1. Необходимо ставить управленцев на каждый из стартапов, в противном случае на вас упадет столько текучки, что 24 часов в сутки уж точно не хватит. 
2. Нужно принимать сложное решение о выходе и закрытии каждого из стартапов быстро и без эмоций. В противном случае эта схема ничем не будет отличаться от неудачной схемы «параллельных бизнесов», которую я описывал в начале статьи. 
3. Необходимо придумать 3-5 хороших идей для тестирования, изучить рынки, оценить конкуренцию. Это требует довольно большого количества времени и знаний.

Подводя итог, можно сказать, что один из главных врагов предпринимателя – это время. Многие хотят стать успешными еще в молодом или среднем возрасте. Вероятнее всего, вы достигнете успеха, занимаясь только одним бизнесом. Но это должен быть самый лучший, прибыльный и перспективный бизнес. И для того, чтобы такой найти, недостаточно просто придумать хорошую идею. Нужно придумать несколько идей, протестировать их, избавиться от плохих и сосредоточиться на лучшей. Такой подход позволяет значительно сэкономить время, взамен доставляя терпимые неудобства.


В избранное