Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

4 факта об ICO на основе анализа 269 кейсов






4 факта об ICO на основе анализа 269 кейсов
2017-10-23 11:45
Сотрудники компании Kama Flow проанализировали 269 стартапов, которые, начиная с декабря 2013 года, привлекали деньги при помощи ICO, и ответили на самые часто задаваемые вопросы, связанные с инвестированием в токены. Все данные представлены по состоянию на 13 сентября.  


Уже несколько лет не утихают дискуссии по поводу блокчейн-технологий и их роли в мире. С одной стороны, эксперты предсказывают, что эти технологии станут неотъемлемой частью будущего, с другой – указывают на высокие риски и неопределенность. Блокчейн открывает целый ряд интересных инструментов, одним из которых является ICO. Мы проанализировали 269 стартапов, которые за последние 4 года воспользовались этим инструментом для привлечения финансирования. В этой статье мы попытались ответить на ряд вопросов о том, на какую роль претендует ICO в экосистеме инвестирования, где и насколько успешно запускаются ICO, как выглядит наиболее эффективное ICO с позиций стартапа и инвестора, а также на что обращать внимание при инвестировании.

1. ICO становится значимым инвестиционным инструментом

Начиная с 2015 года можно наблюдать быстрый рост популярности ICO. Все больше стартапов из различных областей отдают предпочтение этому инструменту вместо традиционного привлечения венчурного капитала. Согласно Coindesk, средства, привлеченные посредством ICO в блокчейн-проекты во втором квартале 2017 года, в три раза превзошли объемы, привлеченные VC.

Скриншот 2017-10-22 21.05.16.png

Помимо общего «хайпа» в сфере блокчейн, есть две основные причины популярности ICO:
– ICO – более простой способ привлечения финансирования для стартапов по сравнению с VC;
– Несмотря на высокие риски, инвесторы ожидают большую доходность от ICO.

В последнее время в мире наблюдается взрывной рост популярности ICO. Согласно нашим данным, за первые три квартала 2017 года было проведено в 18 раз больше ICO, чем за весь 2014 год (197 ICO против 11). Еще больше впечатляют масштабы в денежном выражении: 142 раза ($2,8 млрд против $19,7 млн).

Скриншот 2017-10-22 21.07.26.png
Откуда берется такое количество ICO, какие области бизнеса наиболее активны в этом отношении? Согласно Coinschedule, к ICO прибегают проекты из абсолютно разных областей, при более 80% проектов принадлежат следующим областям:
– Бизнес-инфраструктура (в т.ч. блокчейн);
– Хранение данных;
– Финтех (инвестиции, торговля, платежи, финансы).

Скриншот 2017-10-22 21.10.56.png

Рост популярности ICO как тренд не единственный по своей природе. Возможность инвестировать в стартапы любому человеку представляется также на краудинвестинг-платформах, а сама идея краудинвестирования существует, как минимум, 30 лет. Как в ICO, так и на краудинвестинг-платформах, пользователям представляется возможность получения некоторой доходности при небольшом инвестируемом капитале, что и привлекает большое число участников. С другой стороны, для стартапов это более простой и быстрый способ привлечения средств.

2. Какая платформа для проведения ICO – лучшая?

Представьте: вы собираетесь проводить ICO. Предстоит решить множество вопросов, в частности, какую платформу для проведения выбрать. Но какая из существующих платформ лучшая и приведет вас к успешному и безопасному привлечению инвестиций?

Чтобы определить наиболее привлекательную для стартапов и инвесторов платформу, мы сравнили их по различным критериям. Первый из них – частота использования той или иной платформы при проведении других ICO. На рисунке 4 показано распределение количества ICO, проведенных на различных платформах с 2013 года. Из графика видно, что больше половины стартапов собирали средства на платформе Ethereum: 149 из общей выборки в 259 стартапов. Большинство экспертов полагают, что популярность данной платформы связана с ее ликвидностью.

Скриншот 2017-10-22 21.12.57.png

Следующий критерий – объемы собранных средств других проектов. Мы выяснили, сколько в среднем проекты собирают на различных платформах (рисунок 5). Наибольшие суммы зарегистрированы также на платформе Ethereum: в среднем, $19 млн на стартап. 

Скриншот 2017-10-22 21.14.37.png
Однако, при рассмотрении медианных значений привлеченных средств по платформам, заметна существенная разница по сравнению со средними значениями. Так, на платформе Ethereum медианная сумма составляет $7,5 млн. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в выборке присутствуют существенные отклонения (помятуя ее малый размер), увеличивающие средние значения.

Скриншот 2017-10-22 21.16.03.png


Наибольшие суммы были собраны на платформах:
– Ethereum
– Ubiq
– Waves 
– Nxt

В целом, большинство стартапов из нашей выборки собрали существенные суммы, выраженные в миллионах долларов. Более интересный вопрос – насколько они достигли своей изначально поставленной цели? Рисунок 7 показывает соотношение собранные средства / изначально поставленная цель в среднем для платформы. Ethereum здесь только на четвертом месте с соотношением 284%. К сравнению, в среднем проекты достигали 292% от своей первоначальной цели. Лучшая платформа по данному показателю – Counterparty с соотношением 1013%. За ней следует платформа Waves (546%).

Скриншот 2017-10-22 21.17.16.png

Итак, исходя из всех рассмотренных критериев, одной из наиболее привлекательных платформ для проведения ICO является Ethereum. Кроме того, платформа Counterparty статистически отличается более высоким уровнем достижения цели.

3. Финансовые параметры: какую выбрать цель и сколько стоит ICO?

Как определить оптимальную целевую сумму сборов ICO?
Чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, мы проанализировали распределение всех стартапов в зависимости от достижения ими изначально заявленных целей (рисунок 8; в выборке – 93 проекта). Так, 30 проектов собрали от 100 до 210 процентов первоначальной цели, в то время как 24 ICO закончились с результатом от 50 до 99%.


Скриншот 2017-10-22 21.18.27.png

Дополнительно мы ввели показатель success rate – отношение привлеченных в ходе ICO средств к поставленной цели (в процентах). Было интересно посмотреть, как зависит эта величина от изначально поставленной цели (рисунок 9).

Скриншот 2017-10-22 21.19.30.png

Очевидного тренда на данном графике не наблюдается. Однако, заметна интересная тенденция при рассмотрении доли проектов, привлекших 100% и более от первоначальной цели (эта закономерность была рассчитана с помощью плавающего окна шириной $3 млн; данный размер окна обусловлен объемом выборки проектов). Мы обнаружили два локальных максимума, при которых вероятность собрать необходимую сумму наиболее высока: около $5 млн и $15 млн. 

Скриншот 2017-10-22 21.20.25.png

Данный график демонстрирует интересную закономерность: шанс собрать необходимое финансирование с помощью ICO выше, если цель – $5 млн. Напротив, вероятность упадет до 30% при попытке собрать $9-10 млн.

Провести ICO: сколько это стоит?
Существует множество источников, описывающих, сколько стоит провести ICO. Ниже – краткий перечень операций и документов, без которых сбор средств данным способом невозможен.

– Маркетинг (digital, SMM, PR)
– Инжиниринг (smart контракты, web кошельки)
– Стратегия (white paper, дорожная карта)
– Дизайн (брендинг, UX&UI)
– Правовое урегулирование
– Пост-ICO (разработка, поддержка)

Каждый из пунктов содержит денежные и временные затраты. Как правило, наибольшие траты идут на маркетинг, инжиниринг и стратегическую часть. По нашим оценкам, инвестиции, необходимые для проведения успешного ICO начинаются от $250 тысяч и могут достигать $1 млн. Крайне важно, чтобы эти вложения были потрачены эффективно. Кроме того, по мнению многих экспертов, отсутствие высококомпетентной команды может двукратно увеличить расходы на проведение.

Таким образом, проведение ICO не является «бесплатным» привлечением средств, требуя инвестиций в размере от $250 тысяч до $1 миллиона. Если вы собираетесь собрать финансирование с помощью ICO, прежде всего следует проверить, соответствуют ли данные ограничения имеющимся возможностям.

4. Стоит ли инвестировать в ICO?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, мы обратились к показателю ROI (return-on-investment), характеризующий возможную доходность ICO для инвестора в некоторый момент времени. Этот показатель вычисляется как отношение текущей стоимости токенов проекта к их первоначальной стоимости в момент эмиссии. Изучив данные ROI по исследуемой выборке, мы выяснили, что на текущий момент:

– Токены 21 компании (10%) выросли более чем в 20 раз;
– 37% всех токенов выросли более чем в два раза;
– 58% не потеряли в стоимости (или показали рост);
– Более 23% токенов уменьшились в стоимости в 5 и более раз.

Скриншот 2017-10-22 21.22.14.png
Эти факты говорят о том, что инвестирование в ICO может быть невероятно прибыльным, при этом являясь крайне рисковым. Для нивелирования рисков, инвестору следует проверить и подробно изучить возможности команды проекта, продукт и технологию, customer traction, риски (технологические, конкурентные, политические, культурные, правовые и др.).

Говоря о выборе платформы с позиций инвестора, мы задались вопросом: есть ли на сегодняшний день отличия в показателях ROI проектов на разных платформах. На рисунке 12 показан средний ROI с момента ICO для каждой из платформ.

Скриншот 2017-10-22 21.23.21.png


В среднем, проекты, которые проводят ICO на следующих платформах, являются наиболее прибыльными с точки зрения ROI токенов:

– Собственная платформа;
– Counterparty;
– Ethereum;
– Omni.

На текущий момент, наибольшую доходность (430х), как видно из рисунка 12, показывают проекты, проводившие ICO на своих собственных платформах. В нашей выборке таких проектов 8. Кроме того, среднее значение ROI по всем ICO составило 46x.

Подводя итоги

– Как выяснилось, среднестатистический проект в ходе ICO собирает $13,5 млн. При этом сборы не достигают поставленной цели в ~38% случаев. При успешном исходе, проект в среднем собирает ~300% от своей изначальной цели, а стоимость выпущенных токенов может вырасти до 45х за короткое время.

– На сегодняшний день известно более 10 платформ для проведения ICO. Из них Ethereum является наиболее популярной. Более половины ICO в мире проведены на этой платформе. По существующей статистике, если проект запускается на собственной платформе, он с большей вероятностью будет иметь стремительный рост стоимости токенов.

– Статистически, наиболее эффективное с точки зрения сбора средств ICO обладает следующими характеристиками: запущено на платформе Ethereum, имеет цель $5 млн и бюджет запуска  ~$0,5 млн. 

– Для инвестора наиболее привлекательным является ICO, проводимое на собственной платформе проекта, Counterparty или Ethereum. Разумеется, при этом у проекта должна быть опытная команда, хороший продукт и customer traction.

ICO становится новым трендом в привлечении капитала для стартапов на ранней стадии и имеет потенциал для того, чтобы стать альтернативой классическому VC. Объем привлеченных средств в 2017 году показывает значимость ICO как инструмента для всей венчурной индустрии, а не как самобытного эксперимента. Пытаясь собрать средства с помощью ICO, тщательно выбирайте платформу для запуска и убедитесь, что параметры имеющегося бюджета и поставленной цели соответствуют рыночным трендам.



В избранное