Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     09 августа 2002г.   


Сегодня в выпуске:



Положение в мировом станкостроении

По сообщениям западных источников, мировая станкостроительная промышленность, похоже, впала в «шоковое» состояние, поскольку спрос на ее продукцию, в 2001 г. уже сократившийся на 2% (до 39 млрд. евро), по расчетам объединения германских промышленников «VDW», в текущем году снизится еще примерно на 13%. Это обусловлено состоянием конъюнктуры на рынке металлообрабатывающего оборудования (МОО) в странах Азии, где отсутствуют какие-бы то ни было признаки подъема конъюнктуры, и в США, где спрос в 2001 г. снизился на 20% (до суммы, эквивалентной 6,17 млрд. евро). При этом такая фирма, как «Cincinnati Machines» (отделение станкостроения корпорации «Unova»), анализируя положение вещей в последнее время, констатировала у себя в I квартале текущего года 46%-ное сокращение оборота (до 31,7 млн. долл.) и чистый убыток в 3 млн. и ожидает мало хорошего по итогам года в целом.

Превышение предложения над спросом, начавшееся в конце 2001 г., затронуло и Европу. Однако вначале настрой некоторых экспертов оставался довольно оптимистичным - так, президент «VDW» Б. Хеллер признал даже. 2001 год «историческим» (исходя из 10%-ного прироста объема производства МОО в ФРГ, достигшего 10 млрд. евро). Со своей стороны, генеральный директор синдиката французских продуцентов станков «Symap» Ж.-П. Бюго уверен, что немалую роль в этом сыграл так называемый эффект отложенного спроса, который в данной отрасли может составлять от 6 до 9 месяцев и под воздействием которого производство некоторое время все еще продолжало расти. Однако практика показала, что положение в станкостроении, в том числе и европейском, сейчас серьезнее, чем могло казаться еще недавно.

Так, во Франции во II квартале 2002 г. приток заказов на ее продукцию снизился по сравнению с тем же периодом 2001 г. на 40%.

В данный момент в большинстве стран - продуцентов станков ожидается дальнейшее снижение производства. Судя по нынешнему положению с заказами, в США оно в 2002 г. может достичь 40%, в Японии - 30%, в Швейцарии - 25%, в Великобритании - 20%, в ФРГ -10%, во Франции и Чехии - 5%, в Италии - 3% и лишь в Испании сохранится на прежнем уровне, а в Турции увеличится на 10%.

Неблагоприятное для поставщиков станкостроительной продукции развитие событий на рынке аналитики прежде всего связывают с малым числом доведенных до конца сделок. А как результат - избыток числа занятых, рост складских запасов и падение цен. Кроме того, по крайней мере в Европе положение осложняется все большим обострением конкуренции между местными продуцентами МОО из-за фактического отсутствия у них заказов из других регионов мира.

В таких условиях в последнее время усилился курс на реорганизацию в отрасли, тем более, что сокращение притока заказов зарегистрировано по меньшей мере у 1/3 европейских станкостроительных компаний.

Уже сейчас, столкнувшись с многочисленными аннулирования-ми заказов, швейцарский продуцент токарных автоматов «Tornos Bechler» уволил 15% своего персонала, а небольшая французская компания «Ramo» вообще потерпела крах.

Еще одной проблемой для многих станкостроительных компаний в условиях резкого сокращения производства может стать урегулирование их отношений с субпоставщиками.

   БИКИ 20.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Станкостроительная и инструментальная промышленность. 2000г.

Станкостроительная и инструментальная промышленность. 2000г. CD-ROM

Рынок опалубки и строительных лесов Европы

В статье, опубликованной в Строительной газете, рассматривается динамика рынка, в том числе в отдельных странах и новые опалубочные системы различных фирм.

   Строительная газета 19.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Руководство для экспортеров и импортеров лесобумажных товаров (мировой рынок, цены, условия торговли, возможные зарубежные покупатели)

Западноевропейские фирмы-поставщики деревообрабатывающего оборудования.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. 2001г.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность . CD-ROM. 2002г.

Деревообработка. Оборудование, инструмент, материалы, технологии. 2002г.

Деревообработка. Оборудование, инструмент, материалы. CD-ROM. 2001г.

США: положение на рынке извести

Согласно оценке Геологической службы США, в 2001 г. на долю этой страны, являющейся одним из крупнейших производителей извести в мире, приходилось примерно 16% всего выпуска этого материала (гашеной и негашеной извести, а также сильно обожженного доломита) в мире.

В 2001 г. выпуск извести в США в стоимостном выражении уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 5,9% и составил 1120 млн. долл. В прошлом году в стране действовали 108 предприятий по производству извести, расположенных в 34 штатах, причем на 44 заводов, принадлежащих пяти компаниям, приходилось 70% всего выпуска. Производство велось главным образом в штатах Алабама, Кентукки, Миссури, Огайо, Пенсильвания и Техас, удельный вес которых в общем выпуске составил 57%.

Видимое потребление извести в США в прошлом году оценивалось (млн. т, в скобках - данные за 2000 г.) в 18,8 (19,6).

Импорт извести для потребления уменьшился (тыс. т) со 113 в 2000 г. до 104 в 2001 г., а экспорт -возрос с 73 до 90. В 1997 - 2000 гг. практически единственным поставщиком извести в США была Канада (90%).

Средняя цена негашеной извести в США в 2001 г. составляла (долл. за т,франко-завод) 59,00 против 57,50 в 2000 г.





   БИКИ 20.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Мировой рынок нефти в 1995-2001гг.

В насыщенной статистикой статье, опубликованной в БИКИ, рассматриваются тенденции добычи, потребления, мощностей по прямой переработке нефти в мире, отдельных регионах и странах, а также движение цен на нефть в 1995-2001гг. и особенности развития рынка в 2001г.

   БИКИ 20.07.02
   БИКИ 23.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку сырой нефти наливом. (вкл. текст на англ. языке).

Договор о поставке нефти трубопроводом.

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Современное состояние и перспективы развития мирового рынка сжиженного нефтяного газа до 2010г. и экспортные возможности России.

Топливная промышленность. 2002г.

"Sibir Energy" и Московская нефтегазовая компания на рынке нефти и нефтепродуктов России

В интервью газете Ведомости, глава компаний Ш. Чигиринский рассказывает о своем месте в нефтяном бизнесе России, планаз добычи и переработки нефти, сбыте нефтепродуктов в Москве, своих отношениях с правительством Москвы и другими игроками рынка.

   Ведомости 18.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Современное состояние и перспективы развития мирового рынка сжиженного нефтяного газа до 2010г. и экспортные возможности России.

Топливная промышленность. 2002г.

Юг России может перейти на самообеспечение нефтью и газом

В ближайшие годы юг страны должен перейти на полное самообеспечение нефтью и природным газом — такую задачу перед своими сотрудниками поставил на совещании в Ростове-на-Дону руководитель окружного департамента Министерства природных ресурсов Вячеслав Темников.

Несмотря на то что основным полезным ископаемым Южного федерального округа является углеводородное сырье, львиная доля потребляемой нефти и газа приходит в регион из Западной Сибири. По словам г-на Темникова, запасы 300 южнороссийских месторождений составляют минимум 239 млн т нефти и около 3 млрд кубометров природного газа. Однако большинство из этих месторождений сейчас недоразведано, а потому на них ежегодно добывается всего 7 млн т нефти и 14 млрд кубометров газа при годовых потребностях 13 млн т и 100 млрд кубометров соответственно. Как говорит г-н Темников, себестоимость южнороссийской нефти и газа ниже западносибирской, поскольку на юге страны в отличие от севера существует развитая инфраструктура: здесь, осваивая то или иное месторождение, не надо строить новых поселков для нефтяников, дорог, коммуникаций.

(Игорь БУРАКОВ)

   Время новостей 07.08.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку сырой нефти наливом. (вкл. текст на англ. языке).

Договор о поставке нефти трубопроводом.

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Современное состояние и перспективы развития мирового рынка сжиженного нефтяного газа до 2010г. и экспортные возможности России.

Топливная промышленность. 2002г.

Топливная промышленность. 2002г.

Экспансия прибалтов на рынок рыбных консервов России

Директора питерских и областных предприятий по переработке рыбы в панике из-за резкого «вброса» на отечественный рынок прибалтийской продукции. Цены нарывные консервы упали на 13—15%. Рыбопромышленники утверждают, что из-за ужесточения таможенных правил расходы отечественных производителей за последние три месяца увеличились почти на треть и предприятия работают с убытком.

Весной этого года Таможенный комитет повысил пошлины на ввозимое для консервной отрасли сырье (кильку) с $0,26 до $0,28 за килограмм. При этом одновременно пошлина на импорт готовой продукции — например, на шпроты в масле — была снижена с $0,24 до $0,15 за банку. В итоге рыбоперерабатывающие предприятия Северо-Запада, использующие на 80% импортное сырье, не могут конкурировать с прибалтийскими предприятиями. «Сегодня мы на грани остановки», — говорит гендирекгор крупнейшего рыбокомбината региона «Пищевик» Станислав Казунин. По его словам, за последние два месяца реализация продукции комбината сократилась на 40%, убытки составили 4 миллиона рублей (при месячном обороте 35 миллионов). «Мы вынуждены продавать консервы по себестоимости, а иногда и ниже, чтобы не остановиться совсем», — объясняет Казунин. По словам Ивана Волченко, гендиректора Усть-Лужского рыбокомбината, из-за супердешевых латвийских консервов, заполонивших весь Северо-Запад, оптовая цена, например, шпрот упала с 8,60 до 7,30 рубля за банку. При этом, как считают наши рыбники, дешевизна продукции прибалтов объясняется тем, что Латвия поставляет в Россию консервы в зачет по долгам за электроэнергию и газ.

В Госкомрыболовстве «Известиям» сказали, что имеют с Таможенным комитетом межведомственное соглашение, но не могут влиять на политику таможенников, хотя и всячески выступают за поддержку отечественных рыбопереработчиков.

На внутреннем рынке Латвии та же банка шпрот стоит намного дороже, чем в России. Председатель территориального комитета Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Петербурга и области Николай Безрук уверен, что прибалты пытаются вытеснить россиян с нашего же рынка: «Такое уже случилось с океанической рыбой, которую теперь в Россию поставляют большей частью из Норвегии».

(Елена Роткевич, Марина Смовж)

   Известия 08.08.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля (2 тома). 2000г.

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля. 2000г. СD-ROM

Россия: на рынке продуктов питания, содержащих генетически модифицированные компоненты

С 1 сентября в России вступают в силу санитарные нормы, обязывающие производителей и импортеров маркировать продукты питания, содержащие генетически модифицированные компоненты. Участники рынка уже прикидывают, как нововведение может отразиться на ценах. Однако сам Госсанэпиднадзор подтверждает, что в стране пока нет признанных тест-систем, позволяющих обнаруживать ГМ-компоненты в продуктах.

Генетически модифицированные (ГМ) продукты получают из растений, в ДНК которых методами генной инженерии внесены изменения, придающие им дополнительные свойства, например устойчивость к вредителям. Согласно данным, опубликованным в бюллетене AGROW - World Crop Protection, объем продаж ГМ-семян составил в 2001 г. (2,2 млрд, а к, 2006 г. прогнозируется рост этого рынка до $3,8 млрд. Лидером по площадям посевов ГМ-растений являются США.

В соответствии с новыми требованиями пищевые продукты, содержащие ГМ-компоненты, должны иметь на упаковке одну из трех надписей: Генетически модифицированная продукция, Продукция, полученная из генетически модифицированных источников или Продукция содержит компоненты из генетически модифицированных источников. Контролем за соблюдением новых правил маркировки займутся торговая инспекция Минэкономразвития и инспекция Госсанэпиднадзора. Не помеченные должным образом ГМ-содержащие продукты будут изыматься из продажи.

Розничные торговцы полагают, что новая для нашей страны маркировка может напугать покупателей. Замгендиректора Седьмого континента Валентин Запевалов утверждает, что сеть не торгует ГМ-продукцией. Если вдруг окажется, что в нашем ассортименте есть такие продукты, мы от них откажемся, - сказал он Ведомостям. Если верить данным Greenpeace (см. справку), чтобы выполнить обещание Запевалова, сети придется отказаться от довольно существенной части импортного ассортимента.

Вице-президент по коммуникациям и брэндовой политике сети магазинов Пятерочка Феликс Стетой считает, что маркировка продуктов, содержащих ГМ-компоненты, повлияет на их цену Мы посмотрим, какие товары -модифицированные или нет -люди больше будут покупать, -говорит он.

Сколько именно сейчас продается в России продуктов, содержащих ГМ-компоненты, в Госсанэпиднадзоре сообщить затруднились. Вот введем обязательную маркировку - тогда и узнаем, -сказала пресс-секретарь этого ведомства Любовь Воропаева. Последнее - далеко не факт. В официальном письме, посвященном контролю за наличием в пищевой продукции генетически модифицированных источников, подписанном замруководителя департамента санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Гульченко, содержится следующее: официально признанных тест-систем в Российской Федерации. в настоящее время не существует.

САНЭПИДНАДЗОРУ ПОМОЖЕТ GREENPEACE

Борьбой с производителями ГМ-продукции активно занимается международная экологическая организация Greenpeace. На сайте ее американского отделения размещен список продуктов, в которых, по данным организации, содержатся ГМ-компоненты. Среди них продукция международных корпораций, которые ведут бизнес и в России, например шоколад Toblerone производства Kraft/Philip Morris, M&M, Snickers и Milky Way компании Mars, Kit-Kat компании Herschey's, Nesquik от Nestle, майонезы Hellman's, кетчупы Heinz, детское питание Similac и др. Американские активисты Greenpeace постоянно обновляют этот список, ссылаясь на ответы производителей, в которых косвенно подтверждается возможность использования в их продукции ГМ-компонентов. По мнению Greenpeace, если в продукте присутствуют соя, злаки, хлопок, рапс, картофель, кукурузное масло или помидоры, то, возможно, они являются ГМ-модифицированными. В нашей стране, по словам представителя Гринпис Россия Ивана Блокова, аналогичный список появится через два месяца. Правда, из-за дороговизны тестирования он будет не таким обширным, как в США.

(Роман Кутузов, Юлия Полякова, Ринат Сагдиев)

   Ведомости 07.08.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

На российском рынке цветов

Ежемесячно только в Москве продается несколько миллионов роз. В статье, опубликованной в журнале Профиль, рассматриваются особенности спроса и потребительские предпочтения на рынке роз.

   Профиль 22.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Аутсорсинг в российской фармацевтике

Аутсорсинг - передача сторонней компании функций по продвижению и продаже товара - начинает все шире использоваться на фармацевтическом рынке. По мнению экспертов, сейчас около 1% лекарств продается с помощью аутсорсинга, хотя всего два года назад в России о нем почти никто не знал.

Российская компания Оникс специализируется на аутсорсинге с 2000 г. Тогда немецкий фармацевтический гигант Вауег пересмотрел свое отношение к российскому рынку и закрыл фармацевтическое представительство. А весь бизнес по фармацевтическим препаратам и бытовой химии был передан компании Оникс, которую создали несколько бывших сотрудников российского офиса Вауег.

Аугсорсинг оптимален в тех случаях, когда компания хочет обозначить свое присутствие на рынке, но при этом не хочет нести серьезные риски, - полагает генеральный директор Оникса Елена Шмидт.

Аутсорсинговая компания обеспечивает своим клиентам полный спектр услуг: поиск контрагентов, логистику, организацию продаж, маркетинг, рекламу, продвижение, юридическую поддержку Оникс получает вознаграждение в зависимости от объема продаж препаратов Вауег. Такая схема позволяет немецкой компании экономить на таких постоянных расходах, как содержание персонала, офиса, оргтехники, транспорта и т. п.

В конце 2000 г. Оникс заключил аналогичный договор с датской компанией Leo Pharmaceutical. Мы удовлетворены сотрудничеством с Ониксом, - сказал вице-президент Leo Йене Олесен, - за полтора года наши продажи в России выросли на 70%. В этом году ожидаемый объем продаж препаратов Leo в нашей стране -$500 000, а во всем мире Leo продает своей продукции на $550 млн в год. По словам Олесена, его компания во многих странах использует схемы аутсорсинга и это оказывается более эффективным, чем содержание представительства фирмы. Всего у Оникса пять клиентов, передавших компании функции представительства на рынке. Суммарный объем продаж своих клиентов в России руководители Оникса не раскрывают.

Есть и другие компании, выполняющие аутсорсинг полного цикла. Например, датская фармкомпания Nycomed в прошлом году заключила договор с международным фармацевтическим гигантом Merck о представлении его препаратов на рынках России и стран СНГ. Мы продаем препараты Merck в своей упаковке, но под их оригинальными названиями, - говорит Дмитрий Санаев, директор по маркетингу российского представительства Nycomed. - Фактически для нас заводы Merck работают как наши собственные заводы, с которых мы берем продукцию и продаем в России и СНГ. Оборот Nycomed в России и СНГ составляет около МО млн в год, из них 20-30% приходится на препараты Merck. В отличие от Оникса Nycomed не получает процент с оборота, а покупает препараты своего поставщика. Но зато и расходы на их продвижение Nycomed несет самостоятельно, в то время как Оникс расходует на маркетинг средства фирмы Вауег.

Поскольку аутсорсинговая компания работает на несколько клиентов, то главной проблемой, по мнению аналитика ЦМИ Фармэксперт Николая Демидова, является степень внимания, которую эта компания реально может уделить каждому своему клиенту. В Фармэксперте аутсорсинг считают перспективной формой работы и уже привлекли под него нескольких клиентов. Например, петербургский завод Фармакон заказывает ЦМИ работу по продвижению некоторых своих препаратов. Вообще, аутсорсинг выгоден в основном для дорогих и эксклюзивных препаратов, считает Демидов. С ним согласен директор компании Инвар Ральф Вайнтруб. Мы целенаправленно специализируемся на продвижении новых качественных препаратов, которых до того на нашем рынке не было, - говорит он. Сейчас у Инвара четыре аутсорсинговых клиента. По оценке Вайнтруба, браться за аутсорсинг препарата имеет смысл, если его прогнозируемый объем продаж способен превысить $1 млн в год. Иначе не окупятся затраты на продвижение малоизвестного на рынке продукта.

Демидов оценивает общее количество продаваемых в России по аутсорсингу препаратов в 1% от объема фармацевтического рынка. Дмитрий Санаев согласен с этой оценкой. Общий объем российского фармрынка составляет около $2,5 млрд.

(Роман Кутузов)

   Ведомости 19.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку лекарственных средств.

Медицинская промышленность. 1999г. CD-ROM.

Медицинская техника. 1999г.

Медицина и медицинская промышленность. 1999г.

Рынок России наводнен некачественной обувью

В статье, опубликованной в газете Известия, рассматривается проблема качества отечественной и импортной обуви, продаваемой в России и меры по борьбе с некачественными изделиями, поступающие в каналы внутренней торговли.

   Известия 30.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку обуви.

Иностранные фирмы-поставщики обуви и кожгалантереи.

Американская компания "Форд" на российском рынке легковых автомобилей

В обширной статье, опубликованной в газете Автомобильные Известия, рассматривается место компании на российском рынке и методы его осовоения, дается характеристика завода Форд, в г. Всеволжске и организации его работы, планов компании в России.

   Автомобильные известия №12, 2002г.

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Состояние речного флота в России

Сложившаяся за последние годы устойчивая тенденция сокращения речного флота достигла внушительных показателей. Так, за прошедший 2001 год из рабочего состояния выбыли 1006 судов и еще 1040 судов перешли из «годного» состояния в «негодное» или «ограниченно годное».

В 2001 году построено и принято на учет Российским речным регистром 82 судна. Из них только 10 судов имеют транспортное назначение, остальные - это вспомогательный и технический флот.

В серийном строительстве находятся только теплоходы типа «Валдай» на Северной верфи для Северо-Западного пароходства, барже-буксирные составы на Навашинском заводе для Донречфлота и танкеры на заводе «Красное Сормово» для судоходной компании «Навигатор».

По данным Министерства транспорта Российской Федерации, на речном транспорте перевозки грузов осуществляют 3895 ед. несамоходных грузовых судов (водоизмещением 6,9 млн т). Средний возраст барж составляет порядка 24 лет.

В условиях увеличения грузоперевозок -после спада 90-х годов - необходимо пополнять флот и несамоходными судами. Так, например, в составе ОАО «Северо-Западное пароходство» насчитывается всего 45 единиц несамоходных грузовых судов (водоизмещением 86 550 т) и 39 единиц несамоходного вспомогательного флота, из них: ОАО «Белозерский порт» - 3 ОАО «Ленинградский речной порт» - 2 ОАО «Новгородский порт» - 11 ОАО «Подпорожский порт» - 10 ОАО «Череповецкий порт» - 19. Все несамоходные грузовые суда построены в период 1956 - 1991 годов, то есть средний возраст превышает 23 года.

Похожее положение и в других пароходствах, особенно большая потребность в современных баржах на Волге. Пока что здесь нет достаточных производственных мощностей для их строительства, поэтому баржи для этого региона строят на Красноярском судоремонтном заводе. Баржи из Красноярска перегоняли Северным морским путем, и, хотя у заказчиков нет претензий к качеству полученных судов, элементарный экономический анализ показывает, что такие плавсредства выгоднее строить на волжских судостроительных предприятиях. Тем более что такие предприятия есть.

   Компания 22.07.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

к началу


Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последнюю неделю




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru
 



Новости кондитерского рынка: производство, преспективы, прогнозы и оценки. Аналитические материалы по сегментам рынка. Обзоры экономической ситуации в отрасли. Освещаются все значительные события на кондитерских предприятиях России. Публикация прайс-листов кондитерских фабрик.







Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное