Все мамы читают детям перед сном. Все, абсолютно все, начальники рассказывают своим подчиненным сказки о светлом будущем. Это так же важно, как чтение детям и если вы этого еще не делали, самое время начать.
Какое отношение все это имеет к маркетингу? Самое прямое. Дело в том, что маркетинг компании направлен не только на внешнее окружение: клиентов, партнеров, кредиторов и прочих контрагенты с которыми компания взаимодействует. Есть еще и внутренняя аудитория — это все сотрудники компании, а в более широком смысле, и семьи сотрудников.
Чтобы сотрудник работал от души его нужно мотивировать. Деньги, как известно, не являются универсальным и лучшим мотивом. Да, у человека может быть цель — например, купить машину, и он будет пахать, чтобы на эту машину заработать. Что дальше? А дальше он успокоится, будет выполнять свои обязанности и получать зарплату. Пока не появится следующая цель.
Другие мотивы могут быть куда сильнее. Один из самых сильных — тщеславие. Хочется быть лучшим, участвовать в чем-то большом. Иметь отношение к росту компании и самому расти вместе с ней. Ведь новые направления деятельности всегда нуждаются в новых людях, новых руководителях. Можно стать настоящим профессионалом, за которым будут охотится кадровые агентства.
Другой вариант мотивации — работа на результат. Самому развить направление, добиться достижения цели. Этот мотив играет на амбициях, в общем, тоже тщеславие.
Любой из этих мотивов может заставить подчиненного работать за небольшие деньги с полной самоотдачей. Вы получите значительно больше, чем просто выполнение обязанностей. Тут и переработки, и ответственность, и инициатива — все, о чем может мечтать работодатель. Единственное, что от вас требуется, объяснять людям цель их работы и что они за это получат.
Больше всех преуспела в мотивации коммунистическая партия. Люди ехали строить БАМ, осваивать север, горы сворачивали ради светлого будущего. Был в этом конечно и некий прагматизм, можно было квартиру получить, другие льготы, но многое делалось на энтузиазме.
Учитесь у старших товарищей. Не стесняйтесь рассказывать сотрудникам о своих целях. В песне главное — легенда — некая предыстория развития компании должна подтверждать реальность планов. Не слишком отрывайтесь от действительности. Лучше всего, если ваша мечта существует и вы к ней действительно стремитесь, но ведь если вы руководитель или владелец бизнеса, не может не быть мечты.
Только рассказывать надо с позиции «стакан наполовину полон», иначе вы никого не вдохновите.
Ну конечно, скажете вы, пообещать золотые горы и не выплатить зарплату, какой же это маркетинг — обычный обман. Вовсе нет. Ваши обещания и их исполнение зависят только от вас. В грамотной мотивации нет ничего аморального.
Разделите свои стремления, позвольте людям стать частью вашей мечты. Пусть они сами захотят строить и добиваться цели вместе с вами. Высший пилотаж — заставить чувствовать себя окрыленными ваших замов и партнеров, людей, которые знают о компании больше других и смотрят на все с большей долей цинизма.
За годы работы в разных компаниях мне пришлось выслушать много песен. У разных начальников получается по разному. Мне кажется, есть зависимость между умением бросать подчиненных на амбразуры и успешностью бизнеса. Впрочем, это только один из необходимых элементов успеха.