Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


28 Февраля 2007 года

Провоцируй и удивляй
 

Вспомните, какую рекламу вы видели вчера… Не можете? Оно и понятно – нас настолько "закормили" рекламой разного рода, что подавляющее большинство уже просто не замечает ни самых ярких щитов, ни растяжек, ни оригинальных видеороликов. У потребителя выработался своеобразный иммунитет. Что в этой ситуации делать рекламщикам?

Ничего иного не остается, кроме как искать нестандартные ходы. Одной из технологий, которая дает новые возможности "захвата" умов и сердец потребителей, считают провокационный маркетинг.

Подсчитано, что жители разных городов ежедневно видят от 500 до 2000 рекламных сообщений, и рекламный шум становится все интенсивнее. Из всей этой массы в лучшем случае мы обращаем внимание лишь на четверть. Рекламодатель не получает гарантий, что реклама дойдет до потребителя, сколь бы дорогой, яркой и агрессивной она ни была. Качество товара сегодня тоже не обеспечивает высоких продаж – у конкурентов можно найти то же самое и практически по аналогичной цене, поэтому от характеристик продукта мало что зависит. Рекламодателям остается уповать только на одно – привлечь внимание к себе, выделившись из общей массы участников рынка. Эксперты утверждают, что чем дальше, тем сложнее это сделать. Один из способов заявить о себе ярко и эмоционально, заинтересовать потребителей и подогревать этот интерес – обратиться к провокационному маркетингу.

Спорная новинка

Провокационный маркетинг – вещь неоднозначная. Ряд специалистов не делает различий между ним и давно известным партизанским маркетингом, делая упор на то, что у обоих видов практически одинаковые методы. Между тем основная мысль теории партизанского маркетинга – сделать нестандартное продвижение при минимуме средств. В провокационном маркетинге экономия бюджета не является самоцелью – такая рекламная кампания нередко бывает дешевой, но может получиться и дорогой. Часто ставят знак равенства между провокационным и шоковым маркетингом, что опять же весьма спорно – провокация не всегда является шоком.

Некоторые специалисты в области рекламы считают провокационный маркетинг новым методом продвижения товара и заявляют о собственноручном создании этого метода буквально пару лет назад. Нет единого мнения и о том, считать ли провокационный маркетинг альтернативой традиционному или видеть в нем "веточку" классического. Как бы то ни было, сегодня термин "провокационный маркетинг" употребляется довольно активно. В российских городах прошли не слишком много провокационных акций, но специалисты предсказывают такому маркетингу все большую востребованность. По крайней мере, элементы провокации все чаще вводят в рекламные кампании – по различным данным, на нестандартные рекламные акции сейчас приходятся 60 – 150 млн долл в год.

Ставку в провокационном маркетинге делают на творчество, разработку нигде не применявшегося необычного хода. Это всегда яркий креатив. Провокационный маркетинг предполагает некую динамичную игру – его сценарий, как правило, представляет собой ряд этапов, постепенно вовлекающих в эту игру разные группы людей. При этом невольные участники событий сами становятся носителями информации. А все потому, что при грамотно продуманной рекламной кампании свидетели события не воспринимают его как рекламу. Задача рекламщика – замаскировать акцию так, чтобы она выглядела просто как необычное событие, которое удивляет, потрясает, вызывает шок у аудитории – такие вещи долго не забывают, о них хочется рассказать всем. Так и передается нужная информация - в виде слухов, сплетен, обрывков разговоров.

Безграничный креатив

Как утверждают имевшие дело с провокационным маркетингом профессионалы, границ для его применения практически нет. Цели-то у большинства компаний одинаковы: как отмечают рекламные агентства, подавляющее большинство (85 % клиентов) стремится увеличить продажи, остальные рассчитывают изменить свой имидж. Другое дело, что не все товары имеет смысл продвигать путем провокации: поймут ли потребители высококлассных товаров эпатажные акции – большой вопрос. Избитые приемчики отлично работают там, где уровень конкуренции невысок либо в условиях, когда товар жизненно необходим. Нестандарт особенно к месту приходится в двух случаях: когда бренд требуется сделать более узнаваемым или когда нужно с эффектом вывести на рынок новую марку. Главное, чтобы владелец бизнеса внутренне был готов к неординарным формам рекламы продукта.

Провокационный способ продвижения товара вместо шаблонного сегодня выбирают известные солидные компании. Провокацию взяли на заметку и некоторые политики. Но такая популярность этого способа может иметь негативные последствия – если "перекормить" людей провокационной рекламой, они в итоге перестанут воспринимать и ее.

Провокаторы не делают ставку на проникновение в подсознание – они, скорее, оперируют знанием психики людей. Что заинтересует нормального человека? Нечто неожиданное. Какой рекламе мы больше верим? Рекомендациям близких людей. А что может быть неожиданнее и удачнее, чем театральное действо, которое не оставляет равнодушным никого. Главное – разработать удачный сценарий. И происходящее не останется незамеченным. Вспомните, как Москва бурлила, когда акции провокационного маркетинга запустил автоцентр "Пеликан Авто". Героями шоу стали капитан Пеликан и его семейство. На первом этапе акции на наружной рекламе использовался образ птицы в капитанской фуражке – герой вопрошал: "Вас запеликанили?". Обсуждение плаката в Интернете началось практически сразу после своего появления. Затем на капотах некоторых автомобилей появились магнитные наклейки "Вас запеликанили" все с тем же героем. Кульминацией стали справляющие свадьбу люди, одетые в маски птиц: они угощали прохожих шампанским, плясами, пели, фотографировались. Этот праздник продолжался чуть меньше месяца. Версии по поводу происходящего были всякие – от чудачеств новых русских до запуска очередного реалити-шоу. Ключ к разгадке дал следующий этап акции, в рамках которого пеликаны призывали прохожих через мегафоны пройти тест-драйв на автомобиле Ниссан.

Провокация не равна пошлости

Хотя на провокационную рекламу тратится не столь много средств, сколько привыкли выкладывать рекламодатели в обычном формате, появляется шанс охватить более значительное число потребителей. Это телерекламу можно выключить, за провокацией наблюдают с интересом. Рекламное воздействие на целевую аудиторию оказывается с помощью неординарных происшествий (нередко костюмированных), слухов, настенного граффити. Важно, чтобы в этих случаях товар продвигался неявно, чтобы потребитель не осознавал, что является объектом рекламы, иначе это вызовет негативную реакцию.

Иллюзию реальности создает показ рекламного образа в нескольких ипостасях: запах, вкус, осязание, зрение и слух. Имя бренда в провокационной акции не называется, сообщение не содержит открытого рекламного посыла, не делается акцент ни на компании-производителе, ни на товаре. Хотя собственно рекламируемая продукция может присутствовать в акции и даже неким образом можно опосредованно подчеркнуть особо сильные стороны этого товара. Но в первую очередь в провокационном маркетинге важна интрига – привлекаем внимание потребителей, держим зрителей в напряжении и когда любопытство хлынет через край, раскрываем карты. И все же связь товара и акции должна быть достаточно сильной, иначе, помня акцию, рекламируемый продукт забудут.

Человеческое любопытство – очень сильная вещь. Уже классическим стал пример, как четко срабатывает табличка в магазине "Не смотри на потолок". Редкий экземпляр удерживался от любопытства – большинство поднимало голову и видело на потолке основное рекламное сообщение. Подобная игра на людских слабостях сбоев практически не давала.

Помимо акций, замаскированных под интересные события, нестандартные приемы могут найти место на плакатах и рекламных щитах. Один из подобных примеров - прошлогодняя реклама продукции Dove с привлечением немолодых и не самых красивых героев. Достаточно, чтобы в наружной или печатной рекламе был сделан акцент на эмоционально заряженный текст и броский заголовок. Если идея "выстрелит", теряют смысл шаблонные правила – уже не требуется, чтобы потребитель увидел как минимум 9 рекламных сообщений. В рамках провокационного маркетинга хватает одного контакта – он принесет те же самые результаты (и даже лучшие). "Контактный" потребитель "заразит" еще ряд людей – как правило, от 3 до десятка человек. В итоге получается, что грамотная провокационная акция эффективнее традиционных в десятки раз - специалисты называют числа от 20 до 100 раз.

Провокация сработает только в одном случае – если идея будет неизбитой. Как только рекламный креатив иссякнет и наметится повтор, способ перестанет вызывать интерес. Столь же неблагоприятное развитие событий может принести и поголовное увлечение рекламодателей провокационным маркетингом: если потребитель везде будет встречать таблички "Не смотри на потолок", он, в конце концов, перестанет на это реагировать. Другое дело, что, по мнению экспертов, "провокационные инструменты" широкий круг маркетологов использует пока не особо активно.

Негативную реакцию может вызвать и попытка перейти рамки дозволенного – провокационный маркетинг не обязательно должен быть рекламой "на грани фола", хотя именно так он обычно воспринимается. Для привлечения внимания необязателен мат, пошлость или секс. Профессионалы добиваются успеха акций не только с помощью эпатажа.

Правда жизни

Основными формами и методами провокационного маркетинга считаются Life Placement, вирусный маркетинг, "сарафанное радио", флэшмоб. Это еще одна причина, по которой провокационный маркетинг иногда приравнивают к партизанскому, в котором данные методы также встречаются.

Life Placement – размещение рекламы в городской среде, "в жизни" - достаточно популярен. Местом для размещения сообщения может стать что угодно: тело человека (реклама на обритом наголо черепе или в области декольте), ночное небо, памятник на главной площади. Чаще других "жизненный способ" используют компании, работающие в сегменте BTL.

Для привлечения внимания к бренду компания может обратиться в суд – ряд правозащитников признает, что иногда появляются судебные иски, не обоснованные ничем, кроме как желанием истца привлечь к себе внимание. Ведь пока идет процесс, пресса будет давать информацию об этом бесплатно, брать интервью у "жертвы" - чем не PR? Бывает, что дело даже не доходит до суда, ограничиваясь угрозами. С одной стороны, такая реклама обходится крайне дешево. С другой – если тема иска будет недостаточно продумана и дело окажется проигрышным, имидж компании может пострадать.

К средствам провокационного маркетинга можно отнести и скрытый спам – поступающие на электронную почту сообщения, маскирующиеся под личные письма, пришедшие не тому адресату.

Не менее популярно использование вирусного маркетинга с участием "подсадных уток". К примеру, вы стоите в магазине электронной техники или дорогой мебели. И вдруг рядом останавливается пара людей, которые со знанием дела начинают обсуждать достоинства определенной модели. Возможно, это случайность. Но может быть и так, что вы столкнулись с "подсадной уткой". Либо человек рядом по телефону рассказывает "об удивительно низких ценах" на тот или иной товар. Встретиться с таким "независимым экспертом" можно и в магазине, и на форуме во всемирной паутине, и в прямом эфире на радио. Именно на использовании вирусного маркетинга была основана реклама издания "Самая". Его суть сводилась к тому, что в один вагон метро друг за дружкой заходили самые обычные девушки, читающие журнал "Самая". Вагон наполнялся "подсадными утками" постепенно – в конечном итоге в одном вагоне собиралось до 18 "читательниц".

Однако данный пример может служить иллюстрацией еще одной формы провокационного маркетинга – FlashMob ("вспышка толпы"). Некогда модное, в чем-то хулиганское увлечение подростков стало средством маркетинга. Его суть сводится к тому, что в определенном месте по договоренности группа людей выполняет заранее согласованные действия. О флэшмобе заговорили сразу, как только подобные акции появились – больше 3 лет назад, когда полторы сотни человек в Нью-Йорке выразили желание приобрести в мебельном супермаркете "коврик любви". Рекламируемый товар в данном случае никто не скрывает, однако его подача весьма оригинальна. Такая "городская провокация" не может не вызывать интереса.

Одна бабка сказала…

В числе основных технологий провокационного маркетинга называют также Word Of Mouth (WOM), более известный под наименованием "сарафанное радио". Провокационная акция в форме странного события всегда порождает множество слухов и домыслов. Если адресаты не поймут истинной причины события, большой резонанс устроителям акции обеспечен. Причем для рекламщиков важно, чтобы слухи были "правильные" - каждый раз при планировании кампании возможные отклики на событие прогнозируются. Созданию верных откликов на акцию могут поспособствовать агенты, внедренные в толпу свидетелей странного события. Подобные слухи – идеальный вариант для рекламы товара: люди охотно верят своим знакомым (в отличии от явной рекламы). Кроме того, живые носители информации ничего не стоят рекламодателю.

Но вечно держать публику в напряжении не получится – акция строится по законам жанра: завязка-дразнилка, кульминация события и "разоблачение" в прессе.

В определенной степени к "сарафанному радио" можно отнести Viral Video (вирусное видео в сети), Viral Game (вирусная флэш-игра). Слухи подогреваются и через Интернет – в современном мире они приобретают вид короткой ссылки на определенный сайт.

Две чаши весов

Положительные моменты провокационного маркетинга впечатляют. Во-первых, по сравнению с традиционной рекламой в пересчете на достигаемый эффект вложения в разработку провокационной акции обычно значительно меньше. По этой причине провокационный маркетинг особенно ценен для малого и среднего бизнеса. Во-вторых, сама акция оказывается более эффективной, нежели ТВ-ролик или другой вид привычной рекламы. В-третьих, свидетели акции сами проявляют интерес к ней. В-четвертых, потребители становятся участниками события, занимают активную позицию. В-пятых, эффективность провокации можно увеличить, используя разные каналы.

Как обычно, без минусов не обходится ни одно дело. Начнем с того, что изначально провокационный маркетинг строится на обмане. Свидетели оригинального события почувствуют себя обманутыми и неминуемо разочаруются, узнав, что видели всего лишь рекламу. Кроме того, какой бы интересной ни была провокационная акция, увидят ее не так много людей. Но даже если зрителей достаточно, они просто могут не понять идею акции.

По мнению экспертов, в идеале провокационная реклама должна сочетаться с традиционной. К примеру, наибольшую долю рекламы разместить на телевидении, чуть меньше – на биллбордах, еще меньше на радио, в прессе и в качестве провокаций.

Существенным недостатком провокационного маркетинга специалисты считают то, что никогда нет возможности спрогнозировать его результаты – обманутый потребитель может отвернуться от компании, всегда есть риск нанести ущерб имиджу бренда. Более того, может пострадать вся категория товара, к которой относится рекламируемый продукт. Непрофессионально сделанная реклама может превратиться в антирекламу, в итоге компания потеряет лояльность даже имеющихся клиентов. Особенно велики риски для уже зарекомендовавших себя компаний. В неумелых руках провокационный маркетинг превращается в страшное оружие.

Прогнозируя будущее провокационного маркетинга, большинство маркетологов считает, что это направление будет использоваться все активнее наряду с традиционной рекламой.

Advertology.ru

Директором "Рамблера" станет глава "Афиши"
 

15 марта в совете директоров "Рамблера" могут произойти серьезные изменения. "Проф-Медиа", владеющая 55 процентами акций компании, на внеочередном собрании акционеров предложит рассмотреть вопрос о назначении двух новых членов совета.

Новыми директорами "Рамблера" станут Владимир Правдивый, занимающий должность финансового директора "Проф-Медиа", и Илья Осколков-Ценципер, который сейчас исполняет обязанности генерального директора в издательском доме "Афиша". В холдинге считают, что новые директора внесут величайший вклад в дальнейшее развитие "Рамблера", сообщает Аfxnews.com.

Тем временем Александр Раппапорт и Виталий Руденко сообщили о намерении покинуть совет директоров. Однако Руденко при этом сохранит за собой пост операционного директора в "Рамблере".

Также будет рассматриваться вопрос о назначении аудитором компании PriceWaterHouseCoopers - в которой, кстати, ранее работал Владимир Правдивый. Ранее аудитором "Рамблера" была британская компания Moore Stephens LLP.

Пресс-служба российского отделения "Рамблера" не стала давать комментарии по будущему собранию, сказав что "Это решение акционеров". Попросту говоря, "а мужики-то не знают..."

В декабре прошлого года, Антон Носик, выступая на телеканале РБК-ТВ, говорил о том, что обычно "Проф-Медиа" не меняет менеджмент в приобретаемых компаниях. Однако в этот раз инвесторы "Рамблера" решили поставить в "Рамблер" своего финансиста и медийщика. Едва ли стоит сомневаться в том, что вопрос, вынесенный на рассмотрение основным акционером холдинга, не будет решен в полном соответствии со "слушали-постановил". Поэтому Илья Осколков-Ценципер, являющийся главой "Афиши", уже может считать себя членом совета директоров "Рамблера".

Вебпланета

Корпоративное блоголепие
 

Предприниматели, ведущие личные дневники в Сети, и компании, которые обзавелись корпоративными блогами, постепенно перестают быть белыми воронами Рунета. Душевная обнаженка бизнесмена в Интернете — что это, причудь и эксцентрика или инструмент, позволяющий решать бизнес-задачи?

Билл Гейтс еще два года назад призывал предпринимателей использовать блоги для продвижения своего бизнеса. По мнению главы Microsoft, блоги имеют очевидные преимущества перед другими средствами сетевой коммуникации — электронной почтой, персональными страничками руководителя компании и интернет-форумами. Каких успехов и выгод для собственного бизнеса добились российские бизнесмены-блоггеры?

Слава Блогу!

Английская писательница Хелен Филдинг, придумавшая Бриджит Джонс с ее «Дневниками», может нервно по­курить в сторонке. Начинающий предприниматель Федор Овчинников со своим блогом ее переплюнул хотя бы потому, что все, написанное в его сетевом дневнике, — не художественный вымысел, а самая настоящая сермяж­ная правда.

“15 октября 2006 года. Инвестировано: 190 160 рублей. Заработано: 0 рублей. Я всегда хотел открыть свой книжный магазин. Я люблю книжные магазины. Это похоже на чувства модницы к бутикам или гурмана к ресторанам. Я долго думал об этом проекте. И в один момент решил, что нужно действовать. Это будет новый магазин, в котором будут продаваться те книги, которые я не мог найти в нашем городе. Продаваться так, как книги в нашем городе еще не продавались. Я уверен: если вложить в проект душу, он будет успешен” (читать “первую запись“)

Федор Овчинников далеко не первый, кто, начав собственное дело, решил описывать все происходящее день за днем, шаг за шагом. Но он первый, кто опубликовал эти строчки в Интернете в надежде привлечь внимание к своему проекту. И ему это удалось. Стартовые условия, нужно признаться, были не ахти какие. Дефицит начального капитала, место действия — Сыктывкар, высокая конкуренция на книжном рынке…

Новоиспеченный предприниматель пошел ва-банк: он никогда не открывал мага­зинов, но готов предельно откровенно писать обо всех моментах, связанных с запуском своего проекта «Сила Ума» — от регистрации в налоговой и заключе­ния договора аренды до поиска персо­нала и создания собственного сайта. Действительно, хроника Федора Овчинникова не утаивает ничего — даже при­хода-расхода. 1 октября он подписал договор и арендовал помещение на шестом этаже бизнес-центра, и в декабре выручка его магазина «Сила Ума» со­ставила 415 746 рублей.

— Да, были такие, кто крутил пальцем у виска: зачем этот сумасшедший выкладывает в Сеть информацию о выручке? Ведь предприниматели обычно это скрывают. Но я уверен, что публичность новой компании только на руку, — говорит Федор.

В своем блоге бизнесмен решил использовать принцип «реалити-шоу» и максимальной откровенности: «Я сразу понял, что если не пойти до конца, радикально, то не имеет смысла и начинать блог».

Дневник стал для него малобюд­жетным методом продвижения, отправ­ной точкой для вирусного маркетинга, возможностью завязывать полезные знакомства. Очень скоро его блог еже­дневно читало двести человек, и это весьма неплохо, учитывая, что средняя посещаемость главного городского ин­формационного интернет-ресурса составляет около четырехсот человек в день. Сам же магазинчик превратился чуть ли не в местную легенду. Полтора месяца спустя после открытия крупнейшая розничная продуктовая сеть города предложила Федору поставить книги на полки своих магазинов.

«Если бы не блог, мой бизнес сейчас был бы обыч­ным книжным ларьком», — говорит Фе­дор Овчинников.

Блоги в России вошли в моду, а мас­штабы русскоязычной аудитории LiveJournal.com поразили даже самого создателя этого проекта Брэда Фицпатрика. По словам Анастасии Патрышевой, генерального директора проекта Travel.ru, эпидемия блоггинга в Рунете сей­час напоминает по масштабам увлеченность интернет-форумами пять-семь лет назад. Однако корпоративных блогов и сетевых дневников собственников компаний в России пока единицы. Одни просто не видят смысла выходить в виртуальное пространство, другие плохо ориентируются в новых технологиях. Однако большинству предпринимателей стать блогерами по-настоящему мешает банальный дефицит времени.

Контора пишет

Блог — это, прежде всего, инструмент, который позволяет решать мно­жество разных задач, начиная от изме­нения имиджа и заканчивая увеличени­ем посещаемости сайта. При помощи блога можно дать о себе больше живой, неформальной информации, чего не позволяет простая новостная лента. Корпоративный сайт выполняет функ­цию представительства компании в Ин­тернете, а потому, как правило, сух, нор­дически выдержан и исключает какие-либо вольности.

Компания «Шар», специализирующаяся на аэродизайне (оформлении воздушными шарами), завела специ­альный блог-раздел на корпоративном сайте. Здесь главный блоггер — коммерческий директор Дмитрий Тищенко. Он публикует фотографии понравившихся композиций из шариков, срав­нивает отечественное и иностранное оборудование, развенчивает мифы и стереотипы.

— Блог позволяет разговаривать с посетителями неформальным языком и «постить» (от англ. post — «вывешивать, сообщать». — Прим. ред.) материалы, которые невоз­можно публиковать в новостях, — гово­рит Дмитрий Тищенко. — Блог может быть неплохой заменой скучным пресс-релизам, особенно если снабжать описание события качественными фото­графиями, видео- или аудиофайлами.

Эффект от корпоративного блоготворчества Дмитрий оценивает весьма положительно: компания стала ближе к потребителю, ведь потенциальному кли­енту психологически легче разместить заказ у фирмы, с руководством которой он хорошо «знаком», пусть и виртуально.

Некоторое время назад в компании «Маркой», крупнейшем московском операторе стрит-фуда (автобуфеты «Stardoг’s»), осознали, что традицион­ный корпоративный сайт больше не «работает» так, как нужно, — он не ин­тересен широкой публике и не инфор­мативен для потенциальных партнеров. Стали искать новый формат. Как говорит основатель компании Сергей Шихарев, хотелось совместить дух открытости и «продвинутости» с большим объемом информации. Компании нужен был свой голос, чтобы ее воспринимали не как некий закрытый черный ящик, из которого управляют киос­ками с хот-догами, а видели людей — владельца и сотрудников — с их понят­ными заботами, планами. Выходом стали корпоративные и личные блоги. По сло­вам Сергея Шихарева, эффект такой открытости сказался почти сразу:

— Франчайзи активно находят нас через сайт и тут же вступают в общение. И общение это далеко не всегда радужно и светло. Очень активно действую­щий раздел в блоге — книга жалоб и предложений в реальном времени. Этот раздел полезен мне лично и нашему отделу контроля качества в частности.

Идеи и заказчики от блога

- Я создавала блог не для поиска заказчиков, — рассказывает о своем проекте businesspr.ru Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner. — Просто хотелось поделиться своими мыслями — о бизнесе, о тенденциях на рынке. В блоге даже название компании не упоминается.

Но заказчики «от блога» все равно появляются — это такой приятный побочный эффект, на который предпри­нимательница даже не рассчитывала. Качественно сделанный блог может стать местом тусовки представителей профессионального сообщества.

Ком­пании «Шар» с помощью блога удалось увеличить посещаемость сайта на 20%. Выяснилась интересная вещь: около 30% посетителей начинают знакомство с компанией именно с чтения блога. Ежедневно сайт компании добавляют в «избранное» или RSS-агрегаторы (см. «Дословный перевод» ниже) от 10 до 20 человек. Учитывая узкую специа­лизацию компании — аэродизайн, — это очень неплохой результат. Увеличи­лось число возвратов на сайт, но главное, подводит итог Дмитрий Тищенко, — блог стал известен в профессиональной среде: видимо, сказалось отсутствие другой площадки, где могли бы общать­ся коллеги по цеху.

— Несмотря на нашу многолетнюю работу на рынке, мы не были в курсе некоторых технических тонкостей, — говорит Дмитрий Тищенко. — К примеру, не знали, как перекачивать гелий из 40-литрового баллона в 10-литровый. Посетители поделились секретом.

Действительно, будучи интерактивным инструментом, блог позволяет в режиме реального времени решать разнообразные проблемы компании.

— Мы собирались запустить новую рекламную кампанию, — рассказывает Сергей Шихарев («Stardoг’s»), — Придумали образ потребителя, слоган, но перед запуском решили протестировать все это в блоге. В аккуратной заметке один из сотрудников размышлял, какие ассоциации вызывает придуманный об­раз. Публикацию прокомментировали, мы это обсудили на совещании и подкор­ректировали первоначальную концеп­цию. И таким образом уберегли себя от потенциально затратной ошибки.

Откровенно говоря

Удачно выбранная тема или интерес­ное повествование могут привлечь ак­тивную интернет-публику не только к конкретному лицу, но и к фирме в целом. «Чтобы блог имел хорошую посещае­мость, автор должен выдавать ориги­нальный, а не вторичный контент», — уверен Федор Овчинников («Сила Ума»).

— Открытое общение с широкой аудиторией требует умения, — преду­преждает Анастасия Патрышева (Travel.ru). — Это почти как выйти на трибуну и начать вещать. У владельца корпорации или самой фирмы должно быть что сказать, чтобы это было интересно и имело смысл, если, разумеется, конечная цель — в какой-то пользе для компании.

В такой неформальной среде, как Интернет, быть откровенным не сложно, однако нужно отдавать себе отчет в том, что такая открытость — определенный риск. Недостатки речи, грамматические ошибки не спрячешь, ведь в блоге принципиально личное участие — пиарщику эту работу не передашь. За невоздержанность главы компании на язык все равно отдуваться пиар-менеджерам: шеф «сливает» в свой виртуальный дневник информацию, которую пиарщикам приходится потом комментировать реальным журналистам. На Западе уже было немало случаев, когда откровенность предпринимателя или топ-менед­жера в блоге выходила компании боком. Так, неосторожные высказывания одного из «топов» Sun Microsystems Джонатана Шварца несколько раз вызывали снижение котировок акций компании на бирже.
Но, пожалуй, главная «засада» для предпринимателя-блоггера — немодерируемые комментарии читателей. Тяжело привыкнуть к критике, не под­даваться на провокации и обсуждение отрицательных сторон работы компа­нии. Но от этого никуда не денешься — таковы правила игры. «Блог без комментариев читателей — это не блог», — категоричны опытные блоггеры.

— Когда я выпустила первый пресс-релиз в аудиоформате, комментировали этот опыт довольно грубо, не стесняясь в выражениях. Если в критике есть рациональное зерно, то можно сделать полез­ные выводы, адекватно отреагировать, и это большой плюс. Конечно, существуют конкуренты, которые не дремлют, могут написать какой-то негатив, например: «Почему ваши сотрудники просили откат?» — делится опытом Инна Алексеева (PR Partner). — Я не удаляю ничьи комментарии, кроме тех, где содержится рекламный флуд. Трудно встретить комментатора, который на каждый пост реагирует негативно. Если такой попадается, то, скорее всего, вы подвергаетесь атаке конкурентов. «Засланных казачков» сразу видно — обычно они ссылаются на одни и те же факты, используют одинаковые выражения и слова, даже если меняют «ники».

Умение достойно выдерживать атаки — один из необходимых навыков блогера.

— Осенью на нас накатила волна так называемого флэш-моба — много тысяч пользователей Живого Журнала одновременно пришли в блог-сервис для посетителей и завели дневнички, — рассказывает Сергей Шихарев. — И начали развлекаться вовсю: писать друг другу вал стебных комментариев на интернет-жаргоне так называемых «падонкофф». Решение не удалять всё это сразу, честно скажу, далось нелегко. Весь офис читал появляющиеся комментарии, некоторые паниковали. Однако же по совету нашего агентства мы решили рискнуть: оставили лишь аккуратное модерирование, мгновенно убирающее только такие комментарии, где, кроме нецензурностей, вообще не было содержания, а остальное не тро­нули. И за два дня проработали и вывесили «Правила пользования дневника­ми», где официально расписали, что позволяем на дневниках, а что нет. Га­рантировали, что сами будем эти пра­вила игры соблюдать. По реакции блогосферы (а мы отслеживали все появляющиеся пересказы этой истории, конечно) мы поняли, что приняли пра­вильное решение. Очень много было записей блоггеров, где нас за эту по­зицию хвалили. Такая позиция кор­поративного сайта для российского Интернета — явление совсем новое и непривычное. Через несколько дней бешеный вал нагрузки по посещае­мости ушел, но общая средняя посе­щаемость с тех пор выше, чем до той истории. Мы извлекли для себя из про­исшедшего лучшее понимание интер­нет-аудитории и, хочется надеяться, укрепили свою репутацию как живых и вменяемых людей, а не корпоративных монстров.

Для каких отраслей публичность первого лица может иметь смысл? Для любых, но главным образом — клиентоориентированных. В основном корпоративные блоги запускают ИТ-компании и фирмы, связанные с интернет-бизнесом. Довольно много блогов у владельцев СМИ и книгоиздателей. Недавно вы­шла в блогосферу региональная сеть ювелирных магазинов Slotin.ru.

Любопытный проект получился у белорусского секс-шопа sekc.by: ресурс регулярно пополняют три молодые сотрудницы, и, нужно отметить, посты достаточно откровенные. А веб-камера транслирует миру будни магазина интимных товаров.

— Если ваш бизнес «белый» и вам нечего скрывать — почему бы и не за­вести блог? — подводит итог Инна Алексеева (PR Partner). — Расскажите, как ведется работа с клиентами, как выполняете заказ, проводите совеща­ния, в общем, все, что может изменить представление о компании как о неко­ем «черном ящике».

День БЛОГОдарения

Пять-семь лет назад даже персональный сайт мог позволить себе не каждый пользователь Интернета. Личные странички бизнесмены иногда получали в дар. Так, коллектив «Восток-сервиса» подарил своему шефу сайт www.golovnev.ru.

«Семь лет назад я заплатил порядка трех тысяч долларов за простенький сайт, включающий три варианта дизайна и флэш-анимацию. Это считалось довольно солидной суммой за такого рода «балов­ство», — вспоминает Игорь Лаврик («Стабильная Ли­ния»). — А сейчас, как шутят, на Западе даже у собаки может быть своя домашняя страница».

Что касается блогов, то сегодня это штука самая что ни на есть демократичная. Расходы на запуск персонального сетевого дневника редко превышают 100-200 дол­ларов. Выбрав один из публичных блог-сервисов (LiveJournal.com, Livelntenet.ru, Comby.ru и т. д.), это можно сделать и вовсе бесплатно. Второй вариант — дополнить собственным блогом корпоративный сайт. Наконец, можно купить хостинг, доменное имя и завести дневник на популярном движке WordPress. Главное преимущество общедоступных сервисов - сложившаяся аудитория. Поэтому если дневник существует как отдельный проект, записи блога все равно разумно транслировать на публичном сервисе — целиком или выборочно, чтобы получить дополнительных читателей.

Темпы развития высокоскоростного Интернета в Рос­сии уже позволяют бизнесменам экспериментировать с «продвинутыми» форматами персонального дневника, выпускать аудио- и видеоподкасты. Так, Александр Соколов несколько раз в неделю обновляет аудиоблог своей консалтинговой компании DreamCo, а агентство по найму домашнего персонала «Ромашка» разместило на российском подкаст-терминале rpod.ru свои видеосоветы.

Анастасия Патрышева (Travel.ru) считает принципиальным, чтобы новые записи в блоге появлялись ежедневно или хотя бы дважды в неделю — дневник должен по-настоящему жить. Кто-то должен быть персональным вдохновителем — иначе не бывает даже с форумами. В отличие от статичной персональной странички, поддержка блога требует внимания. Несколько дней нужно потратить на структурирование информации, организовать архив публикаций. Зато потом поддерживать сайт технически не сложно. У Инны Алексеевой (PR Partner) это занимает полчаса в день.

Бизнес-Журнал”, февраль 2007

Милый зайчик из Бутово
 

Требуются закрепщики на постоянную работу Ювелирному производству г. Москва.

Заметил интересную тенденцию. Бегун начинают использовать для поиска сотрудников - размещают объявления о приеме на работу.

Наиболее часто через Бегун ищут редких профи (ювелиры, программисты со знанием редких языков или БД и пр.) или сферы, где спрос на специалистов очень большой (бухгалтеры, отраслевые менеджеры по продажам и т.п.).

Рекламодатели подбирают редкие слова, которые знают и будут искать только люди этой профессии. Соответственно, "чужие здесь не ходят".

Можно сделать приятное любимой девушке на 8 марта . Потратьте, 5-10 у.е. и, например, при запросе "Катя Федорова" ("Милый зайчик из Бутово", "Гламурный пупсик") в Рамблере будет ваше признание в любви, поздравление с праздником. Сюда же можно пристроить "Контекстный звонок" , тогда если вашей любимой объявление понравится - она сможет кликнуть на звонок и Бегун соединит влюбленные сердца через обычный звонок на телефон.

Полезные свойства Бегуна будут увеличиваться

Корпоративный блог Бегуна


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное