Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


06 Февраля 2007 года

Герман Каплун: «Мы считаем, что сможем ускорить развитие рынка»
 

Совет директоров «РБК Информационные Системы» одобрил инвестиции в размере 120 млн долл. на стратегическую экспансию компании в сегменте general interest Интернета в России, бывших республиках СССР и Восточной Европе. Компания РБК в ближайшее время намерена сосредоточиться на развитии развлекательных сайтов. О том, почему компания, до сих пор занимавшаяся преимущественно развитием деловых сегментов в медиа, заинтересовалась развлекательным сегментом Интернета, и о его перспективах рассказал в интервью корреспонденту РБК daily Марине Носкович председатель совета директоров ОАО «РБК Информационные Системы» Герман Каплун.

— Вы выделяете 120 млн долл., при этом собираетесь потратить их за два года. Но в России весь рынок интернет-рекламы в прошлом году составил 187 млн долл. Вам не кажется, что это слишком большие инвестиции?

— Я так не считаю. Во-первых, у нас будет значительный штат. Сейчас работают 150 человек, скорее всего их число дойдет до 500. Во-вторых, мы планируем покупки. На российском рынке, возможно, объектов для инвестиций не так много, но они есть. То же и в Восточной Европе. Так что далеко не все средства мы потратим на собственное развитие. В нашем активе череда успешных проектов. Мы это любим и умеем, но любая покупка ускоряет развитие. Так что если появятся интересные объекты, будем их приобретать. 10 млн долл. выделяем на так называемые интернет-инкубаторы, то есть на венчурные проекты. Есть огромное количество молодых талантов, придумывающих и разрабатывающих оригинальные идеи, и мы создаем мини-фонд, чтобы вместе с ними развивать проекты. Так что 120 млн долл. — это те средства, которые можем инвестировать. Но это верхняя планка. Может быть, удастся потратить меньше.

— Что такое интернет-инкубатор? Человек приходит с некой идеей?

— Да, человек приходит и говорит: я придумал гениальную вещь, мне нужно 200 тыс. долл., чтобы ее довести до опытного образца. Если группа экспертов решает, что идея имеет потенциал, этот проект выносится на решение совета фонда. Если он решает инвестировать, идет развитие проекта, может оказаться, что необходимо новое финансирование. Обычно значимая часть проектов оказывается неудачной, но некоторые выстреливают очень сильно. Это венчурное финансирование. Поэтому не хотим рисковать больше, чем 10 млн долл. Может быть, пятью ограничимся, как получится. Мы не знаем, сколько проектов к нам придет.

— А права на проекты принадлежат вам?

— Это предмет переговоров. Конечно, мы как покупающая компания, хотим иметь 50% акций, но 49%, остающиеся у первичных акционеров, – это тоже очень много. Или 20%, или 10%. Это зависит от идеи, от средств, от продвинутости проекта. Может быть, человек хочет сделать проект и уйти из бизнеса, а может, хочет развивать его всегда. У всех разные амбиции, разные представления о жизни и желания.

— Что будет происходить в ближайшее время?

— Есть отдельная компания, «Медиа мир», в которую мы выделяем новый интернет-бизнес. Руководить ею будет Михаил Гуревич, который уже много лет работает в компании на руководящих должностях. Компания уже разрабатывает большое количество продуктов и продолжит работы в этом направлении. Одновременно «Медиа мир» будет стараться выйти на другие рынки: вести переговоры о партнерстве, пытаться кого-то купить, если еще можно кого-то купить. Обычный бизнес. Мы понимаем, что на этом этапе тратить будем существенно больше, чем зарабатывать.

— Какую отдачу и когда вы рассчитываете получить?

— Мы рассчитываем, что через три года совокупный оборот этого проекта составит примерно 70—100 млн долл. При этом нужно учитывать, что бизнес будет работать не только в России, но и за рубежом. Прибыль — вещь менее предсказуемая: через три года многое будет по-другому. Но мы рассчитываем, что через три-четыре года это будет уже нормальный бизнес. Сейчас покупаются ожидания. И мы работаем на ожиданиях. Mail.ru и Rambler покупали на ожиданиях. Всем кажется, что через столько-то лет рынок будет таким. Думаю, можно легко ошибиться на три года в ту или иную сторону. Здесь очень много факторов. Будущие доходы — это прогноз, вопрос веры в расчет и математику, в то, что предпосылки правильные.

— На чем будете зарабатывать?

— 75% — реклама и 25% — сервисы. Мы считаем, что сервисы и часть тех проектов, которые мы делаем, можно не ограничивать одной страной. Это практически так же, как с журналами: он издается в одной стране, потом продается лицензия в другую, там добавляется местный контент, что-то переделывается, но при этом 50—70%, в зависимости от журнала, берутся из оригинала, а это дает значительную экономию. Этот же принцип может быть реализован в Интернете. Он уже реализован на западе: все крупнейшие интернет-компании, такие как Google и Yahoo, имеют свои подразделения в других странах. Есть огромное количество иностранных сайтов, те же сайты знакомств. Они открывают через Интернет во всех странах свои представительства, рекламируют свои услуги или продают лицензии. Это ничем не отличается от обычного издательского бизнеса в плане лицензии. Можно выходить самим, можно кого-то купить, можно продать лицензию. Технология, которая может быть тиражирована, дает преимущества. Мы разрабатываем технологии, их у нас будет много. Дальше — вопрос грамотного маркетинга, умения договариваться. Либо самим договариваться и что-то покупать, либо договариваться с партнерами.

— Почему именно страны Восточной Европы?

— Мы понимаем, что вряд ли можем конкурировать на англоязычных рынках. В первую очередь нам интересна Россия с ее аудиторией, но так же интересна и любая другая страна, где сможем с кем-то договориться, кого-то купить или дать лицензию на продвижение наших технологий. Учитывая, что уровень доходов в большинстве стран Восточной Европы значительно выше, чем в среднем по России, к тому же более равномерный, чем у нас, эти страны очень интересны. Конечно, везде своя специфика. Есть страны с очень маленьким населением и при этом высоким проникновением Интернета. Например, Прибалтика по числу пользователей — один из европейских лидеров. Но население там небольшое, так что потенциал минимальный. В Польше — другое: страна большая, но там не очень любят российские компании. Есть рынок Украины, на котором мы уже присутствуем, хотя и с небольшим количеством продуктов — информационное агентство РБК и неделовая газета «Утро». Но вместе они набирают довольно много для Украины: уникальная аудитория 80—100 тыс. человек в день. В ближайшее время мы не заявим, что открылись в Польше или в Чехии. Это просто направление. Интересен нам и испанский рынок. Интернет — это хорошее проявление глобализации.

— Вы выходите в страны, где слабая конкуренция?

— Ни одна компания не может объять все. Например, Google купил YouTube, потому что у них был лучше организован показ видео. В Интернете все время появляются какие-то новые ниши, новые технологии. И этот процесс, я думаю, продлится еще лет пять-семь, а то и больше.

— Почему компания, которая известна, скорее, деловыми проектами, начинает активно работать в совсем другом сегменте, развлекательном?

— «Неделовой сегмент» — более корректный термин. Нам интересен любой продукт, имеющий высокий потенциал. Компания РБК всегда специализировалась на таргетированных аудиториях. Но я не могу, например, таргетировать и существенно разделять аудиторию заглавных страниц Mail.ru и «Яндекса». И аудитория Первого канала, и РТР, конечно же, отличается, но с точки зрения рекламы, на мой взгляд, не глобально. Журналы, наоборот, очень легко таргетировать. С большими аудиториями грань стирается, соответственно и реклама продается по единой цене, так что можно продавать оптом. Кроме того, у нас, на мой взгляд, близкая к доминирующей позиция в деловом Интернете. «Деловая» часть аудитории первой пришла в Сеть. Большая часть людей, связанных с современным бизнесом, компьютерами, уже давно здесь. Так что в этом сегменте мы можем удерживать позиции, вводить новые сервисы и продукты для существующей аудитории, но значительно увеличить ее не можем. Она будет расти вместе с Интернетом, никакого рывка здесь не будет. А в «неделовом» мы в состоянии значительно увеличить долю.

— Означает ли повышенное внимание к Интернету потерю интереса к традиционным медиа?

— Нет. В России есть проблема монетизации Интернета, то есть умения зарабатывать деньги на интернет-сервисе. Здесь мы очень сильно отстаем от Запада. Причем не столько по развитию Интернета — у нас высокообразованные люди, да и доходы поднялись, поэтому многие могут позволить себе Интернет. Дело в другом. Всем понятно, что все уйдет в Интернет — и телевидение, и радио, и газеты. В Англии уже сейчас рынок радиорекламы заметно меньше, чем интернет-рекламы. Аудитория уходит туда, но деньги и аудитория — это несовпадающие по времени процессы. У нас объем рынка рекламы составляет 6,5 млрд долл. И из них всего 150—180 млн долл. приходится на интернет-рекламу, включая контекстный поиск. Монетизация Интернета идет с большой задержкой. Сейчас деньги в прессе, в телевидении, в наружной рекламе. Это несравнимые цифры: у телевидения почти половина рынка, у «наружки» — 16%. Интернет со своим 1% сейчас неконкурентоспособен. В Интернете будущее, но реальные деньги сейчас в других медиа.

— То есть просто хочется успеть занять рынок, опередив конкурентов?

— Мы не столько конкурируем, сколько расширяем рынок. Именно в этом наша основная задача. Считаем, что сможем ускорить развитие рынка. Мы сделали это в деловом Интернете, деловом телевидении, сделаем это и сейчас. Поэтому готовы сотрудничать со всеми игроками. Есть лидеры в отдельных направлениях, и мы считаем, что незачем идти в эту нишу, если есть много других, еще незанятых. Процесс развития неделового Интернета, думаю, будет долгим. Может получиться через три года, а, может, через десять лет. Деловой Интернет был монетизирован гораздо раньше: там другая аудитория, с ней легче.

РБК-daily

"Ликвидация фирм" приносит "Бегуну" по 18 долларов за клик
 

Аналитический центр компании «Бегун» провёл ряд исследований, показавших, что категория «Авто» является самым популярным сегментом рынка контекстной рекламы, а «Промышленные товары» - самым активным. Вместе с тем, отмечены тенденции, показывающие экономическую зрелость ряда категорий.

Результаты исследований показывают, что абсолютным лидером потребительского интереса являются автомобили. На протяжении всего года наблюдался непрерывный рост категории «Авто», причём в полном соответствии с ростом продаж автодилеров. Явную нестабильность проявили лишь «Финансовые услуги», резко увеличившие вложения в контекстную рекламу. Однако это было следствием (а не причиной) возросшего интереса потребителей, утверждает «Бегун», что, в общем-то логично, учитывая саму суть контекстной рекламы, которая оперерует уже существующим спросом.

Лидером по размерам отчислений в течение всего года были «Промышленные товары». Такие категории как «Авто», «Ремонт жилья», «Недвижимость», «Туристические услуги», «Медицина», «Услуги юридические» вошли в десятку самых активных рекламодателей и вместе с «Промышленными товарами» росли пропорционально всему рынку, что показывает зрелость этих сегментов.

Экономическая зрелость и в плане активности, и в плане популярности большинства категорий проявилась и в том, что уже можно чётко отслеживать сезонный характер спроса и предложения. Например, активность сегмента «Промышленные товары» на фоне общего роста заметно упала в сезон отпусков.

«Бегун» также опубликовал рейтинг самых дорогих ключевых слов и фраз за декабрь. На первых местах оказались «поиск персонала», «услуги юридические», «логистика», «медицина», «промышленные товары», «авто», так, например, цена клика по запросу "ликвидация фирма" составляла 18,69 доллара США, что является самой высокой ценой в рейтинге.

Контекстная реклама имеет ряд преимуществ перед другими видами рекламы, в частности она по некоторым параметрам на 10-20% эффективней медийной, поэтому рост и дальнейшее наступление стабильности вполне предугадывались. Впрочем, развитие контекстной рекламы напрямую связано и с общим ростом Интернета, как замечает в своих исследованиях «Бегун».

Вебпланета

Вегетарианец Засурский покидает мясной "Суп"?
 

Как стало известно "Вебпланете", менеджер по маркетингу компании "Суп" Иван Засурский собирается покинуть компанию.

По словам самого Ивана, это связано с тем, что предложенный им рецепт варки "Супа" не сходится с теми рецептами, которые хотят использовать другие повара проекта.

Напомним, что Иван Засурский, Антон Носик и еще ряд деятелей Рунета были наняты в компанию "Суп" осенью прошлого года, дабы помочь монетизировать русскоязычную часть "Живого журнала", права на обслуживание которой куплены "Супом" у Six Apart. С этими назначениями было связано много пафоса. Однако постепенно он как-то сошел на нет: никакой особой революции "Суп" так и не произвел. В частности, в прошлом году глава компании, известный бакалавр литературы Эндрю Полсон, обещал каждый месяц сообщать о покупке нового проекта в "Суп" - но ни о каких новых сделках не слышно уже более двух месяцев.

В связи с этим даже наше скромное издание неоднократно выдвигало пессимистические прогнозы относительно дальнейшего пребывания известных людей Рунета в "Супе". Были даже сформулированы некоторые условия их ухода:

"Маркетинговый отдел у "Супа" только недавно появился. И программисты только недавно начали строить систему статистики, именно для этого перетащили юзерпики из Штатов на свои сервера (наверное, интересно будет ломать эту статистику с помощью флеш-моба "Долой юзерпики!") Но когда все это доделают, Павловский 2.0 (то есть Полсон) быстро выгонит Носика с Засурским: с дальнейшим гипнозом он и сам управится".

В свою очередь, Антон Носик сообщил "Вебпланете", что он не собирается повторять подвиг Засурского, потому что у него "пока все хорошо". С другой стороны, на прошлой неделе "Суп" покинула известный блоггер Татьяна Никонова.

Вебпланета

МойКруг.ру интегрировался с AdSensе
 

Насколько нам известно, МойКруг.ру является первым проектом за пределами США, которому удалось запустить интеграцию с Google AdSensе (за исключением собственных проектов компании Google). Мы также первыми в мире участвуем в программе распределения доходов Google AdSense.

Блог Мой Круг

Панама по-новому
 

Сегодня весьма важный день для Yahoo! - запущена новая система показа контекстовой рекламы под кодовым названием Panama. Где-то в 3 часа дня рекламные блоки на Yahoo! будут ранжировать текстовую рекламу, сортируя не по сумме за клик, а по потенциальному доходу для компании, который исчисляется популярностью ссылки умноженной на сумму, которую рекламодатель платит за клик.

Блог Александра Москалюка

Вебальта зовет чужих клиентов
 

Владельцы созданной полтора года назад поисковой системы «Вебальта» решили расширить ряды своих рекламодателей за счет конкурентов. Сотрудники «Вебальты» обзванивают клиентов «Яндекса», Google и «Бегуна» и предлагают им разместить контекстную рекламу на страницах своей системы.

Агрессивный маркетинг — не российское изобретение, соглашается Степанюк из IQ Marketing. Но в России он получил особую популярность, в том числе и потому, что такая деятельность пока слабо регулируется, например, антимонопольными органами, добавляет она.

Поисковая система “Вебальта” пытается привлечь рекламодателей, используя один из самых агрессивных маркетинговых методов — обзвон партнеров конкурентов. Сотрудники “Вебальты” выбирают компании, размещающие контекстную рекламу в результатах поиска “Яндекса”, Google, “Бегуна”, и предлагают им сделать то же самое на страницах своей системы, рассказал “Ведомостям” получивший такое предложение руководитель небольшой компании по ремонту квартир Николай Вигер. Его компания размещает контекстную рекламу на “Яндексе”, и ее текстовый блок всплывает в результатах поиска по самым популярным запросам. На днях Вигер получил электронное письмо с предложением разместить рекламу на Webalta, а вскоре после этого — звонок менеджера “Вебальты” с тем же предложением. Купить рекламное пространство на Webalta фирма Вигера пока не решилась, но приобрела место в каталоге за $1 в год — для этого надо было просто послать SMS, рассказывает он.

Гендиректор “Вебальты” Алексей Гурешов не скрывает, что его компания обзванивает чужих рекламных партнеров, причем занимается этим с начала своего существования и уже набрала 500 клиентов. “Вебальта” обзванивает не только клиентов “Яндекса”, но и Google, и “Бегуна”, рассказывает он. Гурешов считает, что это очень эффективный метод увеличения базы рекламодателей, но сколько клиентов компания сумела приобрести таким образом, не говорит.

Инвесторами “Вебальты” выступили в 2005 г. владельцы системы перепродажи интернет-трафика UmaxSearch, вложившие в проект $5 млн. Гурешов говорил тогда о планах занять к 2008 г. 30% рынка услуг поиска в Рунете. Пока, правда, по данным сервиса статистики и блогов Liveinternet.ru, на Webalta.ru приходится всего 0,1% поискового трафика в российской части Интернета. У “Яндекса” этот показатель составляет 48,3%, у Google — 21,4%, у Rambler — 17,3%. Гурешов надеется, что ситуация изменится в феврале, когда компания запустит дата-центр на 5000 серверов.

Обзвон чужих клиентов — крайне агрессивная форма маркетинга: он может оказаться очень эффективным, но при этом способен пошатнуть имидж занимающейся обзвоном фирмы, полагает владелец Liveinternet.ru Герман Клименко. Правда, “Вебальта” пока занимает “доли процента” рынка контекстной рекламы и сотрудничество с ней вряд ли заинтересует клиентов “Яндекса”, считает он. Сами конкуренты отнеслись к маркетинговой инициативе “Вебальты” философски. Компания не переманивает чужих клиентов, объясняет глава российского офиса Google Владимир Долгов: те, кто размещает рекламу на Google или “Яндексе”, просто могут получить еще одну площадку. “Мы надеемся, что "Вебальта" не разорится на call-центре, который обзванивает десятки тысяч наших клиентов”, — иронически замечает главный редактор “Яндекса” Елена Колмановская.

Гендиректор агентства IQ Marketing Наталья Степанюк называет обзвон чужих партнеров одним из самых действенных методов. Компания сразу получает доступ к целевой аудитории, которая зачастую не против попробовать услуги конкурирующей компании, особенно если та предложит более интересные условия, объясняет она.

Обзвоном чужих клиентов активно занимаются и сотовые операторы. Первым в использовании прямого маркетинга был замечен “Вымпелком”: осенью 2005 г. он начал обзванивать абонентов МТС и предлагать им подключиться к своей сети. Это вызвало бурю негодования у МТС — впрочем, уже через месяц она занялась тем же самым.

Акция “Вымпелкома” оказалась очень эффективной, вспоминает и. о. руководителя по работе со СМИ этой компании Елена Прохорова. Обычно прямой маркетинг — средство работы с собственными абонентами: обращаясь к ним напрямую, оператор может, в частности, предлагать им новые услуги, рассказывает она. Но иногда “Вымпелком” предлагает протестировать свои услуги и абонентам других операторов, это общемировая практика, добавляет Прохорова.

Агрессивный маркетинг — не российское изобретение, соглашается Степанюк из IQ Marketing. Но в России он получил особую популярность, в том числе и потому, что такая деятельность пока слабо регулируется, например, антимонопольными органами, добавляет она.

Ведомости

РИФ начал регистрацию
 

1 февраля 2007 года на сайте www.RIF.ru началась регистрация участников 11-го Российского Интернет Форума (РИФ-2007). Участие в Форуме является бесплатным для всех зарегистрированных участников.

Оргкомитет обращает внимание участников на сроки проведения Форума в этом году: РИФ-2007 пройдет в период с 5 по 7 апреля.

По сложившейся традиции РИФ-2007 пройдет в пансионате «Лесные дали» Управления делами Президента РФ.

Сегодня Российский Интернет Форум – самое заметное ежегодное событие Рунета. Среди его участников – представители всех 7 федеральных округов РФ. Напомним, что в 2006 году в Юбилейном Десятом РИФе приняли участие 1327 человек из более чем 800 организаций.

Главной особенностью РИФа является его широкопрофильность. Традиционно на Форуме освещается весь спектр вопросов, актуальных для отечественной ИТ-отрасли. РИФ представляет темы, интересные бизнес-сообществу, представителям власти, науки, образования, средств массовой информации, правовых организаций, а также темы, интересные интернет-пользователям. В этом году программа Форума как всегда насыщенна: это секционные заседания и круглые столы, мастер-классы и стендовые доклады, тренинги и презентации.

В общей сложности в течение трех дней прозвучит более 100 докладов. На Форуме будут представлены порядка 20 тем, среди которых: тематические интернет-сервисы, Web 2.0, блогосфера, управление интернет-проектами, управление финансами в Интернете, поисковая оптимизация, реклама в Интернете, регулирование Интернета, информационная безопасность, авторское право, старт-апы, инвестиции, социальные сети, образование в интернете и т.д.

Особое внимание в ходе РИФ-2007 будет уделено развитию интернета в регионах. «РИФ — вся Россия» – именно под таким девизом пройдет Форум этого года.

Как обычно, мероприятия Форума будут транслироваться в интернете в реальном времени. Третий год подряд патронат и поддержку РИФу оказывает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Организаторы сохраняют главные принципы РИФа – бесплатное участие для докладчиков и слушателей, отсутствие коммерческого давления на программу, максимальный охват актуальных тем и проблем Рунета. Как и в прошлом году интернет-пользователи смогут принять участие в формировании программы РИФа, предложив интересные темы мероприятий и докладов.

В ходе РИФ-2007 участников ждет большое количество нововведений и приятных сюрпризов: поскольку Форум разменял второй десяток лет своего существования, оргкомитет и партнеры Форума приняли решение о запуске с этого года сразу нескольких совершенно новых уникальных проектов и сервисов Форума.

Вебпланета


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное