Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


Информационный Канал Subscribe.Ru

15 Ноября 2005 года

Аркадий Волож: "Мы не в том состоянии, чтобы с кем-то обручаться"
 

Мировые гиганты интернет-рекламы вот-вот начнут на нашем рынке активную экспансию. Но гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож уверен, что иностранцы не смогут конкурировать с нашими компаниями, поэтому им придется покупать российские порталы. "Яндекс" пока не продается.

"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Совсем недавно вы вернулись из поездки в Силиконовую долину, где встречались с главами крупных инвестфондов и интернет-компаний. Зачем ездили?
АРКАДИЙ ВОЛОЖ:
После IPO "Рамблера" и китайской поисковой системы Baidu к нам стали обращаться разные инвестфонды, как это уже было в 2000 году, когда до нас докатились отголоски интернет-бума. Мы нарисовали презентацию и поехали оценить их интерес. Мы рассказали свою историю и поняли, что для нас открыты все дороги: сотрудничать с кем-то, выйти на IPO или остаться частной компанией. Все это – возможные опции. Теперь нужно что-то решить. По счастью, нам не надо торопиться с решением.

СФ: Значит, вам предложили и организацию IPO, и выкуп акционерной доли, и партнерство? Кто предложил?
АВ:
Всех не назовешь, потому что их десятки. Западные компании, общаясь с российскими, естественно, спрашивают себя: хорошие ребята, может, их купить? Или самим прийти в Россию и убить?

Для получения официального предложения нужно дать понять, что мы этого хотим. Но предложение ко многому обязывает. Если девушка получает кольцо, даже если оно не обручальное, а означает только помолвку, то это все равно серьезно. А мы не в том состоянии, чтобы с кем-то обручаться. Поэтому есть только явные и неявные намеки.

СФ: Не совсем понятно…
АВ:
Понятно, что есть разные опции. Какую из них мы выберем, я сказать пока затрудняюсь.

СФ: Много ли можно выручить от размещения акций или от продажи компании? Сколько стоит "Яндекс"?
АВ:
Частные компании не имеют стоимости: кто сколько дал, такая и цена. У компании более 20 акционеров. Какие-то внутренние сделки происходят постоянно, и в транзакциях фигурируют разные стоимости акций.

СФ: Существуют ли примерные оценки?
АВ: Можно только рассуждать по аналогии. Близкий по аудитории Rambler стоит $250 млн, но поисковая составляющая у них втрое меньше нашей, а это основные деньги. К тому же мы давно прибыльные, значит, мы не должны стоить дешевле.

СФ: А если сравнивать с зарубежными компаниями?
АВ:
Оборот у китайского поисковика Baidu такой же, хотя прибыль в три раза меньше, потому что рекламу они продают через 2,5 тыс. своих представителей в китайских городах. Это дорогая модель. Мы же продаем рекламу через интернет-сервис "Яндекс-директ", поэтому у нас высокая маржа, до 50%. Но при этом Baidu стоит $2,5 млрд, потому что в Китае 100 млн интернет-пользователей, а в будущем их станет несколько сотен миллионов. В России же 40 млн пользователей, а в перспективе – не больше 60 млн, поэтому Китай дороже. Но стоимость Baidu можно считать нашей верхней планкой.

СФ: Вы упомянули, что мировые интернет-гиганты рассматривают возможность самостоятельной экспансии на российский рынок. Не боитесь, что они нарушат ваши планы?
АВ:
Они тоже изучают все опции: купить одного из крупных игроков или неважную компанию, а потом пытаться ее поднять, как это делает Google в Китае. Или развиваться по франчайзингу, как Yahoo! в Великобритании, где ему удалось занять 30% рынка. Или выйти самостоятельно, как Google в Европе. Но я плохо представляю, как им самим отыграть российский рынок. Сейчас это задача непростая. Мы ведь тоже не стоим на месте.

"Я не знаю, как шутят на Филиппинах, поэтому никогда не запущу филиппинский портал"

СФ: В СМИ активно муссируются слухи о том, что Google в ближайшее время откроет в России свой офис и начнет агрессивную экспансию. Стоит ли этому верить?
АВ:
Больше похоже на слухи. При обсуждении создания технопарка под Санкт-Петербургом кто-то сказал, что туда может поехать Google. Так в The Moscow Times появилась статья о том, что Google приходит в Россию. Информация об этом была перепечатана западными лентами новостей, а уже из них попала в российские СМИ. При этом говорилось, что технопарк будет вмещать 3 тыс. рабочих мест, а его строительство обойдется в $1 млрд. Журналисты приписали Google эти инвестиции и рабочие места. Google скромно отказался от комментариев. А что тут комментировать? Если скажут, что "Яндекс" открывает технопарк в Калифорнии, я тоже ничего не прокомментирую.

СФ: Глобальные интернет-компании пока не блещут успехами на российском рынке. Как вы думаете, почему?
АВ:
И Google, и Yahoo! имеют русский интерфейс и поиск, который находит русскоязычные страницы в интернете. Но на Google, например, приходится всего 5% от общего количества поисковых запросов и еще столько же – на его поиск, лицензированный Mail.ru. В то время как у Rambler 25%, а у нас 60%. Такое распределение встречается редко: в мире не так много стран, где национальная поисковая система сильно доминирует. Например, в Китае у Baidu 40%, а у Google 30%. Совсем небольшое отставание. Если бы Google и Yahoo! выдавали лучшие результаты, чем "Яндекс" или "Рамблер", то в мгновение ока ни одной живой души не осталось бы на этих сайтах. Наверное, дело в технологиях поиска, которые в чем-то лучше западных.

СФ: Неужели пользователь сразу может разобраться, чей поиск лучше?
АВ:
Вообще-то нет. Скорее всего, происходит так: в какой-то момент пользователь сравнил и ему понравилось. Потом он искал еще, и этот поисковик его не разочаровал. Видимо, "Яндекс" или Rambler дают более релевантные результаты поиска, чем Yahoo! и Google. Хотя есть и еще одна важная особенность. Все говорят: интернет – это система без границ. Государственных границ действительно нет, но есть, например, очень сильные языковые барьеры. Человек, который читает газеты на русском, никогда не будет читать их на китайском, а на английском очень редко. Российского пользователя больше интересует, куда поехал Путин, чем куда поехал Буш. Интересно читать российские новости, иметь российские энциклопедии, искать товары в российских магазинах. Поэтому надо быть не просто поисковиком, а порталом: запускать местные сервисы и собирать контент.

СФ: Но ведь и глобальные компании могут писать про Путина и делать российские новости?
АВ:
Глобальные компании могут заниматься этим, но улучшить картину удастся года через два. Тем временем Rambler, Mail.ru и "Яндекс" не сидят сложа руки. Мы запустили уже 18 различных сервисов. Мы для сервиса "Яндекс-новости" заключили тысячу договоров со СМИ, а для "Яндекс-маркет" – тысячу договоров с интернет-магазинами. Впрочем, технологии поиска и контент – это еще не все. Как и телевидение, интернет является объектом массовой культуры – от Моцарта до подзаборной песни. Чтобы запустить телеканал или интернет-портал, он должен быть модным, должен нравиться. Для этого надо уметь шутить с аудиторией. Я не знаю, как шутят на Филиппинах, поэтому никогда не запущу филиппинский портал. Вдруг я сделаю что-то серьезное, а там начнут смеяться. Или наоборот: захочу пошутить, а скажут, что со мной что-то не так.

СФ: Почему, перечисляя способы привлечения новых пользователей, вы не упомянули о рекламе?
АВ:
Интернет – это социальная среда. В интернете хорошо работает word of mouth – "сарафанное радио", то есть новичок идет туда, куда ему посоветовали более опытные товарищи. Массовая реклама – это телевизор, который интернет-пользователи смотрят относительно редко. Вот Yahoo! в США давал телевизионную рекламу. Он был на каждом автобусе в Нью-Йорке. Почему же люди там пользуются Google, который прямую рекламу не дает? Есть ощущение, что для победы на рынке нужно вытравить население дустом и поселить другое, которое будет искать в Yahoo!.

СФ: Сколько "Яндекс" зарабатывает на рекламе?
АВ:
В 2004 году оборот компании составил $18 млн, а прибыль $7 млн. За девять месяцев этого года мы сделали $23 млн. (Прибыль от медийной рекламы составляет 20% от всех доходов, оставшиеся 80% приносит поисковая рекламаконтекстные рекламные объявления, которые показываются вместе с результатами поиска. – СФ). В поисковой рекламе у нас много маленьких рекламодателей из малого и среднего бизнеса – продавцов окон ПВХ, холодильников, тонированных стекол для "Жигулей". Они платят $100–300 в месяц, но их десятки тысяч. Сейчас на "Яндексе" крутится 10 тыс. рекламных кампаний. Приблизительно в 30% результатов поиска на "Яндексе" содержатся рекламные блоки.

СФ: То есть поисковая реклама для вас выгоднее, чем баннеры?
АВ:
Центральный баннер на главной странице сайта стоит почти $200 тыс. в неделю. К тому же площадке достается лишь около половины от его стоимости по прайс-листу, а остальное – скидки и заработки рекламных агентств. В поисковой же рекламе в основном прямые продажи.

СФ: Каков потенциал рынка интернет-рекламы?
АВ:
В США на интернет-рекламу тратится $100 на человека в год, у нас – $2. Есть куда расти. Рекламный рынок в России увеличивается на 20–30% в год. Рынок интернет-рекламы ежегодно удваивается, по большей части за счет поисковой рекламы. Поисковая реклама – это почти то же самое, что и объявления в справочнике "Желтые страницы" или газете "Экстра М". В отчетах рекламной ассоциации АКАР объем рынка специализированных изданий в 2004 году равнялся $480 млн. Интернет отъедает куски от этого рынка. Пока отъел немного – десятую часть. Но вырасти до $200 млн сам бог велел. В перспективе увеличит темпы роста и медийная реклама. На Западе уже осознали, что люди больше времени проводят в интернете, чем у телевизора.

СФ: С нового года "Яндекс" перестанет брать деньги за показы поисковой рекламы и рекламодатели будут платить только за переходы по ссылке на свой сайт. Цена перехода будет определяться путем аукциона через сервис "Яндекс-директ". Что дает вам это нововведение?
АВ:
Во-первых, так полезнее для рекламодателей. Они платят за результат, а не за процесс. Во-вторых, удобнее для пользователя: реклама соответствует его запросу. Он получает более релевантную рекламу, значит, чаще на нее кликает. Чем лучше пользователю и рекламодателю, тем больше денег получает площадка. Это нужно было сделать давно, но чтобы приучить игроков к новому сервису, понадобилось время. Хорошего аукциона не получилось бы без достаточного количества игроков.

СФ: "Рамблер" позиционируется как медиахолдинг, у него есть телевидение, интернет-портал и SMS-провайдер. Объединив свои активы, компания намерена когда-нибудь создать СМИ нового поколения – мобильное интерактивное телевидение. А у вас есть "великая идея" на будущее?
АВ:
Я вам так отвечу. Есть три типа приложений: карманные, настольные и диванные. Карманное приложение всегда с тобой: ключ, записная книжка или сотовый телефон. Главные их свойства – маленький вес и размер. Они помещаются в кармане и должны быть всегда рядом. Другой тип приложений – настольные. С ними связан любой вид конторской работы. Это кассовый аппарат, амбарная книга или компьютер. Наконец, диванные приложения: телевизор или книга. Никакой интерактивности, кроме перелистывания страниц. Такие приложения существуют сами по себе и никогда не смешиваются. Все попытки соединить мобильный телефон с компьютером, а компьютер с телевизором лишь порождают нишевые продукты. В России продается всего 200–300 тыс. карманных компьютеров в год, а десктопов – 5–6 млн. У "Яндекса" все сервисы имеют мобильный интерфейс. Ежедневно им пользуются 3 тыс. человек. Но это несравнимо с 3 млн на обычном "Яндексе". Поэтому мы занимаемся самыми массовыми приложениями – настольными, и самыми массовыми сервисами – поиском и коммуникациями.

СФ: А где же "великая идея"?
АВ:
Предоставление ключевых массовых настольных сервисов русскоязычным пользователям. Идея достаточно масштабна, чтобы быть великой.

Секрет фирмы

Рекламные пути исповедимы
 

"Нынешняя ситуация в сфере рекламы — почти трагична, — считает автор нашумевшей книги „Бархатная революция в рекламе” Серджио Зимен. — Вместо того чтобы увеличивать продажи, рекламисты вообразили себя истинными творцами и сосредоточились на создании чего-то забавного, но не способного донести нужную информацию до потребителя. В итоге реклама не работает". И это говорит не какой-то гарвардский очкарик-консультант в приступе "пиаро-маркетинговой" горячки.

Это человек, лично и не без успеха рекламировавший Procter & Gamble, Coca-Cola, Pepsi, Nescafe, General Motors и т. п. А недавно и вовсе названный The Times одним из трех лучших специалистов по рекламе ХХ века наряду с Дэвидом Огилви и Лестером Вундерманом. 

Реклама рекламы

Суть проблемы, которую, не стесняясь в выражениях, разбирает господин Зимен, заключается в следующем. Сегодня слишком многие рекламисты ("самодовольные идиоты", заслуживающие "специального места в аду за некомпетентность") даже не знают, что такое реклама. Поэтому слишком многие рекламные кампании, особенно лауреаты фестивалей и фавориты деловой прессы, приводят к падению продаж товаров, которые они призваны рекламировать. 

Ну а слишком многие бизнесмены, в свою очередь, записывают рекламу в расходы, тогда как реклама — это инвестиция, единственный смысл которой заключается в принесении прибыли инвестору. 

Усугубляется ситуация еще и тем, что рекламодатели и рекламные агентства практически никак не реагируют на изменения в правилах игры на рынке, которые произошли за последние годы. А изменилось ни много ни мало даже то, как люди тратят деньги. Еще десять лет назад конкурентом, скажем, производителя макарон считался бы другой производитель макарон. И если один производитель выигрывал, то другой, соответственно, проигрывал. В современной же экономической ситуации эта модель абсолютно бесполезна. 

Люди имеют почти неограниченный выбор товаров, но при этом располагают очень ограниченными средствами, чтобы их покупать. В результате четко организованные категории покупателей перестали существовать. 

Покупатель, когда-то выбиравший между марками макарон, теперь может сделать выбор в пользупакетика чипсов, консервированного тунца, сыра — плюс бесконечность. Поэтому вместо вопроса: "Если не мои, то чьи макароны он покупает?" производителю макарон нужно задаваться более сложным вопросом: "Если он не покупает мои макароны, то на что он тратит деньги?" Например, исследования, которые в 1990-х годах провела Coca-Cola в России, показали, что конкурентами Coca-Cola были не Pepsi и квас, а… автобус. Россиянам в своей массе приходилось выбирать: добираться до дома на своих двоих с бутылкой "коки" или "в сухую" на автобусе. 

Очевидно, что такие фундаментальные изменения в покупательском поведении требуют не меньших изменений в позиционировании и рекламе продуктов. Однако рекламщики продолжают работать по старинке, пуская деньги рекламодателей на ветер. 

Аргументация у господина Зимена самая жесткая. Вот, например, некогда крайне популярный ролик Budweiser, в котором персонажи приветствуют друг друга непонятным словом "васп". В 2000 году ролик завоевал призы просто на всех фестивалях мира. Более того, дурацкое словечко стали повторять люди на улицах, спрашивая друг друга: "Васп?" Одно плохо. В результате продажи Budweiser снизились на 8,3%, что стало крупнейшим падением с 1994 года. 

Многих наград и хвалебных отзывов в прессе была удостоена и реклама компании Pets.com, торговавшей товарами для животных. Героиня рекламных роликов этой компании — веселая собачка-марионетка — завоевала сердца практически всех, кто ее видел, и "перешла из разряда идолов рекламы в идолы поп-культуры". Но сухой корм, который рекламировала эта собачка, так никто покупать у нее и не стал. В итоге собачка, в виде игрушек, наклеек и т. д., осталась жить, а сама компания Pets.com канула в Лету. "Рекламисты,— заключает Серджио Зимен,— так увлеклись творчеством, что забыли о том, что реклама должна была помогать продавать товары, а не рекламировать их". 

Аналогичные парадоксы, когда популярной становилась именно реклама, а не рекламируемый товар, возникали и у компании Тасо Bell, и у Apple, и у многих других. 

Голый король

По данным Зимена, большинство популярных роликов содержат юмор, сатиру, фарс. Но только в 20% из них звучит призыв к действию — к покупке товара. Хотя любой специалист по маркетингу, даже если его разбудят среди ночи, без запинки скажет, что для продажи товара в первую очередь требуется именно это. 

В то же время автор "Бархатной революции" подчеркивает, что ни в коем случае не оспаривает значимости как такового творчества и артистизма в рекламе. Но эти "плоды вдохновения" должны заставлять людей покупать товаров больше, чаще и по более высоким ценам. А для этого нужно вспомнить прописные истины: реклама должна сообщать о выгодах и особенностях продукта или услуги, да таким образом, чтобы заставить клиентов почувствовать, что эти продукты и услуги сделают их жизнь легче или проще. 

Также ни в коем случае не оспаривается значимость рекламирования торговой марки и того факта, что каждая компания должна позиционировать себя на рынке, отличаться от конкурентов и привлекать внимание публики. Но проблема состоит в том, что большинство компаний не понимают, что отличие ради отличия — это пустая трата времени и денег. 

Цель создания торговой марки, точно так же, как цель любого другого рекламного мероприятия, состоит в том, чтобы продавать товар. Любой другой подход, уверяет Зимен, приведет к неудаче. Даже если образ компании будет внедрен в сознание людей, это еще не гарантия роста продаж и возникновения лояльности клиентов. 

Слишком легко добиться известности и привлекательности марки, которые не соответствует потребностям людей и, следовательно, не мотивируют их на покупку товара. Та же собачка-марионетка компании Pets.com — забавный, запоминающийся образ, создающий впечатление, что и товары этой компании связаны с чемто веселым и затейливым. Но у компании не было в продаже ничего веселого. Таким образом, Pets.com давала обещания, которые не могла сдержать. На том и погорела. 

В подтверждение тезиса упоминаются и Альберт Гор, и приборы Sunbeam, и даже Xerox. Все они имели 100-процентный уровень известности и все же терпели крушения. 

И все оттого, что в какой-то момент они начали воспринимать свою известность как должное и забыли о том, что если не называть клиентам причину, почему они должны покупать товар, и постоянно не вдалбливать эту причину в их головы, товар не будет продаваться. "Известность и признанность— это, конечно, великолепно,— констатирует Зимен,— но лучше, когда вашу марку не только знают, но и покупают". 

Покупают же ее в том случае, если людям, например, говорят, что такой-то стиральный порошок стирает лучше, чем любой другой порошок,— и сдерживают обещание. То есть когда проникают в нужды и потребности людей. В условиях огромного выбора товаров и жесткой ценовой конкуренции заставить клиентов оставаться приверженцами какой-то одной марки — неимоверно сложная задача. Единственная вещь, которая делает клиентов лояльными,— это привычка, а единственный способ развить привычку — это втянуть их в отношения с маркой. Ну а в отношения они "втягиваются" лишь при одном условии: если эти отношения основаны на том, что покупатели получают что-то важное и ценное. 

Построение рекламной политики на каких-либо других принципах, по мнению Серджио Зимена, обречено превратиться в вариацию на тему "Новое платье короля" с рекламодателем в роли короля, рекламистами в роли портных-обманщиков и с рекламой в роли несуществующего платья. Ярчайший пример развития событий по такому сценарию — коллапс интернет-компаний в конце 1990-х. 

Консультанты и специалисты по маркетингу убедили эти компании в том, что главное в деле достижения успеха — это известность, и даже подсчитали, что создание марки, необходимой для получения известности, обойдется в $250 млн. 

И интернет-компании начали с помощью всех подряд рекламоносителей заявлять о себе широкой публике. В итоге на рынке образовалась целая куча широко известных компаний, потративших по четверти миллиарда на рекламу, но не имеющих ни клиентов, ни прибыли. То есть оказались раздетыми догола.

газета "Бизнес"

CNews предложил магазинам размещать рекламу бесплатно
 

Посвященный цифровой технике портал ZOOM.CNews объявляет о введении бесплатного размещения прайс-листов компаний-участников рынка электронной торговли.
Каталог цифровой техники на ZOOM.CNews содержит описания свыше 14 тысяч моделей, содержащие подробные спецификации, фотографии, контактную информацию продавцов и базу трехмерных моделей цифровых устройств. Утверждается, что посещаемость ресурса превышает 25 тыс. человек в день.
Бесплатное размещение позволит магазинам объективно оценить возможности площадки, а менеджерам по продажам рекламы CNews – быстро получить доступ к представителям целевой аудитории.

Oborot.Ru

Агентство "25 кадр" создало промо-сайт для DIM
 

Маркетологам, продвигающем французский бренд DIM на российском рынке захотели получить информацию о «своём» сегменте одежного рынка. В частности, требовалось (и требуется) знание собственной потенциальной «покупательской аудитории». Возраст, доходы, fashion-предпочтения и прочее многое.

РА «25 кадр» предложило своё оригинальное решение, оправдавшее себя мгновенно. Центральным (европейским) офисом были заказаны рекламные фото-сессии. При этом «на гонорарах» не экономили, пригласив признанных маэстро жанра. Ведь требовалось создать не только и не столько информационно-рекламный продукт, но произведения, имеющие собственную художественную ценность – такие, которые привлекали бы к себе внимание априори. Далее «25 к.» построило промо-сайт DIM'а, на котором эти работы были размещены. Также на сайте была вывешена анкета, ответы на вопросы которой требовались «DIM-штабу». Для «активизации/стимуляции» заполняемости анкет посетителями объявлен конкурс для участников опроса, с весьма солидным призом (автомобиль). В результате только в течение первой недели существования сайта было заполнено более 2000 анкет. Дальнейший темп роста этого числа позволяет предположить, что через три месяца (время, отпущенное на рекламную кампанию) будет заполнено не менее 40 тыс. анкет.

Таким образом, было создано новое рекламное пространство, принадлежащее только заказчику. Был привлечен интерес потенциальных покупателей к продукту (ведь заполняющие анкету «автоматически» знакомились с новыми предложениями DIM'а). И наконец, экономились весьма существенные средства – ведь для проведения социологического исследования такого масштаба в невиртуальной среде потребовались бы большие усилия и затраты.

Webrating.ru

Перестраиваемый контент
 

Сайт (!) в пяти вариантах: понятно, сурово, готично, умно и сладко.

Дима Вернер: "Новые русские сошли на нет"
 

Это показатель и уровня нашей аудитории, и уровня лучших анекдотов. Анекдот острый, горький, грубый, с неожиданной концовкой. Он был прислан девять лет назад и произвел на меня большое впечатление. Так что я не стал бы передавать корону, врученную посетителями сайта, какому-то другому анекдоту.

– Все анекдоты, приходящие на сайт, вы прочитываете сами. За эти десять лет только опубликовано почти полмиллиона анекдотов и историй, а прочитали вы намного больше. У вас еще не возникло идиосинкразии к этому жанру или это просто проект, в который много вложено и бросать жалко?

– Конечно, чувствую большую усталость. Но должен признаться, что я до сих пор иногда смеюсь над анекдотами – и в особенности над историями из жизни.

– Как за эти десять лет изменялась тематика анекдотов? Есть ли какие-нибудь закономерности в смене объектов для шуток?

– Общая закономерность – народ реагирует на любое событие, имеющее широкое общественное звучание. И чем важнее событие, тем больше анекдотов на эту тему. Вот прямо сейчас уже идут анекдоты про погромы во Франции, недавно на сайте были спецвыпуски анекдотов про неудачу сборной России по футболу, про события на Украине, про ураганы в Америке, про монетизацию льгот...

Что касается общей тематики, то есть вечные темы и герои, а есть меняющиеся со временем. Например, бывшие популярными в 1995–1997 годах анекдоты про новых русских практически сошли на нет, зато все больше становится анекдотов и историй из серии «блондинка за рулем», так как все больше женщин в России водит машину.

– Сейчас много жалуются на то, что планка юмора опустилась, если не рухнула, и ругают «Аншлаг» и Петросяна. Как в «Анекдотах из России» обстоят дела с «тотальным повреждением нравов народных»?

– Я бы не стал говорить о «повреждении нравов». Дело в несовпадении форматов. Телеюмористы большим ковшом черпают шутки из интернета и рассказывают по телевизору те же самые анекдоты с сайта «Анекдот.ру». Но то, что является уместным в подвыпившей компании или один на один с монитором, может покоробить, когда рассказывается артистом со сцены. Точно так же песни под гитару нетрезвыми голосами отлично идут на дружеской вечеринке и абсолютно некстати на праздничном концерте. А жаловаться, что «не над тем народ смеется», по-моему, не стоит.

– За десять лет ваш ресурс собрал огромное количество анекдотов, причем хронологически разнесенных. По сути, это клад для филологов. Обращались ли к вам из академических кругов на предмет возможного сотрудничества?

– Еще в 90-е мне писали русисты из Финляндии, Японии, недавно из Гарварда письмо было. Просто говорят спасибо за коллекцию, а обращаться на предмет сотрудничества – зачем? Ведь все и так лежит в открытом доступе. Например, знаю, что в РГГУ была защищена диссертация про Штирлица, в которой использовались в том числе и материалы «Анекдот.pу», но мне автор диссертации сама об этом не сообщала. Конечно, имеет смысл обрабатывать все фольклорные материалы, которые есть в интернете, а не только архив «Анекдотов из России».

Но наш архив кроме хронологической упорядоченности имеет еще одно очень важное преимущество. В отличие от просто развлекательных сайтов, собрание «Анекдот.ру» – академическое. Я собираю анекдоты не просто безо всякой цензуры и вкусового отбора, но и во всех возможных версиях и изложениях, со всеми вариациями и точно в том виде, в котором они были присланы. Это действительно клад для научной работы, и не только филологов-фольклористов, но и историков, социологов, психологов, этнографов.

Однако у меня есть серьезные сомнения в том, что все это когда-либо и кем-либо будет использоваться и изучаться. Дело в том, что в интернете в целом собрано фактического материала гораздо больше, чем может быть обработано и изучено любыми научными силами. Да и нужно ли? Для меня важно оставить свидетельства о нашем времени в наиболее полном и неискаженном виде, без вмешательства не только цензуры, но и любых вкусовых пристрастий. Зачем? Не знаю. Пусть будет.

Газета.ру


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: business.ad.webrating
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное