Объективность
тестов, проводимых различными автомобильными изданиями, неоднократно
ставилась под сомнения на автофорумах. Главный аргумент скептиков —
якобы ни один журнал не захочет ссориться с рекламодателями, пусть даже
потенциальными. Так ли это? Можно ли доверять тестам, к примеру, журнала
«За рулем»?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно
разделить информацию, представленную в любом материале, на две части:
объективная и субъективная. Притворимся скептиками и будем утверждать,
что субъективную часть любой статьи можно придать сомнению: в ней, в
этой части, выражается совокупное мнение тест-пилота, автора статьи,
редакции — и это мнение может быть не совсем незаангажированным.
К примеру,
тест-пилот может быть джипером с большим стажем и садиться на
моноприводные легковушки с чувством легкой брезгливости. Или проявлять
симпатии к определенной сети заправок, где у него имеется скидка.
Подобные моменты полностью исключать нельзя, ведь человеческий фактор в
написании любых статей никто не отменял. Но тесты тем и отличаются от
обычных статей, что содержат и объективную информацию — результаты
тестов, выраженные в цифровом значении. Именно результаты тестов,
измерений, а не оценочные баллы. Взять, к примеру, тест зимних шин.
Каждая шина в процессе тестирования обрастает цифрами: глубина
протектора, масса, твердость по Шору, а главное — динамические
характеристики, в частности, тормозной путь в тех или иных условиях.
Никакие отношения с рекламодателям не заставят редакцию журнала
подделать подобную информацию — это подсудное занятие. Скорее, будет
попытка (и весьма грамотная — там ведь профессионалы работают)
«политически правильно» преподнести те или иные цифры. К тому же, в
тестовых статьях присутствуют мнения экспертов — эти люди тоже не будут
подрывать свою репутацию. Для тестов жидкостей, в частности, бензинов,
задействуются ресурсы независимых лабораторий. Поэтому цифры будут
отображать только одно — реальность.
Понимая такое разделение информации,
можно выработать правильное восприятие журнальных тестов. Наиболее
верное решение — воспринимать лишь конкретику, выраженную в результатах
измерений и самостоятельно сопоставлять эти результаты, полученные от
различных моделей тестируемого класса и, что немаловажно, с собственной
реальностью, применительно к своему автомобилю и условиям его
эксплуатации.
А как же быть с рекламой? Отзывы на
форумах неоднократно акцентировали внимание на том, что победитель того
или иного теста «За рулем» обязательно выходит рекламным макетом в том
же номере, что дает повод для размышления.
Современный читатель-автомобилист, по
сути, стоит перед выбором: собирать по крупицам информацию из различных
источников, или использовать журнальные тесты, с умом проанализировав их
и отделив, что называется «зерна от плевел». Пожалуй, второе — наиболее
логично, ведь даже при всей возможной предвзятости и заинтересованности
в рекламных бюджетах, редакция проделывает в процессе тестирования
огромную работу, собирая по крупицам данные, результаты измерений и
технические характеристики. И грех автомобилисту не воспользоваться
результатами этой работы, обратив ее себе на пользу, но при этом не
попадаясь в расставленные сети рекламных акций.