Основная
проблема, с которой сталкиваются водители при обзоре через зеркала
заднего вида – это «мертвые зоны». Машину, следующую в соседней полосе и
отстающую на половину корпуса, трудно заметить. Результат – большое
количество столкновений при перестроении. Панацеи от «мертвых зон» до
сих пор нет (за исключением современных систем обзора через камеру, что
встречается исключительно на дорогих моделях), тем не менее способов
борьбы с ними несколько.
Первый, довольно популярный – это использование внутрисалонных сферических зеркал.
Плюсы: одним
взглядом можно оценить ситуацию через заднее и боковые стекла. Однако и
минусы таких зеркал известны всем. Они сильно искажают реальное
расстояние, к чему не так просто привыкнуть. К тому же пассажиры или
груз создают трудности при использовании этих зеркал, поэтому
рассчитывать только на него нельзя. Что же можно сотворить с боковыми
зеркалами? Напрашивается довольно простой вариант: поставить
аналогичные детали размером побольше. Нередко можно увидеть на Нивах
зеркала от Газелей, а на последних – полноценный «лопух» грузового
автомобиля. Что ж, такое «усовершенствование» в самый раз для городских
поездок, если конечно изменения внешнего вида придутся по душе
владельцу. Но вот на больших скоростях большие зеркала не только будут
создавать дополнительное аэродинамическое сопротивление, но и скорее
всего перестанут радовать хорошим изображением. Качественно
зафиксировать большую деталь на легковушке вряд ли удастся. Те кто
сомневается может взглянуть на оригинальный способ крепления: массивные
кронштейны используют отнюдь не случайно. Будем думать дальше. Что по
поводу данной проблемы скажут «умные люди» в автосалонах и магазинах?
Продавцы запчастей, все как один кивают в сторону прилавка со
сферическими, цилиндрическими и прочими изогнутыми зеркалами малого
размера. Дескать, налепив такое прямо на штатное, можно практически
избавиться от «мертвых зон».
Глядя на изображение в зеркале,
понимаешь, что тебя не обманывают. Но что может быть лучше
практического теста? Первое, с чем придется столкнуться – выбор
качественного зеркала. Большинство экземпляров подобной продукции
таковыми вовсе не являются, так как отражающий элемент в них – простая
окрашенная пластмасса, которая к тому же плохо закреплена в корпусе.
Последнее приводит к активному попаданию влаги и грязи во внутреннюю
полость. Но даже если удастся подобрать действительно стоящую деталь,
толку от нее будет мало. Во-первых, существенно уменьшится площадь
поверхности стандартного зеркала (ровно на размер долнительного
зеркала), во-вторых, разглядеть что-либо на маленьком «экранчике»
довольно сложно, вдобавок когда на рассматривание нужны лишь считанные
доли секунды. Последнее связано не только с небольшими размерами:
человеческому глазу сложно воспринимать сразу две картинки разного
размера., поэтому водителю нужно сначала взглянуть в большое зеркало,
чтобы оценить происходящую ситуацию, а уже затем в маленькое, чтобы
удостовериться в отсутствии машин в «мертвой зоне». Такая
перефокусировка выливается в достаточно большую потерю времени –
настолько большую, что современный ритм вождения не может позволить
такое роскоши. Впрочем, у «кругляшей» все же есть свои достоинства. В
сферическом зеркале легко увидеть отражение собственных бортов, что
очень помогает при парковке автомобиля. Цилиндрическое же таких
преимуществ не имеет.
И наконец рассмотрим «цивилизованные»
методы борьбы с «мертвыми зонами». Иностранные производители
автомобилей давно и широко используют асферичные зеркала – удачное
сочетание обычного плоского и сферического. Основная площадь такого
зеркала отображает изображение без каких-либо искажений, дальний же
сектор от водителя искривлен так, что в него входит гораздо больший
участок дороги. Выпуск подобных зеркал уже освоили российские
предприятия. Разница в стоимости стандартного и асферического зеркал
очень мала, если конечно последний не имеет антибликового покрытия и
системы подогрева. Впринцыпе, а почему бы и нет? Весьма неплохой способ
убить сразу несколько зайцев. При желании можно купить и комплект
зеркал с электроприводом, правда это обойдется несколько дороже замены
обычной «стекляшки».