В последнее время фокус-группы
вошли в особую моду в России. Вроде бы полезный маркетинговый инструмент,
позволяющий узнать мнение потребителей о товаре до массового запуска. А иной
раз даже о товаре, существующем в виде идеи. Да и недорогой подход - волне
можно уложиться в несколько тысяч долларов.
НО! Если вы будете принимать решение,
основываясь на данных фокус-групп - это будет очень глупо. Почему? Да
потому, что большинство ФГ используются не для того, чтобы узнать что-то
новое и полезное. А для того, чтобы подтвердить рекомендации маркетолога.
Чтобы снять с маркетинговой компании ответственность на случай провала.
"Вот, смотрите, это все потребители насоветовали, а мы не виноваты".
И даже если вам не избежать
использования ФГ, постарайтесь принять к сведению:
- поведение участников ФГ легко корректируется в нужную сторону
ведущим еще до начала. Достаточно нескольких намеков, чтобы большинство
участников дало "нужные" ответы.
- существует категория людей, которые используют ФГ ля
дополнительного заработка. И доходит до того, что в нескольких совершенно
разных группах более половины участников - один и те же люди. А этого явно
быть не должно.
- постарайтесь разделить функции контроля и исполнения. Если
Маркетинговые мероприятия проводит одна фирма, то пусть ФГ и исследования
клиентов проводит другая.
- ФГ это достаточно сложный (для правильного исполнения) и не
всегда эффективный маркетинговый инструмент. Используйте его, когда в нем
есть сильная потребность.
- если ваша целевая аудитория - генеральные директора предприятий -
возможно, что соответствующих участников на группу придется поискать.