По результатам "кофейного" опроса, в котором приняли участие более 3580 пользователей Рунета, выяснилось, что лишь около 5% из них воздерживаются от употребления кофе. Напротив, большинство участников опроса отдают дань уважения бодрящему напитку, в том числе, 39% предпочитают пить натуральный молотый, 33% - растворимый гранулированный, а 15% растворимый порошковый или сублимированный кофе. Успех растворимого кофе - в быстроте его приготовления при наличии сходства с натуральным молотым по ряду потребительских характеристик. Еще около 6% опрошенных пьют, главным образом, готовые кофейно-молочные смеси из пакетиков.

Таким образом, черный кофе, как и черный чай остаются весьма почитаемыми на просторах Рунета народными напитками. Кроме этого нами отмечено, что большинство из тех, кто не пьет чая предпочитают натуральный кофе, а большинство из тех, кто не пьет кофе предпочитают травяные и фруктовые, зеленый и белый чаи.

Если в потреблении растворимого кофе заметных демографических различий не наблюдается, то натуральному кофе чаще отдают предпочтение представительницы прекрасного пола (45% среди женщин против 30% среди мужчин) и представители старшего поколения (45% среди пользователей старше 45 лет). То ли "понимание приходит с опытом", то ли растет потребность в стимуляции нервной системы...

Наибольшая дифференциация между потребителями чая и кофе прослеживается в связи с уровнем доходов участников опроса. По мере роста доходов (при переходе от группы лиц с доходами "ниже среднего" к группе лиц с доходами "выше среднего") доля потребителей натурального кофе увеличивается с 21% до 43%, а доля потребителей растворимого кофе уменьшается с 42% до 26%; доля потребителей черного чая уменьшается с 78% до 61%, а зеленого чая увеличивается с 19% до 25%.

Немногие среди любителей кофе предпочитают использовать для его приготовления кофеварки различных типов (16%) и френч-пресс (3%). Большинство (43% среди женщин и 55% среди мужчин) обычно заваривают молотый или растворимый кофе горячей водой в кофейнике или непосредственно в чашке. Примерно 28% среди женщин и 18% среди мужчин приготавливают напиток по-восточному, в турке (джезве). Этот факт свидетельствует о высокой значимости эстетической составляющей в потреблении кофе женщинами.

Большинство пользователей Рунета (53%) пьют кофе, также как и чай, преимущественно у себя дома и/или в гостях. С другой стороны, 17% любителей чая, употребляющих его преимущественно на работе, противостоят 26% аналогичных любителей кофе. И хотя кофе, по сравнению с чаем, выглядит в большей степени "офисным" напитком, культура его потребления все еще обнаруживает значительную долю консерватизма. Если употребление чая в любом месте считают допустимым 27%, то аналогичное повсеместное распивание кофе допускают для себя лишь 16% из числа пьющих эти напитки пользователей Рунета. Кроме того, любители кофе проявляют большую склонность к посещению специальных заведений.

Обычно пользователи Рунета пьют кофе, в отличие от чая, из посуды меньшего объема. И если обычная женская мера - чашка 0,1-0,2 литра, то мужская мера - чашка или кружка 0,1-0,4 литра.


Вы пьете обычно из ... ЧАЙ КОФЕ 

- Чашки менее 0,1 литра 2,3% 10,4% - Чашки или стакана 0,1-0,2 литра 20,5% 36,2% ---------------------------------------------------------- - Чашки или стакана 0,21-0,3 литра 37,9% 28,3% ---------------------------------------------------------- - Кружки 0,31-0,4 литра 25,2% 15,6% - Емкости более 0,4 литров 11,7% 5,9%

Большинство пользователей Рунета, из числа употребляющих чай, пьют его не реже 2-х раз в день. Среди любителей кофе ситуация не столь однозначна.

Среди них выделяются три группы - те, кто пьет кофе не чаще 2-3 раз в неделю (около 26%), те, кто пьет его в среднем один раз в день (около 31%), и те, кто пьет кофе более одного раза в день (около 43%).


Как часто Вы пьете... ЧАЙ КОФЕ 
(1 раз=чашка/кружка обычного для Вас объема) 

- 1 раз в неделю и реже 1,9% 12,0% - 2-3 раза в неделю 5,0% 13,4% ---------------------------------------------------------- - 4-5 раз в неделю 4,5% 8,0% - 1 раз в день 9,5% 22,4% ---------------------------------------------------------- - 2-3 раза в день 42,1% 29,1% - Более 3-х раз в день 36,9% 14,2%

Если лучший чай, по мнению пользователей Рунета, - индийский, цейлонский и китайский, то лучший кофе, безусловно, южноамериканский. Около 24% любителей кофе обычно покупают кофе из Бразилии, 14% - из Колумбии, 7% - из других стран Южной Америки. Около 10% отдают предпочтение кофе, поставляемому с африканского континента, в первую очередь, из Кении.

Примерно четверть (23%) пользователей Рунета обычно покупают кофе у российских, 10% - у немецких, 7% у итальянских компаний, доверяя последним выбор поставщиков сырья. Этот выбор подтверждает рейтинг наиболее популярных кофейных брендов.


Кофе каких марок Вы обычно употребляете? 

- Нескафе (Nescafe Classic, Gold и др.) 31,9% - Якобс (Jacobs Monarch, Maxima и др.) 24,5% - Черная карта (Carte Noire) 22,3% - "Жокей" (Классический, Триумф, Империал и др.) 18,9% - Чибо (Tchibo Exlusive, Mild, Mocca, Family, Premium Select) 17,4% - JARDIN (Сидамо, Супремо, Клауд и др.) 12,2% - "Московская кофейня на паяхъ" (Espresso, Арабика, Коломбо) 10,0% ------------------------------------------------------------------- - Паулиг (Paulig President, Extra, Paula и др.) 7,7% - MacCoffee 7,7% - Максвелл Хаус (Maxwell House) 7,6% - Lavazza (Lavazza Espresso, Oro, Super Crema и др.) 7,1% - Амбассадор (Ambassador) 6,8% - Моккона (Moccona Continental Gold, Excellent, Black Label) 6,7% - "Гранд" (GRAND coffee) 6,6% - Давидофф (Davidoff Espresso, Fine Aroma, Rich Aroma) 5,1% - Le Cafе 4,1% - CAFE PELE (Cafe Pele Royal, Premium, Gold и др.) 3,4% - Максим (Maxim) 3,2% - Golden Eagle 2,3% - Куппо ("Петр Великий", Pour Moi, Attache, Gran Rich) 2,2% - Милагро (Milagro Aroma, Rio, Deluxe и др.) 2,2% - Элит (Elite Classic, Platinum) 2,0% - Другие марки кофе 20,0%

Большинство пользователей Рунета при выборе марки кофе полагаются на собственные ощущения и покупательский опыт. Отмечая наиболее значимые критерии выбора продукта участники опроса поставили вкус (63%) и аромат (46%) выше крепости (20%) и цвета (3%), а неизменное качество (48%)и стоимость (36%) продукта предпочли торговой марке (17%) и стране-поставщику (10%).