Блудницы и искусительницы: Как выходили замуж в Средневековье
Блудницы и искусительницы: Как выходили замуж в Средневековье 2014-11-15 00:00 Изюминки Кто и зачем придумал брак? Как в древние времена люди выбирали свою вторую половинку? Как хранили свое целомудрие? И как наказывали искусительницей и блудниц? Почему и сейчас девушки предпочитают выходить замуж по старым обычаям? Об этом читайте ниже. Хранительница очага Брак, когда муж и жена любят друг друга, а их права и обязанности равны, сегодня нам кажется нормой, иначе быть просто не может. Но ещё пару столетий назад женщины об этом даже не могли мечтать, у них вообще никаких прав не было. Всё, что дозволялось женщинам, так это работать по хозяйству. «Вся жизнь женщины сводилась к управлению этим хозяйством. Фактически, у женщины зачастую просто не было времени даже выйти на улицу», – говорит кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ имени Ломоносова Иван Давыдов. На протяжении веков мужья распоряжались жёнами как своей собственностью: легко могли запереть их на замок или сжить со свету, обвинив в измене или воровстве. «Если речь идёт об измене, скажем, простолюдинки, то её могли просто и повесить, как за воровство яблока, допустим, на главной площади или на окраине города», – утверждает художник-галерист Валерий Переверзев.
Слово мужа в семье всегда было законом – таким был образцовый брак. Но кто и когда решил, что так должно быть, и зачем люди вообще придумали жениться?
Ещё 200 лет назад этот обряд был обычным делом – невесты прощались со своим девичеством, семьей, с тем образом жизни, к которому уже никогда не смогут вернуться. Согласно народному обычаю, каждая невеста на Руси должна была искренне оплакать свою беззаботную юность. Этот древний ритуал на протяжении многих веков соблюдался неукоснительно. После замужества девушка навсегда перейдёт в чужой дом и начнёт совсем другую жизнь. О её новом статусе будет говорить даже причёска. «Очень важным был момент, когда невесте меняли причёску. То есть ей расплетали косы, шла к венцу она всегда с распущенными волосами, а потом ей закручивали волосы, надевали на неё женский головной убор, сверху надевали платок, волосы навсегда прятались под этим головных убором, считалось, что замужней женщине уже волосы свои показывать нельзя публично. И вот тут она уже превращалась в замужнюю женщину, именно с этого момента, а не, так сказать, с брачной ночи», – рассказывает заместитель директора Государственного республиканского центра русского фольклора Екатерина Дорохова. Каждая русская невеста проходила через длинную цепочку всевозможных обрядов, и ни одним нельзя было пренебречь. Брак на Руси был центральным событием в жизни каждого человека – особым ритуалом, к которому относились крайне серьёзно. Неудивительно, что к замужеству девушки начинали готовиться с детства. Уже с 10 лет каждая девочка приступала к работе над своим приданым, без него найти себе жениха было очень трудно. Отсутствие своего имущества, как правило, свидетельствовало о бедности девушки, а это автоматически вычеркивало её из списка завидных невест. Согласно общепринятым нормам будущая жена была обязана внести немалый материальный вклад в хозяйство мужа. Поэтому большинство девушек проводили всю свою юность за шитьём.
«В первую очередь это подушки, одеяла, полотенца – всё это она должна была изготовить своими руками. Она должна была большое количество подарков подарить всем своим будущим родственникам. И вот эти подарки были, в общем, регламентированы. То есть считалось, что жениху обязательно она должна сшить и вышить рубашку. Она дарила большие такие, длинные полотенца, тоже вышитые, его дружкам, их перевязывали этими полотенцами. Кому-то дарила пояса, кому-то – платки», – говорит Екатерина Дорохова. Чтобы впечатлить будущего мужа, семья невесты в качестве приданого демонстрировала не только шитьё, но и домашний скот: чем его больше, тем завиднее невеста. Ну и какое же приданое без по-настоящему ценных вещей, например, сундуков из дерева. «Все эти предметы, эти коробочки, шкатулки, сундучки, ларец – это всё входило в приданое невесты. Сундуки являлись дорогими подарками, распространёнными подарками. Они дарились не только женихом невесте или невестой жениху, отцу выходящей замуж дочери. То есть вот эта традиция делать из сундука подарок – это совершенно нормальное явление. Поэтому они были и подарками, и обязательной составляющей приданого невесте, если она выходила замуж», – объясняет ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Наталья Гончарова.
Сватовство без невесты Каким бы богатым имуществом ни обладала девушка, в выборе своего будущего мужа она почти никогда не принимала участия. «Это действительно были договоры между родственниками, в каких-то ситуациях молодые даже не знали друг друга и не были знакомы. То есть даже я во время полевой своей практики уже застал людей, которые женились, не зная в лицо своих будущих (я разговаривал с женщиной) мужей. Были браки, когда выдавали молодых девушек за взрослых мужчин, причём не всегда эти браки были неудачными, и довольно часто они действительно были счастливыми», – рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов. Как ни странно, но роль главных купидонов на Руси играли не родители, а сваты. Именно этим людям, чаще всего родственникам семьи, отец с матерью поручали выбирать судьбу для своих детей. При этом сваты никогда не руководствовались предпочтениями молодых, при заключении брачных договоров ни любовь, ни симпатия не имели значения. Главной целью было найти выходца из порядочной и состоятельной семьи, без видимых физических недостатков. В остальном – стерпится-слюбится. «Сватовство всегда происходило поздно вечером, когда уже было темно, в тёмное время суток. А кое-где даже ночью. Скажем, вот в лесах брянских есть такие сёла глухие, вот нам рассказывали, что сваты приезжали после 12 ночи. Всех будили и проходили. Знаете, вот такая обстановка какая-то таинственная: темно, какие-то люди приезжают, потом они целую ночь сидят, что-то беседуют. Родители, в основном отцы (родные или крёстные чаще), ударяли по рукам. То есть они скрепляли таким рукопожатием ритуальным своё согласие на совершение брака», – говорит Екатерина Дорохова.
Потом, от этого момента, вот уже когда они договорились, до, собственно, самой свадьбы проходило где-то от двух недель до месяца. Замуж на Руси издревле выходили в народных костюмах. Никаких белых пышных платьев ещё не было. Сарафаны и рубахи шились в традиционных цветах своего региона. Кстати, носились эти костюмы и после бракосочетания: их было принято надевать по любому торжественному случаю в жизни. Редкие экземпляры из гардероба молодожёнов прошлого сохранились в Государственном историческом музее. «В конце XIX века на традиционный русский костюм очень большое влияние оказала городская мода. Что мы можем видеть как раз на этом венчальном костюме крестьянки из Архангельской губернии? Этот костюм сшит по моде конца XIX века, где-то 1890-х годов. Влияние городской моды сказалось в том, что уже вместо традиционного сарафана и рубахи девушки надевали нарядные костюмы – юбка, кофточка с поясом, что называлось, в общем-то, парочкой», – рассказывает научный сотрудник Государственного исторического музея Александра Цветкова. Русская свадьба была делом всей деревни. И гуляния продолжались не один день. Но этот праздник предназначался не для молодых, а для родителей, сватов и многочисленной родни. Жених и невеста на свадьбе не веселились, они молчали, ничего не ели и не пили. Новоявленного мужа во время свадебного застолья нередко волновала только одна мысль: сможет ли он с достоинством пройти испытание первой брачной ночи? Ведь с появлением потомства в то время не принято было тянуть. «Тут надо тоже понимать, что женихи в то время были неопытные, и соответственно, после всех событий свадьбы у них действительно могло не получиться чисто по неопытности. Есть вообще подозрение, что в традиционном обществе, и в средневековом в том числе, было что-то вроде такого психического заболевания, такого невроза, связанного вот как раз с боязнью магического воздействия, то есть реально женихи боялись этого, подозревали, что это может быть», – считает Дмитрий Громов. Брачной ночи придавалось большое значение, по сути, это была первая, одобряемая обществом, возможность вступить в интимные отношения, ведь близость до брака осуждалась. Кстати, в некоторых регионах России существовал обычай, когда девушка должна была доказывать свою невинность.
«Очень строго следили, чтобы девушка вела такой образ жизни очень достойный, чтобы с парнями она не гуляла, ничего себе лишнего не позволяла. Обязательно проверяли её честность на второй день свадьбы. Но, правда, в связи с этим всегда бывает очень много разговоров, как они с женихом там какого-нибудь петуха прирежут, чтобы изобразить, что она была честной», – утверждает Екатерина Дорохова. Из поколения в поколение Обычай демонстрации целомудрия молодожёнов соблюдался недолго и далеко не во всех регионах нашей страны. На какое-то время об этом и вовсе забыли, пока Петр I не решил вернуть эту традицию для всех придворных дам. Но самое большое значение нравственности жениха и невесты придавали в средние века в Европе. Церковь, которая имела тогда большое влияние на общество, предписывала вести безгреховный образ жизни до брака. В Англии даже существовал такой обычай, когда после свадьбы у ложа супругов присутствовал свидетель, который должен был зафиксировать не только консумацию брака, но и подтвердить, что молодожёны действительно придерживались строгой морали. «Вокруг брачного ложа существует очень много мифов и легенд. Такие вещи, как снятие пояса целомудрия, или, например, вот это феодальное право первой брачной ночи. Что касается специальных людей, которые присутствовали во время брачной ночи, то, скорее всего, была матрона, женщина в возрасте, действительно в её обязанности входило засвидетельствовать то, что брачная ночь совершилась. Она занималась подтверждением девства самой невесты», – рассказывает магистр истории, соискатель философского факультета МГУ Иван Фадеев. Сегодня такие свадебные ритуалы кажутся суровыми и довольно унизительными. Впрочем, в истории брака было немало шокирующих обычаев. К примеру, в Древнем Риме муж имел законное право не только полностью распоряжаться жизнью своей жены, но и решать, когда ей умереть. В те времена судьба женщины была довольно незавидной. Каждая обязана была исполнять любую волю мужа. И не только его: прежде всего, жена зависела от решений патерфамилиса – отца своего супруга и главы всего рода.
«Это единственный домовладелец, владыка над всем родом, старший из мужчин, и пока он был жив, он, как вождь, решал судьбу каждого члена своего рода. В его руках находилось, в том числе, решение вопроса жизни и смерти новорождённых, причём независимо, эти новорождённые происходили от него или же, скажем, от его сыновей», – говорит Иван Давыдов. В глубокой древности это была абсолютная власть, которая сравнительно поздно, только в эпоху «законов 12 таблиц», а это где-то VI век до нашей эры, была ограничена. Причём и здесь женщины были поражены в правах. Сохранялась обязательно жизнь первой девочки, а вот с остальными женщинами рождёнными могли обойтись весьма жестоко. Брачные союзы между мужчинами и женщинами на протяжении многих тысячелетий устраивали их родители и родственники. Но когда именно такая модель для заключения браков стала общепринятой? Кто её придумал? К сожалению, учёные не могут найти ответы на эти вопросы. Мы даже не знаем, когда люди вообще придумали жениться. «Когда был заключен первый брак на Земле – науке неизвестно. И я думаю, никогда известно не станет. Мы вынуждены ориентироваться на письменные источники, сохранившиеся, в первую очередь, в религиозной традиции. Ну и, согласно Библии, первый брак – это брак Адама и Евы, которые жили в раю, и сам Бог благословил их плодиться и размножаться, населять Землю и владеть ею», – рассказывает Давыдов. Хотя дата первой свадьбы на Земле нам неизвестна, зарождение некоторых форм брака проследить можно. К примеру, печально известный брак по расчёту имеет на самом деле очень солидный возраст: такой тип супружества зародился ещё в раннем Средневековье, и тогда это называли династическим или королевским союзом. Монаршие браки всегда вершились по своим правилам и служили обычно только одной цели – политической. Любой король или царь стремился к выгодным союзам, и самые важные он заключал благодаря брачным договорам с другими правителями.
«Любой брачный союз был связан с очень строгими обязательствами, о которых мы не всегда даже можем точно сказать, но совершенно очевидно, что они были. Например, ты всегда мог рассчитывать на поддержку своего зятя, ты всегда мог рассчитывать на то, что твой сват, пусть это даже и венгерский король или польский династ, в случае необходимости, если тебя пытаются свергнуть с престола, например, обязательно тебе придёт на помощь и даст военную поддержку», – говорит доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Федор Успенский. Династические браки помогали решать множество проблем в государстве, в том числе и расширять границы. Так в XII веке король Англии Генрих II стал крупнейшим феодалом в Европе только потому, что очень успешно устраивал браки своим многочисленным детям. В результате он присоединил Нормандию, Анжу, Аквитанию, Гиень и Бретань. Наследники престолов ещё во младенчестве неоднократно меняли своих суженых. Например, королева Шотландии Мария Стюарт в возрасте 12 месяцев брачным договором была обещана сыну короля Англии Генриха VIII – принцу Эдварду. Через пять лет из-за политического конфликта между государствами регент Шотландии заключил новый брачный договор: шестилетняя Мария Стюарт стала невестой дофина Франциска II в обмен на военную поддержку Франции. Нетрудно догадаться, что мнения самих наследников никто не спрашивал. «Мнение отца, правящего монарха, и его, если угодно, желания, которые определялись политической необходимостью, в первую очередь, они имели куда большее значение, куда больший вес. Средние века – это не та эпоха, где, скажем так, такие индивидуальные чувства являлись чем-то, что принималось во внимание в первую очередь», – говорит Иван Давыдов.
Великая княжеская династия Рюриковичей, которая правила Древнерусским государством около 700 лет, также преуспела на ниве династических браков. На протяжении всего Х и XI веков Рюриковичи не только успешно выдавали своих дочерей замуж за видных наследников европейских государств, но и сами брали в жёны иностранок. Кстати, породниться с русским княжеским родом в то время считалось очень перспективным. «Во-первых, династия Рюриковичей и Русь в то время чрезвычайно мощны с военной точки зрения. Русские князья были вооружены, экипированы, может быть, едва ли не лучше других. Поэтому военная поддержка – тут даже обсуждать нечего, на неё можно было рассчитывать и она была очень мощной. И хотя Русь во многом воспринималась как некая отдалённая территория (не всеми, безусловно, но многими), тем не менее, всё-таки, конечно, русская династия обладала известным статусом и известным престижем, поэтому выдать замуж за русского князя свою дочь – это шаг довольно важный», – рассказывает Федор Успенский. Неравный брак На протяжении долгих веков игры престолов вершились благодаря династическим союзам, при этом личное счастье монархов никого не интересовало. В средние века вообще мало значения придавали эмоциям и чувствам. Но значит ли это, что все пары были глубоко несчастны в браке? Можно ли вообще построить крепкую семью, не пережив влюблённости в супруга? «Сексологи очень хорошо знают, что если люди не совпадают по сексуальному фактору, это вообще может никак не отразиться на климате в семье. Люди могут совершенно непонятной сексуальной жизнью жить, далёкой от какой-то такой нормативной, вообще никакой не жить, но при этом прекрасно ладить по всем другим факторам. Если вдруг летит какой-то другой фактор, особенно если психологический, сексуальный фактор очень быстро подключается. Так что на самом деле сексуальная функция не так уж и важна, как это ни странно», – говорит кандидат медицинских наук Лариса Штарк. Удивительно, но модель древних браков многими учёными сегодня признаётся далеко не самой плохой. К тому же, уверяют нас историки, осмысленная и зрелая любовь между супругами вполне могла существовать, несмотря на отсутствие симпатии и влечения в начале брака. Скорее всего, такой сценарий был нередким.
Впрочем, как бы то ни было, а брак оставался на протяжении многих веков завидной целью как для мужчин, так и для женщин. Но почему это было так важно? Для девушки союз с мужчиной часто был единственной возможностью получить социальную защиту и сохранить хорошую репутацию. Мужчина при этом почти всегда получал богатое приданое, а иногда и земли, которые принадлежали семье жены. И всё же считается, что прежде всего брак был необходим женщине: хозяйство, во главе которого она становилась, и последующее материнство были единственными сферами жизни, где она могла себя реализовать. Не секрет, что правами и свободами жёны во всем мире не были избалованы вплоть до XVIII века. «Эмансипация женщин начинается с эпохи Возрождения, продолжается в эпоху Просвещения, однако мы можем увидеть и во французском праве эпохи Наполеона отголоски прежней традиции. Скажем, по Кодексу Наполеона женщина не имела права заключать никакие договоры купли-продажи без письменного разрешения мужа на трату денег», – говорит Иван Давыдов. В дальнейшем, конечно, эта норма была пересмотрена и аннулирована, но если мы будем читать Кодекс Наполеона, мы увидим, что там эта норма сохраняется, дальше идёт пометка, что она не применяется, и в конце Кодекса появляется новая фраза, которая регулирует уже современное положение женщины, а именно её полное равноправие с мужем. Но в одном женщина не могла добиться равенства с мужчиной: на протяжении всего периода существования института брака ей приходилось мириться с неверностью мужа. Адюльтеры, может быть, не всегда прощались, но браки не распадались. Все потому, что развод был непозволительной роскошью. Без препятствия женщина могла получить его, только если собиралась до конца дней посвятить себя служению Церкви. Такое право было закреплено за женщиной и во времена Римской Империи, и в средние века, и в эпоху Просвещения. «Более того, подчёркивается уже христианскими историками, что женщина, добровольно отказавшаяся от брака в пользу христианского служения, приобретала больше социальных прав. Скажем, она имела право свободного передвижения по городу и вне города, если это было связано с её уже христианской миссией. Понятно, если она давала обет вечного затворничества уже в монастыре, тогда её будущая жизнь в монастыре мало чем отличалась от супружеской жизни», – утверждает Давыдов.
Чёрные вдовы Освободиться от бремени неудачного брака можно было и в случае внезапной кончины мужа. В этом случае вдовы получали свободу и даже возможность повторно выйти замуж. Некоторые жёны умело пользовались этим правом, решаясь на убийство своих мужей. Чёрные вдовы – именно так называли таких женщин. Например, итальянка Теофания Ди Адамо была представительницей целой древней династии отравительниц. Как и все её родственницы, она занималась производством ядов под видом косметических средств – одеколонов и пудрениц. Некоторые историки считают, что самыми известными жертвами Теофании стали французский принц герцог Анжуйский и Папа Римский Климент XIV. Во Франции же самой известной чёрной вдовой была маркиза де Бренвилье. Она отравила не только своего мужа, но и отца, двух братьев, сестру и даже нескольких своих детей. Одно из самых известных отравлений XIX века также произошло во Франции. В 1840 году Мари Лафарж отравила мужа мышьяком, но была поймана и осуждена. Дело Лафарж стало первым в мировой судебной практике, когда обвиняемой вынесли приговор на основании токсикологической экспертизы. Конечно, на преступление решались далеко не все. Многие женщины пытались получить развод официально. Как правило, эти попытки заканчивались ничем. Развести супругов в то время могла только Церковь, но она была в этом не заинтересована. «Церковь стремилась придать браку особый характер. О причинах этого есть разные мнения среди исследователей, но главное – это то, что Церковь стремится придать браку характер нерасторжимый: утверждалось, что брак носит нерасторжимый характер, и Церковь очень тщательно следила за исполнением тех условий, выполнение которых было необходимо для заключения брака. И зачастую Церковь участвовала, непосредственно отслеживала ситуацию внутри самого брака», – говорит Иван Фадеев. Казалось бы, в таких вопросах больше шансов было у аристократов с их деньгами, связями и титулами, но и королевам не удавалось расторгнуть брак. Духовная власть предпочитала закрывать глаза даже на вопиющие случаи. Так произошло со знаменитым браком княгини Евпраксии Всеволодовны из рода Рюриковичей и короля Германии Генриха IV. Не в силах больше терпеть издевательства мужа, княгиня обратилась к духовенству с мольбой освободить её от этого союза.
«У Церкви должна была быть санкция на развод, какой-то повод, она не может взять, просто так развести людей, во всяком случае в ту эпоху. Вот Церковь устроила что-то вроде слушаний об этом. И эти слушания носят зачастую почти порнографический характер, потому что она говорила о вещах чудовищных действительно. Мы не знаем до сих пор, что из того, что она говорила, правда, а что – нет, у меня нет роли арбитра, чтобы судить, что – правда, а что – нет, и, конечно, сердце моё склоняется всё-таки к русской княгине, а не к императору Генриху. Но, тем не менее, в чём-то она его, может быть, и оболгала, потому что настолько чудовищно (там и черная месса, и содомия, и всё, что угодно)», – рассказывает Федор Успенский. Этот брак так и не был расторгнут. Аристократы получали одобрение на развод только в случае, если супруги доказывали, что состоят в близком родстве. К примеру, если они приходились друг другу троюродными или четвероюродными братьями и сёстрами. А вот измена супруга никогда не считалась веской причиной для аннулирования брака. Такое поведение даже не осуждалось в обществе. Стать поводом для осуждения неверность могла только в том случае, если в ней уличали жену, особенно если такое происходило в средневековой Европе. Прелюбодеяние, как известно, было тяжким преступлением и смертным грехом. Но даже когда адюльтеры становились достоянием гласности, духовная власть склонна была винить в этом в первую очередь женщину. Блудницы и искусительницы Для Средневековья вообще было характерно особое отношение к слабому полу: каждая женщина, прежде всего, была воплощением зла, блудницей и искусительницей. Мужчина же часто был жертвой, невольно соблазнённой её прелестями. При этом обвиняемая в соблазнении могла быть вовсе не соблазнительной, но для вердикта Церкви это значения не имело. Блудницу могли очень жестоко наказать. Это орудие пыток называется «железная дева». Она устанавливалась в центре городских площадей на всеобщее обозрение, чтобы горожане знали, какая незавидная судьба ждёт прелюбодеек. «Металлический саркофаг, в который помещалась изменница, по росту вымерялось таким образом, чтобы глаза оказывались на уровне вот этих металлических прорезей. Затем саркофаг закрывали, и шипы пронзали её туловище. Шипы сделаны так, что не задевают её жизненно важных органов, чтобы промучилась подольше», – говорит Валерий Переверзев. История происхождения этого чудовищного орудия пыток довольно таинственная. Никто в точности не знает, где когда и кем был изобретён этот металлический саркофаг. А главное – каким целям он изначально служил. В летописях европейских столиц о «железной деве» упоминания почти нет, а те сведения, которые всё же находят, весьма обрывочны и запутаны.
«Непосредственно «дева» появляется только в XIV-XV веке в Нюрнберге в Германии. Опять же, слухи очень противоречивые. То есть вначале её используют как нечто закрытое такое, говорят, чтобы увидеть «деву», нужно пройти через семь подвалов, то есть открыть семь дверей, и затем уже можно с ней повстречаться. Но в том же раннем Средневековье есть свидетельства, что подобный саркофаг именно использовался и для неверных жён, в том числе, на Сицилии, скажем, в том же Палермо», – объясняет Переверзев. Неограниченные в правах средневековые мужья могли на законных основаниях контролировать интимную жизнь своих жён. Благодаря таким приспособлениям, как пояс верности. Кстати, ключ изготавливался в единственном экземпляре. Таким образом, отправляясь к примеру в долгую поездку, супруг мог в прямом смысле запереть свою жену и получить стопроцентную гарантию её преданности. Ведь снять пояс без его согласия и участия было невозможно. «Пояс верности, все так представляют обычно, может быть, это такой стереотип, и когда делают реконструкции в музеях именно это место в поясе – оно считается главным, оно сделано в виде такого щучьего рта. То есть, знаете, у щуки зубы очень гибкие, загнуты вовнутрь и очень острые. То есть в рот щуки что-то очень хорошо входит, а назад уже не выходит. Вот всем хочется, чтобы пояс верности был устроен по такому принципу, чтобы он не просто ограждал её от любовных утех, но чтобы он ещё и смог разоблачить, смог, так сказать, поймать прелюбодея», – говорит Валерий Переверзев. Железный пояс ранил кожу, провоцируя инфекционные процессы. Многие жены мучительно умирали от болезней, так и не дождавшись своих мужей. Но в истории брака известны и другие способы применения пояса верности.
«Некий Конрад Эйхштедт издает книгу в 1405 году, то есть начало XV века, книга, всего лишь навсего, о фортификационных сооружениях европейских. То есть представьте, это всевозможные защиты стен городских, это всевозможные приспособления для отражения атак на эти стены, и так далее. И в этой книге он впервые зарисовывает пояс, который он видит во Флоренции, этот пояс носят флорентийки от нападения на них, от сексуальных домогательств», – рассказывает Переверзев. В древности общество было крайне патриархальным, и отношение к изменам во многом было навязано именно мужской психологией. Исследования учёных показали, в сознании мужчины его собственная неверность не воспринимается ужасным поступком, часто он вообще не склонен связывать свои похождения с серьёзными чувствами. Близость с другой женщиной может быть лишь физиологическим актом, и не более того. Но если изменяют ему, то это уже расценивается не как безобидная шалость. «Мужчины более болезненно обычно воспринимают такие события, как измена супруги, потому что, опять же, мы вспоминаем о биологическом компоненте – рожают женщины. И в этом случае есть своего рода угроза своему воспроизводству: агрессия, то есть посягательство на территорию, на будущее», – утверждает врач-сексолог, психотерапевт Евгений Кульгавчук. Кстати, такой механизм поведения был присущ мужчинам и в первобытные времена. На заре человечества у мужчин и женщин уже были разные жизненные стратегии. Самка не торопилась с выбором партнера и проводила своего рода отбор, чтобы произвести здоровое и сильное потомство. Самцу же было важно как можно быстрее продолжить свой род, поэтому женщина воспринималась как собственность. При любом посягательстве на избранницу самец реагировал крайне агрессивно, он должен был жёстко отстаивать своё право на продолжение рода. Суровые условия существования древних людей и краткая продолжительность жизни вынуждали их действовать решительно. Впрочем, особое отношение мужчин к изменам не означает, что женщина относится к ней проще. Как раз наоборот, во все времена измена была глубокой трагедией, которая переживалась тяжело и мучительно. Столь сильный эмоциональный ответ обусловлен физиологией.
«Во время сексуальных отношений у женщины больше вырабатывается окситоцина – гормона, отвечающего за привязанность. И женщина буквально врастает своей душой в своего избранника. И в этих случаях, конечно, разводы на психическом здоровье сказываются, потому что это бывают и реактивные депрессии, и тревожно-фобические расстройства, и, конечно, самооценка, очень часто бывает, падает существенно», – считает Евгений Кульгавчук. Уважение к женщинам И всё же на протяжении всей истории брака оскорбленные чувства жён мало кого волновали. Как только девушка становилась законной супругой, она должна была полностью подчиниться воле мужа. Признаки матриархального общества можно встретить лишь на некоторых территориях обитания восточных славян. Из их древних обычаев следует, что к женщинам там относились с большим уважением, причём не только в браке, но и в обществе в целом. «Более того, я хочу сказать, что постепенно с возрастом женщина в семье становилась очень важной, главной. И даже кое-где, мне лично с этим приходилось встречаться, есть отголоски таких древних достаточно по происхождению верований, когда мужчина, который достигал определённого возраста, скажем, где-то 60-65 лет, он уже был не нужен. И нам очень часто рассказывали: «Вот, – говорит, – в прежние времена стариков лабанили». Их просто сажали на саночки, везли к оврагу, палкой так по лбу – и они в овраг этот на саночках их спускали», – рассказывает Екатерина Дорохова. Такие истории, конечно же, исключение из правил. Даже в эпоху Просвещения, когда женщины получили больше государственных прав и свобод, общественный этикет предписывал им терпеть неверность мужа. «Женщина заранее понимала, что это произойдёт, и шла замуж, понимая, что она должна терпеть и прощать, что это работа как бы, ещё одна работа, такой вот тяжёлый труд. Поэтому мы встречаем в мемуарах понятие как «ужасная обязанность жены», «ужасная обязанность супруги», – считает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории МосГУ Ольга Елисеева. Здесь происходила вот ещё какая печальная ситуация: женщина не имела права показать, что она знает. Если она показывает, что она знает о каких-то грехах своего супруга, то, как учили её многочисленные матушки, он будет уже делать это на твоих глазах, фактически.
Но не стоит думать, что женщина в браке всегда только проигрывала. Находясь в законных отношениях с мужчиной, она получала то, о чем мечтала с детства. «Женщина, чаще всего, выходит замуж именно для того, чтобы получить огромную силу и огромную власть, которой у неё в девицах не было. Она получает фактически, она становится администратором всего этого немалого хозяйства. И недаром все, кто описывал русских женщин этого периода, пишут, что они жёстче мужчин, они гораздо жёстче. Они умеют заставить свою челядь и своих мужиков слушаться себя. Мужчина практически всё время служит. Но, тем не менее, чаще всего, женщины остаются в поместьях. Что они там делают? Они управляют», – утверждает Ольга Елисеева. Кроме того, девушка того времени уже не была безмолвной жертвой и могла отказаться от замужества с тем, кто ей не мил. Чаще всего, при выборе суженого женщины смотрели на чин, поэтому в мужья было принято брать уже очень зрелых мужчин. «Дело в том, что в Империи система чинов сопровождалась не только всеобщим уважением, не только блюда разносили по чинам, но длина шлейфа у невесты определялась, естественно, чинами её супруга, высота причёски определялась чинами супруга. На серебре или на золоте, или на фарфоре она будет есть, определялось чинами супруга», – говорит Елисеева. И естественно, когда она видела перед собой орла, героя, красавца, пусть не с очень большими деньгами, но она понимала, что он дальше пойдёт вверх по карьерной лестнице, конечно же, это могло служить стимулом для неё. И всё же современные женихи и невесты Европы могут считать себя, пожалуй, самыми счастливыми за всю многовековую историю брака. Никогда ещё они не были столь свободными в своих правах и желаниях. Современность по старым обычаям Над современными парами больше не довлеет общественное мнение. Нынешние законы, в отличие от средневековых, позволяют довольно быстро и легко развестись. Сегодня влюблённые вообще могут жить в свободных союзах. Но грозит ли такая эволюция взглядов крахом института брака?
«Удивительные факты, по статистике женщин в браке больше, а мужчин в браке меньше. Когда социологи начали выяснять, по какой причине, все так называемые гражданские браки женщины оценивали следующим образом: что она замужем. Мужчина же считал, что «я пока живу с этой женщиной», – рассказывает Евгений Кульгавчук. Как ни странно, но согласно тем же исследованиям, русские девушки, как 100 и 200 лет назад, в глубине души стремятся хоть раз в своей жизни выйти замуж по всем правилам. И люди, работающие в свадебной индустрии, это прекрасно знают. «На мой взгляд, российские девушки ориентированы на институт брака, чего нет в других странах уже, такого вот явного института брака уже не существует. В Америке у нас феминистки, в Европе тоже, в общем, с этим всё в порядке, очень поздно выходят замуж. У нас же девушки фактически с института мечтают стать невестой. Поэтому я думаю, что это именно такое традиционное воспитание, это наш такой уклад. В общем, это в нашем мозгу», – говорит дизайнер свадебных платьев Ольга Лоидис. Несмотря на популярность свадебного обряда, сегодня брачующиеся иначе видят этот праздник, канувшие в века суеверия и страхи больше не мешают превращать свадьбу в торжество для себя, а не для родственников. Современный жених уже не боится последствий брачной ночи, а невеста не желает прятать свою красоту под платком. «Наши невесты предпочитают как можно более открытый вырез на груди либо очень сильно вынутую спину. Невесты наши хотят выглядеть на свадьбе как никогда прекрасными, в этот день. И у российских девушек вот эта красота невероятная ассоциируется в первую очередь с обнажённостью», – утверждает Ольга Лоидис. Несмотря на большую популярность в обществе свободных союзов и инфантилизацию мужского населения, учёные уверены, крах институту брака не грозит. Древняя привычка жениться никуда не денется, и свадьбы, как бы они ни выглядели ещё лет через 100, будут справляться ещё очень долго. Обычаи, формировавшиеся на протяжении многих тысяч лет, не могут так легко исчезнуть. За и против: раздельное питание 2014-11-14 23:58 Изюминки Диеты могут как привести к показательным результатам, так и навредить. Анна Коробкина, специалист Центра персональной диетологии «Палитра питания», дала советы относительно системы раздельного питания, которая считается одной из самых популярных для похудения.
Согласно теории Шелдона, или, как её ещё называют, раздельного питания, продукты делятся на несколько групп: некоторые из них сочетать друг с другом можно, а некоторые нельзя. Основные несовместимые сочетания: кислота-углевод, белок-углевод, белок-жир, кислота-белок. Используя такую схему питания, человек, по мнению Шелдона, может избавиться от шлаков, а значит, и убрать лишний вес. В чём же «соль»? Академик Павлов доказал, что белки, жиры и углеводы расщепляются не вместе, а в собственном отделе кишечника, с помощью специальных ферментов. Таким образом, утверждение Шелдона противоречит нормальной физиологии человека. То есть бессмысленно пытаться что-то употреблять отдельно, учитывая, что в природе нет пищи, содержащей только белки, жиры или углеводы. Процесс эволюции был направлен как раз на то, чтобы приспособиться к смешанному питанию. Я бы сказала, что как раз длительно следуя такой диете, можно заработать множество нарушений процессов пищеварения, лечением которых будет являться нормализация и баланс питания. Так же сомнительно, на мой взгляд, и высказывание: «Начинайте есть только при ощущении голода. Следует различать голод и аппетит. Проверьте себя: если сухую корочку хлеба вы съели бы сейчас с удовольствием – значит, вы голодны». Это основное правило рездельного питания приводит к двух- или даже одноразовому приёму пищи в день, а также исключает перекусывание между основными приёмами. Нет определённого критерия, сколько именно раз в день должен осуществляться приём пищи. Кто-то считает, что «чем чаще, тем лучше»: ведь не испытывая голода, вы не будете переедать. Вместе с тем очень важно держать под контролем уровень сахара в крови. Слишком частый приём пищи будет приводить к выбросу инсулина, то снижая, то повышая уровень глюкозы. Это может привести к истощению запасов инсулина, развитию сахарного диабета и неизбежно к ожирению. Шелдон рекомендует употреблять пищу как можно реже. Но, по сути, разница между этими системами не большая: уровень сахара в крови всё равно будет поддерживаться за счет собственных резервов организма, а энергия от следующей пищи отложится в жировой запас. Безопасные интервалы, которые рекомендуемы для приёма пищи, – это 3–5 часов. Как ни крути, организм не обмануть: белковый, жировой, углеводный обмен как существовал, так и будет существовать. Невозможно исключить из метаболизма один из обменов, важно просто давать организму то, что ему в определённом количестве и в определённое время необходимо. И тогда, адаптированный к правильному метаболизму, организм начнет работать на «расход», а не на «резерв». Важно понять, что именно правильно сбалансированная еда способна защитить от болезней и продлить жизнь. Сложные углеводы (цельнозерновой хлеб, крупы, макароны твердых сортов, картофель) безопасны для фигуры, даже наоборот — их баланс в организме предотвращает развитие ожирения и откладывание жиров. А отсутствие приводит к слабости, раздражительности, развивается гипогликемия, нарушается транспорт жирных кислот и как следствие — атеросклероз сосудов и жировая дистрофия печени. К тому же, если в рационе будет присутствовать достаточное организму количество сложных углеводов, вы избежите тяги к сладкому. Считается, что крахмалосодержащие продукты прибавляют вес. Однако опасность не в них, а в обычных для этих блюд добавках, содержащих большое количество жира, — сливочном масле на бутерброде, подливе к макаронам. Организму для полноценного метаболизма нужны все питательные вещества и строго в определённом количестве. Система Шелдона, как и любая другая диета, просто предполагает ограничение калорийности. Нет никакого секрета в том, что человек, ограничивая суточную калорийность, похудеет. 15 удивительных мест, вдохновивших Диснея на создание их мультипликационных копий 2014-11-14 23:56 Изюминки С уверенностью можно сказать, что Дисней воплотил в жизнь детские фантазии и сказки, которыми все зачитывались в детстве. Благодаря его мультипликационным фильмам красивые дворцы и прекрасные страны, полные любви и счастья, и даже известная концовка любой сказки «и жили долго и счастливо» воплотились на экране или в тематических парках «Мир Диснея». Предлагаем 15 существующих рукотворных и природных объектов, которые вдохновили Диснея на создание их мультипликационных копий.
Но не каждый знает, что в реальной жизни вдохновило Диснея на создание мультипликационных образов. Например, многие прототипы дворцов, ландшафтов Дисней взял из существующих известных рукотворных и природных объектов. Знали ли вы, что собор Парижской Богоматери из мультфильма «Горбун из Нотр-Дама» – это известный одноимённый собор в Париже, а “Cadilac Ranch” в Амарилло, Техас – это прототип одноимённого места из мультфильма «Тачки»? 1. Замок из мультфильма «Спящая красавица», прототип замок Нойшвайнштайн, Германия
Замок из мультфильма «Спящая красавица», а также из тематического парка в Калифорнии был создан наподобие замка Нойшвайнштайн в Фуссене, Германия, расположенного на горе в юго-западной Баварии. Он был построен королем Людвигом II как пристанище и как дань композитору Ричарду Вагнеру. Замок пережил две Мировые войны. Когда Дисней путешествовал вместе с женой, Лилиан, по Германии и увидел замок, то был изумлён его красотой и грандиозной романтической атмосферой, в которой переплелись готическая архитектура и великолепные пейзажи. Замок также был снят во многих фильмах, кроме диснеевских мультфильмов. 2. Город из мультфильма «Принцесса и лягушка»,прототип Новый Орлеан, Лос-Анджелес
Живописный и уникальный город из мультфильма «Принцесса и лягушка» – это Новый Орлеан 20-х годов ХХ столетия. Принцесса Тиана из мультфильма работает официанткой в этом городе. И красивая архитектура города, и сами улицы нашли своё воплощение в мультипликационном фильме, особое внимание режиссёры уделили Французскому кварталу. После выхода мультфильма на экран появились недовольные тем, что принцесса чернокожая, а от мультфильма веет рабством и вуду. 3. Королевский дворец в «Запутанной истории» / Замок принца Эрика в «Русалочке», прототип замок Мон-Сен-Мишель во Франции
Королевский дворец в «Запутанной истории» про Рапунцель стал экранным воплощением небольшого поселения у крепостных стен Мон-Сен-Мишель в Нормандии. Остров 8-го столетия с аббатством, монастырем и башнями, построенными в римском стиле, на северо-западном побережье Франции стал прототипом замка принца Эрика из мультфильма «Русалочка». Подлинный сказочный остров был использован дизайнерами мультфильма, чтобы создать экранный образ замка и его окрестностей. 4. Местность из мультфильма «Лило и Стич», прототип округ Кауаи, Гавайи
Декорации мультфильма «Лило и Стич» основаны на пейзажах Гавайских островов, а особенно Кауаи. Всего несколько фильмов киностудии Уолта Диснея по сюжету относятся к современности и в этом мультфильм в частности. Декорациями для мультфильма послужили несколько маленьких городов округа Кауаи, особенно Ганапепе. С одной стороны в мультфильме показывают красоты реально существующих мест, а с другой – обнажается реально существующая на то время, 2000 год, экономическая проблема региона. 5. Дворец Чудовища из мультфильма «Красавица и чудовище», прототип Замок Шамбор, долина Луары, Франция
На создание декораций к мультфильму «Красавица и чудовище» дизайнеров и художником вдохновил замок Замок Шамбор в долине Луары, Франция. Его строительство началось во времена правления короля Франциска I, и никогда не было заканчивалось. Замок 14 века ошеломляющего размера с тёмными комнатами, задуманный в стиле эпохи Возрождения, стал превосходным объектом для экранизации. А прототипом провинциального городка, в котором живет Красавица, стала очаровательная деревушка в регионе Альзаса во Франции, на границе с Германией. 6. Мастерская Рамона из мультфильма «Тачки», прототип заправка “U-Driop” в Шемроке, Техас
“U-Driop” в Шемроке, Техас, заправочная станция и ресторан в уникальном стиле арт-деко были построены в 1936 году Дж. К. Бери. Они-то и стали прототипом мастерской Рамона из мультфильма «Тачки». Кроме этого, город, в котором происходят события в мультфильме, находится на автостраде номер 66, что ведет в Шемрок, и которой вдохновился Джон Лассетер, когда проезжал здесь со своей женой и детьми. 7. Ледяной дворец Эльзы из мультфильма «Замороженный», прототип отель “Hotel de Glace”, Канада
“Hotel de Glace”, известный под названием «Ледяной отель» открыли в 2001 году. Он стал прототипом ледяного дворца Эльзы из мультфильма «Замороженный». Отель полностью сделан изо льда и работает с января по март месяц ежегодно. Интерьер отеля тоже вошел в фильм. Прототипом сказочной земли Эльзы, Арендель стал регион Трёнделаг, Норвегия. В Аренделе есть всё, что есть в Трёнделаге: спящие горы, тихие деревушки, фьорды, собор Nidaros Cathedral и королевская резиденция в Stiftsgården, и даже одежда и образ жизни. 8. Домик семи гномов из мультфильма «Белоснежка и семь гномов», прототип домики в пригороде Лос-Анджелеса
Кто сказал, что простота не вдохновляет? Простые, но идеальные, как с открытки, домики в Лос-Фелисе, пригороде Лос-Анджелеса, послужили прототипом домика семи гномов. Но существует ошибочное мнение, что коттеджи построены как копии домика семи гномов из мультфильма «Белоснежка и семь гномов». На самом деле архитектор Бен Шервуд разработал дизайн и построил домики в 1931 году, а мультфильм вышел в 1937 году. Во время работы над мультфильмом мультипликаторы жили прямо в этих домиках. 9. Замок королевы из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» и замок Золушки, прототип замок Сеговии, Испания
Прототипом и замка королевы из мультфильма «Белоснежка и семь гномов», и замка Золушки, и объекта тематического парка Диснея во Флориде, и парка развлечений «Дисней в Токио» стал Алкасар в Сеговии, каменное фортификационное сооружение в старинном городе Испании. Сам замок напоминает нос корабля, поднявшегося на вершину скалы в месте слияния двух рек. 10. Страна Симбы в мультфильме «Король Лев», прототип Национальный парк Серенгети, Танзания и Кения
Национальный парк Серенгети на севере Танзании, который протянулся до юго-западной Кении и носит название «Масаи Маара», стал прототипом земли короля зверей, льва по имени Симба. Эти места известны большой популяцией львов, разных видов растений и животных – тут есть всё, чтобы вдохновить мультипликаторов. По слухам, прототипом “Pride Rock” стал кенийский национальный парк “Hell’s Gate National Park”, на это не так, потому что мультипликаторы черпали вдохновение в разных уголках и Танзании, и Кении. 11. Замок Данброш из мультфильма «Храбрая сердцем», прототип замок Даннотар в Шотландии
Чтобы создать королевский замок Данброш в мультфильме «Храбрая сердцем», мультипликаторы черпали вдохновение в регионе Стоунхэвена в Шотландии, где находятся замки 15 – 16 столетия. Кроме того, Шотландия так увлекла своей красотой создателей мультфильма, что все декорации, особенно связанные с приключениями всадницы Мериды, основаны на местных ландшафтах и пейзажах. 12. Деревня Пача из мультфильма «Похождения императора», прототип древний город Мачу-Пикчу в Перу
На создание декораций для империи инков в мультфильме «Похождения императора» мультипликаторы были вдохновлены городом Мачу-Пикчу, а прототипом горной деревни Пача стали поселения инков 15 века, находящиеся на вершинах гор, некогда служившие таинственному народу инков. Даже собственные имена и названия авторы мультфильма позаимствовали у инков, изменив некоторые буквы: Пикчу стало Пача, а Cusco – Kusco. 13. Райский водопад из мультфильма «Вверх», прототип водопад Анхель в национальном парке Канайма, Венесуэла
Экранный Райский водопад в Южной Америке, куда приезжает Карл, был создан на основе захватывающей красоты местности в районе водопада Анхель. В Национальном парке Канайма есть всё, что требовалось для мультфильма – высокие необычной формы скалистые горы и водопад. Местное население считает эту местность священной. Водопад Анхель является не только самым высоким водопадом в мире, но и самым красивым нерукотворным творением. 14. Атлантида из мультфильма «Атлантида: потерянная империя», прототип храм Ангкор в Камбоджи
При создании мультфильма мультипликаторы искали древнее с необычной азиатской архитектурой сооружение и нашли его в Камбоджи. Это храм Ангкор 12 столетия. Художники объединили стили и формы разных зданий племен майя, народов Индии и Камбоджи и придумали неповторимую Атлантиду – древнюю высокоразвитую цивилизацию, которая и сейчас не даёт покоя исследователям. 15. Дворец султана из мультфильма «Аладдин», прототип Тадж Махал, Индия
В мультипликационном дворце, резиденции султана Аграбы и принцессы Жасмин, угадываются черты и формы одного из семи чудес света, Тадж Махала. Император шах Джахан построил мавзолей и уединённое место в память о любимой жене, Мамтаз Махал. Он находится в Агре и построен в 17 веке полностью из розового и белого мрамора. Эта красота и вдохновила авторов мультфильма на создание дворца с белыми стенами и золотыми башнями в окружении красивых садов. Филигранная работа: скульптуры из яичной скорлупы 2014-11-14 23:54 Изюминки Талантливого художника, работающего под псевдонимом Eggdoodler, по праву можно назвать резных дел мастером. Только вместо дерева или камня, он использует обычную яичную скорлупу, которую превращает в изящные скульптуры.
Художник, работающий под псевдонимом Eggdoodler, создаёт удивительные скульптуры из яичной скорлупы. И пусть это большие страусиные яйца, тем не менее, материал для работы является очень хрупким. Последнюю серию своих работ Eggdoodler назвал «Африка». На скульптурах из скорлупы можно разглядеть слона, жирафа и носорога в их природной среде. Поражает то количество деталей, которые составляют общее целое. На создание этих трёх работ у мастера ушло около 1000 часов кропотливого труда. В процессе создания скульптур автор использует маленькое сверло с алмазным наконечником, чтобы придать яйцам нужную форму и текстуру, а потом применяет «иглу» из карбида, при помощи которой завершает рисунок. |
В избранное | ||