ФГУП "Северное проектно-конструкторское бюро" (Санкт-
Петербург, Северное ПКБ) выиграло тендер на проектирование судна-снабженца
для ОАО "Уральский завод "Зенит" (Казахстан). Судно, водоизмещением около
180 тонн, будет использоваться для доставки грузов на морские буровые
платформы, а также для патрулирования акватории. Северное ПКБ должно
закончить разработку документации до конца года. Уральский завод
рассчитывает построить судно к лету 2006 года.
Петербург может стать участником Балтийского круизного
проекта (Baltic Cruise Project, BCP). Такое предложение городским властям
сделал руководитель BCP Оле Андерсен. В настоящее время участниками
проекта являются 10 портов Балтики. Инвестировавшие в продвижение своих
регионов собственные средства, еще два порта - Санкт-Петербург и Таллинн -
имеют статус наблюдателей. За три года существования проекта его общий
бюджет составил 1,4 млн евро. Из этой суммы 50% приходится на взносы
портов-участников и еще 50% поступило от Евросоюза. К 2007 году проект
должен обеспечить рост количества круизных пассажиров, посещающих
Балтийский регион, на 20%, что увеличит прибыль региона на глобальном
круизном рынке на 4%. В комитете по туризму намерены рассмотреть
предложения BCP. В настоящее время специалистами комитета разрабатывается
целевая программа по продвижению Петербурга на международном туристическом
рынке.
Уникальный проект баржи
разработан калининградскими судостроителями. Компания "Судоремонт-Балтика"
разработала модульную самоходную баржу - площадку грузоподъемностью до 500
тонн, предназначенную для перевозки генеральных грузов, проведения
гидротехнических работ, в том числе и на закрытых водоемах. Уникальность в
том, что баржа собирается с использованием специальных замков, без
применения сварочных работ. Ее можно перевозить автомобильным и
железнодорожным транспортом.
В конце прошлого года
ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга" подвело итоги архитектурного конкурса
по одному из самых амбициозных проектов, намеченных к реализации в Санкт-
Петербурге, - комплексу морского пассажирского терминала у западного
побережья Васильевского острова. В конкурсе было заявлено пять участников.
Победителем признан проект творческого производственного
объединения "Резерв". Согласно идее автора проекта-победителя Владимира
Плоткина, будущий морской вокзал должен представлять собой некое "окно". О
подходах, которыми он руководствовался при разработке проекта
этого "окна", Владимир Плоткин рассказал корреспонденту журнала "Эксперт С-
З".
ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) приступил к
постройке третьего, последнего танкера для казахстанской компании Mobilex
Energy Ltd. Проект судна выполнен нижегородским КБ "Вымпел". Длина
танкера - 149 м., ширина 17,3м., дедвейт - 12 тыс.т., скорость - 10 узлов.
Передача танкера заказчику запланирована на декабрь 2006г. ВСЗ строит для
национальной судоходной компании "Казмортрансфлот" еще три танкера, первый
из них уже сдан, два другие достраиваются. Стоимость обоих контрактов
генеральный директор ВСЗ Сергей Завьялов оценивает в $80-90 млн.
ФГУП "Росморпорт" в 2005г. планирует привлечь в проекты
развития инфраструктуры морских портов России более 40 млрд. руб., что на
12 млрд. руб. больше объема инвестиций прошлого года. В настоящее время в
различных проектах "Росморпорта" участвуют 24 российские компании. В
частности, ОАО "Уралкалий" вкладывает $50 млн в реконструкцию морского
канала порта Санкт-Петербург, компания "Усть-Луга" совместно
с "Росморпортом" финансирует развитие нового морского порта Усть-Луга в
объеме $48 млн. Инвестиции компании "Дальтрансуголь" в строительство
угольного терминала в морском порту Ванино (Хабаровский край) составят
свыше $16 млн. Ряд компаний участвуют в развитии портов Кавказ и Железный
Рог в Азово-Черноморском бассейне.
Петербург
добился сохранения безвизовой системы посещения российских портов для
пассажиров круизных судов. По крайней мере, об этом заявляют в Комитете по
туризму городской администрации. Теперь в городе принялись обсуждать, как
лучше привлечь круизные суда в петербургский порт. Тем временем паром
Fantaasia, принадлежащий эстонской компании Tallink, на ближайший сезон
снят собственником с линии Таллинн-Петербург-Хельсинки и переведен в
Средиземное море. По данным международной туристской организации,
популярность круизного туризма растет. К 2010 году количество круизных
пассажиров достигнет 17 млн. человек в год. Большую часть этого рынка
составляют американцы. На Балтике их число достигает 75% от общего числа
морских путешественников.