Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Как читать дорогу

Существуют три основные группы объектов, на которых необходимо сосредоточить свое внимание. Прежде всего это дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика. Далее – дорожные условия и, наконец, другие участники движения.

Дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщики дают вам информацию об условиях организации движения на конкретном участке, предупреждая о поворотах, уклонах и других опасностях, а также напоминая о законах дорожного движения. Поэтому их надо выявлять в первую очередь.

Дорожные условия. Наблюдение необходимо вести за профилем, а также типом и состоянием дорожного покрытия.

Когда дорога прямая и ровная, она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии. Если она поворачивает или ведет в гору (под гору), обзорность становится ограниченной и "опережающее" наблюдение невозможным. Поэтому внимательно следите за дорогой и предупреждающими знаками: они заблаговременно сообщат вам об опасности, и вы сможете к ней приготовиться.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности вождения. Какое покрытие – цементобетонное или гравийное? В хорошем ли состоянии дорога? Нет ли ям? При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может выбить из рук. При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу перед автомобилем. Но не забывайте и о том, что надо еще смотреть на 300 метров вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим и вероятность попадания в неприятную ситуацию намного уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны. Учитывайте при выборе скоростного режима тип покрытия. Лучше всего сухой асфальтобетон или цементобетон. Щебенка, грунт – хуже. Влажное, скользкое покрытие – еще хуже.

Итак, тип и состояние покрытия надо учитывать при выборе скорости, способа наблюдения за дорожной обстановкой и расположения вашего автомобиля на проезжей части.

Другие участники движения (транспортные средства, пешеходы, велосипедисты и т. д.). Особенно важно наблюдать за ними на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь в транспортный поток, перестраиваетесь, видите или слышите что-либо необычное.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево – направо – налево, затем опять направо. Такой порядок наблюдения наиболее верен при проезде нерегулируемого перекрестка или поворота. Потому что транспорт, приближающийся слева, может первым пересечь вам путь. Повторное наблюдение слева и особенно справа нужно для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка. Если справа приближается какое-то транспортное средство, эта последняя проверка позволит вам скорректировать свои действия.

Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями. Сопоставляйте эти сигналы с расположением их транспортных средств. Ведь бывает и так, что сигнал и позиция транспортного средства противоречат один другому. Например, водитель собрался поворачивать направо и, соответственно, готовится к повороту, изменяет расположение своей машины на проезжей части, но при этом почему-то включает сигнал левого поворота. Будьте внимательны, прежде чем предпринимать что-то самому, определите наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по дорожному движению.

Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания водителями друг друга, невнимательности, поверхностного наблюдения, и даже небольшие скорости не спасают от дорожно-транспортных происшествий.

Обзор обстановки здесь может быть ограничен стоящими автомобилями, зданиями, деревьями, кустарником, кучами снега. В таких случаях следует снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока вам не станет видна вся обстановка.

Особенно нужно быть внимательным вблизи пешеходных переходов, примыкающих дорог, боковых улочек, переулков, торговых и деловых центров, входов и выходов из метро, школьных дворов. Вообще-то обязанность пешеходов тоже наблюдать за вами, но не ждите от них благоразумия и не надейтесь на него.

Когда вы находитесь на полосе разгона и намереваетесь влиться в транспортный поток, движущийся по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение при помощи зеркала заднего обзора и поворачивая голову. Тогда станет ясной обстановка в слепых зонах. Это даст полную информацию о происходящем вокруг вас. В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за автомобилем, движущимся впереди, и его скоростью. Если он замедляет движение, не пропустите этого, начинайте тормозить вместе с ним.

Порядок наблюдения при смене полосы движения в принципе тот же, что и при въезде на автомагистраль. Проверяйте слепые зоны, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться. Особенно внимательным нужно быть при обгоне. Здесь требования повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади.

Учитесь слышать дорогу. Только видеть недостаточно, надо еще ее слышать. В этом вам может мешать громко включенный радиоприемник. Прислушивайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и, может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.

А. Александров
преподаватель автодела

Адрес страницы:
Как читать дорогу
Тэги:
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное