Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Обслуживаем электрооборудование

Сегодняшняя тема – свечи зажигания. Как и раньше, информация в нашей рубрике дополняет и разъясняет инструкцию по эксплуатации автомобиля.

Почему на зиму рекомендуется заменить свечи новыми, даже если старые работают нормально?

В холодное время, когда масло в неработающем двигателе быстро загустевает, стартер при пуске снижает привычные летом обороты и потребляет больший ток, вызывая падение напряжения в бортовой сети до 9–10 В – в зависимости от температуры воздуха и состояния батареи. Соответственно снижается вторичное напряжение в катушке зажигания и подводимое к свечам. Если они уже достаточно поработали, то из-за нагара, снижения изолирующих свойств керамики и т. п. происходит утечка тока, в результате чего искра между электродами бывает не в состоянии поджечь рабочую смесь, кстати, тоже низкого качества вследствие плохого испарения бензина.

Поэтому новые свечи, давая более сильную и стабильную искру, облегчает пуск двигателя. Заметим, что и новые свечи зимой надо систематически очищать (лучше пескоструйным способом), поскольку в этот период приходится совершать, как правило, короткие поездки, когда двигатель полностью не прогревается, а свечи не самоочищаются. Старые свечи выбрасывать не нужно, они пригодятся летом.

В инструкциях не указаны сроки замены свечей. Когда ее надо проводить?

Срок службы свечей отражает их способность стабильно обеспечивать искру положенной энергии при определенных условиях (давление в камере сгорания, подводимом напряжении, окружающей температуре и т. п.).

Опыт эксплуатации показывает, что свечи нормально работают 25–35 тысяч километров пробега – в зависимости от состояния двигателя и режимов его работы. В новых моторах этот срок больше, в старых – меньше. В первом случае причиной выхода свечей из строя является в основном электроэрозионный износ электродов, во втором – отрицательно влияние оказывают загрязнение юбки изолятора, все более и более трудно удаляемое, снижение свойств самого изолятора. Все это приводит к ослаблению искры и пропуску воспламенения смеси. Последствия очевидны – трудности пуска холодного двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, снижение мощности, увеличение расхода топлива.

Так что, если свеча отработала свой срок и нет возможности удостовериться в ее полной пригодности, не стоит испытывать запас ее сил. Ведь отрицательные последствия, главным образом рост расхода топлива, не очень замечают, пока он не станет слишком большим. Потери при этом существенно превышают цену нового комплекта свечей.

Что делать, если нет свечей, рекомендованных заводом для данного двигателя?

Важнейшая характеристика свечи – тепловая, обозначаемая так называемым калильным числом (например, 17 и 20 в свечах А17ДВ – для "жигулей" и А20Д – для "москвичей"). Чем меньше число, тем более горячей считается свеча и, наоборот, большее число – холоднее свеча. Это значит, что в данном двигателе более горячая относительно рекомендованной свеча будет нагреваться сильнее, в пределе вызывая калильное зажигание (воспламенение смеси от перегретой свечи, а не от искры), оплавление корпуса и электродов. Одновременно может произойти прогар поршней, колец, клапанов, чему предшествуют перегрев двигателя и потеря мощности.

Более же холодная чем нужно свеча не нагревается до оптимальной температуры, из-за чего на ней откладывается нагар, ухудшающий искрообразование.

Таким образом, чем ближе калильные числа применяемых свечей к родной, тем меньше отрицательных последствий. Но всякую замену следует рассматривать только как временную меру.

Почему в инструкции к ВАЗ-2108 ("2109") свечи рекомендовано менять уже через 15 тысяч километров пробега?

Условия их работы в этих двигателях достаточно тяжелые. Камера сгорания новой формы, позволившая при большей, чем у прежних моделей, степени сжатия применять тем не менее бензин с таким же октановым числом (93), потребовала, однако, поднять напряжение, подводимое к свечам, по крайней мере в полтора раза, чтобы обеспечить надежное искрообразование.

Исследования показали, что современные отечественные свечи А17ДВ-10 (10 – значит с утолщенными электродами) исправно работают в таких двигателях 15 тысяч километров пробега. В зависимости от конкретных условий эксплуатации, экземпляра двигателя, партии свечей и т. п. этот срок может увеличиться на пять и больше тысяч.

Можно ли в домашних условиях объективно оценить работоспособность свечи?

С той точностью и достоверностью, которые обеспечивают специальные стенды и приборы, применяемые на СТО, невозможно. Свечу надо проверять в работе, фиксируя быстротекущие процессы, сопровождающие искрообразование.

Однако определить самому, происходит ли разряд между электродами свечи, можно. Сделать это позволяют индикаторные приборы, продающиеся в магазине. Они обнаруживают импульсы высокого напряжения в проводах, идущих к свечам. Свеча, на которой возникала достаточно сильная, на наш взгляд, искра, когда мы держали наконечник в руке, может плохо или совсем не работать в двигателе, где совершенно иная среда.

Как часто надо проверять состояние свечей?

У автомобилей с обычной системой зажигания – при каждом ТО, а у "Самар", имеющих электронное зажигание, – даже чаще. Дело в том, что в последних электроды свечей выгорают быстрее из-за большей величины напряжения. Увеличивающийся зазор между электродами вызывает рост пробивного напряжения, которое ищет выход и находит его в самом слабом месте. И если это не свеча, то, как правило, крышка распределителя или ротор (бегунок). Вот почему следует вовремя восстанавливать зазор (0,6–0,7 мм) между электродами, подгибая боковой.

Почему вывернутые из двигателя свечи иногда выглядят по-разному?

Нормальный цвет корпуса изолятора – от темно-серого и бежевого до коричневого. Если свечи исправны, как и подходящие к ним провода, то причиной изменения их цвета чаще всего является неодинаковый состав рабочей смеси в цилиндрах. Там, где корпус изолятора темней обычного – смесь богаче, светлей – смесь бедная.

Кстати, по этому признаку можно регулировать карбюратор, добиваясь нормального состава смеси.

Почему при вывертывании свечи, бывает, отламывается и остается в двигателе ее резьбовая часть, как ее удалить?

Можно назвать три причины этой неприятности. Первая – перекосился ключ при вывертывании свечи. Чтобы этого не происходило, вороток надо пропускать через ключ и вращать его двумя руками. Вторая причина – резьба свечи пригорела в гнезде. Избежать этого можно, заблаговременно смазав резьбу графитовым порошком или графитной смазкой. Третья причина – дефект в самой свече, слишком тонкая стенка корпуса в месте, где кончается резьба.

Чтобы вывернуть остаток свечи, обычно забивают в него трехгранный напильник, обработав на наждаке его ребра, как для шабера, чтобы они врезались в выворачиваемую втулку.


Адрес страницы:
Обслуживаем электрооборудование
Тэги:
свечи
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное