Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Когда машине скользко

Урок для владельцев переднеприводных машин ведут мастера спорта СССР международного класса по ралли В. Штыков и А. Потапов. Они отвечают на вопросы из читательской почты.

"...Еще недавно я был счастливым обладателем "восьмерки". Теперь дожидаюсь своей очереди, чтобы попасть на кузовной ремонт в автосервис. А приключилось вот что. Выпал первый снег, немножко подморозило, и асфальт тут же превратился в каток. Все ехали медленно, почти "шагом". Впереди загорелся красный сигнал светофора, я стал притормаживать, включив, как положено, пониженную передачу. И вдруг глохнет двигатель. Машина идет юзом, все мои попытки остановиться тщетны... Влетел под грузовик. Что же произошло?" В. Коваленко, Московская обл.

В. Ш., А. П. Типичная ошибка при торможении. На скользкой дороге этот прием требует собранности. Здесь важно почувствовать грань блокировки ведущих колес, переступив которую на переднеприводном автомобиле, очень легко заглушить двигатель. Тогда управлять машиной невозможно. Тормозить нужно аккуратно, даже нежно. Вспомните, как кошка ступает по карнизу: делая шаг, она не спешит перенести вес тела на вынесенную вперед ногу.

Разберем и более сложную ситуацию. Допустим, избежать блокировки колес не удалось. К сожалению, психология абсолютного большинства водителей такова, что инстинкт самосохранения срабатывает раньше, чем разум. Поэтому в экстренном положении тормозят не думая и до полной остановки. Однако, если машина идет юзом, это еще не значит, что замедляет движение эффективно. Как раз наоборот. Попробуйте отпустить педаль и начать тормозить снова. Не бойтесь, что не хватит времени и расстояния для остановки. Вот увидите, и того и другого окажется намного больше, чем представлялось раньше. Коротко последовательность действий следующая: немедленно прекратите торможение, включите передачу, которая, по вашему мнению, позволит провернуться колесам, запустив двигатель с наката на полувыжатом сцеплении, начинайте аккуратно притормаживать. Усилие на педали увеличивайте только после того, как убедитесь, что управляемость машины восстановлена. Иногда, если не паниковать, времени оказывается достаточно, чтобы завести мотор ключом зажигания.

Весь вопрос лишь в том, как побороть в себе почти рефлекторное желание ударить по тормозам в любом случае, когда нужно снизить скорость. Здесь требуются индивидуальный подход и тренировка правильных действий.

"...Ездил на ВАЗ-2101, а прошлым летом купил "2109". Пока было сухо, проблем в управлении не возникало, но зимой, по пути на дачу, столкнулся с ситуацией, которая меня сильно напугала. На нашей сельской дороге (песком и солью ее не посыпают, поэтому стоит она ледяная до конца марта) есть один коварный поворот, который все местные водители знают и быстро ехать побаиваются. Вот и я по привычке сбросил скорость. Стал поворачивать – не тут-то было – машину несет прямо. Я – за руль еще круче. Не помогло, так и врезался в сугроб. Хорошо никто не ехал навстречу, а то бы случилось непоправимое..." А. Карасик, г. Тула.

В. Ш., А. П. В данном случае произошел срыв передних ведущих колес, бороться с которым в повороте рядовому водителю не под силу. Лучше до этого не доводить, потому что, если идти на занос намеренно, как это делают спортсмены, необходимо постигать специальные приемы управления. Надо заметить, что управляемый занос на "переднем приводе" очень сложен для выполнения и дается гонщикам ценой долгих, кропотливых тренировок.

А причина инцидента – превышение скорости. Почти с полной уверенностью можно сказать, что легкая в управлении на обычной дороге "девятка" несколько усыпила бдительность водителя в выборе скорости на подходах к поворотам. Как только стало скользко, он на этом "купился".

"...Перед светофором задумался. Когда загорелся зеленый, сзади стали нервно сигналить. Я быстро включил передачу и при троганье или недостаточно крепко держал руль, или на секунду просто выпустил его из рук, короче, мой "Москвич-2141" резко бросило вправо. В результате помял крыло о колесо рядом стоящего грузовика. Я с себя вины, конечно, не снимаю, и все же что-то показалось мне в аварии странным..." А. Полищук, г. Кострома.

В. Ш., А. П. Странно то, что водитель позволяет себе небрежное отношение к автомобилю – предмету повышенной опасности. Выпускать руль, править одной рукой, высовывать локоть в открытое окно – все это дешевое пижонство, которое когда-нибудь обязательно наказывается. Письмо из Костромы тому подтверждение. Кстати, автор, очевидно, рассказал о случившемся не все. Постараемся его дополнить. Перед светофором он перестраивался в свободный ряд, чтобы оказаться на стоп-линии первым. И, скорее всего, остановился со слегка повернутыми колесами. Трогаться он стал резко, отчего колеса забуксовали, и машина ткнулась в соседний грузовик. Подобная история может приключиться не только на скользкой дороге. Остановившись передним ведущим колесом даже на незаметном камешке и бросив руль при старте, вы также рискуете рвануть машину в сторону.

"...Качеством наших дорог, по-моему, никто уже не возмущается. Устали. На ямах и рытвинах гнутся диски, не выдерживают шины, летят подвески. Летом выбоины в асфальте иногда удается объехать, но на скользкой дороге резкие маневры чреваты. По себе знаю. Между прочим, со своим старым "Запорожцем" при возникновении заноса я легко справлялся, а вот с "Таврией" не получилось. Объезжал трещину на дороге, при этом чуть занесло заднюю ось. По выработанной годами привычке повернул руль в сторону заноса, потом обратно и тем самым только раскачал автомобиль. В конце концов меня развернуло поперек движения, и шедший навстречу "Москвич" врезался мне в правую дверь. Благо скорость у него была невысокая, поэтому последствия не так печальны". С. Степанов, г. Красноярск.

В. Ш., А. П. Строго говоря, переднеприводные машины менее подвержены заносу задней оси. Выходить же из этой ситуации надо точно так же, как и на автомобилях классической компоновки, – крутить руль в сторону заноса. Главное – не запаздывать с обратным рулением, иначе произойдет то, о чем поведал автор письма. Беда в том, что "ловить" ту же "восьмерку" будет сложнее. Трястись по ямам, конечно, неприятно, но, с другой стороны, стоит задуматься, что проще – заменить со временем подвеску или рихтовать кузов. Во всяком случае, при гололедице лучше избегать резких маневров.

"...Стою в очереди на новый автомобиль, и, вероятнее всего, достанется "Москвич-21412". Пока эксплуатирую прежнюю модель АЗЛК. Надеюсь, что проблем с новым для меня переднеприводным автомобилем не будет: как-никак за рулем с 1962 года. И все же хотел бы получить хоть какие-нибудь рекомендации специалистов относительно управления автомобилем с неклассической компоновкой. По натуре я человек дисциплинированный и с удовольствием бы потренировался в езде на сколькой дороге. Что бы вы посоветовали мне и таким, как я?" В. Скупов, г. Саратов.

В. Ш., А. П. Идея здравая. Все водители, даже очень опытные, должны время от времени выезжать для проверки своего умения. Достаточно сказать, что самые именитые спортсмены не реже, чем один раз в неделю, часа по четыре тренируются на ледяных площадках.

Начните с торможения. На пустынной дороге за городом отметьте воображаемое препятствие флажком или ветошью. Постарайтесь воспроизвести ситуацию, в которую попал автор одного из цитируемых здесь писем В. Коваленко, и, следуя данным в ответе рекомендациям, учитесь тормозить.

Для отработки правильного прохождения поворотов отметьте флажками полукруг и методом поиска определите безопасную скорость. Учтите, что в повороте вас может поджидать еще одна опасность. Если машина не послушалась руля, не спешите вращать его до упора. Делу это не поможет, но как только колеса вдруг обретут сцепление с дорогой, а руль у вас будет вывернут, немедленно произойдет резкий бросок к центру поворота.

Очень полезное упражнение "змейка". На открытом участке широкой ледяной дороги, которая хорошо просматривается, "бросайте" машину то влево, то вправо, достигая срыва задней оси. Вращайте руль с опережением. Будете запаздывать – развернет. Со временем вы станете лучше чувствовать и момент заноса и, вообще, поведение машины в критической ситуации.


Адрес страницы:
Когда машине скользко
Тэги:
вождение
зима
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное