Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Разбираем генераторы "Москвичей" и "Жигулей"

Обычно автолюбители вспоминают о генераторе, когда нарушается электроснабжение или ухудшается заряд батареи. Реже – в целях профилактики, чтобы продлить срок его службы. Опыт эксплуатации показывает, что в период от 80 до 100 тысяч километров пробега у городских машин, как правило, приходится заменять износившиеся щетки и зачищать контактные кольца. В сельской местности, где ездят по пыльным дорогам, этот период еще меньше.

Долговечность подшипников во многом зависит от натяжения приводного ремня; те автолюбители, которые сильно его натягивают, чтобы реже заниматься регулировкой, вынуждены затем искать новый агрегат, так как приобрести новые подшипники или сдать его в ремонт бывает непросто. Кстати, при таком отношении и ремень служит не 60–70 тысяч километров пробега, а значительно меньше.

Разборку начнем с регулятора напряжения. Причиной ухудшения его работы нередко бывает окисление контактных поверхностей – результат попадания воды и пыли в щеточный узел, куда он встроен.

Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули

Чтобы убедиться в "виновности" регулятора, измеряют при работающем на средних оборотах двигателе напряжение между клеммой "15" в генераторе Г222 ("жигулей") или "Ш" в генераторах 29.3701 или 581.3702 (соответственно "москвичей-2140" и "21412") и "массой" (корпусом генератора). Когда автомобиль прогрет, напряжение при температуре 15–30оС должно находиться в пределах 13,5–14,6 В. Если оно больше или меньше, снимают регулятор. Для этого прямо на автомобиле или на снятом генераторе отвинчивают два винта – отверткой в Г222 (фото 1) или ключом "на 6" в "москвичовских" (фото 2). Осторожно покачивая, снимаем щеточный узел (фото 3). Отворачиваем два винта изнутри узла (фото 4) и разделяем реле, крышку и щеточный узел (фото 5). Здесь очищаем контактные поверхности реле, щетки и гнезда, в которых они перемещаются.

Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули

Чтобы установить окончательный диагноз, реле можно проверить по схеме 6 (вверху – для "москвичей", внизу – для "жигулей"). Если регулятор исправен, лампа мощностью 1–3 Вт горит, когда подается напряжение 12 В, и гаснет при напряжении 15–16 В. Регулятор неисправен, если лампа не горит в обоих случаях. Он неразборный и ремонту не подлежит.

Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули

Для дальнейшей разборки генераторов отворачиваем четыре гайки в Г222 (фото 7) или четыре винта в "москвичовских" (фото 8).

Теперь, потянув за крышку и удерживая корпус, разъединяем их (фото 9). Чтобы добраться до подшипника, находящегося в крышке, отворачиваем гайку, удерживающую на конце вала ротора шкив (фото 10), который осторожно снимаем, следя за тем, чтобы не потерялась шпонка (фото 11). Если шкив туго сидит на валу, в специализированных мастерских применяют съемник. В домашних условиях можно стянуть его, пользуясь двумя отвертками как рычагами, не допуская при этом деформации диска. Остается снять ротор (фото 12), отвернуть гайки с болтов, стягивающих подшипник, – и он перед нами (фото 13).

Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули

В другой части генератора – корпусе остались статор и расположенный под ним выпрямительный блок. Чтобы демонтировать их, приподнимаем статор и, пользуясь ключом "на 8", отворачиваем гайку с винтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора (фото 14). Вынимаем из колодки штеккер "нулевого" провода, поджав подходящей отверткой язычок на штеккере (фото 15). Отворачиваем ключом гайку на расположенном рядом с колодкой контактном болте и снимаем выпрямительный блок (фото 16). Генератор разобран.

Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули Разборка генераторов автомобилей Москвич и Жигули

Перед сборкой очищаем и осматриваем детали.

Если щетки износились так, что выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, щетки (отдельно или в сборе со щеткодержателем) надо заменить.

Устанавливать новый подшипник в крышку есть смысл тогда, когда отверстие для него не разбито (диаметр не больше 41,992 мм).

Собирают генератор в обратной последовательности. Затягивать стяжные болты (гайки) следует, лишь убедившись, что отверстия в лапах корпуса и крышки, через которые проходит болт, крепящий генератор на автомобиле, соосны (в пределах 0,4 мм).


Адрес страницы:
Разбираем генераторы "Москвичей" и "Жигулей"
Тэги:
ремень
подшипник
генератор
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное