Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Подшипники ВАЗ-2108

Автомобиль не может существовать без подшипников. Это в объяснениях не нуждается, как и то, что современный автомобиль не может существовать без современных подшипников.

Понятие "современный автомобиль" для нас, по крайней мере, ассоциируется с новым семейством переднеприводных ВАЗ-2108 и "2109", с "Окой" и "Таврией", с АЗЛК-2141. Вначале теория, а теперь уже и практика убеждают нас в том, что по целому ряду параметров эти автомобили порядком выше своих предшественников. Они легче, динамичнее, экологически чище, более экономичны, лучше управляются – и, значит, гораздо безопаснее.

Добиться этих качеств было непросто, и если конструкторам это удалось – то в немалой степени благодаря и усилиям тех, кто для современных автомобилей создавал современные подшипники. О них расскажут здесь разработчики инженеры В. Кузьмин и Н. Орлов.

Проектируя автомобиль новой концепции, конструкторы не просто подбирали для него подшипники из существующего ряда, а поставили перед нами задачу спроектировать новые, обладающие суммой новых свойств.

Работа эта, включающая изготовление опытных образцов и испытания, велась несколько лет. И, судя по всему, завершилась успешно: в эксплуатации очень мало нареканий на преждевременный выход подшипников из строя.

При проектировании мы стремились сделать каждый подшипник меньше и легче, поскольку от этого зависит масса автомобиля в целом; не менее важно было обеспечить минимальное технической обслуживание, а в некоторых узлах и вовсе исключить его на весь срок работы. Новые подшипники должны быть менее шумными – это непременное условие.

О том, какими путями удалось достичь этих целей в каждом из 27 подшипниковых узлов автомобиля ВАЗ-2108 (см. общую схему), где стоят подшипники 17 типов, рассказывать было бы слишком долго. Поэтому ограничимся некоторыми примерами.

Для водяного насоса разработан шариковый радиальный двухрядный подшипник с двусторонним уплотнением и пластмассовым сепаратором. Уже при сборке в него закладывается консистентная смазка, которой хватает на весь срок службы, – разумеется, только в том случае, когда нет течи охлаждающей жидкости: резиново-армированные уплотнения не выдерживают контакта с ней. Поэтому в эксплуатации при первых признаках течи через уплотнения водяного насоса нужно менять сальник – иначе и подшипник быстро разрушится. Пользуясь случаем, хотим еще раз напомнить: при напрессовке крыльчатки и шкива усилие должно передаваться только через внутреннее кольцо.

В узле сцепления применен шариковый радиальный подшипник в кожухе, также имеющий "вечную" смазку. Он герметизирован двумя металлическими шайбами.

В коробке передач используются шариковые и роликовые подшипники повышенной грузоподъемности с пластмассовыми сепараторами. Для снижения металлоемкости в опорах шестерен применены игольчатые подшипники без колец с пластмассовыми сепараторами браслетного типа (разрезными) – это позволяет устанавливать их на ступенчатые валы.

Привод на передние колеса предъявил особые требования к подшипникам ступиц. В каждой опоре по одному подшипнику. Они имеют двусторонние уплотнения и, самое главное, не требуют в процессе эксплуатации регулировки осевого зазора.

В принципиально новом узле рулевого механизма реечного типа применены новые шариковые и роликовые подшипники со штампованным наружным кольцом и пластмассовыми сепараторами.

Нужно иметь в виду, что подшипники закрытого типа ни в коем случае нельзя промывать в бензине или других жидкостях, рассчитывая, что после промывки они еще послужат. Это исключено. Вышедший из строя подшипник можно только заменить.

Многие подшипники, первоначально разработанные для автомобилей ВАЗ-2108, в дальнейшем были использованы и в узлах других переднеприводных автомобилей. Номера позиций в таблице соответствуют общей схеме, как и нумерация рисунков отдельных подшипников.

Схема расположения подшипников на автомобиле Самара
Схема расположения подшипников на автомобиле ВАЗ-2108 (нажмите для увеличенного просмотра).
Размеры подшипников, применяемых в автомобиле Самара

Номенклатура подшипников, применямых в переднеприводных легковых автомобилях ВАЗ-2108, "2109"

Позиции на рисунках Место установки Условное обозначение Тип Габаритные размеры
d D B/B1
1 Система
охлаждения

Водяной насос
6-330802ЕС17 Шариковый радиальный двухрядный с валиком вместо внутреннего кольца, с двусторонним уплотнением, с пластмассовым сепаратором 16 30 92
2 Сцепление 360106КС23 Шариковый радиальный однорядный с двумя защитными шайбами, с приставным кольцом в кожухе 30 55 13/19
6-520806ЕС23 Шариковый радиальный однорядный с двумя защитными шайбами, с выступающим внутренним кольцом, с пластмассовым сепаратором 31 55 13/19
3 Коробка передач
Первичный вал
Передняя опора
66-42205АЕ Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с пластмассовым сепаратором, повышенной грузоподъемности 25 52 15
4 Первичный вал
Задняя опора
Вторичный вал
Задняя опора
6-50305А1Е Шариковый радиальный однорядный, со смещенным центром желобов колец, повышенной грузоподъемности, с пластмассовым сепаратором 25 62 17
5 Вторичный вал
Под шестерни I, II, III, IV и V передач
464706Е1 Роликовый радиальный игольчатый без колец с пластмассовым сепаратором браслетного типа 32 37 27
6 Вторичный вал
Передняя опора
66-42305АЕ Роликовый радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами, с пластмассовым сепаратором, повышенной грузоподъемности 25 62 17
7 Дифференциал
Главная передача
6У7207А Роликовый конический однорядный с ужесточенным допуском на монтажную высоту, повышенной грузоподъемности 35 72 18,5
8 Ступицы
Передних колес
6-256907Е1С17 Шариковый радиально-упорный, двухрядный разъемный, с двусторонним уплотнением, с пластмассовым сепаратором 34 64 37
9 Задних колес 6-256706Е1С17 30 60 37
10 Верхняя опора стойки передней подвески 348702С23 Шариковый упорно-радиальный однорядный с разрезным внутренним кольцом, без сепаратора, с двумя защитными шайбами 12 52 14
11 Рулевой механизм
Нижняя опора шестерни рулевого механизма
604901ЕУС17 Роликовый игольчатый с наружным штампованным кольцом, повышенной точности, с пластмассовым сепаратором 11,11 17,46 13
12 Верхняя опора шестерни рулевого механизма 80-903Е Шариковый радиальный однорядный, с пластмассовым сепаратором 17,7 35 8
13 Опора вала рулевого управления 1000805 Шариковый радиальный однорядный 25 37 7
14 Распределитель зажигания 7690906 Шариковый радиальный однорядный 30 47 7
15 Домкрат 8903 Шариковый упорный 17,5 30 8,965
16 Генератор
вал, задний
6-180201У1С9 Шариковый радиальный однорядный с двусторонним уплотнением, с ужесточенными требованиями по уровню вибрации 12 32 10
17 вал, передний 6-180302У1С9 15 42 13


Адрес страницы:
Подшипники ВАЗ-2108
Тэги:
Самара
подшипник
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное