Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Карбюратор без секретов-4

Сегодня – беседа о сборке и регулировке карбюратора вне автомобиля.

Прежде всего готовим удобное и чистое рабочее место, чтобы исключить попадание в карбюратор грязи, которая может свести на нет всю нашу кропотливую работу. Так же совершенно чистыми должны быть приспособления, инструмент и, конечно, узлы и детали карбюратора.

Устройство корпуса карбюратора автомобиля Жигули
Рис. 1. Устройство корпуса карбюратора "Жигулей": 1 – корпус карбюратора; 2 – патрубок системы вентиляции картера; 3, 21, 30 – пружины; 4, 5 – малые диффузоры; 6 – распылитель; 7, 15 – корпуса топливных жиклеров переходной системы и холостого хода; 8, 13 – воздушные жиклеры переходной системы и холостого хода; 9, 12 – главные воздушные жиклеры вторичной и первичной камер; 10, 11 – главные топливные жиклеры вторичной и первичной камер; 14 – регулировочный винт; 16, 19, 22 – переходные втулки; 17 – рычаг; 18 – ролик; 20 – тяга; 23, 34 – прокладки; 24 – кронштейн; 25 – трехплечий рычаг; 26 – винт; 27 – крышка; 28 – телескопический стакан; 29 – диафрагма; 31 – жиклер; 32 – клапан" 33 – заглушка; 35 – шарик; 36 – эмульсионная трубка.

Сборку карбюраторов всех типов начинаем с корпуса дроссельных заслонок и корпуса. Скрепляем их винтами, предварительно соединив тягу 20 (рис. 1, № 6) с рычагом 13 (рис. 1, № 8). Ролик 18 (рис. 1, № 6) должен скользить по профилированной поверхности на кулачке, приводящем ускорительный насос. Если ролик соскакивает с нее или кулачок торцом касается рычага 17, подгибаем соответствующим образом рычаг.

дроссельных заслонок карбюратора Озон
Рис. 1. Корпус дроссельных заслонок карбюраторов «жигулей» прежних выпусков: 1 – корпус; 2, 4 – гайки; 3 – стопорная шайба; 5, 7 – оси дроссельных заслонок вторичной и первичной камер; 6, 9 – дроссельные заслонки вторичной и первичной камер; 8, 11 – упорные винты; 10 – регулировочный винт; 12, 13, 14, 15, 16 – рычаги; 17 – втулка; 18 – шайбы; 19 – золотник; 20 – пружина; 21 – пружинное кольцо; а и б – переходные отверстия переходной системы и холостого хода; в – калиброванное отверстие золотникового устройства; г и д – зазоры между верхними кромками переходных отверстий и дроссельных заслонок вторичной и первичной камер.

Зацепив пружину 21 за рычаг 14 (рис. 1, № 8), приступаем к проверке работы и регулировке этих частей карбюратора.

Выворачиваем винт 26 (рис. 1, № 6) так, чтобы он не касался усика рычага 15 (рис. 1, № 8). Проверяем частичное открытие дроссельной заслонки первичной камеры, когда наружный усик этого рычага касается рычага 14, но не поворачивает его. При этом зазор между нижней кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры должен быть 6 ±0,1 мм у всех модификаций карбюраторов «2105» и «2107» или 7 ±0,1 мм у типов «2101», «2103» и «2106». Этот зазор очень важен, поскольку определяет момент вступления в работу вторичной камеры карбюратора. Проверку удобно делать калибром, изготовленным согласно приводимому здесь рис. 1.

Калибр для проверки зазора при частичном открытии дроссельной заслонки первичной камеры и открытии воздушной заслонки карбюратора Озон
Рис. 1. Калибр для проверки зазора при частичном открытии дроссельной заслонки первичной камеры и открытии воздушной заслонки. Д=6,1–0,1 мм, d=5,2–0,16 мм;
Корпус заслонок карбюратора «Озон
Рис. 2. Корпус заслонок карбюратора «Озон»: 1 – корпус; 2 – жиклер; 3 – втулка; 4, 7 – шайбы; 5, 18 – гайки; 6 – пружина; 8, 11 – оси дроссельных заслонок вторичной и первичной камер;9, 10 – дроссельные заслонки вторичной и первичной камер; 12 – упорный винт; 13, 14, 13, 16, 17, 19 – рычаги; 20 – распылитель; 21, 23 – регулировочные винты; 22 – прокладка; 23, 26 – уплотнительные кольца; 24 – корпус АСХХ; а – радиальное отверстие в распылителе; б – кольцевая полость в распылителе.

Обеспечиваем зазор подгибанием наружного усика рычага 15 (у «Озона» рычаг 17, рис. 2, № 8 или усик рычага 7, рис. 3, № 8).

Корпус дроссельных заслонок карбюратора Озон
Рис. 3. Корпус дроссельных заслонок карбюратора «Озон» с системой «Каскад» (вид сбоку): 1,2, 3, 4, 7, 8 – рычаги; 5 – ось дроссельной заслонки; 6 – гайка; 9 – микропереключатель; 10 – шайбы; 11 – пружина; 12 – золотник; 13 – пружинное кольцо; 14, 15 – втулки; 16 – клапан ЭПХХ; 17 – распылитель; 18 – корпус; 19, 20 – прокладки; 21 – диафрагма; 22 – крышка; 23 – уплотнительное кольцо; 24 – регулировочный винт.

Теперь проверяем полноту открытия этой дроссельной заслонки. Для этого надо повернуть рычаг 16 (в «Озоне» – 19, рис. 2, № 8 или 8, рис. 3, № 8) до упора внутреннего усика рычага 15 в прилив на корпусе дроссельных заслонок. При этом зазор между плоскостью дроссельной заслонки и внутренней стенкой смесительной камеры должен быть 13±0,5 мм у всех модификаций карбюраторов «2105» и «2107» или 15±0,5 мм у «2101», «2103» и «2106». Измерять зазор можно при помощи калибра, изготовленного согласно приведенному здесь рис. 2, а регулировать его – подгибанием внутреннего усика рычага 15 (в «Озоне» – ему подобного). За^ем проверяем полноту открытия дроссельной заслонки вторичной камеры. Для этого необходимо повернуть рычаг 16 до упора внутреннего усика рычага 15 в прилив на корпусе дроссельных заслонок. При этом зазор между плоскостью дроссельной заслонки 6 и внутренней стенкой смесительной камеры должен быть 15±0,5 мм для всех модификаций карбюратора «2101». Измеряем его тем же калибром (см. приводимый здесь рис. 2). У этих карбюраторов зазор будет обеспечен, если полностью открывается дроссельная заслонка первичной камеры.

Калибр для проверки зазора при полном открытии дроссельных заслонок карбюратора Озон
Рис. 2. Калибр для проверки зазора при полном открытии дроссельных заслонок. Д1=13–0,12 мм, Д2=15–0,12 мм;

В карбюраторах «Озон» перед проверкой необходимо соединить шток 1 (рис. 2, № 6) с пальцем рычага 14 (рис. 2, № 8) и повернуть рычаг 13 на полный ход штока. Чтобы уменьшить усилие поворота рычага, можно снять возвратную пружину. Зазор между плоскостью дроссельной заслонки вторичной камеры и внутренней стенкой смесительной камеры должен быть 15 ±0,5 мм у всех модификаций «2103», «2105», «2106» или 17 ±,5 мм – у «2107». Он регулируется изменением длины штока после отворачивания контргайки. Если шток 1 ввернут во втулку до конца, а требуемый зазор установить не удается, можно несколько укоротить его резьбовую часть.

После регулировки необходимо соединить шток с пальцем рычага, установить в канавку на пальце запорную шайбу, затянуть контргайку на штоке и поставить на место возвратную пружину рычага, если ее снимали.

Помните, что и уменьшенное, и увеличенное открытие дроссельных заслонок первичной и вторичной камер не дает возможности двигателю развивать полную мощность.

Далее проверяем работу ускорительного насоса. Для этого надо налить в поплавковую камеру бензин (примерно до половины) и несколько раз резко повернуть рычаг 16 (рис. 1, № 8; в «Озоне» – 19, рис. 2, № 8), чтобы из распылителя 6 (рис. 1, № 6) вытекала ровная, сильная струйка бензина (его надо сливать в поставленную под карбюратор баночку). Этой операцией мы заполняем полости ускорительного насоса и все его каналы.

Если струя слабая – значит засорено выходное отверстие распылителя. Его надо промыть в ацетоне и продуть сжатым воздухом. Здесь же проверяем состояние заглушки 33. Для этого плотно прижимаем ее пальцем и резко несколько раз поворачиваем рычаг 16 (рис. 1, № 8). Если бензин просачивается через заглушку, ее необходимо зачеканить.

Негерметичность в этом месте является причиной провалов в работе двигателя при разгонах из-за обеднения горючей смеси.

Далее определяем производительность ускорительного насоса. Для этого бензин, вытекший из распылителя за десять полных поворотов рычага 16 в подставленную под карбюратор баночку, выливаем в мензурку с ценой деления 0,2–0,5 см3 или собираем градуированным медицинским шприцем. Объем вытекшего бензина должен составлять 5,26 –8,75 см3 у всех моделей карбюраторов, кроме 2101-1107010-11; 2101-107010- 20 и 2103-1107010, для которых эта величина равна 6,75 –11,25 см3.

Если производительность насоса меньше нормы, надо еще раз промыть ацетоном и продуть сжатым воздухом распылитель 6 (рис. 1, № 6), клапан 32 распылителя, а также обратный клапан ускорительного насоса.

Чтобы достичь наилучшей приемистости автомобиля, можно увеличить производительность ускорительного насоса до максимально допустимой величины. С этой целью на кончик регулировочного винта 14 наплавляют олово, как показано на приведенном здесь рис. 3. Если производительность получилась больше допустимой, достаточно удалить надфилем часть олова, только осторожно, иначе при этом резко уменьшается производительность.

Регулировочный винт с наплавленным оловом для карбюратора Озон
Рис. 3. Регулировочный винт с наплавленным оловом (затушевано).

Кстати отметим, что, если напаянное олово полностью закроет отверстие перепускного жиклера ускорительного насоса, производительность его будет примерно 12–14 см3 за десять полных поворотов рычага. Превышение допустимой величины приведет к переобогащению смеси и перерасходу топлива.

Вместо винта с наплавленным оловом можно применить изготовленный по приведенному здесь рис. 4. Регулируют производительность осторожным подпиливанием его кончика.

Регулировочный винт ускорительного насоса карбюратора Озон
Рис. 4. Регулировочный винт ускорительного насоса.

Переходим теперь к установке крышки карбюратора. Чтобы предотвратить ее коробление, сначала затягиваем винты среднего ряда, а потом остальные. Следует помнить, что для нормальной работы балансированных карбюраторов, к которым относятся и карбюраторы «жигулей», поплавковая камера должна быть герметична, а сообщаться с атмосферой только после воздушного фильтра, что сделано с целью уменьшить влияние сопротивления загрязненного воздушного фильтра на состав смеси; в балансированных карбюраторах сечение топливных жиклеров делают несколько больше, и если поплавковая камера негерметична, увеличивается истечение топлива из них, что приводит к переобогащению смеси и к перерасходу топлива.

Теперь соединяем телескопическую тягу 13 (рис. 1, № 6) с трехплечим рычагом 25 (рис. 1, № 6) и проверяем работу пускового устройства. Для этого при полностью закрытой воздушной заслонке 4 (рис. 1, № 6) надавите пальцем на ее плоскость в сторону открытия. Она должна легко, без заеданий повернуться на весь ход телескопической тяги.

Если ощущается сопротивление, значит из-за перекоса трехплечего рычага заедает телескопическая тяга. Не удается поправить рычаг на месте – надо снять его с карбюратора.

Далее при закрытой воздушной заслонке нажимаем до упора на шток 12 пускового устройства и проверяем зазор между нижней кромкой воздушной заслонки и стенкой крышки карбюратора. Он должен составлять 5–5,5 мм в карбюраторах 2101-1107010- 20, 2105-1107010, 2105-1107010-10, 2105- 1107010-20, 2107-1107010, 2107-1107010- 10, 2107-1107010-20; 6,76–7,25 мм в карбюраторах 2101-1107010, 2101-1107010-02, 2101-1107010-03, 2103-1107010, 2103-1107010-01, 2106-1107010. Измеряем его при помощи калибра, изготовленного согласно, приведенному здесь рис. 1, а регулируем винтом 19. (рис. 1, № 6), предварительно отвернув пробку 20.

После регулировки плотно заворачиваем пробку. При этом зазор между винтом 19 и пробкой 20 должен быть не менее 0,5 мм, что обеспечит герметичность пускового устройства.

Если этот зазор, а также зазор между воздушной заслонкой 4 и стенкой крышки меньше, чем требуется, необходимо либо подогнуть тягу 14 (для этого пусковое устройство лучше снять с карбюратора), либо подпилить регулировочный винт со стороны диафрагмы 18. Увеличенный зазор между воздушной заслон кой и стенкой крышки затрудняет пуск двигателя, особенно в холодное время, из-за обеднения смеси. Уменьшение зазора влечет работу двигателя на повышенных оборотах во время прогрева.

Затем проверяем величину открытия дроссельной заслонки первичной камеры при полностью закрытой воздушной заслонке. Зазор между верхней кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры должен быть: 0,7–0,8 мм в карбюраторах 2105-1107010, 2105-1107010-10, 2105-1107010-200; 0,75–0,85 мм в карбюраторах 2101-1107010, 2101-1107010-02, 2101-1107010-03; 0,8–0,9 в карбюраторах 2103-1107010, 2103-1107010-01, 2106- 1107010; 0,85–0,9 мм в карбюраторах 2107-1107010, 2107-1107010-10, 2107-1107010-20; 1,2–1,3 мм в карбюраторах 2101-1107010-11, 2101-1107010-20.

Для проверки удобен калибр, изготовленный согласно приведенному здесь рис. 5, где д равен максимальному зазору для конкретного карбюратора. Регулируем зазор подгибанием тяги 20 (рис. 1, № 6). Уменьшение этого зазора затрудняет пуск двигателя из-за обеднения смеси, при увеличении – двигатель работает на повышенных оборотах во время прогрева.

Калибр для проверки открытия дроссельной заслонки пусковым устройством карбюратора Озон
Рис. 5. Калибр для проверки открытия дроссельной заслонки пусковым устройством.

Далее проверяем работу пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры в карбюраторах «Озон». В исходном положении дроссельные заслонки обеих камер должны быть полностью закрыты, а рычаги 13 и 14 (рис. 2, № 8) соприкасаться под действием пружины 6. Перемещая шток 1 (рис. 2, № 6) пневмокамеры вверх до упора, сжимаем пружину 10 (рис. 2, № 6) или 6 (рис. 2, № 8). При этом дроссельная заслонка вторичной камеры не должна приоткрываться. Затем, не отпуская шток, поворачиваем рычаг 19 сначала до соприкосновения наружного усика рычага 17 с рычагом 16, а затем и до упора. Одновременно с поворотом рычага 16 под действием закрученной пружины 6 должна начать приоткрываться дроссельная заслонка 9. В предельном случае заслонки первичной и вторичной камер должны быть полностью открыты.

Затем, удерживая шток, медленно отпускаем рычаг 19 и следим за последовательностью закрытия заслонок: сначала должна полностью закрыться заслонка 9, а потом – 10. Важно, чтобы между рычагом 13 и пальцем рычага 16 контакт сохранялся до тех пор, пока заслонка 9 полностью не закроется.

Возможно «зависание» или заедание рычага 16. Причины: в первом случае – потеря упругости его возвратной пружины, во втором – перекос его самого (у него большое посадочное отверстие и малая толщина).

Чтобы надежно и полностью закрывалась заслонка вторичной камеры, можно сделать следующее:
-заменить втулку 3 (рис. 2, № 8) и шайбу 4, как указано ранее («За рулем», № 8);
-изменить точку крепления возвратной пружины рычага 16 на корпусе карбюратора, используя резьбовое отверстие для винта, крепящего трехплечий рычаг, при этом штатный винт М5 заменить винтом М5 X 25 с контргайкой, которая и будет крепить трехплечий рычаг;
-надеть на штатную возвратную пружину вторую, большего внутреннего диаметра, желательно с противоположным направлением витков; наружный диаметр этой пружины не должен превышать 9 мм, чтобы она не задевала рычаги при открытии дроссельных заслонок;
-изготовить из стали толщиной около 1 мм Г-образный кронштейн и закрепить его на корпусе пневмокамеры, заменив ближайший к рычагу 16 винт винтом М15Х18 с контргайкой; за этот кронштейн и зацепить пружину;
-заменить штатную возвратную пружину новой, изготовленной согласно приведенному здесь рис. 6.

Возвратная пружина карбюратора Озон
Рис. 6. Пружина. Материал: проволока l–0,9 ГОСТ 9389-75, n-20, Дс=4,3–0,15, заневолить в холодном состоянии.

Без замены втулки 3 и шайбы 4 необходимое усилие возвратной пружины для надежного и полного закрытия дроссельной заслонки 9 должно быть около 4 кгс при полном повороте рычага 16. Однако при таком большом усилии неизбежен быстрый износ стенок отверстий для их осей в корпусе дроссельных заслонок.

Добиться полного закрытия сначала вторичной, а потом первичной заслонок указанными или другими способами надо обязательно, поскольку нечеткая работа пневмопривода влечет перерасход топлива.

Внешне неполное закрытие дроссельной заслонки вторичной камеры проявляется на автомобиле так: при отпущенной педали происходит лишь слабое торможение двигателем.

На карбюраторе «Озон» с системой «Каскад» надо установить правильное положение микропереключателя 9 (рис. 3, № 8) на кронштейне, поворачивая рычаг 8 в пределах свободного хода между ним и наружным усиком рычага 7. При крайнем левом положении рычага контакты микропереключателя должны быть замкнуты, а при крайнем правом – разомкнуты. Это положение регулируют микропереключателем после ослабления крепящих его винтов, а контролируют тестером или лампочкой с источником питания, подключенными к выводам микропереключателя. После регулировки надежно затягиваем винты, крепящие микропереключатель. Неправильное положение его может привести к циклическому уменьшению и увеличению оборотов двигателя при работе на холостом ходу или к несрабатыванию клапана ЭПХХ.

Наконец, вворачиваем винт 26 (рис. 1, № 6) до касания с усиком рычага 15 (рис. 1, № 8) и поворачиваем его еще на два – два с половиной оборота. Осторожно, не прилагая больших усилий, вворачиваем винт 10 до упора, а затем выворачиваем его на три с половиной – четыре оборота.

В карбюраторе «Озон» осторожно вворачиваем до упора винты 21 и 25 (рис. 2, № 8), затем первый выворачиваем на четыре с половиной – пять оборотов, а второй – на три с половиной – четыре оборота.

На этом сборку и регулировку карбюратора до установки его на двигатель можно считать законченными.

А. Куликов


Адрес страницы:
Карбюратор без секретов-4
Тэги:
Озон
уровень
жиклер
ЭПХХ
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное