Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Осторожнее - на буксире прицеп!

В последние годы на наших дорогах заметно прибавилось легковых автомобилей со всевозможными прицепами – грузовыми, жилыми и др. Кто строится, кто путешествует. Обычное дело. Управление такими автопоездами имеет свои особенности, о них и хотелось бы поговорить в преддверии очередного летнего сезона.

Думаю, не надо доказывать, что автомобиль с прицепом ведет себя на дороге иначе, чем без него, а поэтому приходится кое-что менять в стереотипах вождения. Но сначала несколько слов о технической стороне дела. Прежде всего, приучите себя тщательно соединять прицеп с автомобилем и почаще контролировать надежность сцепки в пути. Перед поездкой всякий раз следует проверить давление в шинах, повысив его на 0,2–0,4 кгс/см2 по сравнению с обычным на задних колесах автомобиля. Давление в шинах прицепов в зависимости от их конструкций колеблется от 1,4 до 2,3 кгс/см2, поэтому внимательно прочитайте, что говорит на этот счет инструкция к прицепу, который вы приобрели. И проследите, чтобы было одинаковое давление в шинах с левой и правой стороны автопоезда. Так удается избежать не только повышенного износа резины, но, что гораздо важнее, обеспечить более устойчивое движение и автомобиля и прицепа. Если буксируется прицеп-дача, то зеркала заднего вида положено установить по обеим сторонам автомобиля.

Размещение груза в прицепе автомобиля
Рис. 1. Курсовое размещение груза в прицепе: а – правильно; б – неправильно.

Груз в прицепе размещают (и надежно крепят) по возможности ближе к переднему борту, в этом случае на сцепное устройство действует дополнительная прижимающая сила. В открытых прицепах он должен как можено меньше выступать над бортами: ведь чем выше центр тяжести, тем больше вероятность того, что на поворотах прицеп может опрокинуться. Низкая и обтекаемая укладка груза в открытом прицепе, плотно обтянутая прорезиненным брезентом, способствует и экономии бензина. Наконец, перед началом движения следует проверить на прицепе техническое состояние и работоспособность указателей поворота и стоп-сигналов.

Теперь о самой езде. Динамика движения автопоезда значительно меняется. Он дольше разгоняется и медленнее останавливается, что объясняется возрастанием общей массы транспортного средства (на 300–600 кг). Отсюда вытекает иная тактика вождения, чем при управлении одиночным автомобилем: все делать с большим запасом пространства и времени. Не стоит, скажем, обгонять автомобили, следующие со скоростью 60 км/ч и более. Ведь на обычных дорогах на автомобиле с прицепом предел скорости – 70 км/ч, а потому маневр может слишком затянуться и привести к опасной ситуации. Кроме того, при обгонах возвращаться в свой ряд надо позже, чем на одиночном автомобиле, и плавнее, убедившись через зеркало заднего вида, что это безопасно и не создаст помех обгоняемому.

Экстренное торможение автопоезда протекает на несколько секунд дольше обычного, поэтому во всех случаях увеличивайте дистанцию в потоке минимум на 15–20 метров.

Перед затяжным подъемом заранее переходите на пониженную передачу, избегая переключений на самом подъеме. На спуске тормозите двигателем, не давая разгонять автомобиль подталкивающему сзади прицепу.

Со встречными трайлерами и крупногабаритными машинами, автобусами оставляйте интервал при разъездах побольше, иначе воздушный поток от них может повлиять на устойчивость вашего автопоезда. По этой же причине будьте начеку при сильном боковом ветре, больше всего на мостах и путепроводах, особенно если прицеп имеет большую боковую поверхность, как, например, прицеп-дача.

Выполнение поворота с прицепом автомобиля
Рис. 2. Правый поворот с прицепом: а – правильно; б – неправильно.

При маневрах на перекрестках дорог следует учитывать смещение прицепа в сторону поворота. Поэтому при правом автомобиль сначала ведут ближе к левой стороне полосы движения и поворачивают рулевое колесо в тот момент, когда задние колеса автомобиля окажутся примерно у границы проезжей части пересекаемой дороги. При левом наоборот: автомобиль направляют ближе к правой стороне полосы движения, а рулевое колесо поворачивают только после того, как автомобиль примерно подойдет к осевой линии пересечения.

Выполнение левого поворота с прицепом автомобиля
Рис. 3. Левый поворот с прицепом: а – правильно; б – неправильно.

Если прицеп начинает болтать, обязательно остановитесь и проверьте, не сместился ли груз из-за того, что ослабло крепление, не изменилось ли давление в шинах прицепа и автомобиля, каково состояние подвески. Не старайтесь в этих случаях растянуть автопоезд увеличением скорости, такой прием малоэффективен и может только усугубить положение.

Для остановки и стоянки лучше выбирать ровные участки. Следует тщательно затормозить автомобиль, включить первую передачу и подложить с обеих сторон прицепа противооткатные упоры.

Перед началом движения задним ходом, особенно с прицепом-дачей, обязательно обойдите его со всех сторон и убедитесь в безопасности маневра. Если вы хотите, чтобы при этом прицеп повернул налево, то рулевое колесо необходимо повернуть в ту же сторону, и лишь после того, как он двинулся, вращать руль обратно, контролируя движение, обернувшись через правое плечо.

В общем-то специфики в управлении автомобилем с прицепом не так уж много, главное ни на секунду не забывать, что сзади автомобиля есть еще и прицеп, и учитывать это, принимая любое решение.

В. Ваганов
инженер


Адрес страницы:
Осторожнее - на буксире прицеп!
Тэги:
буксировка
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное