Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Карбюратор ДААЗ-2108-3

Начало, продолжение.

Экономайзер мощностных режимов с пневматическим приводом. Его назначение – подавать дополнительное топливо к распылителю главной дозирующей системы, когда разрежение во впускном трубопроводе становится ниже определенной величины, иными словами – при большом открытии дросселя. Это необходимо для обогащения смеси при работе двигателя с большой нагрузкой. Раньше у карбюраторов ДААЗ такого устройства не было и указанная цель достигалась соответствующей регулировкой главных дозирующих систем.

Основной узел экономайзера – поджимаемая пружиной диафрагма с толкателем, который давит на шариковый клапан. Полость над диафрагмой соединена с задроссельным пространством каналом, заканчивающимся демпфирующим жиклером, который служит для сглаживания пульсаций разрежения и размещен в выемке, выходящей к стенке первичной камеры у края привалочного фланца. На холостом ходу и при малых нагрузках разрежение над диафрагмой велико; оно преодолевает усилие пружины, отводя толкатель от клапана. При полной нагрузке разрежение мало; пружина перемещает диафрагму и открывает клапан, предоставляя возможность бензину поступать через жиклер экономайзера непосредственно в эмульсионный колодец главной дозирующей системы первичной камеры, минуя главный топливный жиклер.

Неисправности экономайзера проявляются снижением мощности двигателя при полной нагрузке, ухудшением разгона или перерасходом топлива.

Проверку начинают с контроля диафрагменного узла. Для этого к демпфирующему жиклеру (разумеется, при снятом карбюраторе) приставляют встык толстостенную резиновую трубку с наружным диаметром 6 мм и создают в ней разрежение – грушей или, на худой конец, ртом (если автомобиль заправлен неэтилированным бензином). Когда в системе обнаруживается утечка, вначале проверяют затяжку винтов крышки экономайзера; при негерметичной крышке разрежение под ней не достигает требуемого уровня. К снижению мощности двигателя приводит и засорение демпфирующего жиклера; чтобы оценить его состояние, нужно снять крышку экономайзера и подуть в трубку, приставленную к жиклеру. Ну а в случае, когда поводом для беспокойства послужило не ухудшение динамики, а возросший расход топлива, следует сразу снимать крышку и осматривать диафрагму: если в ней есть разрывы, то через них бензин подсасывается в задроссельное пространство.

Другой возможный источник неисправности – несъемный, запрессованный в корпус карбюратора шариковый клапан экономайзера. Его герметичность можно проверить, прижав к выходному отверстию клапана (при снятой диафрагме) резиновую трубку и создав в ней разрежение. Но не исключен и, так сказать, противоположный дефект: засорение входного отверстия клапана или подводящего канала. Проверяется это так. При помощи тонкого стрежня отжимают шарик клапана, а затем между ним и седлом помещают кусочек тоненькой медной проволоки длиной 15–20 мм, следя, чтобы он не проскочил внутрь. К отверстию клапана вновь прижимают резиновую грушу, но так, чтобы торчащая проволока вошла внутрь нее. Свободный проход воздуха по трубке свидетельствует об отсутствии загрязнения. Вынимая проволоку из клапана, отжимают шарик от седла иглой. Нужна особая осторожность, чтобы не обломить ее и не повредить клапан.

И наконец, контролируют чистоту жиклера экономайзера, размещенного под диафрагмой. Он съемный, на резьбе здесь не требуется пояснений.

Пусковое устройство. Сейчас оно делается с ручным управлением; в дальнейшем будут вводиться элементы автоматики. Принцип действия у него такой же, как на прежних карбюраторах, но исполнение иное, более надежное.

Основным элементом, задающим зависимость взаимного перемещения дроссельной и воздушной заслонок, служит профилированный рычаг в виде кулачка. С ним контактируют опорные элементы рычагов, связанных с заслонками. Кинематика механизма получается точной и стабильной. Роль телескопической пружинной тяги, доставляющей немало хлопот в прежних карбюраторах ДААЗ, здесь выполняет пружина растяжения, не страдающая от загрязнения.

Зазоры у кромок дроссельной и воздушной заслонок выставляются винтами. При полностью вытянутой рукоятке управления воздушной заслонкой зазор между кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры должен составлять 1,1 мм. Зазор у нижней кромки воздушной заслонки (он должен быть равен 2 мм) регулируют при принудительном перемещении штока диафрагменного механизма до упора в регулировочный винт или на работающем двигателе с включенной пусковой системой.

Затрудненный пуск двигателя может быть следствием неполного прикрытия воздушной заслонки. Его контролируют на просвет, сняв крышку карбюратора и повернув рычаг до упора против часовой стрелки. Если щели у краев заслонки велики, отпускают два винта ее крепления на оси и добиваются наиболее плотного прилегания. При этом нужно убедиться, что между штифтом на рычаге воздушной заслонки и верхним профилем рычага есть зазор, то есть рычаг не препятствует полному закрытию заслонки. В противном случае слегка подпиливают прилив, в который упирается ограничитель хода на обратной стороне рычага.

Если диафрагма пускового устройства негерметична, воздушная заслонка приоткрывается недостаточно и запущенный двигатель работает с перебоями из-за переобогащения смеси, требуя утапливания рукоятки "подсоса". Диафрагму проверяют, прижав шланг диаметром 10–12 мм к пазу на крышке, куда выходит отверстие для подвода вакууму к пусковому устройству, создавая в этом шланге разрежение. Следует также проверить чистоту канала, который идет от отверстия на нижнем фланце карбюратора к диафрагменному устройству.

Привод дроссельных заслонок. В ДААЗ-2108 он полностью механический, как это было у карбюраторов ДААЗ до 1979 года. Особенность же этой модели в механизме, препятствующем открытию дроссельной заслонки вторичной камеры при включенном пусковом устройстве. Это улучшает езду с непрогретым двигателем.

Устроена блокировка следующим образом. На промежуточном рычаге привода к заслонке вторичной камеры сделана защелка, контактирующая с выступом на рычаге оси первичной камеры. Когда пусковая система выключена, пружина поворачивает защелку против часовой стрелки; ус защелки входит в соприкосновение с выступом на рычаге первичной камеры, который при повороте на угол более 57о толкает защелку и промежуточный рычаг, открывая тем самым и заслонку вторичной камеры. При включенной пусковой системе ус защелки выходит из соприкосновения с рычагом и вторичная камера в работу не вступает.

Неисправности механизма блокировки обычно вызваны поломкой пружины или соскакиванием ее с ушек, вследствие чего заслонка вторичной камеры вообще перестает открываться.

Система отсоса картерных газов. Для присоединения шланга, идущего от картера двигателя, на привалочном фланце карбюратора имеется штуцер. Далее картерные газы по каналу с жиклером выходят непосредственно в задроссельное пространство первичной камеры. Никакого регулирующего золотника, как в прежних карбюраторах, здесь нет.

При длительной эксплуатации автомобиля возможно засорение канала смолистыми отложениями. Канал промывают ацетоном или бензином, прочищают медной проволокой.

А. Тюфяков


Адрес страницы:
Карбюратор ДААЗ-2108-3
Тэги:
Солекс
жиклер
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное