Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

"Озон" и "Каскад"

Появление в журнале статей о карбюраторах "Озон" и системе "Каскад" вызвало немало писем в редакцию с различными вопросами. Мы попросили ответить на них сотрудников Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), кандидата технических наук А. Дмитриевского и инженера А. Тюфякова, принимавших непосредственное участие в доводочных работах по карбюраторам "Озон".

В 1979 году в журнале сообщалось, что карбюраторы "Озон" предполагается выпускать в разных вариантах. Какие же выпускаются сейчас, применяется ли на них система "Каскад", обязательна ли при ней система регулируемого подогрева воздуха на впуске и распределитель зажигания, оснащенный вакуум-корректором?

Димтровградский автоагрегатный завод производит теперь новое семейство карбюраторов "Озон", сменившее прежнее, которое объединяло приборы ДААЗ-2101, ДААЗ-2103, ДААЗ-2106. В это семейство входят две основные модели – ДААЗ-2105 и ДААЗ-2107. Эти два карбюратора различаются диаметром диффузора первичной камеры, диаметром дроссельной заслонки вторичной камеры, проходными сечениями жиклеров дозирующих систем и некоторыми конструктивными частностями. Оба имеют пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры и могут быть оснащены либо только автономной системой холостого хода (АСХХ), либо комплексом из АСХХ и экономайзера принудительного холостого хода (АСХХ + ЭПХХ), носящим название "Каскад".

При системе "Каскад" вместо регулировочного винта, задающего количество топливовоздушной смеси, на карбюраторе установлен подвижной клапан, хвостовик которого соединен с диафрагмой пневматического механизма его привода. В этом случае карбюратор комплектуется также микровыключателем системы управления ЭПХХ.

Что дает замена карбюраторов старых моделей новыми?

Карбюраторы "Озон" по сравнению с прежними моделями ДААЗ имеют, как уже говорилось выше, обедненную регулировку дозирующих систем первичной камеры. Благодаря уменьшенному сечению ее диффузора скорости воздушного потока вырастают и смесеобразование улучшается. Это позволяет заметно снизить расход топлива и улучшить ездовые качества автомобиля. А система "Каскад" создает дополнительную экономию горючего, так как при ней на режиме принудительного холостого хода бензин вообще не поступает в двигатель. Общее снижение эксплуатационного расхода топлива может составить 1,0–2,0 л/100 км по сравнению со старыми моделями карбюраторов.

Обедненная регулировка первичной камеры предопределяет и более низкое содержание окиси углерода в отработавших газах, а автономная система холостого хода позволяет отрегулировать карбюратор на устойчивую работу двигателя с минимальными оборотами при содержании окиси углерода менее 1%.

Как действует автономная система холостого хода "Озона"?

Так называемая классическая система холостого хода хорошо известна. Напомним, что в ней бензин, поступающий из топливного жиклера холостого хода, смешивается с небольшим количеством воздуха, проходящего через воздушный жиклер, и образует эмульсию. Она заполняет камеру переходных отверстий и затем через канал, сечение которого регулируется винтом состава смеси, выходит в задроссельное пространство, где смешивается с основным количеством воздуха, засываемого через приоткрытую дроссельную заслонку. При этом из-за низких скоростей воздуха в зоне его перемешивания с топливом не удается достичь хорошего смесеобразования и равномерного состава смеси в различных цилиндрах.

Автономная система холостого хода карбюратора Озон
Рис. 1. Автономная система холостого хода: 1 – корпус карбюратора; 2 – теплоизоляционная прокладка; 3 – корпус дроссельных заслонок; 4 – воздушный тракт первичной камеры; 5 – дроссельная заслонка; 6 – фаска выходного отверстия; 7 – промежуточная камера; 8 – распылитель; 9 – тыльная часть головки винта; 10 – винт регулировки количества смеси; 11 – держатель винта; 12 – линия перегиба профиля распылителя; 13 – кольцевая полость распылителя.

В автономной же системе холостого хода эмульгированное топливо после винта 10 регулировки количества смеси поступает в кольцевую полость 13 вокруг специального распылителя 8. Через восемь его радиальных отверстий она подается в кольцевую щель между внутренней поверхностью распылителя и наружной профилированной поверхностью распылителя и наружной профилированной поверхностью регулировочного винта (автономная система холостого хода без ЭПХХ) или клапана экономайзера принудительного холостого хода (система "Каскад"). В этой кольцевой щели топливо распыляется быстрым потоком воздуха, поступающим по каналу в верхней части корпуса дроссельных заслонок из последиффузорного участка первичной камеры карбюратора. Профили поверхностей на головке клапана и на внутренней части распылителя выбраны так, чтобы кольцевой зазор между ними образовывал по направлению движения потока воздуха своего рода дополнительный диффузор.

Затем топливовоздушная смесь через промежуточную камеру 7, где ее скорость резко падает, поступает к выходному отверстию системы холостого хода, рабочее сечение которого регулируется перемещением винта количества смеси или клапана ЭПХХ. И, вновь резко разогнавшись, выбрасывается в задроссельное пространство под полностью закрытой дроссельной заслонкой первичной камеры. Резкие изменения скорости движения этих потоков – гарантия хорошего перемешивания и однородности смеси, поступающей в двигатель на холостом ходу.

В чем может быть причина неустойчивой работы на холостом ходу двигателя с карбюратором нового семейства?

Прежде чем искать неисправность в системе питания, надо проверить все элементы системы зажигания: распределитель, провода, свечи. При этом целесообразно попробовать увеличить искровой промежуток до 1 мм. Если такая проверка не дала результатов, придется заняться самим карбюратором.

Сначала убедитесь, что поплавковый механизм правильно отрегулирован и герметичен. Для "Озона" особенно важно, чтобы уровень топлива не превышал указанного в инструкции. Даже незначительное отклонение от нормы может стать причиной неустойчивой работы двигателя на холостом ходу из-за выбрасывания в диффузор первичной камеры капель топлива из распылителя.

Это можно увидеть, сняв крышку воздушного фильтра и подсветив переносной лампой горловину карбюратора (из соображений безопасности советуем делать это при помощи зеркала). Если на холостом ходу при 1 000 об/мин топливо подтекает из распылителей обеих или только первичной камеры, поплавковый механизм нужно регулировать.

В том случае, когда подгибание язычка на поплавке под запорной иглой не помогает, необходимо проверить, как она "держит" топливо. Восстановить герметичность узла (если износ иглы не очень велик) можно притиркой абразивной пастой. Изношенную же иглу следует заменить, желательно вместе с седлом. Если притирка или замена не помогли и подтекание продолжается, стоит еще попытаться несколько уменьшить против заданного уровень топлива.

Второй возможной причиной неустойчивой работы двигателя на холостом ходу может стать, напротив, чрезмерное обеднение смеси. В этом случае попробуйте обогатить ее, отворачивая винт качества. Если же двигатель не реагирует на изменение регулировки, то есть обогащение смеси не происходит, проверьте и при необходимости прочистите топливный жиклер холостого хода.

Следующий этап – проверка "на просвет" плотности закрытия дроссельных заслонок. Если нарушена заводская установка заслонок и между их кромками и стенками появились заметные щели, попробуйте уменьшить их регулировкой. Отпустите винты, крепящие заслонку на оси, и выберите ее положение с минимальными просветами, заверните и застопорите винты. После этого нужно так завернуть упорные винты до соприкосновения с рычагами заслонок, чтобы дроссели не заклинивались в закрытом положении. Это особенно важно для вторичной камеры, имеющей пневмопривод. Упорные винты также необходимо застопорить.

Причиной переобеднения смеси может быть засорение радиальных отверстий распылителя автономной системы холостого хода. Для их прочистки подойдет кусок проволоки диаметром 0,7 мм с загнутым концом. В случае необходимости распылитель можно выпрессовать специальным съемником (рис. 2, а). Он несложен.

Съемник для распылителя автономной системы холостого хода карбюратора Озон
Рис. 2. Съемник (а) для распылителя и оправка (б) для его запрессовки: 1 – половины съемника; 2 – вставка; 3 – захваты съемника.

Потребуется кусочек болта М12, который надо разрезать вдоль и на концах образовавшихся половинок сделать захваты для распылителя. Затем изготовляют вставку из полосы толщиной 2,5 мм и шириной около 9 мм. Половинки съемника вставляют в запрессованный распылитель, раздвигают и вкладывают между ними вставку, вытягивая распылитель из гнезда. После прочистки распылителя его запрессовывают обратно при помощи оправки (рис. 2, б) из алюминия.

Крайне редко, но встречаются случаи (см. рис. 1), когда на отдельных экземплярах двигателей не удается добиться устойчивой работы на холостом ходу из-за чрезмерного уменьшения проходного сечения у кольцевой фаски 6 при заворачивании винта 10 количества смеси. В результате снижается разрежение у отверстий распылителя 8 и слишком обедняется смесь. Для восстановления нормальной работы системы холостого хода следует зенкером диаметром 8–9 мм (при большем диаметре потребуется выпрессовка распылителя), режущая часть которого имеет угол при вершине 60о, осторожно углубить в корпусе дроссельных заслонок коническую фаску 6 на выходном отверстии системы холостого хода до такой степени, чтобы тыльная часть 9 профилированной головки винта количества смеси (или клапана ЭПХХ) при упоре винта (клапана) в указанную фаску находилась на одной линии 12 с перегибом профиля на поверхности входной части распылителя. Это положение винта (клапана) контролируется после его демонтажа из держателя корпуса клапана ЭПХХ.

И после всего этого не забудьте на станции обслуживания отрегулировать содержание окиси углерода в отработавших газах – обычно от 0,5 до 1,2%.

Как восстановить работу двигателя на холостом ходу, если он неожиданно глохнет? Топливные жиклеры главный и холостого хода не засорены, система зажигания исправна. Под нагрузкой двигатель работает нормально.

Это явление, встречающееся у карбюраторов разных моделей, как правило, вызывает соринка в колодце перед топливным жиклером холостого хода, размер которой больше отверстия в нем. При работе на холостом ходу она поднимается и закрывает жиклер. Когда двигатель глохнет и разрежения в колодце нет, соринка опускается. Продувка жиклера в этом случае бесполезна. Что делать?

На двигателе, работающем с приоткрытой дроссельной заслонкой, нужно медленно отворачивать держатель топливного жиклера до тех пор, пока обороты коленчатого вала не начнут заметно падать из-за переобогащения смеси. Затем – дать двигателю поработать на этом режиме 2–3 минуты, завернуть держатель и проверить работу двигателя с закрытой дроссельной заслонкой. Как правило, соринка при этом просасывается через жиклер.

Сообщалось, что система "Каскад" состоит из нескольких узлов, от которых зависит ее работоспособность, и что при выходе из строя хотя бы одного может нарушиться работа системы холостого хода. Как в этом случае быстро выявить причину и восстановить работоспособность двигателя, чтобы, например, с отключенным ЭПХХ доехать до станции обслуживания или до гаража?

При эксплуатации карбюраторов с системой "Каскад" возможно три вида неисправностей.

1. Двигатель не работает на холостом ходу при отпущенной педали акселератора из-за того, что клапан ЭПХХ при этом закрыт.

2. Двигатель работает неустойчиво на холостом ходу и при частичном открытии дроссельной заслонки, так как клапан ЭПХХ закрыт.

3. При движении с резко переменными нагрузками (город, горные и проселочные дороги) ухудшается эффективность торможения двигателем, увеличивается на 5–10% расход топлива, а также повышается общий выброс в атмосферу окиси углерода и углеводородов, поскольку ЭПХХ не отключает подачу топлива на принудительном холостом ходу.

Проверка в первом и втором случаях такова. Надо снять вакуумную трубку с вертикального торцевого штуцера электропневмоклапана, присоединенную другим концом к штуцеру на впускной трубе, и надеть ее на штуцер клапана ЭПХХ у карбюратора вместо той, которая соединяла его с электропневмоклапаном. Если двигатель начал работать на холостом ходу исправно, то в проверке нуждается система управления ЭПХХ.

Если же работа двигателя на холостом ходу не восстановилась, необходимо снять с карбюратора корпус клапана ЭПХХ и, разобрав его, убедиться в исправности мембраны, надежности затяжки гайки, крепящей ее к стержню клапана, в возможности свободного перемещения клапана и т. д. Следует учитывать, что неисправность может быть также вызвана засорением топливного жиклера холостого хода или каналов подачи эмульсии к распылителю. Придется также проверить, не заклинивается ли клапан ЭПХХ при посадке в седло из-за несовпадения осей фасок седла и клапана, например, при неравномерной затяжке винтов крепления или из-за погнутости стержня клапана. Для этого присоедините резиновую грушу, через шланг к штуцеру корпуса клапана ЭПХХ, и создайте чередующиеся волны разрежения и давления в полости мембраны, находящейся в корпусе клапана ЭПХХ. Если клапан исправен, должны быть слышны четкие металлические щелчки в момент посадки его в седло, а также в момент упора хвостовика клапана в регулировочный винт.

При дальнейшем поиске неисправности в случае отказа одновременно по первому и второму пунктам проверяют электрическую проводку от электронного блока и микровыключателя к электропневмоклапану, сам пневмоклапан и вакуумные трубки (заедание, нарушение герметичности, выход из строя обмотки).

В случае отказа только по первому пункту проверяют электронный блок с проводкой к электропневмоклапану.

В случае отказа только по второму пункту следует проверить исправность микровыключателя и его проводки, а также правильность регулировки.

Отказ по третьему пункту водитель, в отличие от двух первых случаев, может сразу не заметить. Чтобы выявить его, следует снять крышку воздушного фильтра и на холостом ходу увеличить обороты коленчатого вала до 2 500–3 000 в минуту, а затем резко отпустить рычаг дроссельной заслонки. При этом в момент закрытия дроссельной заслонки характерное "шипение" в горловине карбюратора должно прекратиться и возобновиться при переходе на режим самостоятельного холостого хода при частоте вращения, когда откроется клапан ЭПХХ. Это свидетельствует о нормальной работе всей системы в целом. Если "шипение" на режиме принудительного холостого хода не прекращается – значит клапан ЭПХХ не срабатывает.

Затем снимают трубку у штуцера в корпусе клапана ЭПХХ, предварительно пережав ее, чтобы посторонний воздух не попадал во впускную трубу. Если двигатель остановится – значит клапан исправен. Продолжающаяся же после снятия трубки работа двигателя указывает на неисправность клапана ЭПХХ, чаще всего заклинивание стержня в корпусе.

После этого (при исправном клапане) на режиме холостого хода снимают разъем электрической проводки с электронного блока. Если двигатель заглохнет – неисправен электронный блок. В противном случае (двигатель не глохнет) – неисправен микровыключатель (произошло замыкание, нарушилась его регулировка) или электропневмоклапан (произошло заклинивание или нарушение герметичности). Надо установить, что вышло из строя – микровыключатель или электропневмоклапан. Для этого снимают разъемы проводов на электропневмоклапане и подключают один провод к "массе" автомобиля, а другой – к положительной клемме катушки зажигания. Затем пускают двигатель. При исправных электропневмоклапане и клапане ЭПХХ он должен нормально работать на холостом ходу и останавливаться, если снять дополнительно подключенный провод с клеммы катушки зажигания.

В случае неожиданной остановки двигателя при отпущенной педали акселератора, например вследствие выхода из строя электронного блока или нарушения контакта в электропроводке, для того чтобы, скажем, уехать с перекрестка, можно слегка вытянуть манетку воздушной заслонки и добраться до разрешенного места остановки. Затем, чтобы доехать до мастерской, можно временно присоединить трубку, отводящую разрежение от впускной трубы, непосредственно к штуцеру в корпусе клапана ЭПХХ, минуя электропневмоклапан. В этом случае клапан ЭПХХ оказывается постоянно открытым независимо от режима работы двигателя.



Адрес страницы:
"Озон" и "Каскад"
Тэги:
Озон
ЭПХХ
жиклер
холостой ход
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное