Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Обслуживаем "Жигули" | Оснастка

Как ни развивается сеть предприятий "АвтоВАЗтехобслуживания", она не в состоянии принять все находящиеся в эксплуатации "жигули", которые нуждаются не только в обслуживании, но и в ремонте. Для этого пришлось бы привлечь в автосервис гигантскую армию людей, нужных в других отраслях. Это касается всех марок автомобилей, но в первую очередь ставших в настоящее время наиболее массовыми "жигулей".

В то же время практика показывает, что многие владельцы машин успешно обслуживают их самостоятельно, обращаясь к помощи автосервиса, только когда требуется специальное оборудование. Очевидно, что чем больше будет "самообслуживаемых" автомобилей, тем короче станут очереди на СТО, где сокращение работ по ТО позволит расширить участки ремонта. Видимо, это один из путей если не решения, то ослабления остроты проблемы.

Для успешного развития "самообслуживания" необходимо, однако, несколько условий. Во-первых, автолюбитель должен знать, что, как и чем должен делать. Во-вторых, иметь это "чем". В-третьих, должно быть в достатке сменных материалов – масел, жидкостей, а также запасных частей.

Наша промышленность в прошедшей пятилетке заметно увеличила ассортимент инструментов и приспособлений, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей. Многое уже можно купить в магазинах. В кооперативных гаражах, на коллективных стоянках и некоторых СТО созданы посты самообслуживания, и, надо полагать, количество их будет увеличиваться. Остается снабдить автолюбителя необходимыми сведениями. Этому редакция посвящает серию статей под знакомой уже читателям рубрикой "Ваша сервисная книжка". В этом предлагаем первую из статей для тех, у кого "Жигули". Подготовил их специалист по обслуживанию этих автомобилей, главный инженер одной из столичных СТО А. Вайсман. В них будет рассказано о рациональных приемах работы, инструменте и приспособлениях.

Сегодня – рассказ об оснастке.

Хороший инструмент – половина успеха дела. Каждый водитель хорошо знаком с набором шоферского инструмента и знает, что он не рассчитан на работы, предусмотренные сервисной книжкой, у него другие назначения, хотя кое-что из него и пригодится для этих целей. А для планового обслуживания автомобиля, чтобы выполнить его доброкачественно, в полном объеме, чтобы работа доставила вам моральное удовлетворение, нужно дополнить его целым рядом приспособлений и хорошо организовать рабочее место.

Прежде всего, машину надо расположить таким образом, чтобы к ней со всех сторон был достаточно свободный подход. Если вы работаете в гараже, подкапотное пространство дополнительно осветите, используя переносную лампу (напряжением не более 36 В). Для этой цели вполне подойдет и "переноска" из штатного набора. Передние крылья по всей длине накройте накидкой из дермантина или тонкой резины размером не менее 600×600 мм. В противном случае даже после первого обслуживания на них останутся вмятины или царапины. Спецодеждой может служить любой поношенный костюм, не стесняющий движений. В карманы брюк желательно ничего не класть и в процессе работы не облокачиваться на крылья. Инструмент в карманах и локти быстро деформируют легкоранимую их поверхность.

Если надо приподнять машину, подстрахуйте ее, установив с двух сторон под колесо упоры. И вообще, возьмите за правило: упоры должны быть обязательным приложением к вашей инструментальной сумке и постоянно находиться в машине. Разумеется, при работе под машиной она должна стоять на надежных опорах (козелках), а не на домкрате.

Перед началом работы инструмент разместите на столике у правого крыла. Если нет столика или места для него, можно сшить из дермантина или брезента сумку, которую удобно расположить на правой части лобового стекла машины. Сумка должна быть достаточно емкой для свободного размещения инструмента и в то же время сшита таким образом, чтобы исключить выпадание его при езде. Предлагаем один из вариантов сумки. Она удобна тем, что в ней три ряда кармашков разной ширины и высоты, куда в нужной для вас последовательности раскладывается инструмент.

Сумка для инструмента по ремонту автомобиля

При обслуживании все снимаемые гайки, шайбы и т. д. собирайте в металлическую или пластмассовую баночку, где их можно будет промыть в бензине перед установкой.

Теперь о самом инструменте. Многие знают, как трудно отвернуть фиксирующую гайку натяжителя цепи, имея под рукой только штатный набор. Задача намного упрощается при использовании универсального ключа (рис. 2). Его можно сделать самому. Если нет двенадцатигранной головки "на 13", возьмите шестигранную (хотя это немного хуже). Такой ключ удобен и при выполнении других операций – демонтаже головки цилиндров, регулировке замков дверей и т. д.

Ключ для натяжителя цепи Жигули

Посредством другого ключа (рис. 3) можно очень облегчить регулировку клапанных зазоров. Головка ключа, расположенная под углом 45о к оси, исключает вероятность повреждения прерывателя при регулировке зазоров первого и второго клапанов. Он достаточно удобен и при отворачивании пробок контрольных отверстий в коробке передач и редукторе заднего моста.

Ключ для регулировки клапанных зазоров Жигули

В процессе обслуживания и ремонта много хлопот доставляют труднодоступные болты и гайки. Практика показала, что для них нужен специальный комплект, включающий набор торцевых головок от 10 до 27 мм, "трещотку", шарнир, поперечину, коловорот и удлинители (рис. 4). Часть этого комплекта можно подобрать из выпускаемых наборов торцевых головок ценой около 15 и 25 рублей. Остальные надо изготовить самим.

Штатный ключ для свечей желательно переделать. Для этого укоротите его на 70 мм и приварите с тыльной стороны редко используемую головку на 14 мм. Этот ключ (рис. 5) в сочетании с 500-миллиметровым удлинителем, шарниром и поперечиной не хуже специального "вазовского".

Ключ для подтяжки болтов, крепящих головку блока Жигули

При первом техническом обслуживании для подтяжки болтов, крепящих головку блока, обычным торцевым ключом необходимо снимать корпус подшипников распределительного вала. Эта дополнительная довольно сложная операция требует определенного навыка и знания ряда тонкостей. Избежать ее позволяет специальный ключ (рис. 6). Его можно сделать следующим образом. Изготовьте скобу. Разрежьте торцевую гловку "на 19" (обязательно двенадцатигранную), половину ее с квадратом приварите к верхней части скобы, а другую, предварительно заварив имеющееся отверстие, – к ее нижней части.

Хорошо известно, как тяжело бывает отвернуть штуцеры для прокачки тормозной системы. Рожковый ключ "на 8" для этой цели не годится, он может снять грани штуцера. Здесь помогает специальный ключ (рис. 7). Он удобен тем, что прокачку можно проводить, не снимая передние колеса (на моделях "2101" и "21011"), а кроме того, с не меньшим успехом его используют для отворачивания гаек на трубках.

Ключ для отворачивания штуцеров тормозной системы Жигули

При регулировке зазора между контактами прерывателя или их замене маленький ключ "на 8" (рис. 8) окажет вам неоценимую услугу, избавив от мучительных попыток отвернуть винты, крепящие контакты, при помощи отвертки.

Ключ для отворачивания контактов прерывателя Жигули

Грамотное обслуживание машины предполагает наличие динамометрического ключа. Подтяжка болтов, крепящих головку блока, гаек, крепящих корпус подшипников распределительного вала, элементы подвески, и т. д. – это лишь часть работ, где без него просто не обойтись.

Чтобы наверняка отвернуть любой винт с прямым или крестообразным шлицем, стоит приобрести две большие отвертки – с лезвием шириной 12–14 мм, желательно цельнометаллическую с деревянными накладками ни ручке и крестообразную со стержнем диаметром 8 мм, а также две малые – длиной не более 130 мм с лезвием шириной 5,5 мм, другую – не длиннее 100 мм с 3,5-миллиметровым лезвием. Малые отвертки могут служить рычагами при подтяжке хомутов системы охлаждения.

Достойное место в инструментальной сумке должны занять самые древние, но нестареющие орудия труда – прочное зубило и добрый молоток. Они – ваши постоянные спутники в поездках и незаменимые помощники в шоферских передрягах. Пользоваться молотком, хоть это и кажется просто, нужно с толком, оберегая себя, окружающих и машину от травм.

В удобстве предложенных ключей, дополняющих инструментальную сумку, вы убедитесь после окончания сервисных работ: спина не ноет, руки без ссадин, этих неизбежных спутников плохого или неподходящего инструмента.

Для облегчения и повышения качества некоторых работ целесообразно иметь несколько приспособлений.

Для начинающего автолюбителя иногда представляет определенную трудность точный поворот коленчатого вала на 180о. Упростит эту задачу несложное устройство (рис. 9), устанавливаемое вместо крышки прерывателя. Его можно изготовить из консервной банки, которая имеет как раз нужный диаметр. А для двигателя ВАЗ-2105, где из-за его конструктивных особенностей "поймать" точный угол поворотв значительно сложнее, чем на предыдущих моделях, это приспособление просто незаменимо.

Приспособление для поворота коленчатого вала Жигули

У вас может быть и неплохой глазомер, тем не менее не повредит калибр (рис. 10) для регулировки уровня топлива в поплавковой камере. Он может быть изготовлен из металла, пластмассы, в крайнем случае из дерева.

калибр для регулировки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора Озон Жигули

Адрес страницы:
Обслуживаем "Жигули" | Оснастка
Тэги:
Вайсман
инструмент
клапан
свечи
Озон
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное