Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Тепловой насос

Отопители современных российских автомобилей редко балуют хозяев горячим отношением к делу. К этому все привыкли – и рассказы о том, что в "Жигулях" прошлого века в мороз разъезжали без шубы, малахая и валенок, нынче воспринимаются как художественный свист. Зря улыбаетесь: громоздкие одежда и обувь не способствуют безопасной езде, особенно на скользких зимних трассах.

В чем же причина "немощи" некоторых отопителей? Чаще всего – в безобразном качестве деталей. Например, примитивный "непропай" перегородки, разделяющей полости входа и выхода жидкости, позволяет ей идти по короткому пути – почти не омывая сердцевину радиатора, оттого он и не работает.

Случись подобное с батареей центрального отопления, вызывают сантехника. А нам как быть? Совсем никудышный радиатор придется заменить или отремонтировать – восстановить перегородку. Иногда полезно обновить термостат – ведь его настройки могут уйти так, что при невысокой мощности, обычной для езды по зимним дорогам, падает температура самой жидкости. В сильный мороз не повредит по старинке утеплить основной радиатор: холодный сквозняк под капотом ослабнет, от этого и в машине станет чуть теплее.

Итак, радиатор вашего отопителя – "твердый троечник". Как увеличить подачу в него горячей жидкости, не топча педаль газа? (Заметим: в теплоэнергетике двигателя ничто не "обрушится", ведь мы отберем у него лишь ту часть тепла, которую и должен расходовать полноценный отопитель.) С этой целью мы встроили в магистраль отопителя ВАЗ-2108 дополнительный насос. Купили электронасос отопителя "Газели", шланг и обычное четырехконтактное реле. За все – 650 рублей. Несложная работа отняла около часа. (Кстати, хороший латунный радиатор стоит около 900 руб., а работа по его замене от 800 руб. на ВАЗ-2108 до 2 000 руб. на ВАЗ-2110.)

Насос закрепили в моторном отсеке так, чтобы он не касался подвижных или горячих частей. Порядок работы: слили охлаждающую жидкость, отсоединили от головки блока шланг и соединили с боковым штуцером насоса, а центральный штуцер насоса – дополнительным шлангом со штуцером головки блока. Затянув хомуты, залили охлаждающую жидкость. Электропитание насосса подключили, как показано на схеме: чтобы работал одновременно с вентилятором отопителя. На ВАЗ-2108 провод этого вентилятора – в салоне, немного выше педали газа.

Схема включения дополнительного насоса отопления салона автомобиля Самара
Схема включения дополнительного насоса

Опробуем? Сначала хорошенько прогрели мотор. На холостом ходу перевели регулятор отопителя в третье положение. Ого! Пошел раскаленный воздух, температура жидкости немного снизилась.

А каков эффект после остановки горячего мотора? Включив зажигание, опробовали новшество во втором, а потом и в первом положении регулятора. Здесь есть тонкость: если сразу включить первое положение, насос работать не будет – напряжения, урезанного регулятором, не хватает для срабатывания реле, а вот для удержания его достаточно.

Вот так минут 25–30 можно согреваться в салоне, не пуская двигатель, а лишь остужая жидкость и омываемые ею детали. Конечно, никто не станет сильно выхолаживать двигатель – завести его в конце концов придется. Ведь как ни верти, а источник энергии в автомобиле – содержимое топливного бака.

Геннадий Непряжин
Ссылки в тему:
Улучшился пуск двигателя в мороз
"Тосол" в картере
«Жигули» зимой
Умелому занос не страшен
Передний привод на скользкой дороге
Накануне зимы
Если ездить зимой
Отопление Москвича
В «Москвиче» тепло
Улучшенное отопление Москвич
Кран отопителя
Отопление «Волги»
Сопла отопления Москвич
Замерзла система охлаждения
Пуск двигателя в мороз
Пуск в любой мороз
Работа маслонасоса зимой
Тормоза на морозе
Лед в карбюраторе
Сколько служить антифризу
Накипь в системе охлаждения
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное