← Ноябрь 2021 → | ||||||
7
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
13
|
||||||
18
|
20
|
21
|
||||
23
|
25
|
27
|
||||
30
|
За последние 60 дней 15 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.dela.su/
Открыта:
10-08-2003
Адрес
автора: state.politics.newlist-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек стал упрощаться на фоне усложняющегося мира - Татьяна Черниговская
|
Человек стал упрощаться на фоне усложняющегося мира – Татьяна Черниговская 2021-11-12 10:18 Редакция ПО Мир усложнился, но он и раньше был непрост, считает Черниговская. «Вот представьте себе на минуту, что мы находимся в начале нашей эволюционной истории, что вы находитесь в джунглях, что у вас уже не очень с шерстью, у вас нет клыков и когтей, вы голый посреди страшного леса, где огромное количество опасностей со всех сторон. И у вас ничего такого особенного нет, чем вы можете с этими опасностями справляться», – рассказала она.
Она заявила, что этот мир не легче, чем жизнь на Манхеттене, где человека поджидает опасность каждую секунду. «Мир усложнился, но и мы упростились. Мы собираемся и дальше упрощаться? Вот если мы продолжать будем читать дайджест и если мы будем продолжать читать только комиксы, если вместо великих книг, великих спектаклей, великих фильмов, великих опер, мы будем слушать какие-то эти суррогаты, тогда на что жалуетесь?», – задала вопрос Черниговская. Наш мозг устроен неведомым никому образом, он зависит от генов, но дальнейшее его развитие зависит от того, чем он наполняется. «Если будут сложные тексты, будут сложные люди», – подчеркнула ученый. Источник: https://rvs.su/novosti/2021/chelovek-stal-uproshchatsya-na-fone-uslozhny... Будущее транслатерального мирового порядка: переосмысление глобального партнёрства в эпоху неопределённости 2021-11-12 10:24 Редакция ПО Введение В недавно опубликованной в журнале Russia in Global Affairs статье американский профессор Марлен Ларюэль справедливо указала, что в современных политических комментариях слишком часто используется устаревший бинарный код, обладающий невысокой эвристической ценностью1 и включающий предполагаемое противостояние между «демократическими» державами и «автократическими» соперниками. Бинарность насильно низводит различных акторов до грубых карикатур, одновременно провозглашая внутреннюю дружбу и внешнюю враждебность, оформленные в воинственном нарративе «мы против них». Со временем акторы, находящиеся во власти бинарного мышления, начинают некритически говорить о внутренней чистоте, единообразии и однородности как главном источнике силы. Становятся расхожими утверждения, что стабильный мировой порядок требует идеологического единства – чем более единообразны мы в нормативном отношении, тем стабильнее мировой порядок. Вероятно, поэтому многие исследователи и эксперты в области международных отношений игнорируют роль восходящих держав в изменении мирового порядка. Обычно говорят о том, что группа БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) вряд ли сыграет значимую роль в трансформации мировой политики, поскольку у входящих в неё государств нет единого видения. По словам американского политолога Джозефа Ная, «страны БРИКС слишком неоднородны политически и экономически, чтобы действовать заодно»2 . Основная цель данного доклада – бросить вызов этому общепринятому взгляду. Предлагая новую аналитическую концепцию транслатерализма, я утверждаю, что единство не является ни необходимым, ни желательным условием реформирования мирового порядка в эпоху углубляющейся глобальной неопределённости. Напротив, больше всего нам нужны неформальные партнёрские отношения между неединомышленниками, выходящие за рамки традиционного бинарного мышления и, следовательно, обещающие больший потенциал для развития духа экспериментального творчества и взаимного обучения. 1 Laruelle M. Accusing Russia of fascism // Russia in Global Affairs. 2020. V. 18. № 4. P. 100–123. URL: https:// eng.globalaffairs.ru/articles/accusing-russia-of-fascism/. См. также её последнюю книгу Laruelle M. Is Russia Fascist? Unraveling Propaganda East and West. Ithaca: Cornel University Press, 2021. 2 Nye J., Jr. BRICS without Mortar. Project Syndicate, 3.04.2013. Исторически сложилось так, что коалиции не-единомышленников во многих случаях одерживали верх над союзами единомышленников3 . Например, рассмотрим переделку европейского мироустройства в средневековье. С конца XIV века континент страдал от глобальной пандемии чумы (Чёрная смерть), которая, как полагали, возникла в Китае/Монголии, а затем захлестнула Аравию и Османскую империю и в конце своего пути опустошила большую часть Европы. Середина XV века стала свидетелем появления новых технологий (печатный станок Гутенберга), которые радикально изменили ландшафт распространения информации. Вслед за этими многочисленными и взаимосвязанными социально-политическими потрясениями в Европе XVI века возникли протестантские движения Реформации, которые бросили вызов исключительному моральному авторитету Ватикана4 .Поначалу католические лидеры средневековья несерьёзно отнеслись к вызову протестантизма. В отличие от Ватикана, который представлял собой «сообщество, основанное на ценностях» католического нормативного единства с хорошо развитыми институциональными структурами5 , протестантские движения включали в себя многочисленные внутриконфессиональные течения и не обладали последовательным и глубоким видением альтернативного постреформационного миропорядка. В свете этого многие средневековые католические лидеры сомневались, может ли простой «брак по расчёту» между разрозненными движениями, не имеющими общего видения, бросить вызов единой общине, объединённой общими ценностями, правилами и институтами католицизма. В конце концов оказалось, что отсутствие нормативного единства среди протестантских движений позволило им фактически бросить вызов существующему католическому порядку. Вместо того чтобы цепляться за блоковое мышление, разнообразные протестантские оппоненты умело использовали реальные компромиссы, союзы и гибкие партнёрские отношения с не-единомышленниками6. Например, 3 Kobayashi K. Is normative power cosmopolitan? Rethinking European unity, norm diffusion, and international political theory. Cooperation and Confl ict. 2020. V. 56. № 2. Р. 181–203. См. также Deutsch K. W. Medieval unity and the economic conditions for an international civilization // Canadian Journal of Economics and Political Science. 1944. V. 10. № 1. Р. 18–35. 4См. Phillips A. War, Religion and Empire: The Transformation of International Orders. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. Chapters 3–5. 5 Bellomo M. The Common Legal Past of Europe, 1000–1800. Washington, DC: The Catholic University of America Press, 1995. Об идеологическом столкновении католицизма и протестантизма, см. Owen J. M. The Clash of Ideas in World Politics. Princeton: Princeton University Press, 2010. Chapter 4. Будущее транслатерального мирового порядка: переосмысление глобального партнёрства в эпоху неопределённости 5 во время Тридцатилетней войны (1618–1648 годы) протестанты одержали победу над католиками, заручившись поддержкой Франции (крупнейшей католической державы в то время) и даже Османской империи. Хотя подробные исторические исследования выходят за рамки данного доклада, ключевая макроисторическая закономерность, по-видимому, заключается в том, что преодоление блокового мышления необходимо для успеха в мире исключительной неопределённости. В своей книге «Команда соперников» (Team of Rivals) американский историк и лауреат Пулитцеровской премии Дорис Кёрнс Гудвин рассказала о способности Авраама Линкольна преодолевать традиционные политические разногласия и собирать команду, придерживающуюся различных ценностей и взглядов (включая его яростных критиков), что позволяло ему находить оптимальные решения и в итоге победить в Гражданской войне7 . В данном докладе я называю такую практику «транслатерализмом» и утверждаю, что акторы с транслатеральным мышлением будут играть всё более важную роль в изменении международного порядка, поскольку практика транслатерализма позволяет им выходить из своих зон комфорта и создавать инклюзивные партнёрские отношения с обладателями различных ценностей и идентичностей. Доклад состоит из четырёх частей. После краткого введения во втором разделе сформулированы принципы транслатеральной дипломатии, которая сознательно стремится преодолеть ведущую к слабости блоковую политику, выстраивать всеобъемлющие глобальные партнёрские отношения с не-единомышленниками и максимально использовать возможности для инновационного взаимного обучения. Создание таких коалиций не-единомышленников имеет решающее значение для усиления духа экспериментального творчества, необходимого для эффективного понимания мира сложных кризисов. В третьем разделе представлены примеры транслатеральной дипломатии с акцентом на Китай, Индию, Японию и Россию. В заключительном разделе делается вывод о том, что те страны, которые готовы отказаться от навязчивого стремления к международному единству и учиться строить партнёрские отношения с не-единомышленниками, окажутся наиболее подготовленными лидерами при реформировании мирового порядка. 7 Goodwin D. K. Team of Rivals: The Political Genius of Abraham Lincoln. New York: Simon & Schuster, 2005. Кадзусигэ Кобаяси Научный сотрудник Центра изучения конфликтов, развития и укрепления мира Института международных исследований и развития, Швейцария; кандидат наук в области международных отношений и политологии Источник: https://ru.valdaiclub.com/files/38500/ Андрей Фурсов: Хаос в мире продлится до 2026-го года 2021-11-12 10:26 Редакция ПО цитата 2021-11-12 10:28 Редакция ПО С 64 по 75 лет – это пожилой возраст, а потом наступает старость, и дальше – дуй сколько сможешь (по случаю 75-летия).
Научные подходы к политике мультикультурализма в современных Нидерландах 2021-11-12 10:30 Редакция ПО Источники исследования В настоящее время имеется небольшое количество исследований, посвященных политике мультикультурализма в Нидерландах, несмотря на актуальность и существующий миграционный кризис, спровоцированный миграционной политикой Евросоюза. Многие работы посвящены именно миграционной политике современных Нидерландов и усилению националистических настроений в современных Нидерландах. Первую группу источников составляют отечественные и зарубежные исследования, посвященные концепту мультикультурализма. Следует назвать В.С. Малахова, С.В. Прожогину, С. П. Толкачева, Чандран Кукатаса, А.В. Черняк. В этих работах исследуется и анализируется понятие мультикультурализма, актуальность исследования этого феномена, основные направления политики мультикультурализма [1]. Вторую группу источников составляют официальные документы, такие, как Конституция Королевства Нидерланды и различные документы Министерства иностранных дел Нидерландов, Министерства юстиции и безопасности Нидерландов, регламентирующие и определяющие миграционную политику. С помощью данных документов можно определить приоритетные направления миграционной политики Нидерландов, в особенности в рамках ЕС [2]. Третью группу источников составляют современные российские и нидерландские научные исследования, посвященные реализации мультикультурализма как политической практики в современных Нидерландах. Работы посвящены современной миграционной политике Королевства Нидерланды в условиях миграционного кризиса в Европе и усилению националистических настроений в политическом процессе современных Нидерландах. Особый интерес среди отечественных исследований представляют работы Т.С. Соколовой и А.И. Отари, рассматривающие как суть процесса «интеграции» мигрантов в принимающее общество, и интерпретации этого процесса, так и политику Нидерландов в отношении иммиграции. Работа Маартена Финка «Нидерландский "мультикультурализм" за пределами мифа о столпотворении» посвящена состоянию политике мультикультурализма в Нидерландах. В статье критикуется идея о том, что нидерландская политика интеграции, проводимая с конца 1970-х годов, является продолжением исторической традиции "опор". Также выделяется работа Пола Схеффера «Драма мультикультурализма», определяющая провал политики мультикультурализма в Нидерландах. Особенно интересны основные положения провала политики мультикультурализма, согласно Полу Схефферу:
Из диссертаций, касающихся темы политики мультикультурализма, следует упомянуть работу Т.С. Соколовой «Государственная политика в отношении иммигрантов различных поколений: опыт Франции и Нидерландов», где рассматриваются проблемы интеграции различных поколений иммигрантов в принимающее общество Нидерландов на стыке политической теории и политической психологии. Также стоит упомянуть магистерскую работу Арииан Э. «Отступление мультикультурализма в Нидерландах: анализ постструктурной политики». Работа вызывает интерес, поскольку теоретическая часть основана на методологии «Какова представляемая проблема?» Кэрола Бакки, доказывающая, что в Нидерландах действительно наблюдается сильный отход от мультикультурализма, а дискурс правительства показывает, что существуют более строгие критерии в отношении интеграции мигрантов в общества [3]. Четвертую группу источников составляют современные российские и нидерландские научные исследования, посвященные реализации миграционной политики в современных Нидерландах. Среди них работы А.С. Костюченко, Пола Схеффера, Хана Энтцнгера, Масьи фан Мейтерэн, Саннэ фан де Пол, Р. Дэккера, Ходфрида Энгерберсена, Эрика Снэла. Изучение работ, вошедших в данную группу, позволило выявить ключевые направления миграционной политики Нидерландов и инструменты реализации политики [4]. В пятую группу источников вошли работы исследователей, в которых раскрываются подходы к содержанию понятий «идентичность» и «национальная идентичность». Следует отметить В.К. Белозёрова, С.В. Кортунова, К.А. Кузнецова, В.Р. Янакову, П.А. Щелина. Анализ работ, вошедших в данную группу, позволил выявить особенности концептов «идентичность» и «национальная идентичность», а также детерминацию этих концептов [5]. Шестую группу источников составляют современные нидерландские научные исследования, посвященные нидерландской идентичности. Среди них работы Йеруна Девулфа, Моники Кремер, Петера Ферстееха. Анализ работ, вошедших в данную группу, позволил выявить особенности концепта «нидерландская идентичность» [6]. Седьмую группу источников составляют новостные сообщения и статьи российских, нидерландских и английских СМИ, где описывается современная миграционная политика Нидерландов. Особенно интересны новостные статьи, где представлено мнение нидерландского общества, касательно миграционной политики правительства Королевства Нидерланды [7]. Таким образом, научная литература, отчасти касающаяся тематики данного исследования или одного из направлений внешней политики, весьма разнообразна. Однако, комплексное изучение политики мультикультурализма в Нидерландах и его последствий пока отсутствует. Литература:
Волков Даниил Андреевич, студент 4 курса Московского государственного лингвистического университета Научные подходы к политике мультикультурализма в современных Нидерландах 2021-11-12 10:33 Редакция ПО Источники исследования В настоящее время имеется небольшое количество исследований, посвященных политике мультикультурализма в Нидерландах, несмотря на актуальность и существующий миграционный кризис, спровоцированный миграционной политикой Евросоюза. Многие работы посвящены именно миграционной политике современных Нидерландов и усилению националистических настроений в современных Нидерландах. Первую группу источников составляют отечественные и зарубежные исследования, посвященные концепту мультикультурализма. Следует назвать В.С. Малахова, С.В. Прожогину, С. П. Толкачева, Чандран Кукатаса, А.В. Черняк. В этих работах исследуется и анализируется понятие мультикультурализма, актуальность исследования этого феномена, основные направления политики мультикультурализма [1]. Вторую группу источников составляют официальные документы, такие, как Конституция Королевства Нидерланды и различные документы Министерства иностранных дел Нидерландов, Министерства юстиции и безопасности Нидерландов, регламентирующие и определяющие миграционную политику. С помощью данных документов можно определить приоритетные направления миграционной политики Нидерландов, в особенности в рамках ЕС [2]. Третью группу источников составляют современные российские и нидерландские научные исследования, посвященные реализации мультикультурализма как политической практики в современных Нидерландах. Работы посвящены современной миграционной политике Королевства Нидерланды в условиях миграционного кризиса в Европе и усилению националистических настроений в политическом процессе современных Нидерландах. Особый интерес среди отечественных исследований представляют работы Т.С. Соколовой и А.И. Отари, рассматривающие как суть процесса «интеграции» мигрантов в принимающее общество, и интерпретации этого процесса, так и политику Нидерландов в отношении иммиграции. Работа Маартена Финка «Нидерландский "мультикультурализм" за пределами мифа о столпотворении» посвящена состоянию политике мультикультурализма в Нидерландах. В статье критикуется идея о том, что нидерландская политика интеграции, проводимая с конца 1970-х годов, является продолжением исторической традиции "опор". Также выделяется работа Пола Схеффера «Драма мультикультурализма», определяющая провал политики мультикультурализма в Нидерландах. Особенно интересны основные положения провала политики мультикультурализма, согласно Полу Схефферу:
Из диссертаций, касающихся темы политики мультикультурализма, следует упомянуть работу Т.С. Соколовой «Государственная политика в отношении иммигрантов различных поколений: опыт Франции и Нидерландов», где рассматриваются проблемы интеграции различных поколений иммигрантов в принимающее общество Нидерландов на стыке политической теории и политической психологии. Также стоит упомянуть магистерскую работу Арииан Э. «Отступление мультикультурализма в Нидерландах: анализ постструктурной политики». Работа вызывает интерес, поскольку теоретическая часть основана на методологии «Какова представляемая проблема?» Кэрола Бакки, доказывающая, что в Нидерландах действительно наблюдается сильный отход от мультикультурализма, а дискурс правительства показывает, что существуют более строгие критерии в отношении интеграции мигрантов в общества [3]. Четвертую группу источников составляют современные российские и нидерландские научные исследования, посвященные реализации миграционной политики в современных Нидерландах. Среди них работы А.С. Костюченко, Пола Схеффера, Хана Энтцнгера, Масьи фан Мейтерэн, Саннэ фан де Пол, Р. Дэккера, Ходфрида Энгерберсена, Эрика Снэла. Изучение работ, вошедших в данную группу, позволило выявить ключевые направления миграционной политики Нидерландов и инструменты реализации политики [4]. В пятую группу источников вошли работы исследователей, в которых раскрываются подходы к содержанию понятий «идентичность» и «национальная идентичность». Следует отметить В.К. Белозёрова, С.В. Кортунова, К.А. Кузнецова, В.Р. Янакову, П.А. Щелина. Анализ работ, вошедших в данную группу, позволил выявить особенности концептов «идентичность» и «национальная идентичность», а также детерминацию этих концептов [5]. Шестую группу источников составляют современные нидерландские научные исследования, посвященные нидерландской идентичности. Среди них работы Йеруна Девулфа, Моники Кремер, Петера Ферстееха. Анализ работ, вошедших в данную группу, позволил выявить особенности концепта «нидерландская идентичность» [6]. Седьмую группу источников составляют новостные сообщения и статьи российских, нидерландских и английских СМИ, где описывается современная миграционная политика Нидерландов. Особенно интересны новостные статьи, где представлено мнение нидерландского общества, касательно миграционной политики правительства Королевства Нидерланды [7]. Таким образом, научная литература, отчасти касающаяся тематики данного исследования или одного из направлений внешней политики, весьма разнообразна. Однако, комплексное изучение политики мультикультурализма в Нидерландах и его последствий пока отсутствует. Литература:
Волков Даниил Андреевич, студент 4 курса Московского государственного лингвистического университета Д. Канеман "Думай медленно... решай быстро" 2021-11-12 10:35 Редакция ПО 37 Ощущение благополучия Лет пятнадцать назад, когда я заинтересовался изучением благополучия, вскоре стало ясно: почти все, что нам известно о предмете, основывается на ответах миллионов людей на немногочисленные варианты одного и того же вопроса, обычно воспринимающегося как мера счастья. Очевидно, что вопрос адресуется воспоминающему «я», которое должно задуматься о жизни: «С учетом всех обстоятельств насколько вы довольны жизнью в целом?» К теме благополучия я обратился после исследования ошибок памяти в экспериментах с колоноскопией и «холодной рукой», поэтому изначально с подозрением относился к утверждению, что общее удовлетворение жизнью является точным измерителем благополучия. Поскольку вспоминающее «я» в моих экспериментах не проявило себя достоверным свидетелем, я решил в оценке благополучия обратиться к ощущающему «я». Предположим, что выражение «Хелен была счастлива в марте» будет иметь смысл, если она большую часть времени занималась тем, что ей скорее хотелось бы продолжать, а не прекратить, редко оказывалась в ситуациях, которых хотелось бы избежать, и – это важно, ведь жизнь коротка, – мало времени проводила в нейтральном состоянии, не вызывающем ни удовольствия, ни неудовольствия. Есть много разных занятий – приятных и для души, и для тела, – которые мы скорее продолжим, чем прекратим. Опять же предположим, что примером ситуации, которую Хелен захочет продолжать, станет полное погружение в процесс, иначе называемое «потоком», – состояние, охватывающее людей искусства в момент творчества, и известное многим увлеченным фильмом, книгой или решением кроссворда; во всех этих ситуациях прерывать процесс нежелательно. Еще я припомнил счастливое раннее детство: я всегда капризничал, если мама отрывала меня от игрушек и вела гулять в парк, а потом упирался, когда меня уводили из парка домой, лишая качелей и горки. Сопротивление вмешательству означало, что я замечательно провожу время – и с игрушками, и на качелях. Я предложил измерять удовольствие Хелен точно так же, как мы измеряли ощущения двух пациентов во время колоноскопии, – оценивая профиль благополучия, ощущаемого ею в каждый момент жизни. В этом я следовал идее гедониметра Эджуорта. Воодушевленный таким подходом, я сначала игнорировал вспоминающее «я» Хелен как ненадежного свидетеля реального благополучия ощущающего «я». Я догадывался, что моя позиция чересчур радикальна (так оно и оказалось), но начало было положено. Ощущаемое благополучие Я собрал великолепную группу исследователей, куда входили три психолога разных специализаций и один экономист; вместе мы взялись за разработку метода измерения благополучия ощущающего «я». Непрерывная запись ощущений оказалась, к сожалению, невозможной – человек не может нормально жить, постоянно сообщая о своих ощущениях. Ближайшей альтернативой был «метод отбора переживаний», изобретенный Михаем Чиксентмихайи. Со времени первых экспериментов технологии усовершенствовались. Сейчас фиксация переживаний производится при помощи программы на мобильном телефоне: через произвольные интервалы звучит сигнал или вибрация; телефон выдает респонденту краткое меню вопросов: чем он занят, кто с ним рядом в данный момент и тому подобное. Участнику также предлагается шкала оценки для указания интенсивности различных чувств: радости, напряженности, гнева, беспокойства, увлечения, физической боли и других. Отбор переживаний – дорогой и трудоемкий метод (хотя вовсе не такой отвлекающий, как поначалу кажется; ответы на вопросы занимают немного времени). Нужен был более практичный подход, и мы разработали метод, названный «метод реконструкции дня» (МРД). Мы надеялись, что такой подход даст результаты, близкие к отбору переживаний, и предоставит дополнительную информацию о том, как люди проводят свое время. Участницы (в первых исследованиях были только женщины) приглашались на двухчасовую сессию. Сначала мы просили их подробно описать прошедший день, разбив его на эпизоды, как в кино. Затем испытуемые отвечали на несколько вопросов о каждом эпизоде, как в методе отбора переживаний. Они выбирали из списка дел, которыми занимались, то, чему уделили больше всего внимания. Они также перечисляли тех, с кем встречались за день, и указывали на 6-балльной шкале интенсивность некоторых чувств (0 – отсутствие чувства; 6 – максимальное чувство). Наш метод предполагал, что люди, способные подробно описать ситуацию в прошлом, могут вспомнить сопровождавшие эту ситуацию чувства и вновь выказать внешние психологические признаки эмоций. Мы предполагали, что участницы честно и точно воспроизведут чувства главного момента эпизода. Сравнение с выборкой переживаний подтвердило валидность МРД. Поскольку участницы указывали время начала и конца эпизода, мы смогли подсчитать взвешенные по длительности оценки чувств на протяжении всего дня. В суммарной оценке дневных переживаний более продолжительные эпизоды получали больший вес, чем короткие. Опросник также включал оценки удовлетворенности жизнью, которую мы рассматривали как удовлетворенность вспоминающего «я». Мы использовали МРД для исследования факторов эмоционального благополучия и удовлетворенности жизнью у нескольких тысяч женщин в США, Франции и Дании. Чувства, испытываемые в какой-то момент или в течение эпизода, непросто выразить в одной оценке радости. Существует множество вариаций приятных чувств, включая любовь, восторг, увлеченность, надежду, веселье и другие. Отрицательные эмоции тоже многочисленны и разнообразны: гнев, стыд, депрессия, одиночество и так далее. Хотя положительные и отрицательные эмоции сосуществуют одновременно, большинство моментов определяются как в целом приятные или неприятные. Можно выделить неприятные эпизоды, сравнивая рейтинги положительных и отрицательных прилагательных. Эпизод считался неприятным, если негативная эмоция получала более высокий рейтинг, чем все позитивные. Оказалось, что американки испытывают неприятные ощущения примерно 19 % времени – немногим больше, чем француженки (16 %) или датчанки (14 %). Долю времени, когда человек испытывает неприятные ощущения, мы назвали U-индексом. Например, человек, который 4 из 16 часов бодрствования испытывает неприятные ощущения, получит U-индекс 25 %. Этот индекс хорош и тем, что основан не на шкале оценок, а на объективном измерении времени. Если U-индекс для популяции падает с 20 до 18 %, можно заключить, что время эмоционального дискомфорта или страдания населения сократилось на одну десятую. Удивительным результатом оказалась степень неравномерности распределения эмоциональных страданий. Около половины участников сообщили, что за целый день не пережили ни одного неприятного эпизода. С другой стороны, значительное меньшинство опрошенных отметили, что испытывали эмоциональный стресс бо́льшую часть дня. Получается, что на небольшую часть населения приходится значительная доля страданий – в силу физических или психологических причин, из-за вздорного характера или в связи с неудачами и личными трагедиями. Можно подсчитать U-индекс для разных видов деятельности, измерив, какую часть времени люди испытывают неприятные ощущения по дороге на работу, во время работы или в общении с родителями, супругами и детьми. Для 1000 американок в городе на Среднем Западе U-индекс составил 29 % для дороги на работу, 27 % – для работы, 24 % – для забот о детях, 18 % – для домашних дел, 12 % – для общения, 12 % – для просмотра телепередач и 5 % – для секса. В будние дни U-индекс оказался примерно на 6 % выше, чем в выходные, когда люди реже занимаются нелюбимыми делами и свободны от напряжения и стресса, связанных с работой. Самым удивительным открытием стало то, что американки от общения с детьми получают чуть меньше удовольствия, чем от домашней работы. Тут обнаружилось одно из немногих расхождений между американками и француженками: француженки меньше времени проводят с детьми, но получают больше удовольствия от общения с ними; возможно, потому, что к их услугам больше детских учреждений и меньше приходится по вечерам возить детей на всякие занятия. Сиюминутное настроение человека зависит от его характера и общей удовлетворенности, но эмоциональное благополучие значительно меняется в течение дня и недели. Текущее настроение связано главным образом с ситуацией. Настроение на работе, например, мало зависит от факторов, влияющих на удовлетворение от работы в целом, включая привилегии и статус. Гораздо важнее ситуационные факторы, такие как возможность общаться с сослуживцами, уровень шума, напряженный график (значительный источник негативных аффектов) и постоянное присутствие начальника (в нашем первом исследовании выяснилось, что только этот фактор хуже одиночества). Главное – внимание. Наше эмоциональное состояние определяется тем, что мы делаем сейчас; обычно мы сосредоточены на текущей деятельности и ближайшем окружении. Иногда субъективные ощущения определяются навязчивыми мыслями, а не текущим моментом. Если мы счастливы от любви, нам хорошо даже в автомобильной пробке; если мы горюем, то остаемся подавленными, даже если смотрим комедию. Впрочем, в обычных условиях мы черпаем удовольствие или страдания из того, что происходит сейчас, если мы «включены» в процесс. Например, чтобы получить удовольствие от еды, нужно обратить внимание на то, что вы едите. Выяснилось, что француженки и американки проводят за едой примерно одинаковое время, но француженки уделяют процессу примерно вдвое больше внимания. Американки гораздо более склонны во время еды заниматься другими делами, и, соответственно, их удовольствие от еды меньше. Выводы важны как для отдельных индивидов, так и для общества. Использование времени – то, чем человек может в определенной степени управлять. Мало кто может сам себя привести в радостное расположение духа, но некоторые в состоянии устроиться так, чтобы меньше времени тратить на дорогу до работы, а больше времени заниматься приятными делами в приятном обществе. Эмоции, получаемые от разных занятий, позволяют предположить, что для получения более приятных ощущений полезно переключиться с пассивных форм досуга (например, просмотра телевизора) на более активные (например, общение и спорт). С точки зрения социума улучшение работы общественного транспорта, доступность детских учреждений для работающих мам и расширение возможностей общения для пожилых – эффективные способы снижения U-индекса в обществе; снижение индекса хотя бы на 1 % станет значительным достижением, означая уничтожение миллионов часов страданий. Совместные общенациональные исследования использования времени и ощущения благополучия позволят во многих отношениях улучшить социальную политику. Алан Крюгер, экономист нашей группы, возглавил работу по пропаганде этого метода в национальной статистике. Измерение ощущения благополучия сейчас постоянно используется в широкомасштабных национальных исследованиях в Соединенных Штатах, Канаде и Европе; Всемирный опрос Гэллапа распространил эти измерения на миллионы респондентов в США и более чем в 150 странах. Опросы предусматривают самоотчеты об испытанных накануне эмоциях, хотя не столь подробные, как в методе реконструкции дня. Громадные выборки дают материал для очень точного анализа, подтверждающего значение ситуационных факторов, физического состояния и социальных контактов для ощущения благополучия. Не стало сюрпризом, что головная боль делает человека несчастным; второй по точности предсказания ощущений показатель – общение с друзьями и родными. Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что счастье – проводить время с теми, кого любишь ты и кто любит тебя. Данные опроса Гэллапа позволяют сравнить два аспекта благополучия: ∙ ощущение благополучия в течение жизни; ∙ суждение о благополучии в жизни. Для оценки в анкете Гэллапа используется вопрос, известный как «лестница счастья Кэнтрила» (шкала оценки своего места в жизни): Вообразите лестницу со ступеньками, пронумерованными от 0 (внизу) до 10 (на вершине). Верхняя ступенька представляет наилучшую возможную для вас жизнь, нижняя ступенька – наихудшую возможную жизнь. На какой ступеньке лестницы вы, по вашему ощущению, находитесь сейчас? Некоторые жизненные обстоятельства больше влияют на оценку жизни, чем на ощущения. Взять хотя бы образовательный уровень: более высокое образование связано с более высокой оценкой жизни, но не с более приятными переживаниями. В самом деле – по крайней мере в США, – люди с более высоким образованием больше жалуются на стресс. С другой стороны, слабое здоровье больше влияет на ощущение благополучия, чем на оценку жизни. Наличие детей также значительно сказывается на повседневных ощущениях (жалобы родителей на стресс и гнев – обычное дело), но на оценку жизни влияет меньше. Религиозность также больше влияет (в положительном смысле) на позитивные ощущения и снижение стресса, чем на оценку жизни. Впрочем, как ни удивительно, религия не помогает снизить депрессию или ощущение беспокойства. Анализ более 450 тысяч анкет Гэллапа о состоянии здоровья и благополучия (ежедневное обследование 1000 американцев) выявил неожиданно единодушный ответ на вопрос, который чаще всего задают при исследовании благополучия: приносят ли деньги счастье? Вывод таков: бедность делает человека несчастным, а богатство повышает удовлетворенность жизнью, но (в среднем) не усиливает ощущение благополучия. Резкая нищета усиливает ощущения от других несчастий. В частности, болезнь хуже переносится очень бедными, чем людьми с достатком. Головная боль повышает число респондентов, сообщающих о грусти и беспокойстве, – от 19 до 38 % для входящих в верхние две трети населения по доходам. Для беднейших десяти процентов эти значения составляют соответственно 38 и 70 % – более высокий исходный уровень и более резкое повышение. Обнаружены также значимые различия между очень бедными и остальными жителями в ощущениях от развода и одиночества. Далее, благотворное влияние выходных на ощущение благополучия значительно меньше для очень бедных, чем для всех остальных. Уровень «насыщения», при превышении которого ощущение благополучия не растет, соответствует примерно 75 000 долларов дохода в регионах с высокой стоимостью жизни (и меньше – в регионах, где стоимость жизни ниже). При превышении этого уровня ощущение благополучия не сопрягается с ростом дохода. Это странно, поскольку более высокий доход, несомненно, позволяет приобретать все больше удовольствий (включая отпуск в интересных местах, билеты в оперу и прочее) и гарантирует улучшение жизненной среды. Почему же эти дополнительные удовольствия не отражаются в отчетах об эмоциональном благополучии? Правдоподобное объяснение заключается в том, что высокий доход обычно притупляет способность наслаждаться маленькими радостями жизни. У этой идеи есть серьезное подтверждение: в ходе исследований эффекта прайминга студенты, получившие установку на богатство, едят шоколад с меньшим видимым удовольствием! Совсем по-разному доход влияет на ощущаемое благополучие и на удовлетворенность жизнью. Более высокий доход приносит и большее удовлетворение, даже после того, как он перестает влиять на позитивные ощущения. Общий вывод в отношении благополучия так же ясен, как и в случае с колоноскопией: оценка человеком собственной жизни и его реальные ощущения могут быть связаны, но в целом разнятся. Удовлетворенность жизнью – не такой безошибочный измеритель ощущения благополучия, как я считал несколько лет назад. Это нечто совершенно иное. Разговоры об ощущении благополучия «Целью политики должно быть снижение страданий человека. Мы стремимся понизить U-индекс в обществе. Главное – справиться с депрессией и крайней бедностью». «Проще всего получать больше удовольствия, контролируя распределение времени. Попробуйте найти больше времени для того, что вам нравится». «При превышении уровня „насыщения“ в доходах вы сможете покупать больше приятных ощущений, но будете меньше радоваться более дешевым». 12 ноября в истории России 2021-11-12 10:37 Редакция ПО 1335. Состоялась встреча правителей трёх держав – Венгрии, Польши и Чехии, положившая начало военно-политическому союзу – первому в Центральной Европе. Карл Роберт вместе с Казимиром III Польским и Яном Люксембургом Чешским договорились сдерживать экспансию австрийских Габсбургов и наладить новые коммерческие пути в обход Вены. 1472. В Москву из Рима прибыла Зоя Палеолог, племянница последнего византийского государя Константина XI Палеолога, погибшего в 1453 г. при захвате турками Константинополя, она же – дочь пелопоннесского деспота (правителя) Фомы Палеолога, бежавшего от мусульман в Италию. В тот же день она была обвенчана с великим князем Московским Иваном III Васильевичем и приняла имя Софья. 1772. В результате победы русского оружия в ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. крымский хан Сахиб-Гирей, являвшийся вассалом Османской империи, подписал договор с Россией, по которому Крым объявлялся независимым от Турции государством, находящимся под контролем России. 1803. Н.М. Карамзин официально назначен «российским историографом». Это дало ему право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся». К званию тогда же было добавлено 2 тыс. рублей ежегодного жалования. На следующий год Карамзин приступил к созданию величайшего труда своей жизни – «Истории государства Российского». Первые 8 томов «Истории» огромным для того времени тиражом (3 тысячи экземпляров) вышли в свет в феврале 1818 г. и были мгновенно раскуплены. 1841. Император Николай I издал Указ об учреждении в России сберегательных касс "для доставления чрез то недостаточным всякого рода людям средств к сбережению верным и выгодным способом и для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов". 1910. Выход в Париже первого номера «Рабочей газеты» – нелегального органа большевиков. 1917. Зимний дворец в Петрограде объявляется Государственным музеем. 1940. Народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов прибывает с визитом в Берлин для переговоров с Гитлером и министром иностранных дел Риббентропом. 1941. Красная армия впервые применила лыжников для атак на замерзающие немецкие войска. Под Москвой 1941–1942 гг. во время генерального сражения за столицу и в ходе контрнаступления действовало более 30-ти специальных лыжных батальонов, составленных из лучших спортсменов страны. 1942. Завершились шестидневные бои у города Орджоникидзе, в которых потерпела поражение ударная группировка 1-й германской танковой армии. 1944. ВВС Великобритании потопили немецкий флагман – линкор «Тирпиц» – второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях корабль практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение более чем двух с половиной лет. 1952. Первый полёт самолёта Ту-95 совершил экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелёта. Ту-95 – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Это самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. 1960. вступила в строй первая российская атомная подводная лодка проекта 658 с 3 баллистическими ракетами. 1965. В СССР запускается в сторону Венеры автоматическая межпланетная станция «Венера-2». 1982. На Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарём ЦК КПСС после смерти Л.И. Брежнева избирается Ю.В. Андропов, который выступил за ужесточение санкций в отношении коррупции, семейственности, расхищения «социалистической собственности» и взяточничества, видя в этом путь к укреплению социалистической системы. 1986. В СССР создан Советский фонд культуры во главе с Д. Лихачёвым. 1995. Хорватское правительство и сербские лидеры приходят к соглашению о передаче Восточной Славонии, последней хорватской области, контролируемой сербами, под юрисдикцию Хорватии. Маяк Коуза "Революция как она есть" 2021-11-12 10:41 Редакция ПО Ровно 104 года назад произошла Великая Октябрьская Революция, её можно оценивать по разному - написано уже немало книг, проведено бесчисленное количество исследований, но сегодня "Маяк Коуза" предлагает подборку трудов по теории революции. Здесь нет книг собственно про события Октября 1917 года, труды, посвящены причинам, процессу и особенностям - теории революции. В данной подборке собраны ключевые работы исследователей, занимающихся вопросами революции не первый год. Современная Турция началась 20 лет назад 2021-11-12 10:48 Редакция ПО – Какие внутристрановые события последних лет определяют внешнюю политику современной Турции? – Чтобы говорить о современной Турции 2021 года, нам неизбежно надо оглянуться на 20 лет назад – в 2002 год. Именно тогда к власти пришел Реджеп Тайип Эрдоган и его «Партия справедливости и развития», те люди, кто фактически создал Турцию в её нынешнем виде. В 2002 году Эрдоган и «Партия справедливости и развития», лидером которой он остается по сей день, побеждают на парламентских выборах и формирует правительство. Тогда в стране и за ее пределами явственно ощущались опасения, что будет провозглашен курс на исламизацию Турции, поскольку большинство членов партии власти имели корни в исламистском движении «Национальное видение». Однако в полной мере такого не произошло. Эрдоган и его сторонники позиционировали себя в духе «исламских демократов», по аналогии с «христианскими демократами» в Германии. То есть они демонстрировали свою приверженность исламу, но в решениях, касающихся внутренней политики они действовали весьма демократично. Партийцы были умеренными консерваторами, которые пытались выстроить либеральную экономику. Это принесло свои плоды. Экономика Турции стала активно развиваться, ее активно поддерживали страны Европейского союза. Параллельно пропагандировалась идея вхождения Турецкой Республики в Европейский Союз, которая фактически объединила вокруг себя всю нацию. Именно благодаря критериям, поставленным ЕС, получилось вывести из политического процесса армию страны. Те, кто наслышан об истории Турции второй половины XX века, знают, что это было время военных переворотов, когда армия и силовой ресурс играли огромную роль во внутренней политике. Следующей важной вехой, во многом определяющей нынешнее состояние и поведение турецкого руководства, являются протесты 2013 года. Тогда был сделан первый шаг на пути к современному устройству страны, тогда внутренняя политика Турции стала принимать авторитарные обертоны. Формально, протесты вокруг парка Гези в центре Стамбула, произошли по причинам, связанным с экологией. Власти собирались уничтожить одно из редких зелёных пространств в центре города и построить там нечто более «экономически целесообразное». Но после нескольких дней мирных акций начались столкновения между полицией и протестующими. Власти восприняли это как явные антиправительственные выступления. Именно тогда Эрдоган понял, что несмотря на хорошие темпы развития и общий подъем экономики, внутри страны всегда будет существовать очень жесткая оппозиция режиму. Кроме того, протесты 2013 года были поддержаны европейскими странами, что стало причиной постепенного отхода главы Турции от проевропейского курса развития. Накопив достаточное количество экономических ресурсов Турция поняла, что она может проводить собственную внешнюю политику, без оглядки на внешних партнеров. Это как раз то, что мы наблюдаем сейчас. Третьей очень важной вехой в становлении Турции при Эрдогане стала неудавшаяся попытка переворота в 2016 году. С точки зрения турецкого правительства за всем этим стояла террористическая организация Фетхуллаха Гюлена. Это очень влиятельный религиозный и общественный, который занимался развитием сети религиозно-образовательных учреждений в Турции и за ее пределами. В одно время амбиции Эрдогана и Гюлена были очень близки, но затем их пути разошлись. Лицеи, школы и университеты из гюленистской сети давали очень хорошее образование и социальный капитал. Выпускники быстро продвигались по карьерной лестнице, подтягивали за собой своих одноклассников, их влияние расширялось и укреплялось. По версии правительства, 15 июля 2016 года именно сторонники Гюлена из армейских и иных кругов попытались устроить военный переворот. Попытку поддержала не вся армия и переворот получился довольно странный. Если прежде перевороты происходили в будние дни под утро, когда все люди спят, и их сложно сподобить к активным действиям, то события 2016 года происходили прямо в прайм-тайм – вечер пятницы в прямом эфире. Значительная часть населения откликнулась на призыв Эрдогана противостоять выступлению гюленистов, благодаря чему 15 июля теперь празднуется в Турции как День демократии и народного единства. Кстати, есть версия, что спецслужбы России, предупредили Эрдогана о грядущей попытке переворота. Так или иначе сместить действующую власть не получилось. Эрдоган начал жесткие «чистки» сторонников Гюлена, кого-то арестовали, кто-то успел бежать за границу. Именно после этих событий Эрдоган стал максимально консолидировать власть в своих руках. Следующей пиковой точкой стал референдум 2018 года. По его итогам Турция из парламентской республики стала фактически супер-президентской. Президент не просто стоит во главе страны, а назначает правительство, сведя роль парламента к чисто законотворческой деятельности. После референдума 2018 года Турция превратилась в страну, которую мы знаем сейчас. – Как тогда, после всех политических чисток и неудавшихся переворотов, уцелела системная оппозиция в стране? – Чистки по большей части коснулись сторонников Фетхуллаха Гюлена, политиков, связанных с курдами и оппозиционных СМИ. В отношении остальных политиков жестких репрессий не было. Подтверждением этому служит тот факт, что представители оппозиционных партий возглавили муниципалитеты двух крупнейших городов Турции – Стамбула и Анкары. Несмотря на внешнеполитические успехи последнего времени, одним из которых является активное участие в последнем на данный момент витке Карабахского конфликта, где Турция выступала на стороне Азербайджана, ситуация внутри страны далека от идеальной. Системная оппозиция укрепилась и активно критикует политику Реджепа Тайипа Эрдогана и его партии. Противники действующего главы государства требуют проведения новых президентских выборов и планируют выдвинуть общего кандидата. Как предполагается, после победы он должен отказаться от действующей президентской формы правления и вернуть прежнюю парламентскую систему. Оппозиция требует досрочных выборов не случайно. Следующий электоральный цикл запланирован на 2023 год, но до этого может случиться почти все что угодно. Экономика Турции, уже находящаяся в кризисе, может рухнуть окончательно, а может быть у Эрдогана получится выправить ситуацию. Кроме того, 2023 год – это очень символическая дата. В 2023 году исполнится 100 лет со дня появления государства Турция. На этот год запланировано множество важных событий подготовка к которым уже идет. Евгения Ким Источник: https://ia-centr.ru/experts/evgeniya-kim/sovremennaya-turtsiya-nachalas-... |
В избранное | ||