Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Внешняя культурная политика в современном международном контексте



Внешняя культурная политика в современном международном контексте
2021-11-11 11:05 Редакция ПО

Актуальность темы

Международные отношения на современном этапе характеризуются значительными изменениями в сфере инструментов влияния во внешней политики государств. И культура начинает играть одну из основополагающих ролей среди этих инструментов на международной арене. Культура улучшает связи между государствами, успешный культурный диалог формирует отношения сторон во внешнеполитическом процессе и создает определенный образ конкретной страны за рубежом.

Как уже было отмечено, культурные связи способствуют формированию привлекательного образа государства, также свидетельствуют о ее открытости к ведению межгосударственного диалога. И дипломатия начала XXI века нацелена именно на моделирование имиджа государства. В этой связи культурный аспект обретает новую степень важности. Осознание роли культуры на международной арене повлияло на формирование такого направления деятельности государства как внешняя культурная политика.

Понятия внешней культурной политики смежно с таким понятием, как «мягкая сила». «Мягкая сила», в свою очередь, это способность одного государства получать желаемое от других государств с помощью собственной культуры, ценности и грамотной реализации внешнеполитического курса.

Внешняя культурная политика же – это комплекс мер, которые разрабатываются и реализуются государством во внешней политике для продвижения национальной культуры и языка, а также для формирования благоприятного образа страны с целью укрепления его авторитета за рубежом [4, С. 96]. У внешней культурной политики есть определенные цели, но основными целями являются [2, С. 25]:

  1. продвижение национальной культуры, языка, интересов, их пропаганда за рубежом;
  2. формирование позитивного образа государства за рубежом;
  3. создание благоприятных условий для осуществления поставленных государством задач на международной арене.

В последнее время в деятельности многих европейских государств, которые  активно используют методы внешней культурной политики, все отчетливее прослеживается уход от одностороннего продвижения своей культуры к построению культурного диалога. Это предполагает как демонстрацию национальной культуры одного государства за рубежом, так и создание условий для представления других культур и развитие межкультурного диалога.

При выстраивании внешнего культурного курса деятельности государство может использовать все аспекты национальной культуры, к которым относятся [9, С. 82-88]:

  1. Искусство (кино, музыка, живопись и т. д.).
  2. Выставки.
  3. Образовательные программы.
  4. Обмен научными, образовательными и иными достижениями.
  5. Литература.
  6. Трансляция новостных и культурных программ.
  7. Религия.
  8. Пропаганда идей социальной политики.

Все эти инструменты помогают аудитории за рубежом понять национальную культуру страны и достигнуть внешнеполитические цели государства посредством развития международного культурного диалога.

В современных условиях внешняя культурная политика, как и многие другие сферы политики в целом, подвержена цифровизации. Ряд европейских стран выпустил документы, регулирующие реализацию цифровизации. Например, в «Киберстратегии для Германии», вышедшей в 2016 году, изложен тот факт, что цифровизация изменила Германию за несколько лет и дала доступ к знаниям, новые способы коммуникации и толчок к большему социальному взаимодействию [1, С. 191].

Таким образом, внешняя культурная политика как феномен международных отношений окончательно сформировалась на рубеже XX – XIX веков как отдельное направление в теории международных отношений. Данный феномен находит свое отражение в продвижении национальных интересов отдельного государства через спорт, туризм, культуру и образование. В условиях глобализации значение культуры становится значительным, что позволяет использовать ее в качестве одного из основных инструментов влияния на международной арене с целью реализации своей внешней политики, а современные механизмы трансформации жизни, например, цифровизация, позволяют расширить доступ к получению информации и набор способов коммуникации.

 

 

Список литературы

1. Белозёров В.К. Международная политическая коммуникация в условиях цифровизации мирового развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 177-194.

2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе. Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (18): в 2-х ч. Ч. I. C. 25-27.

3. Востряков Л.Е. Культурная политика: основные концепции и модели  // Экология культуры: Информационный бюллетень. Архангельск, 2004. №1. С. 79-108

4. Захарова В.И. Внешняя культурная политика и современные этнополитические коммуникации  // Коммуникология. 2014. Т. 5. № 3. С. 95-100.

5. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы. Вестник МГИМО-Университета. 2017. 3(54). С. 212-223.

6. Николаева Ю. В., Боголюбова Н. М. Культура зарубежных стран в России: из истории реализации внешней культурной политики // Труды С.-Петерб. гос. ун-та культуры. 2014. № 203. С. 378-386.

7. Полякова В.В. Культура как инструмент внешней политики государства //

Молодой ученый. 2016. No 15. С. 388-390.

8. Соловьева А.А. Внешняя культурная политика как новый феномен современных международных отношений [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег» [Сайт]. Химки: АГЗ МЧС России, 2019. № 2.  URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/28number/articles/Solovieva-28%20MGLU.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

9.  Lenczows, J. Cultural Diplomacy, Political Influence, and Integrated Strategy// Strategic influence: public diplomacy, counterpropaganda, and political warfare [Электронный ресурс] // Institute of World Politics Press. 2008. URL: https://jmw.typepad.com/files/strategicinfluenceclass_copy.pdf (дата обращения: 08.10.2021).

 

Зайцева К.Ю., студент 4 курса Московского государственного лингвистического университета



В избранное