Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] Статья. Хвостатые лекари

Здравствуйте.

Хвостатые лекари

Донина Марина
В Минске впервые начали использовать метод лечебной
кинологии

На показательных кинологических выступлениях я смотрела,
как мальчишки и девчонки совсем еще дети с
удивительной проворностью и легкостью на расстоянии
управляли большущими собаками: специальными жестами
заставляли животных проходить разные снаряды на полосе
препятствий. Запомнился один рыжеволосый парнишка,
который особенно лихо манипулировал грозным на вид
боксером. Позже я узнала, что у мальчика диагноз ДЦП
и
все команды давались ему совсем нелегко...
Лечение больных детей посредством общения с собаками

новый для Беларуси метод. Отечественные кинологи
переняли этот положительный опыт у российских коллег
и
начали внедрять его на родине. Первыми, кто испытал на
себе необычную терапию, стали ученики 14й спецшколы для
детей с нарушением слуха и пациенты Республиканского
реабилитационного центра для детейинвалидов. Туда я и
отправилась, чтобы побольше разузнать о необычном
нововведении.

Смех сквозь боль

Первое, что бросилось в глаза, не инвалидные коляски
и
костыли, а счастливые детские лица. Их глаза светились
радостью и восторгом, а с губ не сходили улыбки.

Метод лечебной кинологии основан на том, что занятия
с
детьми проходят в игровой форме и эффект достигается
ненавязчиво. В первую очередь важно то, что ребята
получают положительные эмоции от общения с собаками.
Ведь собаке не важно больной рядом с ней человек или
здоровый, красивый или некрасивый, она рада каждому и
послушна со всеми, рассказала Елена Хромова,
инструкторкинолог с 20летним стажем. Рядом с ними
дети становятся полноценными людьми и впервые в жизни
чувствуют себя хозяевами ситуации. Кроме того, играя
с
животным, катаясь на нем верхом, обнимая, просто
поглаживая по шерсти, ребенок перенимает движения мышц
собаки и его парализованные мышцы начинают развиваться.
Таким образом, положительные эмоции сопровождаются
дополнительной физической нагрузкой.

Кинологи занимаются с детьми, которым поставлен диагноз
аутизм, у кого нарушены функции опорнодвигательного
аппарата, а также с глухонемыми ребятами.
Специалистыноваторы уверены, что нет ограниченных
возможностей, а есть ограниченный взгляд на возможности.
Занятия и в центре, и в школе проводятся дважды в
неделю. Чаще не рекомендуется во избежание эффекта
привыкания.

Для детей с различными заболеваниями инструкторы
подбирают специальные системы упражнений.
Детямаутистам, к примеру, достаточно просто поиграть
с
собакой, погладить ее, потрепать по голове. Песик лизнул
руку такому малышу и ему этих радостных впечатлений уже
достаточно. К детям с ослабленным слухом другой подход:
с помощью собак их учат произносить слова. В
школеинтернате хотя и развивают речь, но там нет такой
сильной мотивации. Произнести чтото правильно на уроке,
если ты сам ничего не слышишь, не так интересно, как
произнести команду собаке, которая может это понять и
тут же выполнить.

Для детей с ДЦП правильно продуманное общение с
животными прекрасная возможность развивать
двигательные функции рук и ног. При поглаживании собак
улучшается мелкая моторика, а когда ребенок выгуливает
на поводке или проводит через полосу препятствий
четвероногого друга развивается крупная моторика
движений. Рядом с собаками дети забывают, что каждое
движение усилие и преодоление боли...

Поддавки не проходят

В зависимости от диагноза мальчишки и девчонки выполняют
те или иные упражнения. Например, если у детей с ДЦП
паралич рук, они тренируют команду крутись. Для этого
нужно сделать вращательное движение рукой. Моторика рук
разрабатывается и в процессе пристегивания и
отстегивания поводка. Распространенное упражнение
команда апорт: ребенок бросает мяч, и собака должна
его принести. Большинство ребят, у которых проблемы
только с одной рукой, стараются кинуть мячик здоровой
рукой и как можно дальше. Педагоги, конечно, разрешают,
но с таким условием, что больная рука задействована пять
раз, а здоровая только один. Элементарная для здоровых
людей подача команды сидеть у больных детей вызывает
трудности. Потому что им тяжело поднять руку даже на
несколько сантиметров.

Был случай, рассказывает Елена Хромова, когда
парнишка отказался бросать мяч парализованной левой
рукой. Это достаточно частое явление, особенно в
переходном возрасте. Подростки комплексуют и стараются
приспособиться в жизни так, чтобы все делать только
здоровой рукой. Тогда мы предложили ему поводить собаку
по снарядам, он согласился. Вот тутто мы пошли на
маленькую хитрость и расставили снаряды так, что боксера
Линду ему пришлось вести с левой стороны и
соответственно управлять ею больной рукой. К примеру,
чтобы собака взяла барьер, руку надо поднять выше
препятствия, иначе пес не станет исполнять команду.
Очень быстро юноша вошел во вкус и старался изо всех
сил.

Для 3 4летних малышей разработан отдельный курс.
Учитывая любимые детские игры в доктора и
дочкиматери, тренеры дают возможность детишкам
лечить собачку, переодевать ее в разные одежки. Таким
образом с удовольствием и радостью разрабатываются
маленькие больные ручки.

Те, у кого проблемы с ногами, работают по другой
программе. Я наблюдала, как дети бросали костыли,
вставали с колясок и водили собаку на поводке или на
специальной шлейке. Сначала тренер помогала, шла вместе
с лохматым доктором и пациентом, но потом свою помощь
свела к минимуму. Когда одна из девочек зацепилась ногой
за лапу собаки, никто не бросился к ней на помощь, да
она и не выглядела беспомощной. Достаточно быстро
малышка самостоятельно переставила больную ножку и пошла
дальше.

Несколько иначе строится лечебный урок с детьми, у
которых нарушен слух или речь. Они ведут собаку по
полосе препятствий не жестами, а словами. Если команда
не произнесена или сказана неправильно, собака ее не
выполняет. Причем традиционные ап, ниц, апорт
инструкторы заменяют пригодными в жизни: прыгай,
ползи, принеси, дай. И дети начинают говорить.

Живой тренажер

Собакилекари уникальные животные. Пока их всего семь:
американский стаффордширский терьер Рон, боксер Линда,
две бельгийские овчарки (Лаки и Аляска), бультерьер
Терри, цверкшнауцер Ронни, русский охотничий спаниель
Нора. После усиленной работы в качестве эмоционального
поощрения умный Рон играет с детьми в ладушки, а Лаки

в футбол.

К работе допускаются, конечно, не все собаки, а только
спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой.
Поэтому их так немного, говорит Елена. Ведь здесь
многие дети передвигаются на костылях и могут случайно
наступить животному на лапу. Собака не должна ни рычать,
ни лаять. Все наши питомцы живут в семьях, где есть
дети, и потому полностью социально адаптированы. В них
мы уверены на 100 процентов. Кстати, Рон самая
титулованная собака Беларуси по рабочим качествам
свое недовольство проявляет весьма безобидно: начинает
усиленно лизать детям мордашки.

До года сложно определить, станет пес эскулапом или нет:
у щенков, как и у человеческих детенышей, переменчивый
нрав. Лучше это делать после года, когда собачья психика
и характер уже установятся. Тестируют их просто:
случайно наступают на хвост, на лапу. Пес может
укусить или отойти. Тот, который укусит, бракуется и
для
него путь в лечебную кинологию закрыт.

Понятно, что вылечить детский церебральный паралич и
аутизм полностью невозможно. Но такая задача и не
ставится. Главное помочь таким детям обрести
собственное я, стать увереннее в себе, вытащить их из
своего внутреннего замкнутого мирка, в котором они
живут. А результаты удивляют уже сейчас, хотя позади
всего три с небольшим месяца работы. Иногда чудеса
случаются буквально после первых занятий. Шестилетний
малыш, который ни разу не разговаривал ни с детьми, ни
с
воспитателями, играя с псом, защебетал так, что педагоги
не сразу поняли, что он заговорил.

Но говорить о глобальных достижениях пока рано. В
Республиканский реабилитационный центр дети приезжают
со
всей республики и проводят здесь лишь месяц, а этого
времени недостаточно. Чтобы проследить позитивную
динамику, требуется хотя бы 3 месяца занятий. К
сожалению, пока специалистыкинологи не могут помогать
всем нуждающимся в помощи. Для этого нет элементарных,
необходимых условий. Сегодня они готовят презентацию
своего ноухау и надеются привлечь внимание городских
властей и спонсоров. Хочется надеяться, что для такого
благого дела у городских властей найдется хотя бы
специальная площадка, куда смогут приходить и приезжать
все дети, которым нужна помощь и людей, и собак.

Кстати

Методика кинологической терапии была сформулирована в
1960х годах детским российским психиатром Борисом
Левинсоном. Он заметил, что его собака, находившаяся
в
кабинете во время приема пациентов, положительно влияла
на детей. Улучшалось их психологическое состояние и,
как
следствие, физическое: уменьшалось число эпилептических
припадков, в общении с собакой у больных детей
развивались моторика и речь.

Занятия с собаками улучшают психоэмоциональное состояние
маленьких пациентов, моторику, снижают количество
эпилептических припадков таковы результаты
исследований НИИ педиатрии Российской академии
медицинских наук. В апреле 2004 года в России вышло
пособие Лечебная кинология.
"СБ - Беларусь сегодня"
http://www.sb.by/

Ответить   Иван Fri, 30 Mar 2007 01:13:23 +0400 (#651901)