[friend] статья Ремонтировать технику и доставлять заказы будут быстрее
Ремонтировать технику и доставлять заказы будут быстрее
Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей. В подарок нам, покупателям,
Госдума подготовила поправки в главный <потребительский> закон. Благодаря
новшествам мы сможем отстаивать свои права успешнее
Сразу предупредим: на сегодня поправки приняты в первом чтении, до их вступления
в силу понадобится еще ряд процедур. Мы знакомим вас с грядущими изменениями
заранее, чтобы вы лучше ориентировались: возможно, с некоторыми покупками стоит
немного подождать, поскольку уже через пару месяцев ваши права будут защищены
значительно серьезнее.
У меня барахлит телефон...
Ситуация
Сломалась купленная техника: сотовый телефон, телевизор, фотоаппарат и т. д.
Магазин или непосредственно сервисный центр забирают вашу покупку в ремонт.
Тянутся дни, недели, месяцы, а ремонт все никак не заканчивается: то мастер заболел,
то нужную деталь из-за границы не присылают...
Как сейчас
Часто в документации к технике (сервисной книжке, гарантийном талоне и т. п.)
срок ремонта указывается хитро: 20 - 30 дней после доставки необходимой детали.
При такой формулировке сервис-центр может тянуть до бесконечности, ссылаясь на
отсутствие запчастей, которые, как правило, заказывают за границей (техника-то
в основном импортная).
Как будет*
Поправки в закон по-прежнему не указывают конкретного срока гарантийного ремонта,
поскольку в зависимости от поломки и сложности техники время устранения
дефектов может очень различаться. Однако вводится максимальное ограничение: в
документах, оформляемых при покупке (договор) или прилагаемых к товару (сервисная
книжка и т. п.), срок ремонта может указываться только таким образом, чтобы его
общая продолжительность не превышала 30 дней. Также устанавливается, что
отсутствие запчастей, оборудования, необходимых для ремонта, и иные подобные
причины не освобождают продавца (изготовителя, сервис-центр) от ответственности
за нарушение срока устранения дефектов. Напомним, за каждый день просрочки (т.
е. затягивания ремонта) покупателю выплачивается пеня в размере 1% цены
товара. Так что, если в сервис-центре <залежится> дорогостоящая техника, то по
окончании ремонта потребитель сможет потребовать приличную сумму.
* Ожидается, что поправки к закону пройдут все необходимые процедуры и вступят
в силу в конце весны - начале лета. Мы обязательно сообщим, когда это случится.
Если продавец или сервис-центр замешкались, то обязаны выплатить покупателю компенсацию.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Не забывайте, что, сдавая в гарантийный ремонт товары длительного пользования
(к ним в первую очередь относится бытовая техника), вы вправе сразу же потребовать
в бесплатное пользование аналогичную вещь (п. 2 ст. 20 Закона <О защите прав
потребителей> в ныне действующем виде; также сохраняется в новой редакции).
Это требование не распространяется только на автомобили, мебель, электробытовые
приборы, используемые как предметы туалета и для медцелей (фены, электробритвы,
электрогрелки и др.), а также приборы для приготовления пищи (СВЧ-печи, электрочайники
и др.). Требовать на время ремонта мобильные телефоны, ноутбуки,
фотоаппараты и другую технику, не входящую в <запретный> список (см. выше), вы
имеете полное право.
Долой кредиты с переплатой!
Ситуация
При покупке товара в кредит от клиента скрывают часть предстоящих расходов: объявляют
устно или пишут в договоре крупными буквами меньшую сумму, а другие
траты (комиссия, плата за обслуживание счета и проч.) разбросаны мелким шрифтом
по многочисленным страницам кредитной документации. Так, например, многие
прокалываются при покупке в кредит автомобилей: в конечном счете машина обходится
в 1,5 - 2 раза дороже цены, указанной в автосалоне.
Как сейчас
Поскольку <обработанный> опытными менеджерами покупатель подписал кредитный договор,
не обратив внимания на указанные в нем дополнительные платежи, то придется
расплачиваться.
Как будет
Продавцов и банкиров обяжут перед заключением договора в наглядной форме предоставить
клиенту полную информацию о размере кредита, сроке возврата, графике
погашения, а также обязательно письменно указать общую сумму, подлежащую выплате,
с учетом всех комиссий и прочих <сопутствующих> платежей.
ВАЖНО!
Кому пожаловаться на недобросовестных продавцов
Сегодня, 15 марта, для жителей Подмосковья открыта <прямая линия> по правам потребителей.
Весь рабочий день (с 9.00 до 18.00) можно получить консультацию
или пожаловаться на недобросовестных продавцов по телефону (495) 586-30-30 или
(498) 687-19-73 (для жителей Мытищ).
- Если ваши права ущемляют: не в полном объеме предоставляют услугу, доставляют
товар с опозданием, нарушают заключенный договор, звоните нам, - говорит
Александр МОНАХОВ, начальник отдела по защите прав потребителей Московской области.
- Мы постараемся проинструктировать, что делать в том или ином случае,
куда и в какой форме подавать жалобы, дадим телефоны специалистов.
Москвичи же с жалобами могут обращаться в Роспотребнадзор по телефону (495) 687-40-35.
Что делать, если не привозят мебель?
Ситуация
Вы заказываете мебельный гарнитур, набор для кухни и т. п. по образцу, выставленному
в магазине или по каталогу; приобретаете автомобиль, который должны
доставить из-за границы. Оплатив часть или полную стоимость покупки, вы попадаете
в зависимость от фирмы, которая под разными предлогами затягивает доставку.
Как сейчас
Если с вами оформили договор купли-продажи или поставки (для импортных автомобилей)
- именно так чаще всего делается на практике, - то воздействовать на
продавца, задерживающего доставку, очень сложно. Неустойка за просрочку, стимулирующая
торговцев вовремя передавать товар покупателю, по нынешнему законодательству
очень мала. Закон <О защите прав потребителей> ее вообще не предусматривает,
а Гражданский кодекс позволяет взыскать буквально копейки, исходя из ставки
рефинансирования Центробанка РФ (ст. 487 и 395 ГК РФ).
Как будет
В Закон <О защите прав потребителей> вводится новая статья - 23.1. Согласно ей
за каждый день нарушения срока доставки продавец выплачивает покупателю по
1% от суммы, внесенной за товар. Причем потребитель с первого же дня просрочки
имеет право отказаться от покупки. В этом случае ему, во-первых, должны
вернуть уже внесенную сумму (часть или полную стоимость товара) и, во-вторых,
выплатить неустойку: по 1% за каждый день с начала просрочки и до дня возврата
внесенных денег.
НА ЗАМЕТКУ
Внимательно прочитайте, как называется договор, по которому вы приобретаете мебельный
гарнитур или другой подобный товар, изготавливаемый по заказу покупателя.
Возможны варианты:
договор купли-продажи товара (бывает добавление: <по образцу>). При такой формулировке
в случае нарушения срока изготовления и доставки покупатель сейчас
может рассчитывать на копеечную неустойку; поправки к закону предусматривают
пеню по 1% от уплаченной суммы ежедневно (см. в тексте);
договор о выполнении работ по изготовлению мебели, окон и т. д. В этом случае
за нарушение срока предоставления готового заказа покупателю выплачивается
более высокая неустойка: по 3% от стоимости заказа ежедневно (на основании ст.
28 Закона <О защите прав потребителей>). Правда, есть ограничение: максимальный
размер неустойки не может превышать общую стоимость заказа.
Анна ДОБРЮХА
dobruh***@k*****.ru
Благодарим за содействие в подготовке материала зампредседателя правления Московского
общества защиты потребителей адвоката Антона НЕДЗВЕЦКОГО.
--
Выпуск 2823
Количество подписчиков: 146
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru