[friend] СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Здравствуйте.
Актуальное интервью. СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА СОХРАНЯТ
СЕМЕЙНЫЙ
ФАКТОР В ВОСПИТАНИИ, СЧИТАЕТ ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СВЕТЛАНА ТОЛСТОУХОВА
КИЕВ. (Александр Козловский - Укринформ). Еще до недавнего
времени родители ребенка-инвалида не имели альтернативы и вынуждены были
родного ребенка почти принудительно отправлять в специнтернат. Уязвимой
детской душе причинялась дополнительная психологическая травма. Сегодня
у
родителей появилось право выбора - параллельно системе интернатов
создаются реабилитационные центры по месту жительства. Теперешнее общество
становится более внимательным к духовным потребностям ребенка? С таким
вопросом корреспондент Укринформа обратился к директору Государственной
социальной службы для семьи, детей и молодежи Светлане Толстоуховой.
- Известно, что ребенок болезненно переживает разлуку с родными. Старая
система измеряла все в денежном эквиваленте, не учитывая душевного
состояния ни ребенка, ни его родителей. Несмотря на то, что для ребенка
лучше всего воспитываться в семье, складывалась парадоксальная ситуация,
когда родители, не отказавшись от ребенка, вынуждены были жить отдельно
от
него. Эту систему нужно было кардинально менять.
С семьями, где воспитываются дети-инвалиды, мы начали работать еще
приблизительно в 1993 году. Мы начали создавать клубы общения по месту
жительства. Затем организовали для таких детей специализированное смену
в
МДЦ "Артек". Теперь же, в последние 7 лет, почти 300 - 400 детей-инвалидов
ежегодно по результатам конкурса фестиваля "Поверь в себя" оздоровляются
в
"Артеке".
Но, приобретя опыт, мы поняли, что клубные формы работы, школы для
родителей и прочее, хотя полезные и необходимые, все же не решают проблемы
кардинально. И тогда появилась мысль, что нужно создавать более серьезные
учреждения - специализированные Центры социально-психологической
реабилитации.
- Чем отличаются вновь создаваемые Центры от уже существующих
реабилитационных учреждений?
- До недавнего времени существовало два типа таких учреждений - Центры
ранней реабилитации, где дети от рождения и до 7 лет имели возможность
проходить реабилитацию раз в год в течение полтора-два месяца, и Центры
реабилитации - медико-профессиональные. Но там, как правило, детей и
молодежи почти не было, поскольку эти учреждения ориентированы обычно на
людей старшего возраста. Не было и нормативной базы по реабилитации
инвалидов в возрасте от 7 до 35 лет. Поэтому мы, прежде всего, разработали
Типовое положение. Сегодня уже разработана Типовая структура и штаты для
таких учреждений, условия оплаты труда специалистов, которые должны там
работать, квалификационные характеристики, классификаторы профессий,
должности. То есть, теперь имеем возможность действительно создавать целую
сеть таких центров реабилитации.
- Каким, по Вашему мнению, должен быть настоящий современный Центр
социально-психологической реабилитации детей и молодежи в Украине, и
вообще, что надо сделать для улучшения системы таких специализированных
услуг?
- Я считаю, что сегодня Центры социально-психологической реабилитации для
детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет должны быть комплексные. Для
них, во-первых, должна быть разработана, внедрена и реализована программа
самой реабилитации, а во-вторых, в этом Центре ребенок-инвалид, как в
стационаре дневного пребывания, будет иметь возможность, если он не
посещает школу, общаться, развиваться. Дневной стационар даст возможность
родителям ходить на работу, жить полноценной жизнью. Поэтому, я уверена,
перспектива у таких центров очень большая. Мы гордимся тем, что сегодня
в
Одесской области уже созданы два таких полноценных Центра реабилитации
для
детей и молодежи. Планируем в ближайшее время все наши 46
специализированных служб, которые пока существуют как программы, перевести
в такие учреждения, развивая эту сеть по всей Украине.
Сегодня необходимо на уровне Кабинета Министров Украины утвердить
программу развития таких учреждений и создать в каждой области, по крайней
мере, по одному мощному базовому областному Центру реабилитации. Уже после
этого, в зависимости от потребностей и пожеланий родителей, создавать
меньше Центры, как филиалы, по месту жительства. Таким образом
сформируется единая система реабилитации инвалидов.
Уже сегодня Министерством труда и социальной политики разработана, на мой
взгляд, прекрасная Типовая программа реабилитации детей-инвалидов. В
ближайшее время она будет вынесена на утверждение Кабинета Министров
Украины. В этой программе все четко расписано: реабилитация по возрастным
категориям, видам заболеваний, программа психологической,
медико-социальной, социально-педагогической, физической реабилитации,
различные ее виды и аспекты.
- Создание действительно эффективных современных учреждений реабилитации
требует значительных материальных и человеческих ресурсов. У государства,
к сожалению, на все не хватает средств. В то же время, параллельно
государственным, создаются общественные, благотворительные, религиозные
и
другие организации, волонтерские движения, которые также стремятся
помогать таким категориям детей. Будете ли Вы сотрудничать с ними?
- Действительно, для создания общеукраинской сети реабилитационных
учреждений для детей и молодежи нужны значительные материальные ресурсы,
нужны помещения. Сегодня же, когда социальная служба или общественная
организация, или ассоциация родителей, воспитывающих детей-инвалидов,
обращаются в органы местной власти, им, как правило, отказывают в
предоставлении помещений. Но несмотря ни на что, мы не сидели, сложа руки.
За эти годы мы создали сеть хотя и не учреждений, как юридических лиц,
а
просто наших служб - формирований, как мы их называем. Их около 50. Они
функционируют как дневные стационары. Сегодня ребенок может находиться
там, но он еще не имеет возможности проходить в таких Центрах программы
медицинской, физической, социально-медицинской, психологической
реабилитации на достаточно высоком уровне, поскольку для этого нужны
реабилитологи, для этого нужны социальные работники, психологи, нужны
штатные работники. Как правило, сегодня у нас в таких службах работают
3 -
4 работника, и то на полставки.
Самостоятельно, только силами государственных учреждений, все эти проблемы
решить очень трудно. Во всех цивилизованных странах существует абсолютно
нормальная форма сотрудничества государственных и общественных
организаций. Общественные организации там являются полноправными
субъектами, предоставляющими социальные услуги. Они получают
финансирование, они имеют возможности создавать, строить, ремонтировать,
обустраивать такие учреждения, затем их содержать, работать там, получать
образование. Общественные организации действуют эффективно. Родители,
работающие там, имеют возможность находиться возле своего ребенка. Можно
сказать - это они делают ради своих детей. Но и для других детей тоже.
Сегодня, наконец, общество поняло, что государство должно поддержать это
мощное общественное движение. Министерство труда и социальной политики
разработало положение о порядке предоставления реабилитационных услуг,
согласно которым на местах будут созданы реестры всех граждан, нуждающихся
в реабилитационных услугах, сеть всех учреждений, в том числе
негосударственных, которые могут предоставлять такие услуги. На
сегодняшний день этот документ в стадии принятия, но я уже знакома с его
содержанием, и он мне нравится - это будет единая система, единые подходы.
Если говорить о взглядах ученых, медиков, социальных работников,
государственных служащих различного уровня относительно создания и
организации системы реабилитационных услуг, то они сегодня полностью
совпадают. Во-первых, каждый ребенок, каждый молодой человек от рождения,
независимо от своего развития и физического состояния, должен иметь
абсолютно равные гражданские права. Во-вторых, интернатные учреждения -
не
лучший путь содержания таких детей, и третье - создав разветвленную
систему Центров ранней реабилитации, создав условия их функционирования,
необходимо обеспечить родителей свободой выбора. А она заключается в том,
чтобы родители сами могли решать, в каком учреждении будет находиться их
ребенок, где лучше он может пройти курс реабилитации, где ему учиться -
в
школе, или в реабилитационном Центре, если есть ограничения.
Украинское национальное информационное агентство УКРИНФОРМ
http://ukrinform.ua/rus/order/?id=475908